Библиотека как центр развития творчества ребенка

А.Р.Зайнуллина

Управление образованием

Алькеевского муниципального района РТ

методист по ресурсно-методическому обеспечению

Школьная библиотека –

центр интеллектуального и творческого развития детей.

Глава Российского книжного союза Сергей Степашин в одном интервью газете «МК»,  сказал: «По последним данным РКС, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста по количеству и качеству чтения мы занимаем второе место в мире – впереди только Гонконг. Среди 15-летних – а это возраст, когда активнее всего формируется человек, – мы уже на 40-м месте в мире. А 70% взрослых россиян не читают вовсе… 

Хуже того. Нынешние взрослые не читают и своим детям, и это огромная проблема. Лишь 10% наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или бабушек и дедушек. Подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе».  И не соглашаться этими словами просто невозможно.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки очень актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, и именно  через привитие интереса к чтению можно  развивать творческие способности ребёнка.

 Ученые считают, что формирование интеллекта зависит на 90% от чтения и только на 10% от других факторов. Но только хорошо продуманной, систематической работой можно добиться интеллектуального и творческого развития детей, а не эпизодическими встречами читателя и библиотекаря.  Поэтому задача школьного библиотекаря состоит не только в формировании у ребёнка интереса и любви к книге.  Он призван выполнять   и воспитательные задачи: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти.

В работе школьной библиотеки можно выделить несколько факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом достаточно долго, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор. Отношения библиотекаря и ребенка складываются на личностном уровне.

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает в контакте с другими учителями, что позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды,  способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. В то же время она является более демократичным учреждением, чем школа.  И формы организации работы библиотеки могут быть разные, ориентированные на разновозрастные группы учащихся.

 В процессе массовой работы библиотека может широко использовать игровые моменты. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес, трудовую активность, раскрепощают личность ребенка, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игры дают возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Библиотекарями практикуется большое количество интеллектуальных игр – викторин, конкурсов, предполагающих демонстрацию определённого уровня знаний. При проведении игр можно использовать компьютерные технологии, что сделает их более привлекательными для современного ребенка.

 Для более дифференцированного воздействия на читателя можно разыгрывать  ситуации разного уровня сложности  с использованием разных сюжетно-ролевых игр. Сколько радости  приносят детям элементы таких  игр, как «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», во время которых  они развивают воображение, абстрактное мышление, эмпатические способности.

 Умело построенные интеллектуальные игры формируют познавательные интересы детей. Вовлечение ребёнка в пространство игры помогает укрепить связи между различными сторонами его интеллекта, гармонизируя в целом мир личности. И при организации игр должно  действовать одно золотое правило – «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

  Для личного самоутверждения детям можно дать разные варианты творческих заданий. Это может быть  сочинять  сказку на известные сюжеты с новым содержанием, придумывать и играть этюд. Например,  как благодаря знанию этикета Красная Шапочка победила злого волка,  или как Буратино выходил из сложных ситуаций, проявляя воспитанность и такт. Все это   создает  у ребенка ощущение творческой личности.

Наряду с бумажными носителями информации значительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывают  мультимедиа технологии и глобальные информационные сети.  Книгу нельзя противопоставить  новым технологиям, а надо объяснить ребенку какие преимущества есть у того и другого. Используя Интернет, можно привлечь внимание детей  к интересной книге.  А читать целиком всю книгу будут в традиционной версии, так удобнее.

 Особенный контингент школьных библиотек составляют «маленькие вундеркинды», которые  с удовольствием читают словари и энциклопедии. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают сложное дело, с которым не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше всего попробовать вместе еще раз.

Читайте также:  Всестороннее развитие личности ребенка через

Немалую роль в работе с такими детьми должна играть библиотека, которая  имеет уникальные условия и возможности для работы с ними.  Школьный библиотекарь, как наставник, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, проводит интеллектуальные игры и конкурсы, помогает выявить суть прочитанного материала, развивает способность делать самостоятельные выводы. Обсуждение, нацеленное на интерпретацию прочитанной книги,  помогает интеллектуальному развитию одаренных детей и не только. Одаренные дети обычно проявляют повышенную активность на обсуждении, они не только отвечают на поставленные вопросы, но и сами задают их, проявляя этим пытливость ума. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Даже самые робкие, вдохновленные примером своих сверстников в режиме свободного обмена мнениями, могут высказаться.   Школьная библиотека – место, где ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг – библиотеке. Поэтому школьному библиотекарю очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.

