Биологические основы развития ребенка это

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность. Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. [5]

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Раньше о наследственных факторах в развитии личности было известно лишь то, что по наследству передаётся анатомо-морфофизиологическая структура организма человека: особенности обмена веществ, артериальное давление и группа крови, строение центральной нервной системы и её рецепторных органов, внешние, индивидуальные особенности (черты лица, цвет волос, рефракция глаз и др.).

Современная биологическая наука резко изменила наше представление о роли наследственности в развитии личности ребёнка. За последнее десятилетие учёные США, при участии учёных всего мира, разрабатывая программу «Геном человека», расшифровали 90% из 100 тысяч генов, которыми располагает человек. Каждый ген координирует одну из функций организма. Так, например, одна группа генов «отвечает» за артрит, количество холестерина в крови, склонность к курению, ожирению, другая – за слух, зрение, память и т.д. Есть, оказывается, гены авантюризма, жестокости, самоубийства и даже ген любви [3]. Запрограммированные в генах родителей признаки передаются по наследству и в процессе жизнедеятельности становятся наследственными особенностями детей. Этим научно доказана возможность распознавать и лечить наследственные болезни, тормозить предрасположенность к отрицательному поведению детей, то есть в некоторой степени управлять наследственностью.

Недалеко то время, когда учёные создадут методику распознания наследственных признаков детей, доступную медицинским работникам, педагогам и родителям. Но уже сейчас профессиональному педагогу необходимо владеть современной информацией о закономерностях физического и психического развития детей.

Во-первых, о сензитивных периодах, оптимальных сроках развития определённых сторон психики – процессов и свойств, периодах онтогенетического развития (онтогенез – развитие личности в отличие от развития вида), то есть об уровне психической зрелости и их новообразованиях для выполнения тех или иных видов деятельности. Ибо незнание элементарных вопросов об особенностях детей приводит к непроизвольному нарушению их физического и психического развития. Например, чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии ребёнка, точно так же, как и позднее. Необходимо различать рост и развитие детей. Рост характеризует физическое увеличение массы тела. Развитие включает рост, но главное в нём – прогресс психики ребёнка: восприятия, памяти, мышления, воли, эмоций и т.д. Знание врождённых и приобретённых качеств позволяет педагогам и родителям избежать ошибок в организации воспитательно-образовательного процесса, режима труда и отдыха, закаливания детей и других видов их жизнедеятельности.

Во-вторых, умение различать и учитывать врождённые и приобретённые качества позволит воспитателю вместе с родителями и медицинскими работниками предупреждать и, возможно, избегать нежелательных последствий врождённой предрасположенности к некоторым заболеваниям (зрение, слух, сердечные недомогания, склонность к простудным заболеваниям и многое другое), элементам девиантного поведения и т.д.

В-третьих, необходимо опираться на физиологические основы умственной деятельности при разработке технологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель может определить, какая реакция последует у ребёнка при тех или иных советах, распоряжениях, приказах и других воздействиях на личность. Здесь возможна зависимость врождённой реакции или приобретённых умений и навыков выполнять распоряжения старших.

В-четвёртых, умение различать наследственность и социальную преемственность позволяет избежать ошибок и стереотипов в воспитании, вроде «Яблоко от яблони недалеко катится», «От яблони рождаются яблоки, от ели – шишки». Имеется в виду передача от родителей положительных или отрицательных привычек, поведения, профессиональных способностей и т.д. Здесь возможна генетическая предрасположенность или социальная преемственность и не только от родителей первого поколения.

В-пятых, знание наследственных и приобретённых качеств детей позволяет педагогу понять, что наследственные задатки развиваются не спонтанно, а в результате деятельности, и приобретаемые качества находятся в прямой зависимости от предлагаемых воспитателем видов обучения, игры и труда. Дети дошкольного возраста находятся в стадии становления личностных качеств, и целенаправленный, профессионально организованный процесс может дать желаемые результаты в развитии дарований каждого индивидуума. [12]

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. [2]

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Читайте также:  Борисенко диагностика развития ребенка от 0 до 3

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.02 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
План
1. Передача наследственной информации от родителей к ребенку.
2. Влияние факторов внешней среды на развитие организма ребенка.
3. Биологическое и социальное в формировании растущего организма.
1. ПЕРЕДАЧА НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
ОТ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ
Каждый только что родившийся ребенок является носи-
телем комплекса генов всех своих родственников: как близ-
ких, так и самых дальних. В связи с этим у него формируется
свой, индивидуальный, наследственный фонд, иначе называе-
мый наследственно предопределенная биологическая програм-
ма. Это дает ему возможность индивидуально развиваться.
Осуществление этсй наследственной программы возможно
лишь в том случае, если, во-первых, ребенок обладает доста-
точно качественными наследственными признаками, а во-вто-
рых, имеет возможность свободно их развивать благодаря
благоприятному воздействию окружающей среды.
Человек приобретает все свои навыки не по наследству, а
вырабатывая их в течение всей жизни. Не существует выяв-
ленных генов талантливости. Единственное, что определила
наука,.— каждый новорожденный является вместилищем ог-
ромного арсенала разнообразных задатков. Чтобы их развить,
необходимы различные условия, в том числе специализиро-
ванные обучение и воспитание, а также усилия и заботы роди-
телей, помноженные на желание самого ребенка.
Молодые люди, которые хотят создать семью, должны
перед вступлением в брак поинтересоваться у своих родствен-
ников, какие наследственные болезни у них присутствуют. Ведь
всем давно известно, что по наследству передаются, помимо
внешних признаков и некоторых биохимических особеннос-
тей организма, многие болезни или хотя бы предрасположен-
ности к этим заболеваниям. Кроме этого, необходимо знать,
какое воздействие оказывает на внутриутробное развитие
плода курение или употребление алкоголя. Бее это необходи-
мо для того, чтобы на раннем этапе можно было продиапюс-
тировать и начать лечение всех выявленных наследственных
заболеваний, а также профилактику врожденных пороков раз-
вития.
Г. Менделем в 1865 году были открыты законы генети-
ки, науки, изучающей законы наследственности. Ученый дока-
зал, что в основе всех наследственных признаков как раз и
лежат эти законы. Морган вывел хромосомную теорию на-
следственности. Согласно этой теории преемственность раз-
личных качеств во многих поколениях обусловливается пре-
емственностью их хромосом, которые находятся в ядре кле-
ток и содержат в себе всю генетическую информацию.
Современные данные науки утверждают, что хромосомы
ядерного вещества представляют гигантские полимерные мо-
лекулы, состоящие из нитей нуклеиновых кислот и небольшо-
го количества белка. Каждая пара хромосом имеет определен-
ный набор генов, которые контролируют проявление тоги или
иного признака. Ученым удалось расшифровать структуру де-
ЗОКСирибонуклеипооой кислоты (ДНК) и механизм ее самоуд-
воения, в результате -юго стала известна природа тия. Было
выяснено, что в состав ДНК входят сахар, дезоксирибоза, фос-
форная кислота и четыре основания — зденин, гуанин, тимин и.
цитозин. У молекул ДНК двухнитчатая структура. Основа-
ния расположены между двумя нитями, которые идут парал-
лельно и свернуты спиралью. Выявлена удивительная особен-
ность: гуанин (Г) может соединяться исключительно с цитози-
ном (Ц), а адсиин (А) — только с тимином (Т). Вся наслед-
ственная информация о различных признаках всего живого
зашифрована на нитях ДНК. Ученые установили, что благо-
даря чередованию этих четырех нуклеотидов и существует в
мире такое разнообразие живых форм.
Смысл такого кодирования заключается в том, что каж-
дые три рядом лежащих нуклеотида кодируют определенную
аминокислоту. Таким образом запоминается информация о пос-
ледовательном расположении аминокислот в белке. Ученым
на данный момент известно 20 таких аминокислот. Их вариа-
ции и определяют разнообразие белков в живой материи. Эти
белки являются основой формирования всех особенностей
организма. К ним относятся и групповая принадлежность кро-
ви, и цвет волос и глаз и т. д.
В цитоплазме клетки на основе генетического кода про-
исходит синтез белка, Между ядром и цитоплазмой есть «по-
средник» — рибонуклеиновая кислота (РНК). Она намного
меньше, чем ДНК. Ген — это группа лежащих рядом нуклеоти-
дов, которыми закодирован один белок (фермент). Он может
определить какой-либо один из признаков. Количество генов
подсчитать трудно — у человека их OITJOMHOC количество, при-
мерно десятки тысяч. К тому же учеными выяснено, что,на
развитие ряда признаков может оказывать влияние один и тот
же ген. И наоборот, множество генов могут сформировать
