Биогенетические теории развития ребенка выготский

Биогенетические теории развития ребенка выготский thumbnail

Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка

Изменения в представлениях о психическом развитии ребенка всегда были связаны с разработкой новых методов исследования.

На возникновение первых концепций детского развития повлияла теория Дарвина, который впервые выдвинул идею о том, что развитие подлежит определенным законам.

Первой теоретической концепцией психического развития была так называемая концепция рекапитуляции, которая базировалась на биогенетическом законе Э. Геккеля: онтогенез – это краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был сформулирован по эмбриогенеза, но американский психолог Ст. Холл перенес его на процесс онтогенетического развития ребенка и утверждал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. В течение короткого времени эта теория получила широкое распространение, но потом вызвала критику во многих психологов как ограниченная и наивная.

Вместе с тем, следует отметить, что она была первой попыткой выявить связь между историческим и индивидуальным, и дала толчок к дальнейшему развитию детской психологии.

Под влиянием работ Ст. Холла его ученики А. Гезел и Термен разработали так называемый нормативный подход к исследованию детского развития.

А. Гезел разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от- рождения до юношеского возраста, которая основана на систематических сравнительных исследованиях. Им был впервые применен кино- фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи ребенка и др. Для объективности наблюдений он впервые применил полупроницаемую стекло (знаменитое “зеркало Гезеля”, которое широко применяют и поныне), ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей в течение многих лет, впервые использовал близнецовый метод для анализа н “связи между созреванием и научения.

А. Гезел заметил, что с возрастом темпы развития снижаются, однако не смог объяснить этой закономерности, поскольку он отождествлял развитие и рост, подчеркивал зависимость развития от созревания, и ограничивался лишь количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводил развитие к простому увеличению “приросту поведения », не учитывая качественных преобразований при смене этапов развития.

Он разработал интересную феноменологию развития от рождения до 16 лет. Актуальным на сегодняшний день остается и его призыв к контролю за нормальным ходом психического развития ребенка.

C. Выготский назвал концепцию А. Гезеля “теорией эмпирического эволюционизма” и подверг ее критике за то, что она трактует социальное развитие ребенка, как разновидность биологического и приспособления ребенка к окружающей среде.

Другой ученик ст. Холла Термен провел одно из самых длительных в психологии лонгитюдних исследований (в течение 50 лет), которое посвятил изучению одаренности у детей. Он создал тесты для изучения умственных способностей, для измерения которых ввел понятие “коэффициент интеллектуальности” и положение о том, что он остается неизменным в течение жизни человека.

Термен проводил экспериментальные исследования, в которых * искал зависимость интеллекта от возраста, пола, расы, статуса семьи, образования родителей и др., Однако не обнаружил особых закономерностей. Одаренность он отождествлял с высоким коэффициентом интеллекта, хотя более поздние исследования психологов показали различие между интеллектом и креативностью.

Заслугой А. Гезеля и Термена является то, что они начали разрабатывать детскую психологию как нормативную дисциплину, которая описывает достижения ребенка в процессе развития. Этот подход и сегодня является классическим направлением в изучении ребенка в американской психологии.

Бихевиористские концепция, у истоков которой были американские психологи Дж. Уотсон, Э. Газри, Э.Торндайк, Б. Скиннер и др., Возникла под влиянием учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности и образования условных рефлексов. Она отождествляла развитие по научению и также была раскритикована представителями гуманистически направленных ученых как такова, что слишком механически трактует поведение человека.

Психологи европейских стран сосредоточили в то же время поиски на выявлении стадий, этапов развития поведения в фило- и онтогенезе.

Австрийский психолог К. Бюлер выдвинул теорию трехступенчатого развития: инстинкт, научение, интеллект. Он связывал эти степени не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

Инстинкты, по его мнению, характеризуются тем, что наслаждение возникает в результате удовлетворения потребности, после выполнения действия.

На уровне навыков удовольствие переносится на один. процесс осуществления действия (“функциональное удовольствие”).

