Близнецовый метод дневники развития ребенка

Близнецóвый мéтод — один из методов исследования в генетике, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Фрэнсисом Гальтоном[1].

Биология близнецовости[править | править код]

В природе у большинства млекопитающих обычно появляется более одного детеныша в помете, так как оплодотворяется сразу несколько яйцеклеток. У человека обычно рождается только один детеныш[2]. Если же оплодотворяется не одна, а две или более яйцеклеток, то на свет появляются гетерозиготные близнецы. По своей генетической конституции гетерозиготные близнецы не отличаются от обычных братьев и сестер, они имеют около 50% общих генов и могут быть разного пола. В некоторых случаях многоплодная беременность происходит при оплодотворении только одной яйцеклетки и приводит к появлению гомозиготных близнецов. Гомозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления делится на два (или более) самостоятельных организма. Гомозиготные близнецы всегда одного пола и имеют 100% общих генов, вследствие чего организмы приобретают практически идентичную внешность. Общее количество близнецов во всем мире на 2008 год составило примерно 80 миллионов[источник не указан 664 дня].

Концепция близнецового метода[править | править код]

Основы полисимптомного метода сходства были опубликованы Г. Сименсом в 1924 году[3]. Он разработал метод диагностики зиготности и предложил исследовать не только гомозиготные пары, но и гетерозиготные — как контрольные. В классическом варианте близнецовый метод предполагает равенство сред для обеих пар гомозиготных и гетерозиготных близнецов[прояснить] и пренебрегает разницей гомозиготных и гетерозиготных близнецов.

Разновидности близнецового метода[править | править код]

  1. Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
  2. Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
  3. Лонгитюдное близнецовое исследование.
  4. Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
  5. Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночнорожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
  6. Сопоставление близнецов с неблизнецами.
  7. Метод разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
  8. Метод частично разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время.

См. также[править | править код]

  • Близнецы
  • Генетика
  • Наследуемость (генетика)
  • Изменчивость
  • Генотип

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Психологический словарь – определение

Литература[править | править код]

  • Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие: монография. — М.:ОГИ, 2004.
  • Ф.Фогель, А.Мотульски. Генетика человека. Проблемы и подходы. — М: МИР, 1989. — Т. 1. — С. 288.

Источник

Близнецовый метод изучения детской психики

МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ (от греч. psyche — душа, genos — происхождение) — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

В детской психологии подробно описано исследование В.С. Мухиной, в котором автор изучала собственных детей – близнецов, вела дневниковые записи и анализировала данные. Данный метод хорошо отражает влияние среды на развитие личности, а также показывает влияние собственной активности на психическое развитие. 

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет “близнецовый метод” Как известно, однояйцевые близнецы имеют одну и ту же наследственность. Они представляют собой как бы два экземпляра одного и того же организма В случаях, когда нужно проверить некоторые условия и возможности развития, проводят исследования на близнецах.

Близнецовый метод – это сравнительное изучение условий развития и обучения близнецов Суть его заключается в сопоставлении особенностей их развития и успешности в усвоении ими знаний Учитывая, что монозиготные (одно яйцевые) близнецы имеют одинаковый генетический код, разница в их развитии и поведении дает основание для вывода о роли влияния определенных факторов среды, в частности учебно-воспитательных, на развитие психических функций.

Этот метод был использован, например, в работе О.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович. Исследователи долгое время наблюдали двух близнецов, у которых были замечены значительное отставание в развитии речи. Результаты исследования показали, что одним из факторов, что мешает развитию полноценной речи, является то, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии правильной, целостной речи. Другим фактором была склонность к задержке речи.

Тогда исследователи провели специальный формирующий эксперимент. Они поместили близнецов в разные группы детского сада, создав этим объективную необходимость в общении с другими детьми, а также ввели в эксперимент дополнительное условие: с одним из близнецов (более слабым) начали специальные языковые занятия с целью развить у ребенка лучше различения звуков, выработать лучшую произношение и т.д.

Читайте также:  Развитие ребенка в подростковом возрасте социальная ситуация развития новообразования

В результате были получены данные о развитии языка и всего психического развития близнецов под влиянием необходимости в общении, обнаружена разница в их языке и мышлении в связи с тем, что один из них систематично учился.