 Исходя из всего изложенного, можно сказать, что библиотека может и должна  развивать интеллектуальные и творческие способности детей. В то время, когда не перед всеми детьми открыты  двери музыкальных школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести духовные силы, душевное спокойствие и радость общения с прекрасным.

Список источников:

1. Гуща  В. Библиотекарь тоже педагог// Уральский федеральный округ: Обществ. – полит. журнал. 2006.- №5-6. С.72-73.

2.   Малинецкий Г.Г. Чтоб сказку сделать былью…: высокие технологии – путь России в будущее / Г.Г. Малинецкий. – Изд. 2-е. – М. : URSS, 2013. – 247 с. : ил. – (Синергетика : от прошлого к будущему : Будущая Россия : № 58).

4. https://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd08.pdf

5.  https://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie14.html

Источник

 Консультация

Многие считают, что в библиотеку ходят только за книгами, но
они ошибаются. Современная библиотека – это целый культурный центр, где
можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать
выставки, спектакли, лекции, клубы. А если это библиотека, обслуживающая детей,
то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить,
рисовать, танцевать…

Библиотека
для детей — это место общения и досуга. Эта позиция отражена в некоторых
нормативно-правовых актах. Согласно Концепции библиотечного обслуживания детей в
России на 2014 – 2020 гг.  (принята
на XIX конференции РБА 22 мая в 2014 году в Рязани), дети имеют
право на свою суверенную территорию, организованную как открытая,
саморазвивающаяся система, способная к трансформации.

В
«Руководстве по библиотечному обслуживанию детей», подготовленном
Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений, выделено: «Дети
… нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как
своё собственное детское, даже если они приглашают взрослых разделить его с
ними…»
.

Это
детское пространство создаётся из различных составляющих, среди которых
главными являются следующие:


оформление интерьеров и информационных зон детской библиотеки,
организованное с учётом визуального восприятия детей (использование игровых
моментов, зрительных «приманок», необычных цветовых решений…);


адаптированные информационные материалы на различных носителях
(традиционные книги, аудио- и электронные книги, электронные презентации книг,
эл. календари, литературные игры и викторины, которые разработаны специалистами
детского чтения, видеофильмы…);


массовые, групповые библиотечные мероприятия, индивидуальные беседы,
которые проводятся с учётом психологии детского чтения.

Библиотечное пространство
делится на реальное и виртуальное.
В реальном пространстве каждой библиотеки есть стандартные читальный зал,
абонемент, зона хранения книжного фонда, входная зона, служебное помещение. Однако
обязательным условием в организации работы современной библиотеки считается выделение зон соответственно возрасту читателей. Характерными
атрибутами библиотек стали зоны для чтения и общения, для творчества детей и
подростков,  специальные места для
демонстрации рисунков и поделок, для игры в настольные, компьютерные,
развивающие игры и т.д. Если говорить о Библиотеке им. М.А. Ульянова, то в
секторе обслуживания читателей-детей был ранее реализован проект «Добавь цвета,
добавь красок», который закончился, но мы до сих пор еще используем элементы
декора. Младший абонемент сейчас располагается «На лучиках библиосолнца». На выставках
и стеллажах для дошкольников и младших школьников стоят не только книги, но и
предметы и литературные герои, привлекающие внимание детей. Успешно работает
детский досуговый центр «Бригантина», привлекающий детей своей уникальностью,
яркостью и многообразием мероприятий и возможностью интересного
времяпрепровождения. Здесь функционирует клуб «…», есть доступ к ПК,
компьютерным  и настольным играм, детским
журналам.

Библиотека без
современного оборудования не имеет привлекательности для нынешнего
“компьютерного поколения”. Юного посетителя в библиотеке теперь интересуют
не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к
ресурсам Интернета. Поэтому
библиотечное пространство сегодня – это еще и виртуальное пространство библиотеки. И подтверждение этому – многочисленные
сообщества, библиотечные блоги, сайты, странички в социальных сетях.
Официальный сайт библиотеки, блог, твиттер и социальные сети составляют
уникальную медиа-платформу, позволяющую донести библиотечную информацию до
сидящих в интернете детей/взрослых, и главное – наладить двухсторонний диалог.

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте

Несмотря на
технический прогресс, чтение остается мощным фактором развития личности, следовательно,
основной задачей библиотек при работе с детьми остается приобщение их к чтению
всеми известными методами. Инновационные формы массовой работы на
сегодняшний день очень интересны и многообразны, каждая библиотека может найти
для себя что-то новое.

Условно можно выделить следующие виды и формы
современных библиотечных мероприятий:

1. Наглядные
формы: книжно-иллюстративные выставки, настенные игры, разнообразные стенды.

2. Деятельностные
формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие
к сотрудничеству и включению в читательскую, творческую, литературную
деятельность.

3. Информационные
формы: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам,
премиям в области литературы, книгам-юбилярам, писателям-юбилярам, обзоры новых
книг, тематические подборки публикаций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с
участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного
сегмента Интернета.

4. Интерактивные
формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и
писателей, голосования.

Остановлюсь подробнее на некоторых их них.

Для читателей-детей в библиотеке можно оборудовать настенную игру. В доступном, хорошо освещенном и
привычном для детей месте (коридоре, холле). Настенная игра прикрепляется
непосредственно к стене или на специально подготовленную основу (это может быть
стенд, оформленный в виде большой раскрытой книги). Книгу-стенд можно
изготовить из мягкого материала (поролона) и обтянуть белой тканью. Такая
основа позволит легко, с помощью иголок крепить, а также снимать любое
оформление. В зоне настенной игры обязательно должны иметься столы и стулья. На
столах – бумага, цветные и простые карандаши, книги, т. е. все необходимое для
выполнения игровых заданий. Оформление игры должно быть ярким, притягивающим
внимание детей своей оригинальностью. Настенная игра чаще всего имеет сюжет, но
в отдельных случаях оформляется и в стиле викторины (задание-решение,
вопрос-ответ). Например, если игра подготавливается по результатам какой-либо
библиотечной акции (летняя игровая программа, различные детские читательские
конкурсы) с использованием детских работ. Рекомендуем настенную игру
обязательно начинать с обращения к детям, в котором оговариваются условия и
различные нюансы игры.

В любой библиотеке можно обустроить библиотечный квилт – информационный стенд,
состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов может
быть разнообразна: правовое информирование детей и подростков, По заявленной
тематике на стенде представляется различная информация. Около стенда в
свободном доступе для читателей-подростков рекомендуется разместить
разноцветные стикеры и маркеры. В течение месяца среди подростковой аудитории
проводится опрос на заданную тему. Стикеры с ответами читателей и информация,
представленная библиотекарями, образовывают узор лоскутного полотна на
информационном стенде. Такая форма работы будет интересна и поучительна для
молодежи.

В соответствии с темой летних
каникул можно оформить стенгазету,
состоящую из отдельных элементов, которая будет пополняться в зависимости от
количества участников мероприятий, прочитанных книг и выполненных заданий.
Например, наглядно представить результаты участия в мероприятиях летнего досуга
можно в виде вселенной, луга с бабочками и цветами, моря с рыбками, ромашки из
лепестков-ладошек.

Свои впечатления от проведенного
досуга, прочитанных книг, новых знакомств читатели могут написать и нарисовать
на забор-газете (большом листе ватмана, вывешенного
на заборе/входной двери библиотеки).

Выставка-почта – это выставка с
элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребенком на основе
рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма
литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду
с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших
школьников.

Выставка-настроение. Читателям
предлагается самим поставить книги на выставку и дать краткий отзыв на них: «Я
читаю эту книгу, когда мне весело (грустно)…».

Выставка – рейтинг «Как на ваш вкус?». Выставка оформляется рядом с кафедрой выдачи.
На выставке размещается специальное 
обращение к читателям. Прочитав его, читатели при сдаче прочтенных книг
одну из них, самую им понравившуюся, ставят на столик, где  оформлена выставка. Так на выставке собираются
наиболее понравившиеся книги. Они, как правило, активно берутся другими
читателями.

День говорящей книги Что такое говорящая книга? Это чтение вслух.
Надо помнить, что внимание детей быстро рассеивается, они отвлекаются от
текста, перестают его воспринимать, поэтому чтение вслух, прослушивание
аудиокниг должно быть активным – сопровождаться слайд презентацией, посвящѐнной
автору книги, викториной.

Флэш-моб «Пора читать».  К празднику чтения «… с книгой» дети в ярких
бейсболках и с книгами в руках привлекают внимание жителей стихами, речѐвками о
пользе чтения, любви к книге, необходимости посещения библиотеки.

Читайте также:  Психологические нормативы возрастного развития ребенка

Акция «Напиши письмо другу о своей любимой книге». Юным читателям
предлагается (и даже тем, кто не является читателем библиотеки) доступно и привлекательно
рассказать о книге, которую они хотели бы порекомендовать своему другу. Ребята
принесут письма, рассказы, рисунки к прочитанным книгам в библиотеку. К
Празднику книги работы можно оформить в виде книжных закладок, буклетов,
рекомендательных списков литературы, подготовить книжную выставку и выставку
рисунков «Книгу советует друг».