всего лишь один из признаков. Молекулы ДНК так малы, что
увидеть их можно только при максимальном увеличении под
микроскопом — в 150—200 раз. А вот хромосомы можно раз-
глядеть и в обычный микроскоп.
У каждого вида животных и даже растений есть свой
количественный набор хромосом. В каждой человеческой
клетке находится 46 хромосом. Учеными было выявлена, что
в наборе все хромосомы являются парными. Состоят из иден-
тичных хромосом. А вот 23-я пара — это половые хромосомы,
которые различны для мужчин и женщин. Впрочем, у женщин
они одинаковы и носят название XX, а у мужчин разные — ХУ.
За воспроизведение наследственных свойств у поколе-
ний растений, животных и человека «отвечают» 3 процесса:
размножение обычных (соматических) клеток организма —
митоз, размножение половых клеток — мейоз и оплодотворе-
ние. При митозе совершается простое деление, перед которым
путем самовоспроизведения количество хромосом в клетке
удваивается. Выходит, что перед делением в человеческой
клетке будет 92 хромосомы. Они выстраиваются парами друт
против друга и расходятся к разным полюсам клетки. Затем
протоплазма путем перешнуровки разделяется на две части, и
образуются две клетки, в ядрах которых опять содержится по
23 пары хромосом.
Во время оплодотворения мужская гамета — спермато-
зоид — сливается с женской гаметой — яйцеклеткой, и в обра-
394 Биология
зующейся таким образом зиготе вновь будет 4G хромосом –
23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары.
С помощью митоза происходит деление зиготы и даль-
нейшее накопление клеточного материала формирующегося
эмбриона и плода. Формирующийся зародыш на определен-
‘ ных этапах начинает образовывать ткани и клетки из специа-
лизированных клеток. Наследственная информация лежит в
основе всего процесса развития зародыша и дальнейшей жиз-
недеятельности плода, а затем даже и взрослого человека.
Однако на наследственную информацию постоянно влияют
условия внешней среды.
Определение пола ребенка
Чтобы определить пол будущего ребенка, необходимо
сначала понять, какую хромосому несет сперматозоид — X или
Y. Яйцеклетка женщины среди 23 хромосом содержит одну
половую хромосому — X. Мужские хромосомы после мейоти-
ческого деления образуют не одну половую клетку (гамету),
как у женщины, а 4 гаметы (сперматозоида). Половина из них
имеет подобные яйцеклеткам Х-хромосомы, остальная поло-
вина — Y-хромосомы. В результате оплодотворения яйцеклетки
сперматозоидом, который несет X-хромосому, из образовав-
шейся зиготы будет развиваться ребенок женского иола.-Если
же оплодотворение произошло сперматозоидом с Y-хромосо-
мой, то будет формироваться мальчик. Теоретически сперма-
тозоиды должны нести одинаковое количество сперматозои-
дов с Х- и Y-хромосомами, то есть вероятность зачатия маль-
чика либо девочки одинакова. Но факты говорят о другом.
Оплодотворение сперматозоидами с Y-хромосомами проис-
ходит гораздо чаще, так как выявлено, что они являются бо-
лее подвижными. Но есть одно «но?». Зародыш мальчика ме-
нее устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. У
женщин непроизвольные выкидыши при зачатии мальчиков
случаются чаще, чем при зачатии девочек. Однако удивитель-
но, что мальчиков все равно рождается на 6% больше, чем дево-
чек. После рождения мальчики хуже приспосабливаются к не-
благоприятным условиям внешней среды, в результате чего их
смертность выше, чем у девочек. Поэтому половозрелым и ста-
новится одинаковое количество мальчиков и девочек.
Наследование признаков родителей
Единицами наследственности являются гены. Они нахо-
дятся на хромосомах • строго определенном порядке. У чело-
века, как известно, хромосомы парные, а это значит, что любой
из нас имеет две копии гена: ген на хромосоме, которая «пода-
рена» матерью, и ген на «отцовской» хромосоме. Когда оба гена
одинаковы, то считается, что данный индивид гомозиготен, если
разные – гетерозиготен. Гены, влияющие на проявление того
или иного признака, располагаются в одинаковых участках (ло-
кусах) гомологичных хромосом и называются аллельными, или
аллелями. Если состояние аллельных генов гетерозиготно, то
один из них будет доминантным (преобладающим), второй –
рецессивным. Например, карий цвет глаз будет доминантным, а
голубой – рецессивным. Чаще всего рецессивные признаки в
организме находятся в скрытом состоянии. Они могут про-
явиться лишь в случае идентичного появления на одинаковых
хромосомах отца и матери. Такой характер проявления генов
предопределяет и различный механизм проявления наследствен-
ных болезней, среди которых различают доминантно и рецес-
сивно наследуемые, а также сцепленные с полом.
Установить, является ли тот или иной i ризнак у человека
доминантным или рецессивным, врачу, антропологу или гене-
тику помогает генеалогический метод исследования (метод ро-