Источник

Близнецовый метод в психологии предложен в 1875 году английским психологом, антропологом и составителем статистик Френсисом Гальтоном. Интерес к изучению наследственности возник у Гальтона после выхода в свет книги его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Близнецовому методу предшествовали работы «Наследственный талант и характер», «Наследственный гений» и «Первые шаги в направлении к одомашниванию животных». Всё это постепенно привело к пониманию важности изучения наследственного влияния.

Френсис Гальтон выдвинул теорию, что у успешного и богатого человека, шанс родить ребёнка, который станет успешным, составляет 25%. Немного, но у рядового обывателя, шанс на то, что его ребёнок станет богатым и знаменитым равен 0,25%. Его оппоненты возражали, что имеет значение воспитание и образование, которое дают богатые люди своим детям, но Гальтон доказал, что приёмные дети богатых родителей редко достигают успеха, если они рождены бедняками, пьяницами и людьми низшего сословия, без особых талантов.

Эта тема требовала подтверждения, и именно изучение близнецов доказало, что теория Гальтона имеет право на жизнь. Два идентичных человека, и как на них влияет воспитания и среда обитания, всё это изучает Близнецовый метод?

Виды близнецового метода в психологии

Тут нужно немного обратиться к биологии, в частности, к разделу оплодотворения. Обычно к моменту оплодотворения у женщины созревает одна яйцеклетка, и порой, вскоре после оплодотворения, она разделяется на самостоятельные организмы, вследствие чего рождаются близнецы. Такие близнецы называются однояйцевые, или монозиготные. У них одинаковый набор генов и они полностью идентичны. У них одна группа крови, один набор генов, и даже отпечатки пальцев практически идентичны.

В случае когда созревает сразу две, или больше яйцеклеток, и все они оплодотворяются, рождаются разнояйцевые близнецы, или дизиготные. В этом случае, у таких младенцев больше различий, и более того, у этих близнецов могут быть даже разные отцы, но всё же, сходство у них тоже очень большое.

Сам метод направлен на изучение, как среда обитания, образ жизни и другие факторы влияют на поведение близнецов. То есть, насколько сильно генетика влияет на поведение людей.

Родители близнецов стараются воспитывать детей, даже дизиготных одинаково. Покупают им одинаковую одежду, игрушки, отдают их в одну секцию. И это влияние среды обитания сглаживает разницу между дизиготными близнецами, и делает их более схожими. А если бы их разлучили в младенчестве и они воспитывались в разных семьях? А если разлучить монозиготных близнецов, сколько сходства между ними останется.

Близнецовый метод в возрастной психологии

Близнецовый метод исследования в психологии открыл некоторые закономерности, как генетика влияет на близнецов. Многие спорят и не верят, что диабет, ожирение, алкоголизм, склонность к депрессии и масса других заболеваний – это наследственное, и винят нездоровый образ жизни либо лень.

Близнецовый метод показал, что даже у разлученных сразу после рождения близнецов, в дальнейшем жизнь складывается практически одинаково.

В конце прошлого века последовала серия скандалов, из-за обнаружения таких опытов, которые проходили в Америке. При появлении в приютах для брошеных детей близнецов, их не отдавали в одну семью, как это принято с обычными братьями-сёстрами, а разделяли. Подбирали семьи различного уровня доходов и социального статуса. Как правило, приёмным родителям сообщали лишь то, что они участвуют в социальном эксперименте, но не говорили о наличии брата/сестры у ребёнка. Исследователи регулярно наведывались в семьи, проводили опросы, и просили заполнить анкеты родителей и их детей. На основании этих анкет делали выводы о влиянии наследственности близнецов.

Правда выявилась случайно, когда двое братьев встретились в одном колледже. О них писали все газеты, и таким образом нашёлся и третий брат. В ходе следствия выяснилось, что был и четвёртый брат, но он умер сразу после рождения.

В приюте отговаривались, что разделили братьев не намеренно, а из благих целей, чтобы близнецы не соревновались за любовь родителей и не конкурировали между собой. Но найденные фотографии, анкеты и видеозаписи говорили о том, что за развитием братьев пристально следили и записывали каждый их шаг, каждый шрам, и каждый поступок.

С появлением интернета и соцсетей, близнецы стали находить друг друга, так как у таких детей очень сильная связь, и они на уровне подсознания чувствуют, что где-то живёт их вторая половинка. Выяснились удивительные подробности близнецов. Даже воспитанные в разных семьях, порой в разных странах, и в разной вере, близнецы имеют одинаковые привычки. Они женятся в одно и то же время, называют детей одинаковыми именами, и их партнёры имеют большое сходство. У них схожая профессия, вкусы в одежде и предпочтения в еде. Несчастные случаи с ними происходят также в одно время, с одинаковыми последствиями.

