Беседа роль детского сада в развитии ребенка

Беседа роль детского сада в развитии ребенка thumbnail

Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.

Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.

В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.

Детский сад – первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развитьребенку основные качества общения:

– деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);

– познавательные (другой человек как источник информации);

– личностные (интерес к другому человеку как к личности).

В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.

Источник

Беседа: «Важность детского сада для ребенка!»

Маленькие девочки держатся за руки

Психологи уверены, что детям полезно и показано посещение дошкольных учреждений. Однако имеется маленькая оговорка, что к вопросу посещения детского сада отдельным ребенком нужно подходить индивидуально, ведь некоторые малыши из-за физических или психологических личностных особенностей просто не могут посещать детские сады. Так в чем заключается важность детского сада для ребенка и нужно ли ходить в садик ребенку? Давайте выясним преимущества воспитания в детском саду.

Преимущества садика

К преимуществам воспитания в детском саду можно отнести:

  • развитие самостоятельности и быстрое освоение навыков самообслуживания (раздеться, одеться, покушать, убрать за собой)
  • формирование умения общаться и договариваться
  • развитие интеллектуальных способностей и физическое развитие (пресловутая утренняя зарядка)
  • избавление от эгоцентрических установок, характерных для домашних детишек

Идеальный возраст ребенка для детского сада

Идеальное время для поступления малыша в детский сад – период с двух до трех лет или с трех до четырех. Наиболее трудно адаптироваться к дошкольному учреждению ребенку в возрасте четырех или с пяти до шести лет – это обусловлено тем, что малышу, так долго пребывающему под заботливой опекой любящих родных, будет трудно резко изменить привычное окружение и принять такие новшества.

Несмотря на то, что при поступлении в детский сад ребенок переживает самый настоящий стресс, детская психика очень пластична и адаптация может пройти практически безболезненно при условии правильной психологической подготовки повзрослевшего чада к посещению группы в детском саду.

Детский сад — это важно

Первые посещения садика могут стать реальным испытанием, как для малыша, так и для его родителей в случае, если ребенок не будет позитивно настроен на пребывание в детском саду.

Основная психологическая проблема, с которой могут столкнуться родители – упорное нежелание малыша менять уютную домашнюю обстановку и общение с понимающими родными на самостоятельное, но одинокое пребывание в группе и общение с шумной толпой таких же детей. При этом решение проблемы заключается в формировании у ребенка необходимого настроя и освоении минимальных навыков самообслуживания.

Как подготовиться к детскому саду

Заранее, за 2-3 месяца до определения ребенка в садик, желательно дозировано рассказать крохе о дошкольном учреждении. При этом нужно обратить внимание на положительные аспекты пребывания в детском саду – общении с детишками, новыми игрушками или коллективными играми, экскурсиями.

Не нужно вводить ребенка в заблуждение, рисуя идеалистическую картину, где все детки счастливы и довольны, необходимо лишь подчеркнуть, что посещение детского сада имеет неоспоримые преимущества в сравнении с пребыванием дома. Кроме того, время от времени нужно напоминать ребенку о том, что приближается день, когда кроха пойдет в детский сад.

Нельзя пугать ребенка садом, так как в результате у него сформируется стойкое отвращение к детскому саду. Поделитесь с ребенком своими планами и объясните, что же будете делать вы, когда он будет в группе – нужно уверить малыша, что вы не останетесь дома, а пойдете на работу, и что посещение детского сада – это посильный вклад ребенка в семейную копилку.

Можно выделить такие направления подготовки, которые чрезвычайно важны для психологического комфорта ребенка:

  • соблюдение режима
  • принятие рациона питания, принятого в детском саду
  • подчинение воспитателю
  • умение общаться со сверстниками

Подготовка к режиму детского сада

В детском саду все подчиняется режиму дня, поэтому нужно разузнать распорядок дня и потренироваться дома следовать ему. Понятно, что домашний малыш может поутру проснуться и в 10 утра, однако такое попустительство станет помехой для успешной адаптации. Поэтому даже домашнее воспитание в течение пары месяцев должно быть максимально приближено к варианту, принятому в детском саду. Кроме того, желательно попросить у руководства детского садика разрешения гулять на площадке вместе с группой – так можно достигнуть двух целей: познакомиться с воспитателем и приучить ребенка к общению с детишками.

