Биологическое развитие ребенка определяют по

Биологическое развитие ребенка определяют по thumbnail

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Определение и оценка биологического возраста человека[править | править код]

Биологический возраст — понятие, отражающее индивидуальный фактически достигнутый уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых воспитывается ребенок, — социальных, бытовых, материальных и других факторов, определяющих образ жизни (Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Втмор, Косттл, 1997; Чумаков, 1999).

Оценивая общий уровень физического развития, детей делят на три группы: акселераты, медианты и ретарданты.

Акселераты — дети с ускоренным, опережающим паспортный возраст, развитием и половым созреванием в более ранние сроки.

Медианты —- дети со средним уровнем физического развития (по длине тела) и соответствующими ему зависимыми признаками — массой тела и объемом грудной клетки.

Ретарданты — дети, отстающие в физическом развитии и созревании организма от паспортного возраста.

Ускорение и замедление темпов физического развития имеют свои недостатки и положительные стороны. Ускорение роста сопровождается улучшением физического развития и одновременно моторики. Дети с замедленным развитием пополняют группы с нарушениями здоровья.

У акселератов чаще всего наблюдается нарушение гармоничности психосоциального развития. Ускорение физического развития и полового созревания ведет к ранней осификации скелета. Акселераты чаще болеют, чем дети со средним и низким уровнем физического развития. Акселерацию следует учитывать во время организации учебного и тренировочного процессов путем варьирования форм, средств и методов физического воспитания в разные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает. Тенденция отмечать успехи в физическом воспитании детей-акселератов принципиально неверна. Медианты и ретарданты в более поздние календарные сроки потенциально могут опередить акселератов, достигая выдающихся успехов в спорте в зрелом возрасте.

Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу и являются характерными для второй группы здоровья. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития.

Различия между паспортным и биологическим возрастом могут достигать в подростковом периоде 4—5 лет, что требует дифференцирования методики проведения занятий по физическому воспитанию, подбора средств и методов, адекватных биологическому развитию, а не календарному возрасту детей.

Задержка биологического развития детей на 5—6 лет может свидетельствовать о неблагоприятных бытовых условиях, неполноценном питании, недостатке в нем витаминов, тяжелых или повторных заболеваниях, гормональных нарушениях (Алексанянц и др., 2003; Детская спортивная медицина, 1991; Дубровский, 2005; Козлов, Гладышева, 1997; Круцевич, 1999).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапа постнатального онтогенеза. Из морфологических критериев чаще всего используют скелетную зрелость (термины оссификации скелета), зрелость зубов (прорезание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, состав тела), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

К биохимическим критериям относят ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе для определения биологического возраста обычно пользуются зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывают развитие первичных и вторичных половых признаков:

  • у мальчиков — волосы на лобке и на подмышках, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка;
  • у девочек — кроме показателей развития волосяного покрова учитывают состояние молочных желез, а также отсутствие или время появления первой менструации.

Методики оценки биологического возраста[править | править код]

  • Для определения биологического возраста исследуемые показатели сравнивают со среднестатистическими значениями показателей биологического развития детей определенного возраста, имеющимися в таблицах (возраст, длина тела, ежегодные увеличения длины тела в каждом возрасте, количество постоянных зубов, признаки оссификации костей, развитие вторичных половых признаков).
  • Метод оценки биологического возраста детей 6—7 лет (по Дубогай) предусматривает определение степени биологического развития детей путем сопоставления количества прорезавшихся постоянных зубов с данными, приведенными в таблице 29.

Таблица 29 Оценка биологического возраста детей

Темп дозревания

Количество зубов

6 лет

6,5 лет

7 лет

Мальчики

Отставание

00—1

<5

Средний темп

2—8

5—10

Опережение

<4

<8

>10

Девочки

Отставание

0—2

<6

Средний темп

1—5

3—9

5—11

Опережение

>5

>9

> 11

По методике Дубогай, биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела ребенка не ниже средней (по таблицам стандартов физического развития), ежегодное увеличение длины тела составляет не менее 4 см, количество постоянных зубов до 6 лет не меньше одного, а в 7 лет — не меньше четырех у мальчиков и пяти у девочек (Детская спортивная медицина, 1991).

