Беседа с родителем о психическом развитии ребенка

Анна Романенко
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника

Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника.

Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках»

Цель: ознакомление родителя с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Ход беседы

-Сегодня я хотела бы с Вами поговорить, о факторах, влияющих на состояние здоровья ребёнка. Очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, таки своих детей.

– Так что же мы взрослые, можем сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителя)

1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, так как естественные силы природы необходимы для жизнедеятельности организма.

2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Семейные ссоры в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.

3. Правильно организованный режим дня, который способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. Составляющей частью режима является дневной сон, который необходим ослабленным детям и прогулка (не менее двух раз в день по два часа).

4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Чаще включать в рацион творог, каши. Нужно не забывать о соблюдении определенных интервалов межу приёмами пищи.

5. Для укрепления здоровья эффективно закаливание, которое предохраняет организм человека от возникновения болезней.

-Как вы думаете, что такое закаливание? (высказывание родителя)

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов.

-Какие закаливающие мероприятия вы можете проводить дома? (высказывания родителя)

• Контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в «холодное»)

• Хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы, и профилактика плоскостопия). При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.

• Контрасный душ – в домашних условиях (обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура снижается на 2-3 градуса, продолжительность обливания 20-25 секунд). В течение 2-3 месяцев температура доводиться до 19-20 градусов.

• Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры. Начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводиться до комнатной. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам.

– Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи.

-Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? (высказывания родителя)

-Да, дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (булавки, пуговицы, таблетки).

-Поэтому следует постоянно контролировать действия ребёнка и рассказывать, что и где опасно.

-У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

-Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1). Всё это можно легко использовать в домашних условиях.

Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!

Приложение 1.

Двигательные игры – разминки

«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя, ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.

Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т. д.)

«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны, поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.

«Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то, выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперёд и вверх, то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди, то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница». Ребёнок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Всё внимание – на ощущениях и разминаемых суставах: вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперёд, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами.

Источник

Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, воспитателю поможет беседа с родителями. При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в первые три года жизни индивидуальные особенности ребенка проявляются наиболее ярко. В беседе с родителями задаются вопросы о раннем периоде развития ребенка. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные особенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в раннем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспитания в семье.

Читайте также:  Ребенок отстает в физическом развитии причины

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?
4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?
5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?
6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое отношение к близким?
7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)
8. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?
9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?
10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бывам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Анализируя ответы родителей, воспитатель рассказывает об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

Сообщение воспитателя о психических особенностях детей

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выразительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.
Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень незначительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.
У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.
При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.
В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны.

В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.
Они энергичны, способны выполнить большой объем работы Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.
Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают.
Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.
Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в деятельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.
На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.

Читайте также:  Проведение пренатальной диагностики нарушения развития ребенка в иркутской области

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств. В привычной обстановке они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.
Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно.
В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. К детскому саду привыкают долго.
У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.
При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей

Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выполняют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.
Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю подвижность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начинают действовать раньше, чем этого требуют правила.
Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реакция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспитатель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.
Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».
Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.
При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.
В ходе наблюдений за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональные особенности детей, своеобразие их речи и движений.
В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внимание на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их изменению.
Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я однажды испугался»).
Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.
На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдений за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника.

Источник

Быть здоровым – естественное  желание каждого человека. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной  в работе любого дошкольного учреждения.В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируется основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества,вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.Родителям необходимо для сохранения здоровья детей поддерживать, развивать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Данная методическая разработка предназначена для проведения индивидуальной работы с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников в совместной работе дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальная  консультация для родителей воспитанников

по вопросам психического и физического развития дошкольника.

Тема «Здоровье ребёнка в наших руках »

Цель консультации:

Ознакомление родителя воспитанника с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Предварительная работа: беседа с детьми по вопросам: «Зачем надо закаляться?», «Закаляетесь ли вы дома?», «Нравиться ли это тебе?»;

проведение анализа здоровья и общих сведений заболеваемости воспитанника с медицинской сестрой на период проведения консультации.

План консультации

Ход консультации

Регламент (время проведения)

1.Вступительное слово воспитателя:

– сообщение темы,

-постановка проблемы

-Сегодня я хотела бы с Вами поговорить, о факторах, влияющих на состояние здоровья ребёнка. Очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, таки своих детей.

 – Так что же мы взрослые, можем сделать  для приобщения детей к здоровому образу жизни?

(высказывания родителя)

2 мин.

2.Основная часть

(информативная)

1).Прежде  всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, так как естественные силы природы необходимы для жизнедеятельности организма.

2).Ребёнку необходим спокойный,

доброжелательный психологический климат.  

Семейные ссоры  в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.

3). Правильно организованный режим дня, который способствует формированию многих полезных навыков, приучает  их к определённому ритму. Составляющей частью режима является дневной сон, который необходим ослабленным детям и прогулка (не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно). Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

4). Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Чаще включать в рацион творог, каши. Нужно не забывать о соблюдении определенных интервалов межу приёмами пищи.

5).Для укрепления здоровья эффективно закаливание, которое предохраняет организм человека от возникновения болезней.

-Что такое закаливание?

(высказывание родителя)

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов.

-Какие закаливающие мероприятия вы можете проводить дома?

(высказывания родителя)

Наряду с традиционными методами широко используются нетрадиционные: 1.Контрасное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в «холодное»). 2. Хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы и профилактика плоскостопия). При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.  3.Контрасный душ – в домашних условиях (обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура снижается  на  2-3 градуса, продолжительность обливания 20-25 секунд). В течение 2-3 месяцев температура доводиться до 19-20 градусов. 4. Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры. Начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводиться до комнатной. Перерыв в закаливании на 2-3 недели  снижает сопротивляемость организма к простудным факторам и поэтому не желателен. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам.

-Какой можно сделать вывод по поводу закаливания?

(высказывания родителя)

Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

6). Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи.

-Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка?

(высказывания родителя)

Да, дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (булавки, пуговицы, таблетки).

Поэтому родителям следует постоянно контролировать действия ребёнка и рассказывать что и где опасно.

7). У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

15 мин.

3.Интерактивная часть (практическая часть, взаимодействие с родителями)

-Сейчас, я хотела бы предложить вам рассмотреть несколько релаксационных упражнений для детей, помогающие одним снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Эти упражнения вы легко можете делать вместе с ребёнком дома в любой момент в течение дня.

 «Сорви  яблоко». Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите  яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Мороженое». Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела.

«Пчёлка». Представьте себе тёплый летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчёлка, собирается сесть на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот облегчённо вздохнуть.

«Качели» Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садиться на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

В результате выполнения предложенных упражнений у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.

15 мин.

4 Резюмирование. Определение чётких рекомендаций.

Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения,  для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1)). Всё  это можно легко использовать в домашних условиях.

Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!  

2 мин.

Читайте также:  Игры на сенсорное развитие ребенка

Приложение 1.      

Двигательные игры – разминки

«Напряглись – расслабились». В  положении стоя или сидя, ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.

Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т.д.)

«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.

«Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то, выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперёд и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.

«Волшебная мельница». Ребёнок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Всё внимание – на ощущениях и разминаемых суставах: вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперёд, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами.

Затем усложните задачу:

«Кулак – ладонь»: руки ребёнка всё  время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную). Играя в паре, ребёнок после хлопка «Кулак – ладонь» делает с вами.

Источник