На этапе интеллектуального решения задачи возникает опережающий удовольствие, происходит его переход из “конца на начало”, что и является основной движущей силой развития поведения.

Эта схема была перенесена К. Бюлером на онтогенез, что привело к отождествлению этапов развития ребенка и животного.

К. Лоренц, Д. Ельконин и др. критиковали эту концепцию, подчеркивая, что эти три линии развития домашних животных не зависят друг от друга: инстинкт не готовит образования навыков, а дрессировки не предшествует интеллекта. Более того, возможна также другая последовательность развития поведения: сначала интеллект, а уже потом навыки.

Читайте также:  Развитие ребенка от1 3 лет

Значение этой теории в том, что она ставит вопрос об историческом происхождении периодов детства, хотя и пытается дать на него ответ в рамках биогенетического подхода. Позже ряд антропологов и этнографов убедительно показали своими исследованиями, содержание детства определяется тем положением, которое ребенок занимает в системе общественных отношений и отличается в разные исторические эпохи.

Дискуссия психологов о том, что же определяет процесс детского развития – наследственность или окружающей среды – привела к теории конвергенции этих двух факторов.

В. Штерн считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных свойств и не просто восприятия внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Однако он стремился рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры.

Теория конвергенции – это наиболее распространенная концепция современной психологии, а существующие, в ее рамках теории отличаются лишь трактовкой взаимодействия наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. При изучении роли опыта в динамике поведения ключевыми являются проблемы активности субъекта в процессе развития и времени, когда осуществляется то или иное воздействие среды.

Выявлено, что в процессе психического развития являются так называемые сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для развития определенной психической функции. Например, для развития речи сензетив- ним является период 1-3 года.

Источник

Биогенетические теории – основная роль – фактор наследственности, процесс развития как созревание.

Теория С. Холла – развитие человека в онтогенезе – теория рекапитуляции – развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие – это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание – для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем – скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста.

Теория конвергенции В. Штерна – теория двух факторов – фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту.

Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект – в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка – это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность.

Теория А. Гезелиса. Первый закон – созревание происходит сверху вниз – от головы до ног. Второй закон – закон паттерна – все, имеющее определенную форму. Третий закон – развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон – закон самосохранения. Пятый закон – закон индивидуальности созревания – неравномерный, медленный, быстрый темп.

Особо выразительно эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни.

Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года.

Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода – 4 – 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет.

Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода – 9 – 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет.

Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода – 12 – 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет.

Читайте также:  Развитие ребенка первого года жизни ребенка реферат

Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода – 14 лет – продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.

Источник

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, деловые и моральные свойства личности и все остальные особенности психики.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие (генезис) подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая серьезная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834—1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801—1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846—1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849—1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре.

Немецкий психолог В. Келер (1887—1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Австрийский психолог К. Бюлер (1879—1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний — переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития — этапе инстинкта — благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое функциональное удовольствие, являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие — лишь продукт внешнего воздействия.

Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов, добиться появления у ребенка любой психической функции и развить ее до любого желаемого уровня.

Еще в XVII в. английский философ Дж. Локк (1632—1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все, что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878—1958), стремясь поставить психологию в один ряд с естественными науками, изучающими то, что возможно наблюдать непосредственно, выдвинул лозунг: “Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!” Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно “создать” человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И. П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма [1]. По словам Дж. Уотсона, “все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности”. Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, — это биологическое существо, которое может быть изучаемо, подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Читайте также:  Особенности развития волевой сферы личности ребенка

Представители необихевиоризма, американские психологи

Э. Торндайк (1874—1949) и Б. Скиннер (1904—1990) создали концепцию научения, которое получило название “оперантное научение”. Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактив- ной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т.е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К. Л. Халл (1884—1952) — авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т.е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе содержания описанных выше теорий можно сделать вывод, что в социогенетическом подходе в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность и субъектность самого развивающегося человека (ребенка) не учитывается вовсе.

Источник

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник