Безопасная среда в развитии ребенка
Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения…. и все равно наши дети непрерывно находят неприятности – режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу – безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство – это “мягкая комната”. Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая “мягкая комната”, у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек 🙂 И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это – вечное нельзя/не лезь/не трогай, это “детский мир” в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к “мягкому” миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком – ждите беды.
Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории – базовую безопасность и безопасное развитие.
Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон – я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву – я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.
Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:
- Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;
- Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)
- Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)
- Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)
- Возможность безопасного передвижения по всей квартире
- Безопасные домашние животные
- Недоступность химии и лекарственных препаратов.
- Правила для ребенка.
Базовая безопасность с точки зрения ребенка – это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово “нельзя!”? А как быстро он на него реагирует?
“Нельзя” – это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности “нельзя” относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. “Нельзя” еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.
С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова – это “СТОП” и “ОПАСНО”. Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. “Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету” – это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
“СТОП” – это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка – реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете – вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется – это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать – кричите “стоп” – связка “стоп=опасность” быстро разрывается.
Вася готовится взять конфету, а вы говорите “ОПАСНО”, когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где…. Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:
- не трогай – плита горячая – это опасно
- обходи стороной – стекло острое, им можно порезаться – это опасно
- на подрконнике не играют – можно упасть – это опасно
Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.
Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:
- переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору
- гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)
- общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей
- берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей
- определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные “проблемные” игры)
- и т.д.
Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.
И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) – это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз – сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.
Таким образом, безопасная развивающая среда – это когда вы все делаете вместе с ребенком – убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное – острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.
Происходит это, как правило, в несколько этапов.
1. Младенец.
Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения – закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся – это горячо. Если у вас очень горячие батареи – ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список “опасного”. Если батареи еле теплые – за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему “нельзя” – не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере – только для взрослых, конфеты – тетины/дядины/для взрослых, телевизор – можно только взрослым – это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили – сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.
2. Активное “вместе” – ребенок от 1,5 до 3 лет.
В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию – творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете.
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. “Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя” – как раз из этой области.
Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте – от полутора-двух до трех-четырех лет?
- Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)
- Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды
- Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)
- учимся взаимодействовать с животными
- учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться
- учимся пользоваться “взрослой” посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой
- учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например 🙂
- учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)
Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама – и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях.
В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество – лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале – спорт с родителями – “мягкая школа”. Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки ))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей….
Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере.
3) Время первого настоящего “я сам” 3-6 лет
В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки.
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:
- накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)
- открыть-закрыть двери и не потерять ключ
- зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.
Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.
Здесь важно помнить о двух моментах.
Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.
Последнее и самое главное – никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец – не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.
Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».
Автор – Екатерина Федотова
Томск-2015
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Источник
Безопасная среда для ребенка. С рождением ребенка помимо множества бытовых забот молодым родителям добавляется также и большая мера ответственности за своего малыша. Отныне в доме должна появиться новая среда безопасности для ребенка. Задачей родителей становится еще и проблема сохранения ребенка от травмирования и несчастного случая на всех этапах его взросления и достижения совершеннолетия. На первых месяцах жизни за новорожденным нужен круглосуточный присмотр.
Содержание:
- Безопасная среда
- Квартира
- Электробезопасность
- На кухне
- Что касается аптечки и лекарств
- Рекомендации
- На улице
- Заключение
Безопасная среда для младенца
Младенца нельзя оставлять ни на секунду, например, на пеленальном столе или на диване во время пеленания. Это лишь, кажется, что малыш еще беспомощен и не сможет самостоятельно переворачиваться и оказаться на краю стола или кровати, что может привести к его падению с высоты. Допускать таких случаев нельзя ни в коем случае.
Поэтому старайтесь:
- Во-первых, класть младенца на середину поверхности стола или дивана;
- Во-вторых, не забывайте фиксировать его, подпирая подушкой или краями одеяла, если вы отлучаетесь даже на несколько секунд.
Если укладываете младенца в детской кроватке и накрываете его одеялом, то старайтесь, чтобы его ножки максимально упирались в спинку кроватки, а края одеяла не достигали лица. Это нужно делать для того, чтобы малыш не задохнулся под одеяльцем. Потому что иногда даже спеленатый младенец, подгибая ножки под себя, может залезть под одеяло с головой и задохнуться. Отнеситесь к этому серьезно, потому что статистика указывает на то, что высокий процент умерших в первые месяцы жизни младенцев задыхаются именно таким образом.
Поэтому лучше, если малыш будет упираться ножками в тыльную часть кроватки, а одеяло будет натянуто максимум до уровня груди. Время от времени посматривайте за ним, чтобы убедиться, что ничто не мешает дыханию – ведь малыш может еще и перевернуться, уткнуться носиком в перинку. Может произойти всякое, потому периодически нужно следить за его положением в кроватке. То же касается и сна в детской коляске-люльке.
Ребенок в квартире
Когда ребенок подрастет и научится самостоятельно ходить, вы должны будите более ответственно относиться к воспитанию, в том числе и в вопросах безопасности вашего чада.