Близнецовый метод в психологии применяют, когда хотят получить более точные результаты по определению психологии личности, психосоматике и социальной диагностике. Как правило, организмы однояйцевых близнецов одинаково реагируют на одинаковые методы лечения, включая немедикаментозное лечение. Сейчас появилась отдельная наука, изучающая близнецов – это «Гемеллология». В последние годы, динамика рождения близнецов увеличилась, и шансов родить двойню, а то и тройню достаточно высоки даже у тех семей, в роду у которых ранее близнецы не рождались. Доктора связывают это с лекарством от бесплодия, которое увеличивает шансы на многоплодную беременность и выживаемость эмбрионов. Так что, сейчас у гемеллологов нет недостатка в изучаемом «материале», надеюсь, больше не будет нужды разделять близнецов в детстве ради экспериментов.

Есть и негативный момент в исследовании близнецового метода. Зная о влиянии наследственности, некоторые люди не пытаются что-то изменить в свой жизни. Ведь если родители были пьяницами, значит, и выросшим детям есть чем себя оправдать. Дескать это не они виноваты, а генетика. Это немного не так. Наследственность влияет, но не более чем на 30—50% на поведение человека, и шанс есть у каждого. Зная свою генетическую предрасположенность к каким-либо заболеваниям, их можно избежать. В основном именно на это и направлен метод близнецового исследования.

Источник

Генетика – не только наука цифр и лабораторий, это еще и наука, имеющая точки соприкосновения со многими гуманитарными дисциплинами. Например, психогенетика – одна из наиболее интересных междисциплинарных областей современного знания. Одним из главных инструментов психогенетики является метод близнецов. 5 фактов о близнецовом методе, его потенциале, ограничениях и успехах рассказывают научные сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Ксения Шарафиева и Дарья Мацепуро и заведующая лаборатории, профессор Юлия Ковас.

Читайте также:  Мероприятие на укрепление здоровья ребенка и физическое развитие

 14485 •


24.01.2019

1. В чем суть близнецового метода?

Метод близнецов или близнецовый метод – ключевой метод, использующийся в психогенетике (науке о наследственности и средовых влияниях на поведение).

Метод заключается в сравнении однояйцевых (монозиготных – МЗ) и разнояйцовых (дизиготных – ДЗ) близнецов. Монозиготные близнецы – это фактически 100% генетические копии друг друга, а дизиготные близнецы генетически похожи в среднем на 50%, как обычные родные братья и сёстры. При этом и те, и другие близнецы разделяют общую среду, например, они развиваются в одной утробе, воспитываются в одной семье, обучаются зачастую в одной школе или даже в одном классе.

Это означает, что наличие различий в физических и психологических характеристиках и поведении между монозиготными близнецами объясняется влиянием среды, а различия у дизиготных близнецов объясняются и влиянием среды и генетическими влияниями. Близнецовый метод направлен на выявление средовых и генетических влияний на различные признаки.

Современные исследования, выполненные методом близнецов, указывают на то, что почти все признаки частично зависят от генетических факторов, причем некоторые признаки показывают более сильное генетическое влияние (например, рост), другие – менее сильное влияние (например, черты личности). Большинство признаков являются сложными – их наследуемость обусловлена большим количеством генов, например, в случае с аутизмом.

Иллюстрация Георгий Сапего

2. Кто открыл близнецовый метод?

Идея близнецового метода была сформулирована Ф. Гальтоном еще в 1865 году. А в 1876 г. появилась его статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, и близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли «природы» и «воспитания» в формировании индивидуальных особенностей людей.

В России первые системные психогенетические исследования с использованием близнецов начались через полвека – в 1929 г. в Медико-генетическом институте. Исследовательская группа под руководством С.Г. Левита создала самый большой (на тот момент) в мире близнецовый регистр, включавший более 1 000 пар близнецов. Ученые также организовали «близнецовый» детский сад для проведения исследований. Однако эта работа была остановлена и запрещена в конце 1940-х в результате «лысенковщины». Впоследствии исследования в области генетики поведения в СССР прекратились на 25 лет.

3. Какие открытия были сделаны при помощи близнецового метода?

