Базовые теории воспитания и развития личности ребенка
Процесс воспитания человека – задача сложная. Разумеется, в ее решении могут помочь различные теории, разработанные как в наше время, так и в глубокой древности. Воспитанием личности интересовались не только психологи прошлого столетия, но и философы античности, врачи, педагоги и мыслители далекого прошлого. К примеру, об этом размышляли Сократ, Аристотель, Демокрит, Платон.
Изучению вопросов, связанных с воспитанием личности человека, посвящали свои труды Руссо и Гербарт. Разумеется, большинство педагогических теорий оформилось в течение прошедшего столетия. