Беседа с ребенком на развитие коммуникативных навыков

Беседа с ребенком на развитие коммуникативных навыков thumbnail

Формирование коммуникативных навыков у детей.

Этапы формирования

  • Предметные действия

  • Предметно-игровые действия

  • Проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых

  • Игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом.

  • Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной Коммуникация, общение- обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

  • Общение – это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

  • В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

  • Коммуникатор – человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ.

Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

  • Роль общения

Общение – фактор, влияющий на развитие человека в целом.

С рождения малыш усваивает язык, учится определять и выражать эмоции, получает знания о мире, о нормах и правилах поведения, учится правильному отношению к материальным и нематериальным сторонам жизни

  • Через коммуникацию люди передают друг другу различную информацию ( настроение, чувства, установки, интересы, факты)

  • Общение регулирует человеческое поведение в совместной деятельности, направляет его.

  • Общение – выполняет аффективно-коммуникативную функцию

Основные составляющие:

  • коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

  • интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

  • перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

В коммуникативном процессе обычно выделяют:

Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную коммуникацию:

  • Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

  • Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

  • Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

  • Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний).

Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

Персептивная сторона общения.

Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

  • познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

  • познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

  • прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

  • Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

  • Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

  • Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

  • Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

  • Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

  • установление контакта;

  • ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

  • обсуждение вопроса, проблемы;

  • принятие решения;

  • выход из контакта.

Коммуникативные навыки

  • легкость установления контакта,

  • поддержание разговора,

  • умения слушать,

  • умение высказать свою точку зрения,

  • умение аргументировать и отстоять свою позицию,

  • умение прийти к компромиссному решению.

Игра
как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков
детей с нарушением интеллекта.

Игра – один из ведущих видов деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

  • В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

  • Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

  • Игра стимулирует развитие познавательной сферы детей.

  • Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

  • Игра способствует развитию произвольного поведения детей

  • Игра способствует формированию творческого воображения.

  • Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

  • Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Источник

Евгения Григорьева
Открытое занятие-беседа по формированию коммуникативных навыков детей «Цветик-семицветик»

Задачи: Сообщить детям элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения; формировать навыки доброжелательного, бережного отношения друг к другу, бесконфликтного поведения; расширять знания о способах выражения своих чувств.

Цель: Формирование коммуникативных навыков детей.

Оборудование: плоскостной цветок «Цветик-семицветик», музыкальное сопровождение, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребенка.

Педагог. Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвел у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Сорвав один из лепестков, можно попросить его о чем угодно. Давайте отправимся в путешествие, сорвав один из лепестков.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться?

Варианты ответов детей: мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки.

Я передаю тепло моего сердца Сашеньке, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку.

Дети выполняют упражнение по кругу.

Ребята, вы почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Сорвем следующий лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов. Нас встречает принцесса острова (нарядная кукла). Давайте с ней познакомимся?

— Меня зовут Евгения Эльяевна, а тебя как?

— Меня зовут Даша.

— Очень приятно познакомиться. Дашенька, я не одна, со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться.

— Дети, следуя предложенному образцу, знакомятся с куклой.

—Педагог: Дашенька — девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, и она поблагодарит каждого.

— Дети с помощью педагога учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента,например: «Дашенька, какие у тебя лучистые глаза. А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами» и т. д.

— Погостили мы у тебя, Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было приятно с тобой познакомиться. Какой лепесток сорвем на этот раз?

— Лети, лети, лепесток,

— Через запад на восток,

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду как заполнять

— Через север, через юг,

— Возвращайся, сделав круг.

— Лишь коснешься ты земли —

— Быть по-нашему вели.

— Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

— Ребята, что же мы видим в этом царстве? (Выставляется муляж овощей и фруктов.)

— Что можно из них приготовить? (Ответы детей.)

— Давайте сделаем соки из некоторых овощей и фруктов.

— Возьмитесь за руки и изобразите «соковыжималку», именно с ее помощью готовят соки. Вы попробуете приготовить, а я по вашим лицам постараюсь угадать, какой сок на вкус (сладкий, кислый или горьковатый) у вас получился.

— Давайте приготовим сок из лимона.

— Дети мимикой изображают вкусовые ощущения, педагог отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям.

— Как называется сок из лимона.

— Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый — сладкий, луковый — горький. Отправляемся в путешествие дальше.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-нашему вели.

— Вели, чтобы мы оказались в театре.

— Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете?

—Желающие дети участвуют в разыгрывании пантомимических этюдов: изображают старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

— Какие замечательные артисты, молодцы! Вы не устали еще путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвем следующий лепесток?

— Лети, лети, лепесток,

— Через запад на восток,

— Через север, через юг,

— Возвращайся, сделав круг.

— Лишь коснешься ты земли —

— Быть по-нашему вели.

— Вели, чтобы мы оказались в стране гномов. Гномы — это кто?

— Дети отвечают.

— Хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

— Колокольчик, ты звени — в гномиков нас преврати.

— У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить.

— Я гном, ты гном. (Ребенок указывает на себя и партнера.)

— У меня дом, у тебя дом. (Ладонями изображает крышу над своей головой и головой партнера.)

— У меня щечки гладки, (Аналогичные движения в соответствии с текстом.)

— У тебя щечки гладки.

— У меня бровки черны,

У тебя бровки черны.

Я твой друг, (Протягивает руку.)

Ты мой друг. (Партнер кладет руку сверху.)

Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга.)

Педагог. Колокольчик, зазвени — гномов в ребяток преврати. Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, у нас всего два волшебных лепестка осталось. Давайте отправимся на остров сюрпризов.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать.

Дети находят необычно украшенные коробки с конфетами для каждого.

Ребята, угощайтесь, пожалуйста. Наше путешествие заканчивается, остался последний лепесток, который поможет вам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали ее комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.И я скажу вам на прощанье: «До новой встречи», «До свидания» и «Будьте вы здоровы!» Завтра поиграем снова. Настя, сорви, пожалуйста, последний лепесток.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем садике.

Итог занятия: Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии. Почему?

Ритуал прощания : Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили. (Соединяют руки.)

Будем дружно мы играть,

Чтобы добрыми, умными стать! (Поднимают руки вверх.)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет.

Мы друг друга уважаем? Да, да, да! (Размыкают руки.)

Раз – рука и два – рука!

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая!

И скажу вам,не тая:

Руки всем нужны, друзья!

Педагог: Спасибо за занятие! До свидания, ребята!

Источник

Конспект родительского собрания:

“Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению”

 hello_html_482955b1.png

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

— познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

-познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

-сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

-создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

 Вас интересуют все вышеперечисленные вопросы, и мы хотели бы, чтобы Вы хотите поделились опытом семейного общения со своим ребенком.

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном  родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола — здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения»,

«Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о  коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме.  Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением?

(ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.  Общение  – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми   начинается  и исходно формируется,  прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка до двух лет

4. Сообщение  «Как научить ребенка речевому общению»  

(Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком: 

«Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним).

(Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель:  Хорошая книга – лучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял.   («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался  сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь».  («Вини — Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра  «Добрые слова»

Воспитатель:  Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы.  Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье  один опасный враг — это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок  «Домашнюю игротеку».  Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов»

(Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если  у Вашего  ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи — вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько – с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения.  

(воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель : Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

 hello_html_508a26d7.png

Приложение 1

hello_html_75985630.png

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Можно  научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это  инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы  общения, вести его за собой, включать его в  общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по  телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным.  Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе  игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей — чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет.  Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите  на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий — не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию.  При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию.  Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

Читайте также:  Развитие предпосылок учебной деятельности у ребенка

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки — нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения  книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его.  Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей.  При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.). hello_html_5dc91321.jpg

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт  рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и  не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Вопрос родителям: — Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель : проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

hello_html_270dae01.jpg

Воспитатель  предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: — Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель : Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель : При этом у ребенка недолжно  быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

hello_html_m6e8b17ba.jpg

Воспитатель  предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: — Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель : Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и  равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

.99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

hello_html_33234ef4.jpg       

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему     поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к  конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

hello_html_62fff9ad.jpg

Источник