Бюлер духовное развитие ребенка 1924

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте

556 с.

Количество страниц

О произведении

Ответственность

Смирнов Владимир Евгеньевич

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте», автора Бюлер К. Книга была издана в 1924 году. Содержит 556 с. Язык книги: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Источник

Record create date:
6/8/2018

Subject:
Психология

LBC:
88

Allowed Actions:

Action ‘Read’ will be available if you login or access site from another network

Action ‘Download’ will be available if you login or access site from another network

Group:
Anonymous

Network: Internet

Table of Contents

  • Бюлер К_Духовное развитие ребенка
    • Содержание
    • Предисловие к русскому изданию
    • Предисловия автора к 1-3 немецким изданиям
    • Глава первая. Общее
      • § 1. Инстинкт, дрессировка и интеллект. Отрывок из сравнительной психологии
        • Тема
        • 1. Что такое инстинкт
          • Пример. Психологическое
        • 2. Дрессировка
          • Человек, как дрессировщик, естественная дрессировка
          • Схема процесса
          • Развитие способности к дрессировке
        • 3. Интеллект, его отношение к инстинкту и дрессировке
          • Употребление орудий
          • Исследование шимпанзе
          • Подробности
        • 4. К психологическому объяснению опытов
          • Изобретения. Догадка
          • Внезапность решения
          • Сообразительность. Методы решения
          • Итог
          • “Считающая” лошадь
        • 5. Теоретический результат
        • 6. К истории и оценке теории ступеней
          • Ее построение
          • Анатомическое
          • Учение Эдингера
        • 7. Заключение
      • § 2. О наследственности духовных свойств
        • 1. Законы Менделя
        • 2. Менделевские исследования над людьми
          • Душевные болезни
          • Наклонность к преступлению
          • Интеллектуальные способности
          • Теоретический результат
        • 3. Прежние исследования (Кетле, Гальтон)
          • Гейманс и Вирсма
          • Исследование фамилий
        • 4. Практическое приложение
      • § 3. Цели и пути психологии ребенка
        • 1. К истории
          • Прейер
        • 2. Цели
          • Законы структуры
          • Причины
          • Понятие развития
        • 3. Методы
          • Ведение дневников
          • Три вида эксперимента
          • Интерпретация
          • Самонаблюдения
        • 4. О границах детской психологии и фазах детства
      • § 4. О телесном развитии ребенка
        • 1. Общее
        • 2. Рост веса
        • 3. Изменение пропорций тела
        • 4. Развитие центральной нервной системы
        • 5. К физиологии ребенка
    • Глава вторая. Первый год жизни
      • § 5. Общее. Три ступени у ребенка
        • Функциональная зрелость
        • 1. Инстинкт. Пример. Идиоты
        • 2. Дрессировка
        • 3. Интеллект
          • Опыты и их объяснения
          • Прежние воззрения
      • § 6. О процессах сознания у новорожденного
        • Функциональная незрелость мозговых центров
        • Деление жизненных процессов
        • 1. Выразительные движения
        • 2. Инстинктивные действия
        • 3. Рефлексы
        • 4. Импульсивные движения
          • Результаты. Биологические проявления сознания
      • § 7. Развитие активного и целесообразного употребления внешних чувств
        • 1. Общее
        • 2. Активное смотрение
        • 3. Активное осязание
        • 4. Активное слушание
          • Развитие остальных чувств
          • Результат
      • § 8. Первые чувства и аффекты
        • Аффекты животных
        • 1. Начало
        • 2. Развитие
          • Чувства, связанные с памятью
        • 3. Страх. Впечатление чуждости
        • 4. Склонность. Впечатление знакомости
          • Подражание
      • § 9. Первые волевые акты
        • 1. Инстинктивные действия и сознание
          • Учение Эббинггауса
          • Закон переложения
          • Отбор целесообразных движений
        • 2. Первые желания
          • Желание сосать
          • Желание схватить. Желание отсутствующих вещей
          • Жесты
        • 3. Отдельные наблюдения из позднейших стадий
          • Бесцельное желание
          • Первые оценки