Акция «Читательская ленточка». Читатели создают в
библиотеке СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО, завязав на нѐм разноцветные ленточки, которые
расскажут о том, что они любят читать. Если любят читать сказки – желтую, о
природе – зеленую, детектив – синюю, фантастику – фиолетовую, о любви –
красную. Библиотекари, тем самым, узнают о том, каким произведениям читатели
отдают предпочтение.

«Литературное караоке». Это конкурс чтецов, проводимый под
музыкальное сопровождение. Как в караоке — звучит мелодия, и мы поем песню, так
в литературном караоке — звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное
сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому
настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать
стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и
музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение
поэзии.

В библиотеке целесообразно организовывать клубы по интересам, направленные на максимальное удовлетворение не только
читательских, но и личностных интересов детей и молодежи. Клубы помогают
ребенку с пользой проводить свободное время,
дают возможность раскрыть и развить свои способности,
проявить себя как личность. А также помогают библиотекарю раскрыть себя
читателям как творческого, постоянно развивающего свой читательский талант
профессионала.

Продуманная
сеть клубов в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке привлекает
читателей с самыми разными интересами. Для любителей сказки – клуб «Сказочная
академия», для защитников природы – клуб «Эколёнок», для молодежи – клуб
интересных встреч «Новое поколение», для подростков – клуб самодеятельного
творчества «Я еще не волшебник, я только учусь» и клуб общения «Свободный
разговор», для детей и подростков – клубы «Юный информатик» и «Юный краевед», и
другие. Клубы эти объединяют группы детей, подростков и молодых людей со
схожими интересами. Особенно интересна работа клуба защитников природы «Эколенок». В рамках клуба проводятся творческие мастерские «Что за прелесть эти…».
Это такие комплексные тематические занятия по определенной теме, включающие три
этапа:

ü «С
книжной полки»: чтение вслух выбранного художественного произведения по теме;

ü «Минутки
творчества»: изготовление рисунков, поделок и других творческих работ, чтение
стихов, исполнение песен.

Волонтеры в библиотеке могут
участвовать в библиотечном обслуживании детей-инвалидов, непрерывно находящихся
дома и социально незащищенных детей, посещении на дому, как самостоятельно, так
и с библиотекарем, выполнении заказа на литературу и информацию, проведении рекомендательных
обзоров литературы и обсуждении прочитанных книг,

Проведение досуговых мероприятий
вне стен библиотеки
– важнейшая тенденция в организации работы
библиотеки летом. Принцип этих мероприятий – «Не следует ждать, когда читатель
придет в библиотеку, нужно сделать шаг навстречу». Прочно вошли в практику
работы библиотек летом читальный зал под открытым
небом, выездной читальный зал, летний библиотечный дворик, флеш-мобы,
читательские ралли 
и другие.

Писатель,
публицист Андрей Петрович Кашкаров
(Член Российского
Межрегионального союза писателей и Литературного фонда России) предлагает следующие
приемы привлечения детей в библиотеку:

– мастер-класс  «Переплетная мастерская». Дети,
пришедшие с родителями, смогут окунуться в атмосферу изготовления мини-книги
ручным способом и самостоятельно вылечить наиболее потрепанные книжные
экземпляры, познакомиться с инструментарием современного переплетчика.

– образы
и события с книжных страниц. Суть этого приема состоит в следующем: для
дошкольников организовать мини-выставку, очутившись на которой, читатели
попадут в мир образов и событий, созданных талантом детских писателей.
Например, по произведениям К.И. Чуковского можно подготовить оживших героев
«Мухи-цокотухи», «Чуда-дерева» в виде объемных объектов-иллюстраций. И здесь же
посадить на грядке туфельку, выследить злодея-паука, порисовать в «Мурочкиной
тетради» + чтение книг.


Библиотечный «театр». Хорошо проходит игровая программа для 6-9 лет «Театр, который
построил ты». Дети, совместно с библиотекарем, получают навыки изготовления
театра и готовят родителям спектакль-сюрприз после нескольких занятий.

Уважаемые коллеги! Планируя
и организуя работу с детьми, следует помнить, что важная социальная роль
детской библиотеки – быть гарантом реализации конституционного права юных
граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой и
отечественной культуры. Именно в детских
библиотеках культура общества «воссоздаётся в универсальной для ребёнка
информационно-коммуникативной модели».

 Составитель: Лилия Викторовна Маркова, зав.сектором обслуживания читателей-детей

Редактор текста: Н. В. Иванова, зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Хотите пообщаться? Пишите!

Источник