Биологизаторское и социологизаторское направления в развитии ребенка

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

В
биологизаторском
направлении

ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Среда, в
которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием такого изначально
предопределенного развития.

Э.Геккель
сформулировал биогенетический закон
(концепцию
рекапитуляции)

в отношенииэмбриогенеза,
о том, что онтогенез – есть краткое и
быстрое повторение филогенеза.

В
теории С. Холла главным законом психологии
развития – повторение во внутриутробном
развитии всего ряда форм, которые прошли
его животные предки за сотни миллионов
лет, от простейших одноклетночных до
первобытного человека. Это была именно
теоретическая
концепция
.
Без неё не было бы многих других. Это
была первая попытка показать, что между
историческим и индивидуальным развитием
существует связь, которая до сих пор
недостаточно прослежена.

А.Гезелл
в условиях психологической клиники
разработал практическую
систему диагностики психического
развития ребёнка
от рождения до юношества. В основе –
сравнительные исследования. Ввёл метод
лонгитюдного
изучения.
Ограничивался количественным изучением
,
сводя развитие к увеличению, не анализируя
качественные преобразования. Обратил
внимание на снижение темпа развития с
возрастом. Создал
феноменологию развития (роста) от
рождения до 16 лет.

Читайте также:  Роль бумаги в развитии ребенка

К.
Бюллер (уже после работ Павлова,
Торндайка) предложил теорию трёх
ступеней развития: инстинкт
– дрессура – интеллект

. Эти ступени он связывал не только с
созреванием мозга и усложнением
отношений с окружающей средой, но и с
развитием
аффективных процессов.

Значение:

постановка проблемы «истории детства»,
истории пренатального развития.

Биологический
фактор

включает в себе, прежде всего,
наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что
именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи
считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент
и задатки способностей.

Биологический
фактор, помимо наследственности,
включает особенности протекания
внутриутробного периода жизни ребенка.

Социологизаторский
подход.
Его
истоки — в идеях философа XVII века Джона
Локка.
Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как белая восковая
доска.
Влияние оказали работы И.П.Павлова (его
идея о приспособительной деятельности
всего живого). Считается, что принцип
условных рефлексов послужил толчком
к разработке новых концепций. Американские
учёные восприняли феномен условного
рефлекса как элементарное явление,
доступное анализу, нечто вроде
строительного блока, из множества
которых может быть построена системе
нашего поведения.

В
числе первых концепций – ассоцианистическая
концепция Дж. Уотсона.
Лозунг Дж.Уотсона: «Хватит изучать, что
человек думает, давайте изучать, что
человек делает».

Возникла концепция научения, где главный
акцент сделан на подкреплении. Это
концепции Э.Торндайка и Б.Скиннера.
Более сложные- концепции Н.Миллера и
К.Халла. В них отразилисьл ответы на
вопрос: зависит ли научение (т.е.
установление связи между стимулом и
реакцией) от таких состояний как голод,
жажда, боль.

Согласно
бихевиористической теории, человек
таков, каким он научается быть. 3 типа
обучения: классичесое
обуславливание, оперантное обуславливание
и обучение посредством научения
.

Классическое
обуславливание – простейший тип
обучения (Дж.
Уотсон),
в процессе которого используются лишь
непроизвольные (безусловные) рефлексы
в поведении.
Оперантное обуславливание – специфический
тип обучения (Б.Скиннер).
Суть – человек контролирует поведение.
Дополнения внёс А.Бандура,
считая, что гораздо чаще в жизни
происходит обучение посредством
наблюдения. А.Бандура считает, что для
приобретения новых реакций на основе
подражания; подкрепление необходимо
для того, чтобы усилить и сохранить
сформированное поведение. А.Бандура
установил, что процедура визуального
научения особенно эффективна для
усвоения
нового социального опыта.
У ребенка в результате наблюдения
поведения модели строятся “внутренние
модели внешнего мира”.
Наблюдая образец поведения, он не
воспроизводит его до тех пор, пока не
возникнут соответствующие условия.
Важное место занимают понятия
“саморегуляция”,
“самоконтроль”
и “самоэффективность”.

