Блок схема условия развития ребенка
Эпиграфом своей работы я взяла слова Иммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».
Темп нашей жизни ускоряется и с каждым годом новые технологии, и способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Современному человеку нужно суметь адаптироваться в постоянно меняющейся реальности, что бы свободно ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации иначе он просто не сможет найти себе «место под солнцем»
Таким образом, задача дошкольного образования заключается в том, что бы не просто вложить в умы детей базовые знания по общим дисциплинам, а научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательной активности детей.
Проблемой познавательной активности занимались многие ученые:
Л.С. Выготский рассматривал познавательное развитие как обучение детей, которые пребывают в роли учеников. Однако рядом всегда должен быть учитель, передающий опыт. Лишь в этом случае познавательное развитие будет успешным для ученика.
Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Известно, что источником познавательной активности является познавательный интерес.
А что можем сделать мы взрослые, чтобы у детей появился интерес к обучению? Разумеется, нужно сделать так, чтобы процесс обучения стал занимательным.
Так же не нужно забывать, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка, позволяют ему почувствовать себя личностью, развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему. И нам, взрослым, нужно стараться организовать процесс обучения и воспитания через игру.
В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Ценность данного пособия заключается в том, что с его помощью можно в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения. А именно сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
Свою работу я начала старшей группе. Мониторинг по познавательному развитию на начало учебного года помог выявить, что дети не уверены в решении проблемных ситуаций, им тяжело даются сравнение, обобщение, классифицирование. Затрудняются в умении кодировать и декодировать информацию, моделировать и замещать свойства предметов. Не испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Тогда я решила в своей работе использовать логические блоки Дьенеша.
Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:
1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)
2. Трех цветов (красные, синие, желтые)
3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной.
Занятия проходят в несколько этапов.
Свободная игра. Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
Затем малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые». Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Последнему этапу мы уделили много времени.
На этом этапе мы учим детей кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор ребенку задавали условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.
Теперь в игре используются карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина): цвет обозначается пятном размер – силуэт домика (большой, маленький), форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Вводить логические карточки в игру нужно постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.
Когда дети научаются кодировать и декодировать информацию, используя эти символы. Мы знакомим их с карточками, которые обозначают отрицание свойств (т.е какое то свойство перечеркнуто крестиком). И кодируя информацию, мы говорим, например, «не круг», «не синий», «не тонкий» и т.д.
Прежде чем начать работать с блоками и условными символами – схемами, нами были подобраны игры и создана картотека игр с логическими блоками Дьенеша. Некоторые из этих игр я бы хотела представить вашему вниманию.
«Занимательные обручи»
Сначала игра проводится с одним обручем. Перед началом игры выясняем, какая часть игрового пространства находится внутри обруча и вне его. Устанавливаем правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагаю детям два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Затем игру усложняю и даю уже два обруча (красный и желтый). Обручи кладу так, что бы они пересекались. И предлагаю детям игровую ситуацию: (обручи – грядки, а блоки – цветы) нужно засадить цветами грядки так, чтобы внутри красной грядки оказались все красные цветы, а внутри желтой – все круглые. Предлагаю детям подумать, какие цветы должны быть внутри двух грядок (круглые красные).
Игру можно усложнить, предложив детям три разноцветных пересекающихся обруча. Сначала предлагаю детям поставить игрушку на любое из мест в обручах, и назвать, где она находится. Например, находится внутри всех трех обручей, или
внутри желтого и красного, но вне синего,
внутри красного и синего, но вне желтого,
внутри желтого и синего, но вне красного,
внутри желтого, но вне красного и синего,
внутри красного, но вне желтого и синего,
внутри синего, но вне красного и желтого,
вне всех обручей.
Таким образом, мы выяснили, какая часть игрового пространства и где находится.
Игровые ситуации могут быть самые разные: например можно грядки засадить цветами, разложить угощение по тарелочкам, застеклить окошки стеклышками и т.д.
«Накорми котенка»
Ход игры: Предлагаю детям накормить котят котлетами. Но какой котлетой накормить они узнают раскодировав информацию зашифрованную с помощью схем, которые располагаются на ширме. Надо найти нужный блок – котлету и положить котенку в миску. Сначала кодирую по одному свойству, потом по два и т.д. А когда дети овладеют навыками раскодировки – предлагаю им самим попробовать закодировать и раскодировать информацию. (Один ребенок с помощью схем кодирует информацию, а другой ее раскодирует)
«Укрась дерево»
Ход игры: Я предлагаю детям украсить дерево разноцветными фонариками или флажками. (в роли фонариков или флажков выступают блоки Дьенеша). На дереве расположены схемы – шифры, на которых закодирована информация, раскодировав которую, ребенок узнает какой фонарик или флажок должен здесь быть. Игра также проводится от простого к сложному. Сначала задаю по одному свойству, затем по два и т.д.