дословных). Если признак доминантный, то его можно обнару-
жить у одного или обоих родителей, либо у иудушки с бабуш-
кой, Когда признак можно отнести к рецессивным, то его нахо-
дят только в одном из поколений у 25% его носителей.
Иногда можно наблюдать случаи, когда признаки встре-
чаются только у лиц определенного пола. Этс может означать,
что ген, который кодирует этот признак, находится на одной
из половых хромосом.
Если такой ген находится на Х-хромоеоме, то данный
признак будет наблюдаться только у мальчиков, так как у де-
вочек другая такая же Х-хромосома может нести ген данного
признака с иной характеристикой. У женщин признак, контро-
лируемый Х-рецессивным геном, не проявляется, но находит-
ся в скрытом состоянии. Поэтому они передаю г половине своих
сыновей признаки, закодированные на Y-хромосоме,
2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНИЙ СРЕДЫ НА
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
На свете нет полностью одинаковых людей. Каждый из
нас отличается от всех остальных рядом физических особен-
ностей, которые формируются начиная от самого зачатия и
вплоть до конца жизни. С момента слияния мужской и женс-
кой гамет и образования оплодотворенной клетки — зиготы –
генетически обусловленное человеческое начало может изме-
няться под влиянием факторов внешней среды. Известно, что
благодаря тесному взаимодействию факторе:!; внешней среды
и генетических в детском возрасте формир;ются индивиду-
альные признаки и характер человека.
Что же такое внешняя среда для ребенка? Это, прежде
всего, те условия, которые смогут создать Д1я него родители
и окружающие. Также сюда следует отнести v. климатические,
геофизические и другие факторы. Ученые шявили, что воз-
действие среды может очень сильно видоюнеиить характер
информации, переданной по наследству. На генетическом уров-
не записано, что в среднем масса ребенка равна 3300—3700
граммам, а рост при этом составляет 49—52 см. Однако мать
во время беременности может плохо питаться, либо из ее кро-
ви поступает мало питательных веществ в кровь ребенка. Тог-
да ребенок может родиться с весом 2000—25(10 г и ростом 43—
AS см. И это еще не все признаки его незрелости.
Весь комплекс признаков, который сформировался в ре-
зультате взаимодействия наследственных свойств организма –
генотипа — и факторов внешней среды, называется феноти-
пом. Общее число всех фенотипических признаков является
основой конституциональных особенностей ребенка. Ученые
отмечают, что человечеству порезло в том оглошении, что на
развивающийся организм ребенка могут влиять факторы внеш-
ней среды воздействия. С их помощью можно воспитать фи-
зически и духовно развитого человека.
3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
В ФОРМИРОВАНИИ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА
Человек изначально является природным существом, а
это значит, что он обязательно должен подчиняться биологи-
ческим закономерностям. Биологическое, или природное, есть
Общая биология 395
а человеке, но есть и в животном. Различаются они тем, что
человек — существо социальное, не мыслящее себя вне обще-
ства. А это значит, что на него влияют те социальные условия,
которыми он окружен. Те же условия влияют и на растущий
организм ребенка.
Мы постоянно наблюдаем за феноменом акселерации, ко-
торый особенно ярко проявляется в современном обществе.
Дети рождаются с большими кассой тела и ростом. В последу-
ющее время они ускоренно развиваются и быстрее достигают
половой зрелости. И хотя генетический материал человека
практически не изменился, но меняющиеся социальные усло-
вия влияют на процессы роста. На ребенка наиболее активно
можно воздействовать с помощью воспитания в семье и детс-
ком коллективе. Нужно следить, чтобы дети соблюдали ре-
жим, рационально питались, занимались физкультурой и зака-
лялись. Если правильно использовать вес эти факторы, то ре-
ально можно исправить многие генетические дефекты.
Человек постоянно эволюционировал, Неизменно совер-
шенствовались тело, кора головного мозга и центральная не-
рвная система в целом. Особенности человеческого головно-
го мозга в течение многих веков закреплялись Б генетическом
материале и передавались по наследству. Но психическое лич-
лостзюе развитие человека можно изменить в процессе воспи-
тания. Когда возникает неожиданная изоляция от человечес-
кого общества ребенка, пусть и с самыми прекрасными струк-
турными особенностями мозга, то он прекращает развиваться
как личность. Это не выдумки, а реальность. Бывали случаи
попадания детей в стаи диких животных, когда они били чол-
аостыо изолированы от влияния человека. При таких обстоя-
тельствах дети не могли развиваться как личность, поэтому
ученые сделали вывод, что психическое развитие ребенка ре-
