Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка кратко

Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка

Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т. д. Эти реакции – защитные рефлексы.

Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы.

Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно- пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.

Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции появляются еще до рождения. Так, через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.

Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты – детского места – из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того, как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и спокойно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, сначала плохо согласованны между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.

У ребенка в отличие от детенышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Движения ребенка, необходимые для его психического развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром, формируются не на основе этого цеплятельного рефлекса, а на основе хватания, которое возникает при раздражении пальцев. Цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является исходным для развития самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движения рук: ребенок тянется к привлекшему его внимание предмету, «переступает» руками и продвигается вперед.

Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, а значительно позже – при взаимодействии ребенка со взрослым, который понуждает и тренирует эти действия.

Таким образом, ребенок гораздо меньше «вооружен» врожденными формами поведения, чем детеныш животного. У ребенка все человеческие формы поведения еще должны сложиться.[2]

Источник

Рождение
является для организма ребенка большим
потрясением. От вегетативного,
растительного существования в относительно
постоянной среде (организм матери) он
вдруг переходит в совершенно новые
условия воздушной среды с бесконечным
количеством часто сменяющихся
раздражителей, в тот мир, где ему предстоит
стать разумной личностью.

Жизнь
ребенка в новых условиях обеспечивают
врожденные механизмы. Он рождается с
определенной готовностью нервной
системы приспосабливать организм к
внешним условиям. Так, сразу после
рождения включаются рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем
организма (дыхания, кровообращения).

В
первые дни можно также отметить следующее.
Сильное раздражение кожи (укол, например)
вызывает защитное отдергивание, мелькание
какого-либо предмета перед лицом —
зажмуривание, а резкое увеличение
яркости света — сужение зрачка и т.д.
Эти реакции — защитные рефлексы.

Кроме
защитных, у новорожденных можно
обнаружить реакции, направленные на
контакт с раздражителем. Это ориентировочные
рефлексы. Наблюдениями установлено,
что уже в период от первого до третьего
дня сильный источник света вызывает
поворот головки: в детской комнате
родильного дома в солнечный день головки
большинства новорожденных, как подсолнухи,
повернуты в сторону света.

Доказано
также, что уже в первые дни новорожденным
свойственно следить за медленно
перемещающимся источником света. Легко
вызываются и ориентировочно пищевые
рефлексы. Прикосновение к углам губ, к
щекам вызывает у голодного ребенка
реакцию поиска: он поворачивает головку
в сторону раздражителя, открывает рот.

Читайте также:  Цель художественно эстетического развития ребенка

Кроме
перечисленных у ребенка обнаруживается
еще несколько врожденных реакций:
сосательный рефлекс — ребенок сейчас
же начинает сосать вложенный ему в рот
предмет; цеплятельный рефлекс —
прикосновение к ладони вызывает реакцию
схватывания; рефлекс отталкивания
(ползания) — при прикосновении к подошвам
ног и некоторые другие рефлексы.

Таким
образом, ребенок вооружен определенным
количеством безусловных рефлексов,
которые проявляются в самые первые дни
после рождения. За последние годы учеными
доказано, что некоторые рефлекторные
реакции проявляются еще до рождения.
Так, уже через восемнадцать недель у
плода образуется сосательный рефлекс.

Большинство
врожденных реакций необходимы ребенку
для жизни. Они помогают ему приспособиться
к новым условиям существования. Благодаря
этим рефлексам для новорожденного
становится возможным новый тип дыхания
и питания. Если до рождения плод
развивается за счет организма матери
(через стенки сосудов плаценты — детского
места — из крови матери в кровь зародыша
поступают питательные вещества и
кислород), то после рождения организм
ребенка переходит к легочному дыханию
и так называемому оральному питанию
(через рот и желудочно-кишечный тракт).
Это приспосабливание происходит
рефлекторно. После того как легкие
наполняются воздухом, целая система
мышц включается в ритмические дыхательные
движения. Дыхание осуществляется легко
и свободно. Питание происходит с помощью
сосательного рефлекса. Врожденные
действия, включенные в сосательный
рефлекс, на первых порах еще плохо
согласованы между собой: ребенок при
сосании захлебывается, задыхается, у
него быстро иссякают силы. Вся его
активность направлена на сосание ради
насыщения. Очень большое значение имеет
также установление рефлекторного
автоматизма терморегуляции: организм
ребенка все лучше приспосабливается к
температурным перепадам.

Новорожденность
— единственный период в жизни человека,
когда можно наблюдать в чистом виде
проявление врожденных, инстинктивных
форм поведения, направленных на
удовлетворение органических потребностей
(в кислороде, пище, тепле). Эти органические
потребности не могут, однако, составить
основу психического развития — они
только обеспечивают выживание ребенка.

У
ребенка в отличие от детенышей животных
имеющиеся безусловные рефлексы не
обеспечивают появления человеческих
форм поведения, в то время как сложный
набор безусловных рефлексов детенышей
животных позволяет сложиться взрослой
особи с активными защитными, охотничьими,
материнскими и другими реакциями,
необходимыми для нормального существования.