Определение биологического возраста в сочетании с показателями физического развития позволяет точнее оценить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то степени — уровень его развития.

Биологический возраст можно также определить по особенностям дифференцирования костной ткани, прежде всего по порядку и срокам возникновения точек окостенения и синостозов в отдельных частях скелета, определяемых рентгенографически, что является одним из надежных индикаторов биологического возраста. Во время анализа рентгенограммы для оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами,приведенными в специальных атласах, или определяют сроки возникновения окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. Фазы образования синостозов предлагается определять в баллах:

0 баллов — эпифизарная зона открыта;

1 балл — начало синостозирования, закрыты не менее 1/2—1/3 эпифизарной зоны;

2 балла— закрыто около 1/2 эпифизарной зоны;

3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие свободные от костной ткани участки;

4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости;

5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез.

Для объективной оценки биологического возраста следует учитывать весь комплекс морфофункциональных показателей.

Для определения биологического возраста по комплексу показателей можно пользоваться формулами, приведенными в таблице 30.

Читайте также:  Ошибки семейного воспитания их влияние развитие ребенка

Таблица 30 — Формулы для определения биологического возраста

Формула полового созревания

Степень развития волосяного покрова подмышек (А) и на лобке (Р)

Ломка голоса (Г)

А0Р0Г0

Полное отсутствие волосяного покрова

Детский голос

А1Р1Г1

Первые признаки волосяного покрова на ограниченных центральных участках и на лобке

Отличие голоса от детского

A2P2Г2

Ясно выраженный волосяной покров

Ломка голоса

А3Р3Г3

Полное развитие волосяного покрова

Отличие голоса от мужского

А4Р4Г4

Увеличение волосяного покрова

Мужской голос

Биологический возраст определяется суммой баллов по всем индексам. Максимальная сумма баллов составляет 12 (Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001; Евгеньева, 2002).

Определение темпа физического развития и функционального возраста юношей[править | править код]

Оснащение: ростомер, медицинские весы, секундомер, суховоздушный спирометр.

Ход работы

Из числа студентов выбирают нескольких различной спортивной специализации. У каждого из них определяют антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: длину тела (ДТ) и массу тела (МТ), ЧСС в покое (ЧССпок), ЧСС после 20 приседаний (ЧССнаг), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе (ЗДвд) и выдохе (ЗДвыд).

На основе полученных показателей всех испытуемых рассчитывают (Korobeynikov. Korobeynikova, 2003):

  • Коэффициент темпа физического развития (КФР) по формуле:

КФР = ДТф /ДТm + МТф /МТm + ЧССпокm / ЧССпокф + ЧССнагm / ЧССнагф +

+ ЗДвдф / ЗДвдm +ЗДвыдф/ЗДвыдm + ЖЕЛф /ЖЕЛm) /n,

где ф — фактическое значение показателя; m — надлежащее значение показателя; n — количество показателей в формуле.

  • Функциональный возраст определяют по формуле:

ФВ = ТФР * КВ,

где ТФР — темп физического развития; КВ — календарный возраст.

ТФР рассчитывают по формуле:

ТФР = (Lф/Lm + МТф/МТm + ЧССпокm /ЧССтахф + ЧССнагm /ЧССф + ЖЕЛф/ЖЕЛm + ЗДвдф/ЗДвдm + ЗДвыдф/ ЗДвыдm)/ 6,

где L — длина тела; МТ — масса тела.

Если ТФР равен 1, то темп физического развития нормален, больше 1,1 — ускоренный, менее 1 — замедленный.

Для анализа уровня темпа физического развития используют данные таблицы 31 со средними показателями для юношей.

