Берк л е развитие ребенка 6 е изд
В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах РГБ
1056 с.
Количество страниц
Москва и др.
Место издания
О произведении
Ответственность
Лаура Е. Берк ; пер. с англ. А. Богачев и др.
ISBN
5-314-00040-7 (В пер.)
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Развитие ребенка», автора Берк Л.Е. Книга была издана в 2006 году. Содержит 1056 с.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Источник
2.
Выготский Л.С. Развитие интересов в
переходном возрасте // Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская
психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. –
М.: Педагогика, 1984. С. 6–40.
3.
Райс Ф. Психология подросткового и
юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
С. 172–183; 307–318; 339–365; 424–444.
Занятие 9. Общая характеристика развития в период взрослости
Акмеология
и ее значение для решения проблем
возрастной психологии (Н.А. Рыбников,
Б.Г. Ананьев). Понятие «акме».Теоретико-методологические
положения
в изучении психологии взрослого человека
(К.А. Абульханова; Б.Г. Ананьтев; Л.И.
Анцыферова и др.).
Возрастной
и биографический подходы к изучению
человека в различные периоды взрослости.
События жизни и их виды. Периодизации
психического развития взрослого
человека. Модель кризиса и модель
перехода.
Возрастные
кризисы на этапе взрослости. Отличие
кризисов взрослости от возрастных
кризисов детства. Характеристика
кризисов развития на этапе взрослости,
их динамика протекания и способы
преодоления.
Индивидуальные
и гендерные различия в психологическом
развитии на этапе взрослости.
Литература:
Основная:
Ананьев
Б.Г. Возрастная периодизация жизненного
цикла человека // Психология развития
/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой.
– М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.Братусь
Б.С. К проблеме развития личности в
зрелом возрасте // Психология развития
/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой.
– М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.Эриксон
Э.Г. Восемь возрастов человека //
Психология развития / Под ред. А.К.
Болотовой, О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо,
2005. С. 366–371.
Дополнительная:
1.
Абульханова- Славская К.А. Стратегия
жизни // Психология развития / Под ред.
А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.:
ЧеРо, 2005. С. 96–105.
2.
Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология
развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н.
Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.
3.
Логинова Н.А. Развитие личности и ее
жизненный путь // Психология развития
/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой.
– М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.
Ниемеля
П. Развитие и нормальные кризисы
взрослого человека // Психология развития
/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой.
– М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.Шихи
Г. Предсказуемые кризисы зрелого
возраста // Психология развития / Под
ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. –
М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.
Занятие 10. Ранняя, средняя и поздняя взрослость
Общая
характеристика периода ранней взрослости.
Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.
Задачи развития в период ранней
взрослости (Э.Эриксон; Р.Пек, Д. Левинсон).
Социальный
контекст развития: семья и друзья.
События семейного цикла: оставление
родительской семьи,
вступление
в брак,
переход
к родительству.
Родительские функции. Модели материнства
и модели отцовства.
Когнитивное
развитие в период ранней взрослости.
Стадии развития мышления на этапе
взрости (К. Шайи). Изменение функций
интеллекта.
Профессиональный
путь взрослого человека (Д.Сьюпер, Р.
Хейвигхерст).Кризисы
профессионального развития.
Личностное
развитие. Взрослый как субъект собственной
жизни. Выбор жизненной стратегии и
формирование «стиля
проживания жизни» (Г.Шихи). Проблема
удовлетворенности жизнью. Особенности
Я-концепции и самооценки.
Основные
психологические новообразования ранней
взрослости.
Модели
развития человека в период средней
взрослости. Задачи
развития в средней взрослости (Э.Эриксон,
Р. Пек).
Социальный
контекст развития: семья и друзья.
Отношения с друзьями на этапе средней
взрослости. Средний
возраст как мост между двумя поколениями.
Период
«перемены ролей». Особенности периода
«опустевшего гнезда».
Когнитивное
развитие. Изменение функций интеллекта.
Динамика
общего, кристаллизованного и текучего
интеллекта.
Роль опыта и мастерства в сохранении и
изменении когнитивных возможностей в
период средней взрослости.
Достижение
профессиональной зрелости. Психологические
проблемы, связанные с профессиональной
деятельностью
Ролевой конфликт работающей женщины.
Переоценка профессиональной карьеры
в середине жизни. Потеря работы и трудовой
стресс. Проблема «профессионального
выгорания».
