Биогенетические подходы к развитию психики ребенка
Различные подходы к исследованию психики ребенка.
3.1.Биогенетический принцип в психологии.
Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть
внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам,
объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых
методов исследования.
Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали
теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется
определенному закону.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) –
считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого
рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
Эти положения, естественно, вызвали критику у многих психологов (С.Л.
Рубинштейн, П.П. Блонский). Однако под влиянием работ Холла изучение детской
психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого
фактического материала. Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных.
Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но,
несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная
теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция.
Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.
Гезелла, Л. Терменя. Идея Холла – попытки показать, что между историческим и
индивидуальным развитием существует связь.
3.2.Нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики
психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая
базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной
активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка
(чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория
Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
Л. Термен в 1916 году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел
понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение:
коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни.
Исследование шло 50 лет.
Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и
креативностью.
Два типа мышления: конвергентное (решение задач, имеющих один правильный ответ);
дивергентное (решение задач, имеющих множество ответов, когда ни один из ответов
не может считаться единственно правильным).
Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение
определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления (дети с
развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта).
Предмет исследования таланта: изучение соотношения между интеллектом и
креативностью; выявление особенностей личности креативных детей, изучение
факторов окружения и т.д. В результате: 1)креативность проявляется неравномерно
(5,9, 13,17 лет). Тормозит развитие креативности: ориентация на достижения
успеха (конформизм). Стимулирует: награды, спец. тренировка.
2) одаренный ребенок – упорен, целеустремлен, уверен в себе; одинок, хотя и
общителен.
Это сложная картина одаренного ребенка. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую
психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии
как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения
возрастных изменений.
3.3.Отождествление научения и развития.
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю
связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует
американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него
окружение, его среда. Это направление в американской психологии, для которого
понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова, его идея
о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский
принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в
разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея
проведения строго научного эксперимента И.П. Павлова.
Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое
элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из
множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их
привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю
в лабораторных условиях.
В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания
стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен первый параметр
этой связи – ассоциативная концепция связи.
Второй главный акцент на значении подкрепления. Поиски ответов на вопрос о том,
зависит ли научные: то есть установление связи между стимулом и реакцией, от
некоторых состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента
Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия
выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея
Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого эксперимента в
лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею «технологии
поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого
выбранного экспериментатором поведения. (Б. Скиннер) – механический подход к
поведению.
К. Роджерс противопоставил Б. Скиннеру свою позицию: свобода – это осознание
того, что человек может жить сам, здесь и теперь, по собственному выбору. Это
понимание смысла внутри себя.
3.4.Теория трех ступеней детского развития.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в
анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или
этапы развития поведения в фило – и онтогенезе.
К.Бюлер (австрийский психолог) предложил теорию 3-х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с
созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с
действием. В ходе эволюции поведения отличается переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению:
1 этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
2 этап – на уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения
действия.
3 этап – предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная
движущая сила развития поведения. К. Бюлер отметил появление первичных форм
мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных. К.Лоренс критиковал концепцию К. Бюлера. По его
мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Д.Б. Эльконин, развивая мысль К.Лоренса, подчеркнул, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма
существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может
быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: условные
рефлексы появляются на 2-3 недели жизни. Но ребенка необходимо учить что-то
делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.
Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в
системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды.
3.5.Концепция конвергенции двух факторов детского развития.
Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.Бюлера и
механизма Э.Торндайка. Витализм – учение о несводимости высших форм поведения к
низшим. Механицизм – сведение сложного к простому.
По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних
условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в
созревании, но и в обучении.
Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут
известны обе его стороны. По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что
ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его
переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, назван
психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию,
по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно
изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении.
Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип – принцип
структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для
инстинкта, дрессуры, интеллекта.
Теория конвергенция. Результат спора психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда.
Основоположник является В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не
простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними
условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии
с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как
настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который
складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Г.
Айзенк – 80 % наследственность в интеллекте; 20% – под влиянием среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения:
1) «больничная койка» – субъект находится под влиянием среды как беспомощный
пациент (первые месяцы жизни);
2) «луна-парк» – субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но
он не может изменять их последующее влияние на себя;
3) «соревнование пловцов» – опыт подобен плавательной дорожке, на которой по
стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от
внешних стимулов;
4) «теннисный матч» – здесь осуществляется постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом: теннисист должен приспособиться к действиям своего
противника и в настоящее время он влияет на поведение другого игрока способом
отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике
поведения ставят одну из ключевых проблем психологии – проблему активности
субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение
имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.
Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в
современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим
обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем
имитации, подражания.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). – М., 1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
– М., 2000.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Различные подходы к
исследованию психики ребенка»:
1. Какой закон сформулировал Э.Геккель и почему он подвергался критике?