Таблица 31 Надлежащие значения показателей физического развития

Показатель

Пол

Возрастные группы (лет)

15

16

17

18

19

20

Длина тела, см

Мужчины

150

168

171

174

176

179

Женщины

156

160

164

166

168

170

Масса тела, кг

Мужчины

48

54

59

63

67

70

Женщины

43

47

60

69

72

76

ЧСС в состоянии покоя, уд-мин-1

Мужчины

84

80

70

75

74

74

Женщины

88

85

84

83

80

78

ЧСС после нагрузки, уд’мин-1

Мужчины

135

131

120

118

116

112

Женщины

120

117

116

115

110

106

Задержка дыхания на вдохе, с

Мужчины

46

52

60

64

66

70

Женщины

46

47

48

49

50

51

Задержка дыхания на выдохе, с

Мужчины

23

26

30

32

33

35

Женщины

23

25

27

28

30

32

Становая мышечная сила, кг

Мужчины

70

90

103

108

115

119

Женщины

44

51

55

58

60

62

Читайте также[править | править код]

  • Паспортный, биологический, двигательный возраст
  • Возраст и спорт
  • Возраст и гормон роста
  • Влияние пола, возраста, наследственности на действие лекарственных средств

Источник

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по свидетельству о рождении. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма, имеющих своеобразие по скорости хода. Это настолько важная индивидуальная характеристика, что даже такие мощнейшие внешние синхронизаторы, как Солнце, Луна, смена времен года, смена дня и ночи, неспособны ее нейтрализовать и подчинить общему ритму течения времени. Многие показатели функциональных возможностей организма, систем его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Особенности биологического возраста ребенка имеют значение для принятия индивидуального режима жизни, охраны здоровья, использования разных подходов к его воспитанию и обучению. Трудно посадить за одну парту и предъявить одинаковые требования к двум друзьям 6-летнего возраста (по календарю), если биологический возраст одного из них равен 4, а второго – 8 годам. А это сплошь и рядом встречается в наших школах.

Поэтому в биологии детства предпринимались и предпринимаются попытки классификации периодов детского возраста не по календарным срокам жизни, а по сущностным биологическим чертам зрелости. Опубликованы периодизации проф. И. А. Аршавского и Г. Гримма.

Классификация И. А. Аршавского для постнатального периода жизни

  1. Неонатальный этап развития – от рождения до окончания вскармливания молозивным молоком.
  2. Период лактотрофного питания – до введения густого прикорма.
  3. Период сочетания молочного питания и прикорма – до реализации позы стояния.
  4. Преддошкольный возраст – освоение локомоторных актов. Формирование ходьбы и бега.
  5. Дошкольный возраст – до появления первых постоянных зубов.
  6. Младший школьный – до первых признаков полового созревания.
  7. Старший школьный – до завершения полового созревания.

Интересным моментом классификации является подчеркивание связи биологии развития с типом питания. При этом не всегда ассоциация определяется степенью зрелости ребенка. Она может быть создана произвольно. Имеется и явная тенденция к определению сущности периода, а не критериев для его выделения.

Классификация Г. Гримма

  1. Период новорожденности – до заживления пупочной ранки.
  2. Грудной возраст – до появления первого молочного зуба.
  3. Ясельный возраст – до овладения ходьбой.
  4. Дошкольный возраст – до появления первого постоянного зуба или окончания первого вытягивания.
  5. Младший школьный возраст – до первого признака начавшегося полового созревания.
  6. Старший школьный возраст – до завершения полового созревания.
  7. Период юношества или девичества – до достижения оптимальной работоспособности.

Эта классификация гораздо больше ориентирована на разграничительные критерии биологических возрастных периодов. Недостатком является относительная грубость деления с излишне крупными возрастными блоками.

Читайте также:  Вредные привычки и их влияние на развитие ребенка

Вариантом биологической периодизации может быть и такой:

  1. Преднеонатальный период (для недоношенных или маловесных) – до массы тела 2500 г и формирования устойчивых глотательного и сосательного рефлексов.
  2. Неонатальный период – до снятия физиологического гипертонуса сгибателей верхних конечностей.
  3. Ранний грудной возраст – до полного снятия физиологического гипертонуса сгибателей конечностей.
  4. Поздний грудной возраст – до ходьбы без опоры и поддержки.
  5. Ясельный возраст – до полного прорезывания молочных зубов.
  6. Преддошкольный – до явных признаков второго периода молочного прикуса (диастемы – тремы).
  7. Дошкольный возраст – до формирования положительного филиппинского теста.
  8. Младший школьный возраст, или предпубертатный, – до появления вторичных признаков полового созревания.
  9. Пубертатный первый (I-II стадия созревания по J. Таnner).
  10. Пубертатный второй (III-IV стадия созревания по J. Таnner).
  11. Пубертатный третий (V стадия созревания по J. Таnner).
  12. Возраст зрелости – от завершения поперечного роста (по данным измерения битрохантерного и биакромиального расстояний).

Для определения биологического возраста ребенка используют оценку развития таких признаков, которые отражают новые качественные знаки в течение процесса биологического созревания или имеют высокую степень корреляции с биологическим созреванием. Простейшими маркерами биологического возраста у детей подросткового периода могут быть признаки или стадии полового созревания. У детей раннего возраста о биологическом возрасте можно судить по развитию и исчезновению основных рефлексов новорожденных, формированию двигательных навыков, появлению молочных зубов. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости является появление постоянных зубов. В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологически, по числу имеющихся точек и ядер окостенения. Неправильно полагать, что именно костный возраст является отражением истинного биологического возраста детского организма. Это – возраст костной системы, зависящий от сочетания факторов или условий развития опорно-двигательного аппарата. Остальные физиологические системы могут развиваться в ином темпе и иметь другие возрастные характеристики.

Удобными ориентирами для прослеживания биологического возраста могут быть эволюция гемоглобинов периферической крови, цитометрическая формула лимфоцитов, становление а-ритма электроэнцефалограммы и т. д. Все антропометрические, физиологические, метаболические, иммунологические признаки здорового ребенка, имеющие четкую и достаточно яркую возрастную динамику или функциональную эволюцию, могут быть использованы для суждения о биологическом возрасте относительно возраста календарного. Для этого необходимо иметь таблицы возрастных распределений этих признаков, желательно представленных в центильной или непараметрической форме. Биологический возраст обследуемого по данной системе (костной, сердечно-сосудистой, системе крови, функции канальцевого аппарата почки и т. д.) наиболее вероятно будет соответствовать тому календарному возрастному периоду, когда полученная количественная или размерная характеристика органа (функции) попадает в интервал между 25-м и 75-м центилями распределения. Это указывает на наиболее типичные характеристики или свойства, присущие 50% здоровых детей возрастно-половой группы. При отсутствии таблиц распределений о биологическом возрасте можно ориентировочно судить на основании максимальной приближенности выбранной количественной характеристики к одной из средних возрастных величин (средняя арифметическая, медиана или мода).

О биологическом возрасте ребенка можно с уверенностью говорить только в том случае, если по целому ряду признаков зрелости у него выявляются сходные тенденции по величине и направленности. Таким образом, биологический возраст ребенка представляет собой доминирование тех или иных биологических возрастов отдельных тканей, органов и систем организма. Его можно представить в форме наиболее частого возраста или среднего биологического возраста и некоторого описания выявленных колебаний. Это является основанием для суждения о степени гармоничности или дисгармоничности роста и созревания ребенка, или, говоря языком теоретической биологии, о степени гетерохронии развития.

Гетерохрония той или иной степени свойственна каждому ребенку, она является неотъемлемым свойством процесса развития. Выраженная дисгармонизация с отставанием развития (ретардация, или брадигенез) одних систем или опережением развития (акселерация, или тахигенез) других создает критические состояния функциональной адаптации и жизнедеятельности с повышенным риском возникновения заболеваний.

Из антропометрических признаков, наиболее тесно коррелирующих с биологическим возрастом, можно указать на массу тела, окружность груди, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела. Комплекс признаков, которые могут быть использованы для определения биологического возраста, приводится в главе, посвященной физическому развитию.

Очень информативной и ценной для практики педиатров методикой диагностики биологического возраста является его интегральная оценка по большой совокупности разных и связанных с разными физиологическими системами возрастоспецифичных признаков. Такой подход оправдал себя в перинатологии, когда возникают существенные расхождения между сроками гестации, антропометрическими данными новорожденных и характеристиками их биологической зрелости или возраста. Последнее существенно более значимо для вероятности выживания и сохранности жизненных функций ребенка. Возраст в неделях гестации определяется по сумме баллов по 22 клиническим признакам.