Игровые ситуации тоже могут быть разные: например, на дереве сидят птички и я предлагаю детям их покормить зернышками. А какими зернышками – мы узнаем раскодировав информацию.
«Выкладываем дорожки»
Предлагаю детям выложить дорожку из плиток. Каждой плитке соответствует символ. Дети смотрят на положение плитки на схеме №2 и находят соответствующий ей символ на схеме № 1.
«Рассели по домикам»
Я даю детям таблицы в виде домиков с разным количеством этажей, на которых изображены знаки подсказки, а так же набор логических блоков. Я прошу деток помочь расселить фигуры по своим домикам. Знаки – символы подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и каждом подъезде дома. Раскодируя информацию о жильцах дома, дети называют, в каком по счету подъезде и на каком этаже живут фигуры (например: в первом подъезде на втором этаже живет не синий, не квадрат. Т.е это может быть круг, треугольник или прямоугольник, по цвету: желтый или красный)
Таким образом, организовывая обучение и воспитание в игровой форме с помощью блоков Дьенеша, я стала замечать, что дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, классификации. Начали испытывать устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого. Все это послужит успешной подготовке к школе.
Результат нашей работы позволяет сделать вывод, что использование игрового метода в целях формирования познавательной активности у дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Источник
n1.doc (3 стор.)
Оригінал
- Домашня робота – Блок-схема технології виробництва хлібобулочних виробів
- Куликов В.Д. Електрообладнання електричних станцій та підстанцій
- Економічна психологія. Збірник тим
1 2 3
РАЗДЕЛ 2. Развитие психики
Блок-схема 2.1. Основные этапы развития психики животных
Блок-схема 2.2. Сравнительный анализ деятельности человека и животных
Важнейшие особенности деятельности |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Д еятельность направляется позна-вательной потребностью и потребностью в общении | |
Н ет совместной деятельности, групповое поведение животных подчиняется исключительно биологическими целями (питания, размножения, самосохранения) | Ч еловеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности | |
Р уководствуется наглядными представлениями, действует в рамках наглядной ситуации | А бстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости | |
Т ипичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования | П ередача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры | |
М огут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животное не способно изготавливать орудия с помощью другого орудия | І зготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия труда с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания | |
П риспосабливается к внешней среде | П реобразует внешний мир в соот-ветствии со своими потребностями |
Блок-схема 2.3. Сущность различий психики человека и животных
подчинение ЗАКОНОМ
общественно-исторического развития | биологической эволюции |
о тражение
предметной деятельности | обусловлено удовлетворением биологических потребностей |
активность
сознательная деятельность н еобязательно связана с биологическими мотивами (героизм) н еобязательно определяется наглядными впечатлениями от среды, может осуществляться опосредовано з нания и умения формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, выработанного человечеством в процессе обучения | в пределах инстинктивной деятельности |
Блок-схема 2.4. Условия формирования сознательной деятельности
ТРУД, который требует | і зготовления и использования орудий з овместной деятельности возникновение ЯЗЫКА: |
система
знаков-символов
Блок-схема 2.6. Наследственность
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА |
О КРУЖАЮЩАЯ СРЕДА постоянно изменяется |
Влияние Приспособление
Свойство живых организмов воспроизводить свою организацию.
Способность жить и развиваться в определенных условиях
Обеспечивает более эффективное приспособление к условиям существования
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
НАСЛЕДУЮТСЯ
У идовые и частные признаки: цвет глаз, форма носа, ушей … дыхательная и пищеварительные система … стопа, ее свод … | П рограмма обмена веществ между клеткой и внешней средой. Свойства анализаторных систем. Про собенности строения нервной системы и мозга (Тип ВНД: сила, подвижность, уравновешенность нужных процессов) |
Внешние условия: а) экологические;
б) эмоциональные
Эмоциональное состояние.
Питание, кислород.
Движение.
Алкоголь, курение.
Наркотики.
Лекарства.
Родовая травма и др.
Врожденные особенности организма ребенка.
Дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями.
Строение, функционирование организма и отдельных органов различное (химический состав крови, тканей, клеток, количество мозговых нервных клеток и т.д.)
Блок-схема 2.5. Факторы психического развития
Блок-схема 2.7. Социальная среда
Отношение к ребенку взрослых, сверстников
Значимость
Характер воспитания
Блок-схема 2.8. Социальная ситуация развития
В каждой группе для индивида складывается
определенная социально-психологическая
ситуация межличностных взаимодействий
С
В
Неформальные группы
Специальная организация социальной среды
Е
Семья как группа
С
Группа на производстве
Т
Группа вуза
Н
Группа ПТУ,
(ССУЗ)
И
Школа, класс
Разное влияние межличностного взаимодействия
К
И
Группа детского сада
Роль, статус, характер общения и взаимодействий, эмоциональное благополучие и т.п.