Ребенок
гораздо меньше «вооружен»
врожденными
формами поведения, чем детеныш животного.
У ребенка все человеческие формы
поведения еще должны сложиться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Безусловные рефлексы новорожденного

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
  • «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Читайте также:  Различные оценки физического развития ребенка

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Источник

Процесс рождения – огромный стресс для малыша, так как организм начинает приспосабливаться к новой среде и агрессивным внешним факторам. Самый важный период – неонатальный – длится 28 дней с момента появления на свет. Критериями здорового развития ребенка служат определенные рефлексы, ослабление которых может сигнализировать о проблемах нервно-мышечной системы.

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные. Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени. Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают. Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде. При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).

Список рефлексов новорожденных детей

Оральные рефлексы

Оральные врожденные рефлексы помогают малышу сосать мамину грудь и не умереть от голода в первые часы жизни. Выделяют пять оральных реакций:

  • Сосательная. Возникает при нахождении у новорожденных во рту предмета, например, соски, на расстоянии 1,5-3 см от десен. Развивается сразу при прикладывании новорожденного к материнской груди. Сосание играет важную роль для питания: при отсутствии сосательного рефлекса малыш не способен выжить.
  • Глотательная. При поступлении пищи любой консистенции в ротовую полость ребенок автоматически ее глотает. С возрастом этот рефлекс не исчезает.
  • Хоботковая. Если младенцу по верхней губке поводить пальцем, то губы вытягиваются в «бантик» из-за сокращения мышц рта. К трем месяцам рефлекс ослабевает.
  • Реакция Бабкина. Нажимая на детскую ладошку, можно наблюдать поворот головки в сторону раздражителя. Через мгновение малыш открывает рот.
  • Поисковая (реакция Куссмауля). Направлена на поиск пищи. Поглаживание щеки возле уголка рта влечет за собой автоматический поворот головки на раздражитель. Малыш начинает искать мамину грудь, открывая при этом ротик. Реакция постепенно ослабевает через четыре месяца. К этому возрасту малыш учится находить грудь визуально, с помощью зрения.

Спинальные рефлексы

Спинальные рефлексы новорожденных — это двигательные автоматизмы, заключающиеся в спонтанных движениях туловищем и конечностями. Главные спинальные автоматизмы:

  • Защитный. При выкладывании на живот голова автоматически разворачивается в сторону. Это механизм защиты от возможного удушения. Запускается с рождения, направлен на поддержание функции дыхания. Младенец в этой позе не держит голову осознанно, это всего лишь мышечная реакция, которая пропадает спустя несколько месяцев.
  • Автоматизм опоры и выпрямления. Малыш должен опираться о поверхность полной стопой. Ребенка поднимают вверх, а потом, удерживая под руки, опускают на поверхность стола ножками вниз. При этом в поднятом положении ножки притянуты к животу, а как только происходит касание к столу, малыш должен опереться на него обеими ступнями и выпрямить тело, т. е. как бы стать на ножки. Если у младенца нет автоматизма опоры, требуются курсы массажа и физиопроцедур.
  • Стопная реакция Бабинского. При поглаживании снаружи стопы от пятки к пальцам малыш рефлекторно распрямляет пальчики ног, а сами стопы сгибает. Реакция должна идти симметрично — веерное разжимание пальцев. Одна из самых долгих реакций, сохраняющаяся до 18-24 месяцев.
  • Реакция Галанта. Ответ позвоночного столба на провоцирующий фактор. Ребенка кладут на правый бок и проводят пальцами вдоль позвоночника. Малыш должен выгибать спинку дугой.
  • Рефлекс Моро у новорожденных. Ребенок реагирует на испуг. Проверяется лежа на спине. Следует несильно ударить по поверхности, где лежит младенец, ближе к голове (можно громко хлопнуть в ладоши около лица). Грудничок пугается, резко раскидывает руки в стороны и вытягивает ножки, а затем принимает первоначальное положение. Реакция Моро максимально проявляется в первые месяцы.
  • Рефлекс Переса. Негативная реакция малыша. Возникает при нажатии и проведении пальцами вдоль остистых отростков позвоночного столба снизу вверх, от поясничного к шейному отделу. Грудничок вскрикивает, приподнимает головку, начинает сгибать ручки, дергать ногами и заметно нервничать.
Читайте также:  Скачать бесплатно игры для развития эмоциональной сферы ребенка

Хватательные рефлексы

Что представляет собой хватательный рефлекс (реакция Робинсона)? Если дотронуться пальцем или любым предметом до ладошки младенца, он моментально захватывает предмет и пытается на нем удержаться максимально долго. Ручка новорожденного сжимается в кулак и так сильно цепляется за мамин палец, что иногда даже можно чуть приподнять малыша.