[1], [2], [3], [4], [5]

Признаки биологической зрелости ребенка

Признаки

Баллы

1. Брюшное подвешивание

Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят прямые

Головка свешивается, спинка дугой, конечности висят почти прямые

1

Спинка слегка дугой, конечности слегка согнуты

2

Головка на одной линии с прямым туловищем, конечности согнуты

3

Головка приподнята, спинка прямая, конечности согнуты

4

2. Подтягивание за ручки

Отставание головки полное

Отставание головки частичное

1

Отсутствует

2

Головка впереди

3

3. Околососковый кружок молочной железы

Отсутствует

До 0,75 см, гладкий и плоский, края не возвышаются

2

Более 0,75 см, края приподняты

3

4. Прозрачность кожи на животе

Многочисленные вены и венулы видны отчетливо

Вены и венулы вполне различимы

1

Отчетливо видно только несколько крупных сосудов

2

Нечетко видно несколько крупных сосудов

3

Не видны кровеносные сосуды на коже живота

4

5. Пушок на коже спины

Нет пушка

Обильные, длинные и толстые волосы по всей спине

1

Утончение волос в нижней части спины

2

Пушок еще есть, но появляются небольшие участки, лишенные пушка

3

Нет на половине площади спины

4

6. Кожные складки стопы

Складок нет

Слабые красные полосы на передней части подошвенной стороны стопы

1

Четкие красные полосы, вдавления менее чем на 1/3 передней части подошвы

2

Вдавления более чем на 1/3 передней части подошвы

3

Глубокие четкие складки более чем на 1/3 передней части подошвы

4

7. Половые губы

Большие раскрыты, малые выступают наружу

Большие почти полностью покрывают малые

1

Большие полностью покрывают малые

2

8. Яички

Ни одного в мошонке

Хотя бы одно в верхней части мошонки

1

Хотя бы одно в нижней части мошонки

2

9. Форма уха

Ушная раковина плоская, бесформенная, только части ее края загнуты внутрь

Часть ушной раковины загнута внутрь

1

Вся верхняя часть слегка загнута внутрь

2

Вся и явно загнута внутрь

3

10. Твердость ушной раковины

Ушная раковина мягкая, легко перегибается и не возвращается в исходное положение

Ушная раковина мягкая, легко перегибается и медленно возвращается в исходное положение

1

Ушная раковина с хрящом по краю, относительно мягкая, после перегибания быстро возвращается в исходное положение

2

Твердая ушная раковина, сразу возвращается в исходное положение

3

11. Молочные железы

Не пальпируются

Менее 0,5 см в диаметре

1

Более 1 см в диаметре

3

12. Квадратное окно

66-90°

56-65°

1

36-55°

2

11-35°

3

0-10°

4

13. Косое движение локтя

До подмышечной линии противоположной стороны

Между средней линией тела и подмышечной линией противоположной стороны

1

Около средней линии тела

2

Не доходит до средней линии

3

14. Ответная реакция ноги

180°

90-180°

1

Менее 90°

2

15. Ответная реакция руки

180°

90-180°

1

Менее 90°

2

16. Отек

Явный отек кистей и стоп, пастозность (ямочки) над большеберцовой костью

Только ямочки над большеберцовой костью

1

Ни отека, ни ямочки

2

17. Подколенный угол

90°

5

90-100°

4

101-120°

3

121-140°

2

141-170°

1

170°

18. Поза

Полное сгибание рук и ног

4

Ноги согнуты и разведены, руки слегка согнуты в локтях

3

Руки и ноги разогнуты

19. Пятка – ухо

Пупок

4

Около соска

3

Ключица

2

Подбородок

1

Ухо

20. Сгибание стопы назад

0-9°

4

10-20°

3

25-50°

55-80°

1

80-90°

2

21. Структура кожи (кисти и стопы)

Очень тонкая, желатинозная

Тонкая и гладкая

1

Гладкая, средней толщины, сыпь или поверхностное шелушение

2

Утолщение, поверхностные трещины и шелушение, особенно на кистях и стопах

3

Пергаментообразная с поверхностными и глубокими трещинами

4

22. Цвет кожи

Темно-красный

Бледно-розовый, относительно равномерный

1

Бледно-розовый, неравномерный

2

Бледность при розовой окраске ушей, губ, ладоней и подошв

3

Читайте также:  Основные формы взаимодействия с ребенком по познавательному развитию

