Биогенетический подход в развитии психики ребенка

Различные подходы к исследованию психики ребенка.

3.1.Биогенетический принцип в психологии.

Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть
внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам,
объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых
методов исследования.
Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали
теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется
определенному закону.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) –
считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого
рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
Эти положения, естественно, вызвали критику у многих психологов (С.Л.
Рубинштейн, П.П. Блонский). Однако под влиянием работ Холла изучение детской
психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого
фактического материала. Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных.
Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но,
несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная
теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция.
Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.
Гезелла, Л. Терменя. Идея Холла – попытки показать, что между историческим и
индивидуальным развитием существует связь.

3.2.Нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики
психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая
базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной
активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка
(чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория
Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
Л. Термен в 1916 году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел
понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение:
коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни.
Исследование шло 50 лет.
Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и
креативностью.
Два типа мышления: конвергентное (решение задач, имеющих один правильный ответ);
дивергентное (решение задач, имеющих множество ответов, когда ни один из ответов
не может считаться единственно правильным).
Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение
определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления (дети с
развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта).
Предмет исследования таланта: изучение соотношения между интеллектом и
креативностью; выявление особенностей личности креативных детей, изучение
факторов окружения и т.д. В результате: 1)креативность проявляется неравномерно
(5,9, 13,17 лет). Тормозит развитие креативности: ориентация на достижения
успеха (конформизм). Стимулирует: награды, спец. тренировка.
2) одаренный ребенок – упорен, целеустремлен, уверен в себе; одинок, хотя и
общителен.
Это сложная картина одаренного ребенка. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую
психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии
как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения
возрастных изменений.

3.3.Отождествление научения и развития.
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю
связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует
американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него
окружение, его среда. Это направление в американской психологии, для которого
понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова, его идея
о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский
принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в
разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея
проведения строго научного эксперимента И.П. Павлова.
Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое
элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из
множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их
привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю
в лабораторных условиях.
В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания
стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен первый параметр
этой связи – ассоциативная концепция связи.
Второй главный акцент на значении подкрепления. Поиски ответов на вопрос о том,
зависит ли научные: то есть установление связи между стимулом и реакцией, от
некоторых состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента
Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия
выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея
Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого эксперимента в
лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею «технологии
поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого
выбранного экспериментатором поведения. (Б. Скиннер) – механический подход к
поведению.
К. Роджерс противопоставил Б. Скиннеру свою позицию: свобода – это осознание
того, что человек может жить сам, здесь и теперь, по собственному выбору. Это
понимание смысла внутри себя.

Читайте также:  Уголок развития ребенка своими руками

3.4.Теория трех ступеней детского развития.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в
анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или
этапы развития поведения в фило – и онтогенезе.
К.Бюлер (австрийский психолог) предложил теорию 3-х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с
созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с
действием. В ходе эволюции поведения отличается переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению:
1 этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
2 этап – на уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения
действия.
3 этап – предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная
движущая сила развития поведения. К. Бюлер отметил появление первичных форм
мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных. К.Лоренс критиковал концепцию К. Бюлера. По его
мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Д.Б. Эльконин, развивая мысль К.Лоренса, подчеркнул, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма
существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может
быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: условные
рефлексы появляются на 2-3 недели жизни. Но ребенка необходимо учить что-то
делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.
Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в
системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды.

3.5.Концепция конвергенции двух факторов детского развития.
Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.Бюлера и
механизма Э.Торндайка. Витализм – учение о несводимости высших форм поведения к
низшим. Механицизм – сведение сложного к простому.
По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних
условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в
созревании, но и в обучении.
Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут
известны обе его стороны. По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что
ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его
переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, назван
психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию,
по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно
изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении.
Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип – принцип
структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для
инстинкта, дрессуры, интеллекта.
Теория конвергенция. Результат спора психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда.
Основоположник является В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не
простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними
условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии
с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как
настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который
складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Г.
Айзенк – 80 % наследственность в интеллекте; 20% – под влиянием среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения:
1) «больничная койка» – субъект находится под влиянием среды как беспомощный
пациент (первые месяцы жизни);
2) «луна-парк» – субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но
он не может изменять их последующее влияние на себя;
3) «соревнование пловцов» – опыт подобен плавательной дорожке, на которой по
стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от
внешних стимулов;
4) «теннисный матч» – здесь осуществляется постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом: теннисист должен приспособиться к действиям своего
противника и в настоящее время он влияет на поведение другого игрока способом
отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике
поведения ставят одну из ключевых проблем психологии – проблему активности
субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение
имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.
Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в
современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим
обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем
имитации, подражания.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). – М., 1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
– М., 2000.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Различные подходы к
исследованию психики ребенка»:
1. Какой закон сформулировал Э.Геккель и почему он подвергался критике?
2. В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка (А.Гезелл,
Д.Гилфорд, Торренс)?
3. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного
рефлекса?
4. Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект.
5. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка до года