      • § 10. Заключение. О содержании и форме жизни годовалого ребенка
        • Индивидуальные различия
        • Привычки и активность
        • Игра годовалого ребенка
        • Формула характера его жизни
        • Род жизни в целом
    • Третья глава. Восприятия
      • Понятие внешнего чувства
      • Из истории развития внешних чувств
      • Задачи
      • Расчленение
      • § 11. О понимании вещей
        • 1. “Объективирование”, опыты с пауком
        • 2. Стадии субстанции, действия, отношения
        • 3. Объяснение человеческих действий
          • Вчувствования
          • Анимистическая фаза
        • 4. Зеркальное изображение и тени
      • § 12. Образование созерцания пространства и времени
        • 1. Видение глубины
          • Пространство рта, осязательное пространство, пространство отдаленности
        • 2. Первоначальные основы созерцания пространства
          • Теория Лотце. Критика
        • 3. Различение главных направлений
          • Вертикальное и горизонтальное направление
          • Правое и левое
          • Леворукость
        • 4. Созерцание времени
          • Времена ожидания и воспоминания
          • Порядок времени
          • Теория созерцания времени
      • § 13. Понимание величин и форм
        • 1. Величины
        • 2. Пространственные формы
          • Формы контуров
          • Понимание картины
          • Ориентирование вещей в пространстве, зеркальное письмо
          • Фактор пропорциональности
          • Осязательное чувство
        • 3. Ритм и мелодия
          • Мелодические изобретения. Исследование Вернера
      • § 14. Внимание и проявление абстракции
        • Формула Эббинггауса
        • 1. Биологические основы внимания
        • 2. Первые симптомы у ребенка
          • Отклонение
          • Побуждение к наблюдению
          • Объем внимания
        • 3. Опыты Каца
        • 4. Опыты с абстракцией у детей школьного возраста
          • Результаты
          • Различие между мальчиками и девочками
        • 5. Программа
          • Теория абстракции
      • § 15. Сравнение и восприятие отношений
        • Классы отношений
        • 1. О дрессировке в области отношений
          • Опыты с курами
          • Их объяснение
        • 2. Роль переживания перехода в восприятии отношений
          • Прочие теории сравнения. Критика
          • Признак отношения. Новая теория
        • 3. Объяснение признаков отношений
          • Познание отношений
          • Опыты с шимпанзе
          • Приложение к человеку
          • Оценка новой теории при помощи фактов
          • Логические аргументы
          • Природа сознания отношений
          • Отношения и форма
        • 4. Первые проявления отношений у ребенка
        • 5. Различение и называние красок
      • § 16. Восприятие числа, образование числа и счет
        • 1. Понимание множества и группы
          • Опыты Декроли и Дегана
          • Сообщение Прейера
          • Опыты Бине
          • Впечатления групп при их названии
          • Опыты над животными
        • 2. Образование рядов и отсчитывание
          • Специфическое при образовании ряда для счета
          • Объяснение замечательных наблюдений
          • Действие образования ряда и впечатление множества
          • Порядковые и количественные числа
        • 3. Начала счета
          • Процесс счета у взрослых
          • Замена ассоциативной системы умножения у народов без школы
        • 4. Теоретическое. Дедекинд
          • Момент единства
          • Теория числа и факты развития
    • Глава четвертая. Развитие языка
      • О трех основных функциях звуков речи
      • § 17. К фонетике детского языка
        • Звуки крика
        • Лепет
        • Подражательные звуки
        • Самоподражание и подражание другим
      • § 18. Развитие значений слов
        • 1. Понимание
          • Недиференцированные действия речи на ребенка
          • Диференцированные действия
          • Эффекты дрессировки
          • Посредствующая роль жестов
        • 2. Первые осмысленные слова
          • Их возникновение
          • Аффективное и волевое значение
        • 3. Функция наименования у слов
          • Елена Келлер
        • 4. Приноравливание
          • Отклонения первых слов от языка взрослых
      • § 19. О приобретении словесных форм
        • Период языка без флексий