2. В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка (А.Гезелл,
Д.Гилфорд, Торренс)?
3. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного
рефлекса?
4. Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект.
5. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.
Тестовые задания по теме «Различные подходы к исследованию психики ребенка»:
1. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: « Если центральным
утверждением А.Гезелла было утверждение « …ведет за собой …», а) развитие
…обучение, б) обучение …развитие.
2. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: Л.С.Выготский
утверждал, что «…ведет за собой…» а) развитие …обучение, б) обучение …развитие.
Источник
Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности.
Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе («онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Этот закон был перенесен Стенли Холлом на процесс онтогенетического развития ребенка. Америк-ий психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в рез-те чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др
Теории псих. разв-я, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.
Теория 3 ступеней детского развития К. Бюллера.Он считал что каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.
Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в опред стимулах.
Дрессура – образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки. Формирование условных рефлексов основывается на наградах и наказаниях
Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации.
К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:
1) усложнение взаимодействия с окружающей средой; 2) созревание мозга 3) развитие аффективных процессов;
Под развитием аффективных процессовБюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия. На первой ступени удовольствие приносит выполненная деят-ть. Например, младенец получает удовольствие после кормления. На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деят-ти. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры. На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деят-ти. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.- по Бюллеру это основная движущая сила поведения.
Бюллер считал Псих. разв-е отождествляется с интеллектом. Развитие которого заключается в адаптации ребенка к среде в результате превращения ребенка из пассивного беспомощного существа в человека активно познающего окружающий мир.
Теория конвергенции двух факторов детского развития (теория персонализма), которую разработал В. Штерн.Предметом исследования было: развитие личности ребенка. Штерн считал что лич-ть это самоопределяющеяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Суть этой теории заключается в том, что псих. разв-е ребенка рассматривается как процесс, складывющийся под влиянием наследственности и среды. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Среда помогает ребенку осознать себя и окружающий мир. Ребенок старается взять все то, что дано. Штерн считал, что псих. разв-е есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому служит следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры («все дети играют, но в разные игры»). Механизм псих. разв-я – интроцепция. Теория конвергенции по своему существу является биологизаторской. Псих. разв-е сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализаторов, роль фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в псих. разв-е. Взгляды В. Штерна на псих. разв-е отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция.
Билет№ 5. американская психология развития. Концепции научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон Б. Скиннер А. Бандура Сирс). Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии. В основе дарвинизм. Философская основа – прагматизм. Согласно прагматизму мера ценности вещи определяется ее внешними качествами, нужностью, таким образом и о человеке мы можем судить по внешнему выражению.
Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поведение – система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Методы исследования в бихевиоризме – наблюдение и эксперимент над животными. Поведение – результат научения. Психика =поведение.
Развитие психики – количественный процесс накопления навыков = научение.
В центре теории научения находится соц среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его псих. разв-я.
I. Классическое научение Дж. Уотсон. – формир.условных рефлексов на базе безусловных. Научение осуществляется путем образования новых связей между бу S и усл S , по закону образования условных рефлексов И.П. Павлова: бу S → бу R , бу S + у S →у R, у S → у R.
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.
Условный – условие (свет, звонок, удар в гонг)
Нейтр стим – звонок бусл стим (мясо) = бУсл реакц- выд слюны
Безуслстим – мясо бусл стим (мясо) + Усл стим (звонок) =
Без усл реакц- выд слюны = Усл реакц-( выд слюны)
Усл стим (звонок) = Усл реакц- (выд слюны )
новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.
В классическом бихевериоризме схема «стимул – реакция» (S-R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Уотсон эксперементально показал как на основе безусловного реагирования у реб-ка может возникать реакция страха(гнев, любовь) на новый стимул. «Маленький Альберт» – эксперимент с белой крысой и громким звуком в гонг. Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной строго заданной модели поведения у всех людей. Он говорил что из дюжины нормальных здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей с одинаковыми вкусами и поведением или каждого сделать специалистом определенной области- врачом торговцем или вором.
II. оперантное научение Б. Скиннер. R → S
Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями. Для жив-х и человека важны последствия – события наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. Реакция за которой следует позитивный результат стремится повторится. В то же время, вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Поведение человека может формироваться путем подкрепления. Подкрепление (внешний стимул)усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления.
Два типа подкрепления в (бихевиоральном научении):
1. первичное (безусловное) подкрепленное безусловными стимулами (вода, еда, холод, секс)
2. вторичное (или условное – деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников).
Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование – то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения. При формировании сложных форм поведения ( такому как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения –незамедлительность подкрепления. Оперантное поведение – это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели. Оперантное научение осуществляется следующими методами: научение методом проб и ошибок, путем формирования реакции и путем наблюдения.
Психологическое развитие ребенка – обучение ребенка нормативному поведениюв соответствии с направлениями подкрепления. Нет периодизации – все зависит от среды!
Источник