Спор
психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития –
наследственность или окружающая среда
– привел к теории
конвергенции
этих двух факторов. Основоположник ее
– Вильям
Штерн,
который считал, чтопсихическое развитие
– не только проявление свойств и
восприятия внешних воздействи, а
результат их конвергенции (слияния).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В психологии создано
много теорий, по-разному объясняющих
возрастное психическое развитие его
истоки. Их можно объединить в два больших
направления – биологизаторское и
социологизаторское. В биологизаторском
направлении человек рассматривается
как существо биологическое, наделенное
от природы определенными способностями,
чертами характера, формами поведения.
Наследственность определяет весь ход
его развития — и его темп, быстрый или
замедленный, и его предел – будет человек
одаренным, много достигнет или окажется
посредственностью. Среда, в которой
воспитывается ребенок, становится лишь
условием такого изначально предопределенного
развития, как бы проявляющим то, что
дано ребенку до его рождения.

В рамках
биологизаторского
направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из
эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного
существования проходит путь от простейшего
двуклеточного организма до человека.
В месячном зародыше уже можно узнать
представителя типа позвоночных – он
имеет крупную голову, жабры и хвост; в
два месяца начинает приобретать
человеческий вид, на его пастообразных
конечностях намечаются пальцы,
укорачивается хвост; к концу четвертого
месяца у эмбриона появляются черты
человеческого лица.

Э. Геккелем в XIX в.
был сформулирован закон: онтогенез
(индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза
(исторического развития вида).

Перенесенный в
возрастную психологию биогенетический
закон позволил представить развитие
психики как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества. Вот как описывает развитие
ребенка один из сторонников теории
рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии
млекопитающего; во втором полугодии
достигает стадии высшего млекопитающего
– обезьяны; затем начальных ступеней
человеческого состояния; развития
первобытных народов; начиная с поступления
в школу, усваивает человеческую культуру
– сначала в духе античного и ветхозаветного
мира, позже (в подростковом возрасте) в
духе средневекового фанатизма и лишь
к зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Читайте также:  Развитие речи ребенка через устное народное творчество

Состояния, занятия
маленького ребенка становятся отголосками
давно ушедших веков. Ребенок раскапывает
ход в куче песка – его так же, как его
далекого предка, притягивает пещера.
Он просыпается в страхе ночью – значит,
ощутил себя в первобытном лесу, полном
опасностей. Он рисует, и его рисунки
подобны наскальным изображениям,
сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки – в идеях
философа XVII в. Джона Локка. Он считал,
что ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска (tabuta
rasa). На этой доске воспитатель может
написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет
таким, каким его хотят видеть близкие
взрослые.

Представления о
неограниченных возможностях формирования
личности получили достаточно широкое
распространение. Социологизаторские
идеи были созвучны идеологии,
господствовавшей в нашей стране до
середины 80-х годов, поэтому их можно
найти во многих педагогических и
психологических работах тех лет.

Очевидно, что оба
подхода – и биологизаторский,
и социологизаторский –
страдают
односторонностью, преуменьшая или
отрицая значение одного из двух факторов
развития. Кроме того, процесс развития
лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий: в одном случае
запускаются наследственные механизмы
и развертывается то, что содержалось с
самого начала в задатках, в другом –
под воздействием среды приобретается
все больший и больший опыт. Развитие
ребенка, не проявляющего собственной
активности, напоминает скорее процесс
роста, количественного увеличения или
накопления.

Что понимается под
биологическим и социальным факторами
развития в настоящее время?