Способность
к личностным изменениям, открытость
новому опыту, самоактуализация и
самореализация. Проблема удовлетворенности
жизнью. Особенности Я-концепции и ее
динамика на этапе взрослости.
Основные
психологические новообразования средней
взрослости.
Основные
положения современной геронтологии.
Геронтопсихология
как особый раздел психологической
науки. Проблема
периодизации позднего возраста.
Негативные
и позитивные стереотипы старости.
Эйджизм. Психологическое
старения как одновременное
проявление сил и слабостей.
Задачи
пожилого возраста (Э.Эриксон, Р. Пек, Р.
Хейвигхерст). Выход на пенсию как
критический этап жизни человека.
Физические
аспекты старения. Проблема здоровья.
Психический упадок в старости.
Семейные
и межличностные отношения в период
позднего возраста. Прародительство.
Одиночество
в старости. Поздняя
взрослость как «возраст потерь». Значение
общения в позднем возрасте.
Когнитивные
изменения в поздней взрослости.
Характеристика познавательных процессов
в позднем возрасте. Факторы, влияющие
на снижение интеллектуального уровня.
Компенсаторные механизмы (П.
Балтес, Н.К. Корсакова).
Феномен
мудрости.
Факторы, уменьшающие риск когнитивного
снижения в старости.
Проблема
характерологических изменений и
возрастной динамики личностных
особенностей в поздней взрослости.
Особые, возрастные личностные реакции
пожилого человека (Н.Ф.Шахматов).
Ретроспективная модальность жизни в
старости. Типы личностного старения,
приспособления личности к старости
(Д.Бромлей , И.С.Кон и др.). Специфика
Я-концепции стареющего человека.
Благополучная
старость. Факторы, обусловливающие
удовлетворенность жизнью в пожилом и
старческом возрасте. Психологические
условия активной старости. Компенсаторные
и защитные механизмы в период старения.
Смерть
и умирание: психологические проблемы.
Стадии
приспособления к умиранию(Э.Кюблер-Росс).
Проблема эвтаназии. Психологическая
поддержка людей позднего возраста.
Основные
психологические новообразованияе
поздней взрослости.
Литература:
Основная:
Крайг
Г. Психология развития. – СПб.: Питер,
2000. С. 648–739.Ливехуд
Б. Ход жизни человека // Психология
развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н.
Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. С. 369–400.Шихи
Г. Предсказуемые кризисы зрелого
возраста // Психология развития / Под
ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. –
М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.Эриксон
Э.Г. Восемь возрастов человека //
Психология развития. / Под ред. А.К.
Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: ЧеРо,
2005. С. 366–368.
Дополнительная:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом. Подобно пренатальному развитию и физическому развитию в младенчестве и детстве развитие моторики следует по цефалокаудальному (от «головы к ногам», контроль над моторикой головы осуществляется раньше, чем контроль над руками и туловищем, установление которого, в свою очередь, опережает контроль над ногами) и проксимодистальному (развитие идет от центра тела к периферии: установление контроля над головой, туловищем, руками предшествует достижению координации и управления кистями рук и пальцев) направлениям.
Моторное развитие включает развитие грубой моторики – развитие действий (ползание, стояние, ходьба) и контроля над ними, что позволяет младенцам перемещаться в пространстве, и тонкой моторики – развитие мелких движений (протягивание ручек, хватание). В табл. 4.2 приведена динамика формирования моторных навыков. Заметьте, что существуют большие индивидуальные различия в скорости моторного развития и даже иногда в его последовательности, хотя она и является довольно универсальной. Некоторые дети, например, начинают ходить еще до года, в 9–10 месяцев, другие начинают стоять и даже ходить до того, как научились ползать, и т. д. Кроме того, если ребенок отстает от среднестатистического возраста овладения, например, навыком дотягивания до предметов, он не обязательно опоздает с началом ползания или ходьбы.
Овладение сложными движениями, такими как ходьба, требует единства дифференциации (овладения отдельными навыками-компонентами) и интеграции, т. е. объединения навыков-компонентов в правильной последовательности в связанное, действующее целое [Кайл, 2002]. Каждое моторное умение представляет собой продукт прежних достижений в данной сфере и, в свою очередь, является предпосылкой будущих достижений. Каждый новый моторный навык представляет собой продукт совместного воздействия следующих факторов: 1) развития центральной нервной системы; 2) двигательных возможностей тела; 3) целей, которыми руководствуется ребенок (получение игрушки или пересечение комнаты); 4) внешней поддержки овладения умением (поощрение со стороны родителей, объекты в повседневном окружении) [Берк, 2006].
Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития действий дотягивания и схватывания . Эти действия играют важную роль в когнитивном развитии ребенка, давая ему возможность по-новому изучать среду. Примерно в 3 месяца у младенцев появляется и постепенно совершенствуется способность к протягиванию ручек. К 4 месяцам дети, как правило, вполне целенаправленно тянут руки к определенному предмету, время от времени добиваясь успеха в его схватывании после прикосновения к предмету. При этом они водят глазами от руки к предмету и обратно, что, видимо, помогает им координировать положение руки относительно предмета. Приблизительно к 5 месяцам возникает акт хватания (или «истинное дотягивание») – у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и дотягивание, и схватывание осуществляется под контролем зрения.
Таблица 4.2
Развитие тонкой и грубой моторики ребенка
Источник : [Берк, 2006, с. 241].
Появление акта хватания имеет чрезвычайно важное значение для психического развития ребенка (см. [Баттерворт, Харрис, 2000; Обухова, 2001] и др.):
• формируется и развивается первая зрительно-двигательная функциональная система;
• складывается предметное восприятие;
• развивается рука: возникает противопоставление большого пальца всем остальным, что является видоспецифичным для человека и создает условия для удержания и использования орудий;
• расширяются возможности манипулирования с предметами;
• развивается познавательная потребность, увеличиваются возможности исследования предметного мира.
Акт хватания продолжает развиваться и совершенствоваться в течение первого года жизни. Примерно в 5–6 месяцев малыши перестают тянуться к предмету, выведенному за пределы зоны досягаемости [Берк, 2006]. К 7 месяцам руки младенца становятся более независимыми: теперь дети дотягиваются до предмета с помощью одной руки, а не двух одновременно.
Дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели (например, малыш может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его) [Кайл, 2002]. Установлено, что 6-месячные младенцы захватывают и удерживают игрушку, но если затем им предложить другую игрушку, они роняют первую и берут вторую, так как могут контролировать одновременно действия только с одним объектом (см. [Баттерворт, Харрис, 2000] и др.). Примерно с 6–7 месяцев ребенок постепенно научается перекладывать предмет из одной руки в другую и брать второй предмет, но если предложить ему еще третий, то второй он уронит. Не ранее чем к 8–9 месяцам у ребенка развивается стратегия накопления: теперь уже третий и последующие предметы ребенок перекладывает из руки в руку и кладет в удобное место на сохранение. К 9 месяцам малыши могут дотягиваться до затемненного объекта так же быстро и уверенно, как и до объекта, остающегося в поле зрения. Это указывает на то, что тянущийся к предмету ребенок не нуждается в зрительном контроле над руками и кистями; это действие совершается на основе проприоцепции (чувства движения и положения в пространстве) [Берк, 2006].
Ко второй половине первого года жизни осуществляется переход к дифференцированному типу хватания . До 7 месяцев все предметы схватываются детьми одинаково (дети используют ладонный захват – схватывают объект, находящийся на ладони, сжимая вокруг него все пальцы); затем акт хватания приспосабливается к особенностям предметов с учетом их формы, веса и величины; появляется «пинцетный захват» – точное схватывание и удерживание маленьких объектов кончиками указательного и большого пальцев (годовалый ребенок может взять изюминку или поднять бусинку) [Крайг, 2000]. Таким образом, в период между 8-м и 12-м месяцами дети уже настолько хорошо умеют протягивать руки и хватать предметы, что их внимание освобождается от координации моторных навыков как таковых и переключается на события, которые происходят до и после захвата объекта, т.