Личностные качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней
Р одители Значимые в зрослые | Единство позиций родителей; эмоциональные реакции взрослых на поступки детей; воспитание строгое, требовательное или нежное, нетребовательное отношения официальные, холодные или теплые, дружественные и т.д. | Р ебенок, его е. моциональное благополучие, его активность |
Блок-схема 2.9. Классификация периодизаций психического развития
(по Л.С. Выготскому)
Блок-схема 2.10. Периодизация психического развития
(по Л.С. Выготскому)
социальная ситуация развития
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (2 месяца – 1 год)
РАННЕЕ ДЕТСВО
(1 – 3 года)
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(3 – 7 лет)
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(8 -12 лет)
ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ
(14 – 17 лет)
Общие закономерности психического развития
Блок-схема 2.11. Периодизация психического развития
(по Д.Б. Эльконину)
Вік | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразования | |
1.Период младенчества а) новорожденность (от 1 до 4 недель); б) собственно младенчество (до 1 года) | Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте. | Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом). | Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. Начинается активное развитие сенсомоторных навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни | |
детство (от 1 года до 3 лет) | В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: “ребенок ПРЕДМЕТ взрослый”. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. | Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. | Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен “внешнее Я сам” («Ясам» является новообразование кризиса 3х лет). Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом). Личностное новообразование формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам освоение грамматического состава речи. | |
3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) | Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем. | Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаково-символической функции и речи. | Новообразования:
Этот период заканчивается кризисом 7 лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым. |
Блок-схема 2.12. Схема периодизация психического развития
ПЕРИОД | ВІК | СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ | ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ | РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ |
Новорожденность | 0 – 1 мес. | Взрослый ребенок | Физиологические отправления | Способность активно бодрствовать, перцептивная память | Освоение первых норм отношений между людьми |
Младенчество | 1 мес. – 1 рік | Эмоциональное общение | |||
Раннее детство | 1 – 3 роки | Взрослый = ребенок | Предметно-манипулятивная | Потребность в ориентировке | Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами |
Дошкольное детство | 3 – 7 лет | Ребенок взрослый | Сюжетно-ролевая игра | Внутренняя позиция, целеполагание | Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
Младшее школьное детство | 7 – 12 лет | Ребенок сверстники | Учение | Произвольное целеполагание | Освоение знаний, интенсивное развитие интеллектуальной сферы |
Младший подростковый возраст | 12 -15 лет | Младший подросток = сверстники | Интимно-личностное общение | Способность к идентификации | Освоение норм отношений между людьми |
Старший подростковый возраст | 15 – 17 лет | Старший подросток сверстники | Учебно-профессиональная | Чувство одиночества, первая любовь | Освоение профессиональных знаний, умений |
Блок-схема 2.13. Основной механизм смены возрастных периодов развития
ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ СМЕНЫ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ
Э Т А П Ы
Изменения соотношений
ДВИЖУЩАЯ СИЛА
ПОСЛЕДУЮЩЕЙ, БОЛЕЕ «ВЫСОКОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Место, занимаемое ребенком в системе общественных отношений,
во многом определяет его психическое развитие в ведущей деятельности
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
Д е я т е л ь н о с т ь
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ | і | ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ |
Во всех межвозрастных переходах
і сходным является новый уровень развития ребенка
Усиливается то одна, то другая сторона деятельности,
социальной позиции личности
Блок-схема 2.14. Возрастные кризисы
КРИЗИСЫ на переломных этапах онтогенетического развития личности | ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Про СНОВНОЙ В ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ ЦЕНТРАЛЬ- несет в себе побу- НОЕ НОВООБ- дительную силу РАЗОВАНИЕ становится базой (обобщенный для формирования результат личности в психического следующем возрасте развития) | КРИЗИСЫ знаменуют завершение одного периода и начало другого |
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
-
непослушание, капризы, раздражительность; -
ребенок вступает в конфликт с окружающими взрослыми (родителями, воспитателями); -
отрицательное отношение к прежним требованиям (упрямство, негативизм)
Жесткое давление на ребенка не дает результатов | ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИИ (ПОДАВЛЕНИИ) НОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА | Криза обостряется и затягивается |
ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛОГО К РЕБЕНКУ
Терпение, тактичность | Знание возрастных особенностей | Допомога:
|
Блок-схема 2.15. Развитие ребенка
Блок-схема 2.15. Общая характеристика психического развития
в младенческом возрасте
Блок-схема 2.14. Общая характеристика психического развития
в раннем детстве
Развитие познавательных процессов ребенка
в раннем возрасте
Развитие личности в раннем детстве
первые формы проявления самосознания
центральное новообразование возраста
Блок-схема 2.15. Общая характеристика психического развития
в дошкольном возрасте
Развитие дошкольника во взаимодействии с другими и
в различных видах деятельности
Источник