Особенно сильно проявляется хватательный рефлекс в момент голода. Ярко выражен до 3-4 месяцев. Сохранение реакции Робинсона более длительное время может сигнализировать о неврологических нарушениях и проблемах с мозговым кровообращением. Важно оценивать симметричность хватательной реакции: обе руки должны быть одинаково развиты и захватывать предметы с идентичной силой и частотой.

Двигательные рефлексы

Физиологические рефлексы движения стремятся изменить положение тела малыша:

  • Автоматизм ходьбы. Грудничка ставят на стол, он опирается на стопы и при принудительном наклоне туловища вперед должен рефлекторно сделать пару шагов. Ребенок должен перебирать ножками, будто шагает.
  • Ползанье (ответ Бауэра). Если положить младенца на животик и подставить ему ладонь под стопы, то он начинает упираться ножками в ладонь и активизирует хаотичные движения туловищем. Это попытка тронуться с места.
  • Лабиринтная тоническая реакция. Когда ребенка кладут на животик, вначале срабатывает вышеописанный рефлекс ползания, а через 30 секунд происходит усиление тонуса сгибающих мышц: головка и руки прижимаются к груди, ножки сгибаются в коленях и притягиваются к животику. Спустя 20-30 секунд мышцы снова расслабляются и включается реакция ползания.

Это далеко не полный перечень всех рефлексов, которые проверяют неонатологи в роддоме и невропатологи в поликлиниках. Некоторые рефлексии могут быть выражены слабее нормы, проявляться в более стертом виде. Психология многих родителей такова, что они считают своего малыша идеальным. Однако только грамотный специалист может определить, достаточно ли развита та или иная рефлексия у малыша. Главные рефлексы, в том числе реакцию Моро и Бабкина, можно посмотреть на видео ниже.

Позотонические рефлексы (Магнуса-Клейна)

Позотонические реакции – это умение перераспределять мышечную нагрузку в зависимости от изменения положения тела. Младенец рефлекторно поднимает голову, сгибает или разгибает конечности при нахождении туловища в определенном состоянии. Основная позотоническая реакция заключается в ответе мышц-сгибателей на поворот головы – ответ Магнуса-Клейна.

При повороте головы, например, вправо правая рука малыша рефлекторно разгибается, а левая – сгибается. При этом задействуются сгибающая и разгибающая мускулатуры конечности. Ножки малыша ведут себя аналогично — разгибается ножка со стороны поворота головы. Подобным образом срабатывает симметричный тонический шейный рефлекс: сгибающие мышцы конечностей срабатывают при наклоне головы или ее запрокидывании назад. Запрокидывание головки приводит к выпрямлению рук и сгибанию ножек.

Таблица появления и угасания

Наличие и динамика безусловных рефлексов служат диагностическим показателем становления и созревания нервной системы малыша. Здоровые дети до полутора лет развиваются примерно одинаковыми темпами.

Если какие-либо рефлексы долго не появляются или, наоборот, не угасают в положенные сроки, то такие малыши берутся под особый контроль невропатологами, так как высока вероятность наличия патологий в нервной системе. Время появления и угасания безусловных рефлексов, а также патологии, которые могут приводить к отсутствию врожденных ответных реакций, представлены в таблице.

Вид рефлексаВозраст появленияВозраст угасанияПороки развития, приводящие к отсутствию рефлекса
СосательныйС рождения4-5 мес., во сне — до годаПреждевременные роды, недоношенность плода, кислородное голодание
Поисковый4-5 мес., во сне — до годаУгнетение ЦНС
Хватательный5-6 мес.Парез, паралич рук, нарушение мозгового кровообращения
Рефлекс Мора4 мес.Внутричерепная травма. При травмах шейного отдела рефлекс обеих конечностей несимметричен.
Реакция Бабинского18-24 мес.Угнетение нервной системы
Автоматизм ходьбы3-4 мес.Паралич нижних конечностей, ДЦП
Ползание (Бауэра)3-4 мес.Асфиксия во время родов, проблемы со спинным мозгом
Реакция фехтовальщика (Магнуса-Клейна)6 мес.Длительно сохраняется после 6 месяцев при поражении верхних моторных нейронов.
Шейный тонический3-4 мес.Длительно сохраняется и не исчезает у детей с ДЦП.

Причины и опасность слабого развития рефлексов

Причины сбоев рефлексов кроются в дефектности нервной системы: недозрелая нервная трубка, деградация верхних моторных нейронов, проблемы в мозговом кровообращении. Другими причинами часто становятся затяжные роды и родовые травмы с повреждением шейных позвонков.

Сосательный рефлекс может появиться с запозданием, быть крайне вялым, но его можно развить специальным массажем лица перед кормлением. Ослабление реакции Моро сигнализирует о возможной травме головы или шейного отдела.

Опасность слабого развития рефлексов в том, что малыш оказывается неприспособленным к существованию в новой для него среде. Он ослаблен, медленнее развивается, плохо кушает, не наращивает мышечный корсет. Самое страшное – это патологии нервной системы, которые требуют медицинского наблюдения и лечения. Часто за вялостью рефлексов кроются параличи и детский церебральный паралич (ДЦП).

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Источник