е. они овладевают способностью к решению простых задач, таких как поиск и нахождение спрятанной игрушки.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметами. В возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия : простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков [Кулагина, 1998; Обухова, 2001]. Между 5-м и 8-м месяцами многие дети начинают играть в социальные игры, такие как «ку-ку», «до свидания», «ладушки», «пожалей, обними»; им нравится, например, бросать какой-нибудь предмет и ждать, пока взрослый поднимет и подаст его; передавать взрослому какой-нибудь предмет и получать его обратно. В возрасте 7–10 месяцев формируются «соотносящие» (соотносимые) действия : ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить или нанизать один предмет на другой. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия , позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (качает куклу, катает машинку, подносит ко рту чашку, звонит звонком и др.). Усложняется репертуар действий ребенка с предметами, появляются такие действия, как нанизывание, вкладывание, открывание, катание, сжимание, скручивание, разъединение и т. д. Ребенок учится применять одни и те же действия по отношению к разным объектам и разные действия по отношению к одному и тому же объекту, он учится выполнять сложные действия, необходимые для достижения определенных целей.
Таким образом, одновременно с формированием первоначальных форм перцепции в младенчестве идет процесс интенсивного развития моторики. Развитие в одной области поддерживает развитие в другой: моторная активность обеспечивает младенцев жизненно важными средствами исследования окружающего их мира, а обогащенное восприятие стимулирует и повышает эффективность моторной активности. Моторные достижения младенцев также оказывают мощное воздействие на их социальные взаимоотношения. С одной стороны, родители поощряют малышей к освоению новых моторных навыков: определенные моторные умения (протягивание ручек, указание) позволяют младенцам повысить эффективность общения, а выражение удовольствия (смех, улыбка, лепетание), сопровождающие овладение новыми моторными навыками, обычно вызывают благожелательные реакции взрослых, что, в свою очередь, поощряет усилия ребенка. С другой стороны, родители научившегося ползать, а затем и ходить ребенка начинают ограничивать его активность, что-то позволяя, а что-то запрещая, выражая иногда нетерпение и раздражение. Овладение умением ходить часто влечет за собой первые «проверки силы воли» [Берк, 2006], когда, несмотря на предупреждения взрослых, ребенок пытается поступить по-своему.
Развитие моторики, эмоций, социальной компетентности, познания и речи является целостным процессом, и прогресс в одной области зависит от прогресса в другой [Там же].
* * *
Подведем итоги первой стадии развития ребенка. Итак, к основным новообразованиям младенчества относятся: сознание «пра-мы», заключающееся в становлении потребности в общении, эмоционального отношения к людям, формировании привязанности; акт хватания как основа человеческих действий с предметами и другие преднамеренные действия; мотивирующие представления; ходьба и появление автономной речи (последние два новообразования Л. С. Выготский относил к кризису одного года). Именно они с необходимостью вызывают построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.
Контрольные вопросы
1. Почему Л. С. Выготский считал, что в период новорожденности развитие носит смешанный, промежуточный характер между внутри– и внеутробной жизнью?
2. Способны ли новорожденные к научению? Как это можно доказать?
3. В чем отличие первой «социальной» улыбки младенца от комплекса оживления?
4. В чем заключаются критерии, по которым можно судить о формировании потребности в общении у младенца?
5. Какова роль общения в психическом развитии младенца? Когда появляется и о чем свидетельствует избирательность эмоциональных реакций младенца?
6. Приведите примеры исследований зрительной и слуховой систем и интермодальной перцепции.
7. Когда появляется автономная речь ребенка и в чем ее специфика?
8. Что такое мотивирующие представления? Приведите примеры.
9. Какое значение для психического развития ребенка имеет формирование акта хватания?
10. Приведите примеры воздействия развития моторных навыков на опыт социального взаимодействия ребенка. Как социальный опыт влияет на развитие моторики?
Тестовые задания
Рекомендуемая литература
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. С. 86–150.
Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 214–285.
Выготский Л. С. Младенческий возраст // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2003. С. 38–56; 84–94.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 207–225; 230–242; 254–284; 300–320; 327–334.
Лисина М. И. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 248–251.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое об-во России, 2001. С. 234–258.
Уайт Б. От рождения до ползания // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 186–193.
Еще по теме Двигательное развитие:
- Двигательное развитие
- Экскреторная и двигательная активность при стрессе
- Генетическая обусловленность экскреторной и двигательной активности при стрессе
- §6. Двигательные упражнения.
- Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
- Двигательная и экскреторная активность при адаптировании к экстремальному фактору
- 5. Дисгармония двигательной деятельности
- Изменения в развитии общественного производства 2.1.1. Этапы развития мирового сообщества
- 2. Возможности развития культуры и разрешения проблем цивилизационного развития
- УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ сил. РАЗВИТИЕ ОБМЕНА
Источник