        • Начало образования форм
        • Подражание и образование по аналогии
        • Соединения по аналогии
        • Местоимения первого лица
        • Аgrаmmаtismus infаntilis
      • § 20. Развитие предложений и связи предложений
        • 1. Однословные предложения и их смысл
        • 2. Первые двухсловные предложения и их возникновение
        • 3. Дальнейшие усложнения
          • Отрицание
          • Расстановка слов
        • 4. Соединенные предложения. Сочинение и подчинение
    • Глава пятая. Развитие рисования
      • Из истории
      • Исследования стиля и художественно-технические
      • Анализ акта рисования
      • Рисование и речь
      • Методы исследования
      • § 21. Первые стадии
        • 1. Начало
          • Каракули
        • 2. Переход к изобразительному рисованию
          • Действия
          • Каракули и лепет
          • Стадии развития каракуль
        • 3. Орнаменты из каракуль
          • Тоже у первобытных народов
          • Орнамент у детей
      • § 22. Предмет и стиль первых детских рисунков
        • Отношение знака и значения при картине и при языке
        • 1. Общее
          • Предпочитаемые объекты рисования
        • 2. Человек
          • Подробности
          • Изображения еn fасе и в профиль
        • 3. Животное
          • Производные и самостоятельные схемы
        • 4. Схема дерева и цветы
          • Анатомические и контурные формы
          • Схемы цветов
        • 5. Дом и телега
          • Другие объекты рисования
        • 6. Первые сложные картины
      • § 23. К анализу акта рисования
        • О выразительной ценности детских рисунков
        • 1. Об образцах
          • Рисование по памяти и с натуры
          • Рисование моделей
          • Объяснение рисования детей по памяти
          • Расчленение представлений
        • 2. Влияние знания
          • Рисование и знание
        • 3. Абстрактность схематических рисунков
          • Их символическая функция
          • Схема и понятие
        • 4. Расчленение
          • Расчленение по названию
          • Графический рассказ
        • 5. Сочетание
          • Пространственная фантазия ребенка
          • Пропорции и симметрия
      • § 24. Развитие рисования
        • Условный характер форм
        • 1. Направления развития
          • Происхождение письма
          • Схематический орнамент
          • Верность изображения
        • 2. Фактический ход развития
          • Графические потребности и письмо
        • 3. Исключения
          • Высокоодаренный дитя-рисовальщик
          • Талант рисования орудий
          • Выдающиеся копиисты
          • Анализ копирования
          • Быстрые школьные успехи
          • Вундеркинды в области рисования
          • Анализ их способности
          • Вундеркинд и схема
          • Дальнейшие случаи
      • § 25. Рисование и язык. Параллели к детским рисункам из истории народов
        • 1. Происхождение рисования
          • Наблюдения К. Ф. Штейнена над индийцами в центральной Бразилии
          • Новые объяснения
          • Общее об изобразительной функции рисования
          • Извещающая и разрешающая функция графического рисования
        • 2. Перевес звуковой речи
          • Преодоление рисования через язык
        • 3. Верные действительности рисунки примитивных народов, палеолитические рисунки
          • Теория Ферворна
          • Сравнение с отношениями у детей
        • 4. Выдающийся пункт
          • Рисунки эскимосских детей
          • Составные части теории Ферворна. Критика
          • Собственная теория
        • 5. Понятие верности действительности и его противоположности
          • Стилизирование рисования
    • Глава шестая. Развитие деятельности представлений
      • Восприятие и представление
      • Их различие у ребенка
      • Сны у животных
      • Первые фазы деятельности представлений у детей
      • Представления воспоминаний и фантазии, представления ситуаций и отвлеченные представления
      • § 26. Воспоминания у ребенка
        • Анализ воспоминаний
        • Схема их развития
        • 1. Впечатление знакомости и узнавание
          • Сложные предметы и ситуации
          • Время скрытого узнавания
          • Прогресс на втором году жизни
        • 2. Действия продолжительности
        • 3. Полные воспоминания
          • Воспоминание и ожидание
