Благоприятная среда для развития ребенка

Благоприятная среда для развития ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Читайте также:  Как влияет обвитие пуповины вокруг шеи плода на развитие ребенка

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

ирина кузьмина
Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Актуальность: Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Цель: обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

– предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

– вести стиль взаимоотношений, обеспечивающий любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Функции предметно-развевающей среды:

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая средаразделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр физической культуры:

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; скакалки; кегли; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Центр изобразительного искусства:

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы,которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки – тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Книжный центр:

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы,которое есть у нас в уголке: полочки ля книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель.В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Центр природы:

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Читайте также:  Цветовое развитие ребенка до 3 лет

В нашей группе находится много комнатных растений; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Я разместила в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя.

Психологический центр:

Задачи: Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Психологический уголок представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение.В нашей группе есть: домик, в котором ребенок чувствует себя спокойно; коробочка – «Мирилка», которая способствует примирению детей; подушки «Хорошее и плохое настроение» и дорожки к ним; погремушки и еще много всего.

Театральный центр:

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); декорации, маски для постановки сказок.

Дети в восторге от нашего театрального центра. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр ПДД

Задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие; воспитать грамотного пешехода.

Безопасность детей на дорогах во многом зависит от правильного изучения ПДД в детском саду.

В нашем центре есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, детская художественная литература по тематике).

Пособие и игры по обучению детей ПДД. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.

Список литературы.

1. Денисенкова Н. «Как организовать окружающую среду». Дошкольное воспитание №12, 2003г.

2. Стеркина Р. «Развивающая среда в ДОУ». Обруч № 3, 1997г.

3. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007.

4. Новосёлова С. Л. «Развивающая предметная среда», М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.

5. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

6. Тарловская Н. «Развивающая среда и этапы взросления ребенка». Обруч №3, 1997г.

Источник

Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка.

Едемская Майя Валентиновна,

заведующая МБДОУ №31 города Апатиты

Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обусловили высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка – обеспечение полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Психолого-педагогические условия:

1) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

2) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

4) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Читайте также:  Права ребенка с нарушением развития

5) защита детей от всех форм физического и психического насилия

6) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

7) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

В ДОУ создана система здоровьеразвивающей деятельности, касающаяся физического и психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между администрацией, психологом, педагогами и родителями детей. В разработанной нами системе получили логическое развитие принципы системного подхода и реализации основных предпосылок развития детей на разных уровнях управления этим процессом. Прежде всего, данная система находится под воздействием оздоровительной, профилактической и педагогической деятельности.

Система здоровьеразвивающей деятельности в ДОУ.

При этом на всех этапах применяются психолого-педагогические и здоровьесберегающие технологии, осуществляется психолого-педагогическое медицинское взаимодействие. Успех во многом зависел и от того, кто, развивая дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач является развитие у педагогов способности видеть психолого-педагогическую проблему, находить новые формы организации НОД, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми. С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы:

семинары-брифинги «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе», дискуссии «Важна ли адаптация в ДОУ», творческий манеж «Закаляйся, если хочешь быть здоров…», педагогические качели:интеллектуальные состязания в области педагогики и психологии по использованию здоровьесберегающих технологий в своей работе, педагогический аквариум «Современные подходы оздоровлению детей», педагогическая мастерская «Личностное развитие ребенка в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности» и другие.

Понимая важность данной работы на протяжении многих лет педагоги углубленно работают по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».

В детском саду разработана система организационно-методических мероприятий:

 перспективные планы;

 блок интегрированных занятий;

 блок познавательных занятий;

картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения», «Игры в период адаптации».

Из этого следует, что инновационная методическая деятельность в ДОУ направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечила непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Ценность такого подхода в том, что она обеспечила обратную связь, обмен мнениями, сформировала положительные отношения между педагогами, педагогами и родителями.

Результативность здоровьеразвивающей деятельности:

Сильные стороны

Эффективность воспитательно-образовательного процесса;

Эффективность работы по охране и укреплению здоровья и психофизического развития детей (адаптация, динамика эмоционального состояния и благополучия детей, динамика тревожности и агрессивности, анализ состояния здоровья, группы здоровья);

Планирование оздоровительной работы, ежемесячно. Проведение тематических развлечений, НОД, совместных мероприятий с родителями по ЗОЖ.

Стабильное улучшение материально-технической базы ДОУ.

Удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения (показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов и родителей).

Постоянный рост профессиональной компетентности педагогических работников.

Применение информационно-коммуникативных технологий педагогами во многих сферах деятельности.

Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и стремятся к эффективному отражению  состояния образования в ДОУ.

Сотрудничество с управлением образования г.Апатиты, Информационный методический центр Управления образование (далее ИМЦ УО), Региональный центр оценки качества образования (далее РЦОКО), Министерством образования и науки Мурманской области, ГАУДПО «Институт развития образования», Домом культуры имени Кирова, МБОУ СОШ 14, 5,3, Домом детского творчества библиотека, детская поликлиника и т.д.

Для безопасности жизнедеятельности детей по периметру территории детского сада установлено видеонаблюдение.

Слабые стороны

Анализ здоровья детей показывает тенденцию к увеличению детей с группой здоровья 2 и 3 и уменьшение детей с 1 группой здоровья, что приводит к увеличению хронических заболеваний и заболеваний ОРВИ.

Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Слабая мотивация педагогов МБОУ СОШ

Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы.

Сотрудничество с МБОУ СОШ: отслеживание динамики детей с ОДА.

Перспективы

Формирование активной позиции родителей: привлечение родителей к участию в воспитании и развитии детей..

Обустройство спортивно-оздоровительного оборудования на участках детского сада с учетом особенностей здоровья детей с ОВЗ.

Пополнение развивающей среды спортивным оборудованием и оборудованием для детей с ОВЗ.

Улучшение уровня информационной системы ДОУ.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников на курсах по направлению

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Источник