Биологический
фактор включает в себя, прежде всего,
наследственность. Пет единого мнения
по поводу того, что именно в психике
человека генетически обусловлено.
Отечественные психологи считают, что
наследуются, по крайней мере, два момента
– темперамент и задатки способностей.
У разных людей центральная нервная
система функционирует по-разному.
Сильная и подвижная нервная система, с
преобладанием процессов возбуждения,
дает холерический, «взрывной» темперамент,
при уравновешенности процессов
возбуждения и торможения – сангвинический.
Человек с сильной, малоподвижной нервной
системой, преобладанием торможения –
флегматик, отличающийся медлительностью
и менее ярким выражением эмоций.
Меланхолик, обладающий слабой нервной
системой, особенно раним и чувствителен.
Хотя наиболее легки в общении и удобны
для окружающих сангвиники, нельзя
«ломать» данный природой темперамент
других детей. Стараясь погасить
аффективные вспышки холерика или
побуждая флегматика чуть-чуть быстрее
выполнять учебные задания, взрослые
должны в то же время постоянно учитывать
их особенности, не требовать непосильного
и ценить то лучшее, что приносит каждый
темперамент.

Наследственные
задатки придают своеобразие процессу
развития способностей, облегчая или
затрудняя его. Развитие способностей
зависит не только от задатков. Если
ребенок с абсолютным слухом не будет
регулярно играть на музыкальном
инструменте, успехов в исполнительском
искусстве он не добьется и его специальные
способности не разовьются. Если ученик,
который схватывает все на лету во время
урока, не занимается добросовестно
дома, он не станет отличником, несмотря
на свои данные, и его общие способности
к усвоению знаний не получат развития.
Способности развиваются в деятельности.
Вообще собственная активность ребенка
настолько важна, что некоторые психологи
считают активность третьим фактором
психического развития.

Биологический
фактор, помимо наследственности, включает
особенности протекания внутриутробного
периода жизни ребенка. Болезнь матери,
лекарства, которые она принимала в это
время, могут вызвать задержку психического
развития ребенка или другие отклонения.
Сказывается на последующем развитии и
сам процесс рождения, поэтому нужно,
чтобы ребенок избежал родовой травмы
и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор –
среда. Природная среда влияет на
психическое развитие опосредованно –
через традиционные в данной природной
зоне виды трудовой деятельности и
культуру, определяющие систему воспитания
детей. На крайнем Севере, кочуя с
оленеводами, ребенок будет развиваться
несколько иначе, чем житель промышленного
города в центре Европы. Непосредственно
влияет на развитие социальная среда, в
связи с чем фактор среды часто называют
социальным.

Социальная среда
– понятие широкое. Это общество, в
котором растет ребенок, его культурные
традиции, преобладающая идеология,
уровень развития науки и искусства,
основные религиозные течения. От
особенностей социального и культурного
развития общества зависит принятая в
нем система воспитания и обучения детей,
начиная с государственных и частных
учебных заведений (детских садов, школ,
домов творчества и т.д.) и кончая спецификой
семейного воспитания.

Читайте также:  Развитие ребенка и его режим в 6 месяцев

Социальная среда
– это и ближайшее социальное окружение,
непосредственно влияющее на развитие
психики ребенка: родители и другие члены
семьи, позже воспитатели детского сада
и школьные учителя (иногда друзья семьи
или священник). Следует отметить, что с
возрастом социальное окружение
расширяется: с конца дошкольного детства
на развитие ребенка начинают оказывать
влияние сверстники, а в подростковом и
старшем школьном возрастах могут
существенно воздействовать некоторые
социальные группы – через средства
массовой информации, организацию
митингов, проповеди в религиозных
общинах и т.п.

Вне социальной
среды ребенок развиваться не может –
не может стать полноценной личностью.
Известны случаи, когда в лесах обнаруживали
детей, потерянных совсем маленькими и
выросших среди зверей. Такие «Маугли»
бегали на четвереньках и издавали такие
же звуки, как и их приемные родители.
Например, две индийские девочки, жившие
у волков, выли по ночам. Человеческий
детеныш со своей необычайно пластичной
психикой усваивает то, что дается ему
ближайшим окружением, и если он лишен
человеческого общества, ничто человеческое
в нем не появляется.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие его истоки. Их можно объединить в два больших направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребёнку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных – он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).

Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребёнка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребёнок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Состояния, занятия маленького ребёнка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребёнок раскапывает ход в куче песка – его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный подход к развитию психики ребёнка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребёнок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления о неограниченных возможностях формирования личности получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом – под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребёнка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

Источник