          • Дополнение картин и ситуаций
        • 4. Рост объема воспоминаний
        • 5. Воспоминание о жизни
        • 6. Припоминание
        • 7. Механическая и логическая память
          • Способность к заучиванию и наблюдательность
      • § 27. Деятельность фантазии играющего ребенка
        • 1. Толкование картин и ситуаций
          • Синестезия в раннем детстве
          • Мнимые толкования в играх
          • Объяснение мнимых толкований у детей
          • Сказочный и мифический характер проявлений детской фантазии
          • Биологические наблюдения
          • Теория К. Ланге
        • 2. Потребность в возбуждении для детской фантазии
        • 3. Темы иллюзорной игры
          • Вчувствование в ситуацию при игре
          • Игра и действительность
          • Разделение сфер в мире детских представлений
        • 4. Психологический характер представлений фантазии у детей в игре
      • § 28. О возрасте сказок у ребенка и литературно-психологический анализ детских сказок
        • А
          • 1. Из истории детских сказок
          • 2. Три ступени литературы для раннего детства: Степка-растрепка, возраст сказок, возраст Робинзона
            • О поэтической восприимчивости ребенка
        • Б
          • 1. Круг лиц в Гриммовских сказках
            • Характеристика лиц и животных
          • 2. Среда сказок
          • 3. Происшествие в сказке
            • Мотивирование действий
          • 4. Техника изображения в сказке
      • § 29. Сказочная фантазия у ребенка
        • Методическое
        • Сказки и сон
        • 1. Калейдоскопическая смена представлений
          • Волшебные превращения
          • Внезапные явления и перемены места
          • Наслаждение от смены представлений
        • 2. Бедность сказки в отношении соединения представлений
          • Разрешение ситуаций в последовательном изображении
          • Перенесение простых признаков
          • Вывод отсюда: о бедности комбинационной деятельности у ребенка
        • 3. Преувеличения в сказках
          • Образование рядов, удовольствие от психического процесса преувеличения
          • Общее об изменении пропорций
        • 4. Сравнение
          • Сравнение восприятий у ребенка
          • Недостаток сравнения в сказке
          • Объяснение
        • Принцип аналогии в деятельности фантазии у ребенка
        • 6. Психологический характер сказочных представлений ребенка. Случаи верности памяти
          • Несоответствия и противоречия в сказках
    • Глава седьмая. Развитие мышления
      • Необходимость предварительной теоретической работы, положение мышления в душевной жизни человека
      • Биологическая функция мышления
      • § 30. К анализу процесса мышления
        • а) О суждении
          • Брентано и Г. Е. Мюллер
          • 1. Переживание уверенности (bеlief)
          • Экскурс об уверенности воспоминаний
            • а) степень уверенности
            • б) факторы, от которых зависит уверенность воспоминаний
              • Необходимость троякого рассмотрения
              • Причинное рассмотрение
              • Волевой характер процессов воспоминания
              • Отношение обоснования (убеждение и понимание)
            • в) Природа переживания уверенности
              • Уверенность и фактическое положение
              • Знание фактических положений и связи последних
              • Об установке
          • 2. Схватывание фактического положения
            • Фактическое положение и предложение, предикативное отношение
        • б) О заключении
          • 1. Работа Штеринга и ее результат
            • Наглядный процесс заключения
          • 2. Представления и мышление при выводе
            • Роль языка при этом
          • 3. Роль основных положений и правил
            • Работа Линдворского
        • в) О понятии
          • Естественное приобретение понятий
          • 1. Роль групп памяти
            • их структура
          • 2. Процесс научного объяснения понятий
            • Общие суждения при этом
            • Суждение при образование понятий
            • Суждение при применении понятий
          • 3. Двойной корень понятий
            • Понятие и представление
            • Понятие и схематическое представление
          • 4. Приобретение понятий из определений