Тестовые задания по теме «Различные подходы к исследованию психики ребенка»:
1. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: « Если центральным
утверждением А.Гезелла было утверждение « …ведет за собой …», а) развитие
…обучение, б) обучение …развитие.
2. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: Л.С.Выготский
утверждал, что «…ведет за собой…» а) развитие …обучение, б) обучение …развитие.

 

Источник

метки: Развитие, Человек, Рекапитуляция, Аутизм, Человечество, Краткий, Онтогенез, Стадий

Афоризмы:

«…В соответствии с этим С. Холлом был сформулирован закон послеутробного развития: «онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества»…»

«… Ранее нечто подобное утверждалось в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: «в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе»…»

Представители биогенетического подхода отдают приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека. Основной детерминантой развития — они признают наследственность. Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков. Сторонники этого подхода делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития. Аргумент сторонников данного подхода, в родословной И.С. Баха было ещё несколько десятков музыкантов. По их мнению — это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.

Одной из первых биогенетических теорий была концепция рекапитуляции (повторяемости) С. Холла. Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он сформулировал закон послеутробного развития — онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. Холл опирался на закон, сформулированный в отношении эмбриона Э.Геккелем и И.Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.
С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался.
По Холлу игра ребенка — это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Холл считал, что развитие рисунка ребенка, отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов …

Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла(США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез[1]) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза[2]).

Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей. Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.

С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).

Теория рекапитуляции С.Холла

Основной предмет исследованияПоиск закономерностей психического развития ребёнка
Методы исследованияАнкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов
Основные понятияРекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Основные идеиПсихическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности
Факторы развитияБиологический фактор, созревание инстинктов
Направления критикиБлизость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения
ЦенноеПостановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве
Читайте также:  Центр развития ребенка красноуфимск официальный сайт

А. Гезелл и Л. Термен для объяснения возрастных изменений основной упор делали также на роль наследственности. Гезелл рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического развития, как приспособление ребенка в своей среде. Используя лонгитюдный метод (изучение психического развития одних и тех те детей от рождения до подросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психического развития. Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой. Подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.

А. Гезелл изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1Q) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных[3] исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного факторадля объяснения возрастных изменений.

Теория рекапитуляции оказала значительное влияние на детскую психологию и получила дальнейшее развитие в трудах учеников Ст.Холла: А.Гезелла и Л.Термена, которые дали начало нормативному подходу к исследованию детского развития.

Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях нормы и разных форм патологии (отсюда и название : нормативный подход) с применением кино-фоторегестрации возрастных изменений, моторной активности речи, для объективности им впервые было использовано полупроницаемое стекло – «зеркало Гезелла». А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и первый применил близнецовый метод.

Гезелл в своих исследованиях ограничивался чисто количественны изучением сравнительных срезов детского развития. Сведя развитие к простому увеличению прироста поведения. Он обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом. Чем моложе, тем быстрее изменения. Выготским эта теория была подвержена критике.

Термен в 1916 году стадартизировал на американских детях тесты А.Бине и, расширив шкалу создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни, выявлял зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, образования родителей.

Вклад Гезелла и Термена заключается в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которое описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на этой основе строят разнообразные психические шкалы, но при этом необходимо помнить, что основную роль они отдавали наследственным факторам. Это были количественные измерения особенностей процесса развития.

[1] Онтогенез – это процесс индивидуального развитие организма от момента образования зиготы и до смерти организма, во время которого идет полная поэтапная реализация наследственной информации, и ее взаимодействие с факторами окружающей среды

[2] Филогенез – это историческое развитие организмов.

[3] Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

Источник