Как приучить кушать ребенка

Питание для многих детей становится причиной нежелания посещать детский сад и отвращения к самой еде. Это обусловлено тем, что в любое дошкольное учреждение должно придерживаться определенного рациона питания, сильно отличающегося от домашнего меню. Кроме того, в домашней обстановке если кроха отказывается от блюда, ему могут предложить что-то другое. В детском саду это исключено, и голодный ребенок может долго просидеть над остывшим супом, но так и не съесть его. Выход один – накануне поступления нужно разузнать примерное еженедельное меню и готовить его дома.

Проблемы общения детей со сверстниками

Общение с детьми иногда становится весьма травмирующим обстоятельством для некоторых малышей. Так, потребность в общении у детей разная, а это означает, что некоторые просто психологически не выдерживают постоянный шум и гомон соседей по детскому саду. Это может стать причиной переутомления и плохого самочувствия. Избежать такой проблемы невозможно, однако нужно стараться еще до детского сада мотивировать ребенка на общение со сверстниками. Нужно также научить ребенка играть в команде, уступать, делиться и отстаивать свои интересы.

Здоровье дошкольника в детском саду

Здоровье ребенка, посещающего детский сад, во многом зависит от его психологического благополучия и физического развития. Постоянные пропуски по болезни отнюдь не способствуют быстрой адаптации и препятствуют формированию у ребенка устойчивых дружеских связей. Именно поэтому стоит заранее побеспокоиться о физическом развитии и укреплении иммунитета ребенка: пропить витамины, заняться закаливанием и спортом. Такие навыки, как умение одеться, раздеться, умыться, переобуться, покушать, сходить в туалет – основополагающие для успешной адаптации. Все это он должен научиться делать до детского сада, спокойно практикуясь дома.

Беды маленького ребенка, которого впервые отдали в детский сад, кажутся взрослым надуманными и несерьезными. Это неверно, ведь уютный мирок маленького человека разрушен, и крохе потребуется какое-то время, чтобы заново воссоздать карту мира. Помочь ребенку пережить эти трудные минуты могут только родители – именно их забота, понимание, терпение и чуткость не дадут малышу отчаяться и с достоинством пройти все испытания. Перед тем как отправить ребенка в детский сад конечно же нужно определится в какой сад отдать ребенка.

Источник

        Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка.

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья.  Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад.

 От того, в каких условиях  будет  развиваться ребенок зависит его будущее.

 В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной)  жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.

Детский сад- первое общественное  учреждение   куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения.  Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту,  силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры,  учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании  играть  намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других , учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает  чувства  и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Каждая группа состоит , как минимум,  из 20 человечков с разными характерами и разными привычками. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку  основные качества общения:

  1. – деловые(другой человек как партнер по совместной деятельности);
  2. –  познавательные (другой человек как источник информации);
  3. Личностные  (интерес к другому человеку как к личности).

 В детском саду  ребенок учится общаться с другими взрослыми. Опыт общения с воспитателями в дальнейшем поможет избежать некоторых трудностей с учителями в школе. Здесь ребенок начинает понимать, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, которых надо слушаться. В дошкольном учреждении ребенок учиться соблюдать «дисциплину», т.е. начинает понимать, что помимо него самого нужно уважать и придерживаться правил общежития.

Ребёнок получает  интеллектуальное и физическое развитие. Хотя грамотные мама и папа вполне могут дать необходимые знания лучше, чем в садике, но самое сложное в домашнем воспитании – обеспечить ребенку социальное развитие.

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо того, во многих садиках всем желающим предлагается комплекс дополнительных занятий: ритмика, хореография, организуется кружковая работа по углубленному обучению  и развитию детей определённой направленности. Обеспечить ребенку такое разнообразие в домашних условиях просто невозможно, так или иначе придется водить малыша в центр дополнительного образования детей «Радуга».

  Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня. Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма – есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приёму первоклассников несколько изменились. В школу  ребёнок должен  поступить  подготовленным психологически и с определённым багажом  знаний, которые заложены в программу воспитания и обучения детей  в детском саду. В работе детского сада и школы соблюдается преемственность, исключающей умственные и физические перегрузки Наши детские сады с этого года работают по новой примерной общеобразовательной программе дошкольного  образования «От рождения до школы»,под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Эта программа соответствует Федеральным Государственным требованиям, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

 Именно воспитатель в детском саду является главным источником  знаний для ребенка.