ально при активном и пассивном влиянии человека.
Ребенок воспитывается постоянно, тем самым происхо-
дит процесс становления его социального поведения. Первые
полгода обо всем новом он узнает благодаря своей матери,
кормящей его грудью. Это связано с тем, что пищевой безус-
ловный рефлекс является основой закрепления первых ус-
ловных рефлексов. Дети, которые продолжительное время
вскармливаются материнским молоком, в результате имеют
постоянный контакт с самым близким для них существом,
вырастают более уравновешенными, быстрее приспосаблива-
ются ко всему новому, добры к людям,” умеют им сочувство-
вать. Вторые полгода жизни таких детей заполнены изучени-
ем окружающих людей, хотя по-прежнему остается глубокая
привязанность к матери.
Социальное развитие ребенка в раннем возрасте проис-
ходит не только за счет тех мер и усилий, которые прилагают
родители. Ребенок очень часто наблюдает за тем, как ведут
себя взрослые или же солее старшие дети. В результате этого
формируется модель поседения. Поэтому окружающие усло-
вия играют в процессе воспитания далеко не последнюю роль.
Первое социальное окружение, которое воспринимает ма-
ленький ребенок, — это, конечно же, его родная семья. Это
могут быть как родители, братья или сестры, либо дедушка с
бабушкой. Может быть сочетание того и другого. Неправиль-
ным было бы думать, чт о только в момент, когда ребенок на-
чинает разговаривать, и ощущается влияние семьи па детей. С
i-амых первых месяцев дети начинают понимать, насколько
внимательно о них заботятся взрослые, какова атмосфера в
семье. И это дает толчок к их дальнейшему психическому раз-
витию. Нельзя упускать момент, чтобы в будущем не при-
шлось расплачиваться за свою оплошность. Если изолировать
ребенка от родителей, причем ограничить общение с окружа-
ющими, то ребенок может не только лишиться родительского
тепла, но и начать отставать в развитии, стать неврастеником.
Для растущего и формирующегося ребенка очень важно, в
какой атмосфере он находится. Ему совсем небезразлично,
как к нему относятся родители, придерживаются ли единой
линии воспитания, нежны и предупредительны ли к нему или
отличительной их чертой являются строгость и требователь-
ность. Ученые сделали вывод; семьи, в которых не ценятся, в
первую очередь, дружеские отношения, нет достаточного ува-
жения к ребенку, а все это подменяется назойливым контро-
лем, морализаторством, при атом часто возможны оскорбле-
ния, унижения и даже физические наказания, не могут вырас-
тить для общества полноценных людей. Дети из таких семей
чаще всего бывают неуверенными в себе, не любят проявлять
инициативу; самооценка у них сильно занижена. Как правило,
все это мешает нормально развиваться и жить не только ре-
бенку-дошкольнику, но и уже взрослому человеку.
Наиболее благоприятными для развития ребенка яв-
ляются семьи, где царит атмосфера доброжелательности и
доверия друг к другу. Дети в таких семьях ощущают себя
очень комфортно, имеют больше возможностей для того,
чтобы развивать свои .самые лучшие качества. Они актив-
ны, к работе подходят творчески, оригинально, часто со свер-
стниками находятся в дружеских отношениях, более эмо-
циональны, чем дети из неблагополучных с эмоциональном
плане семей.
Специфика внутрисемейных отношений оказывает боль-
шое влияние на здоровье растущего ребенка. Такой ребенок
не может гармонично развиваться в случае продолжительных
и частых конфликтов в семье или развода родителей. В таких
семьях дети постоянно находятся в стрессовой ситуации, в
результате чего возникают неврозы. Дети перестают вести пол-
ноценную жизнь, появляется отставание в учебе, тормозится
физическое развитие, возникают различные соматические за-
болевания.
Ребенок, находящийся в таких неблагоприятных усло-
виях, подвержен более частым простудам. Когда же болезнь
его настигает, в его организме происходит астенпзация, кото-
рая влечет за собой снижение психической и физической ак-
тивности. У такого ребенка ослабевает реакция на другие внеш-
ние неблагоприятные факторы, что отрицательно сказывается
на иммунной системе организма.
Личность формируется благодари м нагим факторам, среди
которых особое место принадлежит биологическим, физичес-
ким и социальным факторам. Если в течение продолжительно-
го времени не уделять пристальное внимание этим факторам,
то организм ребенка может недополучить очень многого. Осо-
бенно это будет заметно, если влияние этих факторов будет
отрицательным. Это может привести даже к психическим рас-
стройствам. Чтобы воспитать действительно гармонично раз-
витую личность, необходимы слаженные действия системы го-
сударственных и медицинских мероприятий и социально эко-
номической структуры общества.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с нарушениями интеллекта

Источник