Оценка по сумме баллов

Сумма баллов

Биологический возраст (недели)

Сумма баллов

Биологический возраст (недели)

0-9

26

40-43

35

10-12

27

44-46

36

13-16

28

47-50

37

17-20

29

51-54

38

21-24

30

55-58

39

25-27

31

59-62

40

28-31

32

63-65

41

32-35

33

66-69

42

36-39

34

Норма, или соответствие биологического возраста календарному, в определенной степени свидетельствует о благополучии развития и функционирования всех указанных систем. Отставание биологического возраста размеров и пропорций тела может указывать на наличие патологических состояний или неадекватность среды для оптимального развития ребенка.

Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка

Здесь имеется, с одной стороны, полное признание всеми исследователями закономерного изменения с возрастом многих соотношений длинников и поперечников тела, а с другой стороны – почти полное игнорирование возможностей практического использования этих закономерностей для диагностики возраста биологического развития детей. Последнее связано с выраженной вариабельностью пропорций тела, даже у детей одного и того же пола и возраста. Поэтому достаточно точная диагностика биологического созревания через пропорции тела вряд ли возможна без разработки особых методических приемов. В то же время уже сейчас пропорции тела и их возрастная динамика могли бы хорошо использоваться в контроле за индивидуальным развитием детей, особенно имеющих факторы риска отклонений от нормального роста и созревания. Разработка нормативов возрастных пропорций тела в центильной форме могла бы быть основой для определения биологического возраста ребенка при наличии достаточно широкого круга или набора таких нормативов. Если ряд показателей пропорций тела попадают в 50% зону (от 25-го до 75-го центилей) одной и той же возрастной группы, то можно считать, что биологический возраст ребенка соответствует возрасту этой группы.

В качестве пропорций, которые могли бы быть нормированы для определения биологического возраста, следует перечислить уже испытанный в НИИ гигиены детей и подростков индекс отношения окружности головы к росту, а также ряд индексов, рассчитанных на основании соотношения длинников: высота верхней части лица относительно длины тела; длина ног относительно длины тела; соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Верхняя часть лица составляет у новорожденного около 16-18% от длины тела, у девушек и юношей – около 7-8% от роста.

Длина ноги у новорожденного составляет 36-40% от длины тела, а уже к 6-7 годам она может достигать 52-55% от роста. Отношение длины ноги к высоте верхней части лица имеет самый широкий диапазон возрастных изменений и может рассчитываться без перевода данных измерений в проценты от роста детей.

Корреляционный анализ показывает значимые статистические связи между перечисленными индексами пропорций тела и такими характеристиками детей, как зубная формула, формула полового развития, физическая работоспособность и показатели динамометрии.

Для диагностики завершения первого вытяжения ряд авторов рекомендуют так называемый филиппинский тест. Для расширения возрастных границ использования этого теста можно его измерять (в сантиметрах). Наконец, у детей периода полового созревания антропометрическим показателем биологической зрелости может быть индексное соотношение двух поперечных диаметров – межакромиального (ширина плеч) и межвертельного (ширина таза).

Методика использования пропорций тела для оценки биологического возраста при наличии центильных возрастных распределений может быть следующей.

Первый вариант – при попадании всех индексов в зону 25-75-го центилей можно говорить о соответствии ребенка этому биологическому возрасту, при выходе некоторых из них влево или вправо – о тенденции к отставанию или опережению темпа биологического развития, при смещении всех измерений влево или вправо по центильным зонам – об определённом отставании или опережении развития. При этом можно найти возрастную центильную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25-м и 75-м центилями, близко к медиане, и считать, что развитие ребенка (биологический возраст) больше всего соответствует возрасту, для которого определено это совпадение.

Второй вариант – для каждого измерения или индекса определяют ближайшую возрастную медиану (50-й центиль) и записывают возраст, к которому относится эта медиана, аналогично – второй, третий индекс и т. д. Биологический возраст ребенка можно рассчитать как среднюю арифметическую величину из выписанных «возрастов» его отдельных индексов или измерений. Разница между минимальным и максимальным возрастом характеризует выраженность гетерохронии, или дисгармонизации, развития.

[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]

Источник