Воспитатели наших дошкольных учреждений имеют огромный багаж знаний

 опыт  педагогической  работы .Они владеют  методами и приёмами воспитания и обучения детей. Осваивают и используют новые технологии. Повышают свой профессионализм через курсы повышения квалификации, через самообразование, заочное обучение в педагогических университетах. Наши воспитатели активные участники регионального конкурса «Детские сады – детям». Воспитатели  ответственно  относятся к своей работе. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям  зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им  нравственных качеств.

    .Они понимают, что от подготовки  ребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание  учиться. Педагоги заботятся о здоровье и всестороннем воспитании детей и совместно с родителями стремятся сделать  счастливым детство каждого ребёнка.

Источник

Среди родителей часто бытует мнение,  что детский сад это «камера хранения  детей» , что он нужен лишь для того, чтобы там ребята дожидались своих родителей с работы.  Потому некоторые неработающие родители и не спешат  определять своего малыша в детский садик, или планируют это сделать, но в старшем возрасте, не понимая насколько важно детям посещать детский коллектив с ясельного возраста.

Так что же такое детский сад и чем он полезен для малышей?

Начнем, пожалуй, с самого простого – с названия. ГБДОУ-городское бюджетное дошкольное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение.  Ставлю ударение на слове образовательное! Это и определяет приоритеты и дальнейшее развитие ребенка в данной организации, то есть ребенок там образовывается! Главная задача гбдоу: гармоничное развитие ребенка. Заметьте! Не присмотр за вашим малышом, не пребывание, а РАЗВИТИЕ!

Теперь попробуем определить, как и посредствам чего ребята развиваются в наших садиках.

Главная функция садика – образовательная. Освоение детьми общеобразовательной  программы происходит ежедневно посредством игры, т. к. это ведущая деятельность для дошкольников. Чтобы стало более понятно, введем разъяснение: ведущая деятельность – это та деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических и психологических особенностях личности на данной стадии развития.   Образовательная программа позволяет ребенку гармонично развиваться во всех областях: математические представления, окружающий мир, познавательная сфера и другое. Совместная деятельность педагога с детьми в детском образовательном учреждении построена на основе возрастных, санитарно-гигиенических и климатических особенностях детей дошкольного возраста. Эту деятельность планируют высококвалифицированные специалисты данного направления.

Так же, в детском саду развиваются коммуникативные навыки. Говоря проще, дети общаются. Думаю, этот факт бесспорен. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Диалоги, безусловно, могут строиться у детей и со взрослыми, но неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Это утверждал еще Ж.Пиаже.  Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Дети учатся работать в команде!  Стоит заметить и тот факт, что детский коллектив всегда неоднороден. В нем встречаются дети из разных семей с разными типами темперамента и пр. Это очень хорошо! Поскольку именно здесь малыш сможет научиться понимать людей и по-разному с ними общаться. Настаивать на своем мнении или уступить.

В детском садике детям своевременно прививаются навыки самообслуживания. Любая мамочка или папочка, бабушка или другой значимый взрослый очень любят своего малыша и им, конечно, хочется помочь «Машеньке» надеть носочки или застегнуть пуговку. Это замечательно, когда малыша любят! Но не когда это мешает ему развиваться! Родители сами не осознают и не подозревают, насколько это вредит развитию детей. Воспитатель организовывает развитие данных навыков.

Режим дня. Вот что важно в развитии любого ребенка. В детском садике четко распланирован под возрастные особенности детей, время года и климат местности. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Психическое и физическое здоровье детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Не всегда в домашних условиях можно обеспечить ребенку ежедневое постоянное выполнение всех режимных моментов.

Не в каждой семье существуют правила, по которым нужно жить малышу, чтобы социализироваться к нашему обществу. Когда ребенок приходит в детский сад, он неизбежно начинает подчиняться правилам группы. Под правилами понимается совокупность этических, гигиенических, режимных, коллективных законов общества. Ребята очень быстро адаптируются под них в детском возрасте и очень долго и болезненно во взрослом, вот еще одна причина, зачем малышу посещать детский сад.

Безусловно, детский сад детскому саду рознь в уровне образовательном, воспитательном, в  оснащенности, в педагогическом составе и пр., но то, что детский сад это важный этап в гармоничном развитии ребенка, это неопровержимый факт.

Источник