- Во-первых, вам надо побеспокоиться об острых углах на мебели, до которых может малыш достать головой.
Для этого вам нужно купить специальные накладки из пластика, либо сделать их самому из ткани (не такой эстетический вид). - Во-вторых, следует отодвинуть от окон все предметы и мебель, способные помочь малыш взобраться на подоконник, чтобы он не выпал из окна. Помните, что окна являются наибольшим источником опасности, даже если на них есть твердая противомоскитная сетка.
Она лишь на первый взгляд может выглядеть безопасной и способной выдержать ребенка, если он обопрется на нее руками. На самом деле же, крепления сетки не выдержат давления, что может привести к непоправимому. - В-третьих, нужно спрятать из виду все мелкие вещи, дабы ребенок не смог до них дотянуться и проглотить, от чего он может попросту подавиться. Все мелкие вещи, которые он может достать, нужно прятать в недоступные места для него.
Электробезопасность
Кроме того, на все розетки нужно наложить пластиковые заглушки, дабы избежать удара током, убрать из пределов досягаемости электроприборы.
На кухне
- Обратите внимание на порядок и доступность бытовой химии и кухонных принадлежностей в ванной и на кухне. Все это должно быть недоступным хотя бы по высоте.
Мы используем ядовитые средства для уборки помещения. Их нужно поставить в такое место, где ребенок не сможет их взять, выпить, разлить. - В кухне не оставляйте кастрюли на ближних конфорках, чтобы ребенок не дотянулся и не опрокинул их на себя.
- Когда вы находитесь за столом, то не берите ребенка на руки, чтобы в пределах досягаемости у него оказались столовые приборы или кружка с горячим чаем, который он может опрокинуть на себя и получить ожог.
- Все продукты должны храниться повыше. Чтобы ребенок не мог их достать, например, разбить банку с крупой. Тем самым получить порезы, поскользнуться на ней.
Мы должны этого избежать, спрятать все это в верхние шкафы.
Что касается аптечки и лекарств
- Они должны, спрятаны, где ребенок не сможет их достать.
- Очень важный момент, чтобы взрослые не принимали таблетки при ребенке.
Так как дети очень часто играют в больничку, пародируют своих родителей. Могут проглотить какую-нибудь таблетку, нанести себе вред.
Рекомендации
- Вы должны понимать, что в таком возрасте малыш начинает познавать окружающий его мир. Любопытство его может не знать пределов, а потому он может оказаться в самом неожиданном месте и учудить самые невероятные вещи, стоит вам только отвернуться от него на минутку. Потому старайтесь все же по максимуму за ним следить, дабы не случилось непоправимого.
- Ванную, туалет и кладовую (если есть), лучше вообще закрыть для доступа малыша из-за высокой вероятности травмирования. Для этого на дверях нужно сделать специальные замки, которые не открыть маленькому ребенку.
- Закрывайте также двери на балкон.
- В прихожей прячьте крем для обуви, дабы малыш не испробовал его на вкус. Скользкие полы из паркета, ламината или линолеума нужно застелить коврами – так ребенок будет меньше поскальзываться и падать, а если и упадет, то риск получить ушиб о мягкий ковер будет намного меньше.
- Не оставляйте двери квартиры незапертыми, если вы оставляете ребенка даже на пару минут, чтобы вынести мусор. Так ребенок может самостоятельно выйти наружу, и потом вы будете искать его по всем лестничным площадкам дома.
- Когда везете ребенка в автомобиле, пользуйтесь детским креслом, а если оставляете его незакрепленным в детском кресле, что закрывайте центральный замок, дабы он не смог самостоятельно открыть двери на ходу.
- Стиральные машинки. Важно, еще при выборе стиральной машинки, обращать внимание на функцию, замка от детей. Тем самым ребенок не сможет запустить процесс стирки белья.
- Даже когда вы элементарно вешаете на одежду ребенка булавочку от сглаза, вы подвергаете его опасности. Булавка, может расстегнуться. Нанести неприятности, укол, боль.
На улице
На улице необходимо всегда держать ребенка в поле зрения и находиться рябом с ним в пределах скорой досягаемости. Чтобы он не делал: сидел ли в коляске или крутил педали на велосипеде, колупался ли в песке или качался на качелях. Ведь малыш может оступиться, не удержать равновесие рядом с металлической конструкцией какого-нибудь аттракциона, попробовать на зуб какой-то предмет из песочницы. Вы всегда должны быть рядом, чтобы либо поддерживать его за руку, либо страховать и вовремя поддержать в случае необходимости.
Заключение
Старайтесь в ребенке воспитывать инстинкт самосохранения, чтобы он сам начинал понимать возможную опасность, которую таят для него те или иные предметы. Объясняйте ему в упрощенной форме, почему вы запрещаете ему что-то делать и брать в руки. Дабы это не становилось «запретным плодом», к которому его будет все равно тянуть. Простыми запретами вы не добьетесь должного эффекта. И объяснения должны быть на доступном для возраста малыша языке. Конечно, детишки в малом возрасте всегда найдут, где ушибиться или удариться, но ваша задача сделать детство вашего малыша максимально безопасным для его здоровья и жизни.
Источник