      • § 31. Мышление в процессе называния
        • Биологическое об отношении языка и мышления
        • Внутренние законы в ходе развития языка
        • 1. Факт называния и его ближайшее разъяснение
          • Случай при назывании
          • Идея говорящего автомата
        • 2. Многообещающее открытие
          • Возраст вопросов о названии
          • Логическая ценность первых названий
      • § 32. Возникновение суждения
        • Постановка проблемы учения о развитии
        • 1. Теоретические соображения и примеры из литературы
          • Объективные признаки процесса суждения. Учение о критериях
        • 2. Факты, логический характер первых суждений
          • Дифференцирование имен
      • § 33. О выведении суждений (следствия и заключения)
        • Дополнение и аналогия, как принципы первых заключений
        • 1. Аналогия
        • 2. Принцип причинности
          • Его соединение с мыслью о цели
          • Стадия вопросов, почему?
          • Эгоцентрическое и антропоцентрическое понимание природы
          • Возникновение идеи делания
          • Вопросы о причине
        • 3. Итоги
      • § 34. О развитии понятий
        • 1. Собственные имена
          • Интуитивное и отвлеченное мышление
        • 2. Необходимость применять те же имена для многих вещей
          • Группы ассоциаций и познание сходства
        • 3. Раннее появление известных общих понятий
          • Априорность понятия вещи
        • 4. Переживание отдельных суждений
          • Многие имена для одного и того же предмета
          • Подчиняющая связь и подчинение
          • Первичные ступени настоящих понятий
        • 5. Определения подчинения и связи
          • Целевые определения у детей
          • Прогресс
          • Паралелли из психологии народов
    • Глава восьмая. Основные положения общей теории духовного развития
      • Аристотель и Гегель
      • Главное направление в развитии психики
      • Прямые отношения инстинкта и интеллекта
      • Формула построения рефлекторной дуги
      • Дришевское определение понятия развития
      • Увеличивающаяся сложность в духовном развитии
      • Направление совье внутрь
      • 35. О происхождении интеллекта
        • Формула Дарвина и завершение теории Дарвина
        • Три области отбора целесообразного
        • Теоретическое определение третьей области
        • 1. Подчинение
          • Признак психических явлений по Брентано
          • Представления, замещающие образы, их биологическая функция
          • Доказательство
          • Проявление созерцания пространства
        • 2. Возникновение ощущений
          • Непостоянство развития
        • 3. Гетерономия течения представлений при мышлении
          • Шопенгауер об интеллекте
          • Сравнение
          • Пример возникновения суждения
          • Двоякое влияние на течение представлений
          • Биологическое действие мысли
      • § 36. Алгедоническая реакция. Наслаждение, игра, творчество
        • Чувство боли у насекомых
        • Алгедоническая реакция
        • 1. Понятие наслаждения, желание и удовлетворение
          • Три момента единства в действии, сопровождающемся наслаждением
          • Структура сложных действий, сопровождающихся наслаждением
        • 2. Процесс игры. Функциональное удовольствие
          • Его проявление
          • Функциональное удовольствие и удовольствие от содержания
          • Физиологическое
          • Определение понятия игры
          • Признак целесообразности
        • 3. Творчество, радость творчества
          • Источник силы прогресса
          • Происхождение культуры
          • О стремлении к новизне у животных
          • Схема руководящей мысли в теории развития
      • § 37. О формах процесса игры у детей
        • Физиологические вопросы
        • Деление Грооса
        • Подвижные игры
        • Упражнения чувства зрения
        • Игры с активным слушанием
        • Упражнение голоса
        • Фантазирование
        • Игры с преобладанием мышления, — чувства
        • Общественные игры
        • Подражательные игры
        • Игры, содержащие духовную борьбу
        • Возраст наших детских игр
        • Сравнение с греческим
        • Педагогическое о детской игре
    • Указатель авторов
    • Предметный указатель
    • Литература

Document usage statistics

Источник