Близнецовый метод используется и в здравоохранении для изучения процессов наследуемости различных заболеваний и предрасположенностей, и в гуманитарных науках. В мире на сегодняшний день существует целый ряд масштабных лонгитюдных близнецовых исследований.

Например, ряд психогенетических исследований посвящен анализу индивидуальных различий в способностях к обучению и школьной успеваемости по отдельным предметам. Так, для способности к чтению получены оценки наследуемости около 40-60%, а оценки влияния общей среды варьируют от 25 до 45%. Похожий вклад генетических и средовых факторов в индивидуальные различия получен и для способностей в математике. Другие исследования, проведенные с использованием близнецового метода, были направлены на изучение индивидуальных различий в чувстве числа (способности правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их). Индивидуальные различия в чувстве числа обнаруживаются в раннем возрасте, сохраняются в более позднем развитии и связаны с общим интеллектом. Исследования показали, что генетический вклад для чувства числа составляет только 32%, индивидуальные различия во многом объясняются неразделенным влиянием среды.

Еще одно интересное исследование было проведено под руководством Юлии Ковас. В нем приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые пытались ответить на вопрос, в чем причины мотивации к обучению у школьников, почему им нравится или не нравится учиться, и насколько для них интересен тот или иной предмет школьной программы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Individual Differences. Выяснилось, что даже монозиготные близнецы, которые растут в одной семье и учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. По словам руководителя исследования, это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

Читайте также:  Создание условий для развития одаренного ребенка в доу

4. Какие разновидности близнецового метода используются сегодня?

Существует несколько основных разновидностей близнецового метода: классический (сравнение сходства монозиготных и дизиготных близнецов), метод разлученных близнецов, изучение семей (например, детей) МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, близнецовой пары.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, которые были разлучены в детстве и, следовательно, воспитывались в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в первые месяцы или годы жизни, поскольку это означает, что два генетически одинаковых человека растут в разных условиях. В таком случае их сходство не может быть объяснено сходством постнатальной среды, следовательно, полученные корреляции – во многом отражает наследуемость признака.

Критика этого варианта близнецового метода заключается в сложности оценки действительного различия сред, в которых воспитывались МЗ близнецы.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблингов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же самое, что мать (или отец).

Главная задача, для решения которой этот метод дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и из-за психологических, постнатальных, а также биологических и внутриутробных факторов.

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близнецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы. Интерес также вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только при помощи метода семей МЗ близнецов. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся в цитоплазме.

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, который впервые использовал метод, изучая развитие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до 14 лет. Они получили материал, свидетельствующий о зависимости эффективности обучения (двигательного и речевого) от возраста.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две противопоставленные тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, напротив, к индивидуализации каждого близнеца. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, протесту против «второго — такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

5. Я близнец – как стать участником исследований?

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета – один из ключевых научных центров в России, где активно используется близнецовый метод. В 2011 году на базе лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО был создан первый в России близнецовый регистр – Российский школьный близнецовый регистр “Прогресс”.

Близнецовый регистр – это важный ресурс, инструмент изучения того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.

Для участия в данном проекте приглашаются родители близнецов и преподаватели общеобразовательных школ. Для регистрации близнецов школьного возраста необходимо заполнить форму регистрации на сайте. 

А в 2015 году стартовал международный научно – исследовательский проект, направленный на изучение природы индивидуальных различий в познавательных процессах. Цель исследования в длительной перспективе – анализ причин успешности и неуспешности людей в освоении математики и других когнитивных функций. Задачей также является разработка новых, более «математически дружелюбных» программ образования от школы до университета. Проект осуществляется совместно с лабораторией InLab, Голдсмитс Университета Лондона; лабораторией возрастной психогенетики и Российско-британской лабораторией психогенетики Психологического института Российской академии образования; и инновационным центром исследований нарушений способностей к обучению Университета Огайо. В рамках проекта исследования нейрофизиологических механизмов индивидуальных различий в познавательных процессах проводятся именно с помощью близнецового метода.

Иллюстрация Георгий Сапего

Если вы являетесь близнецами в возрасте от 17 до 30 лет и хотите принять участие в данном проекте, то вам нужно заполнить онлайн форму регистрации, которую вы можете найти на официальной страничке проекта по ссылке.

Также всю информацию о деятельности Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, как структурного подразделения Международного центра исследований развития человека, можно получить на сайте.  

Источник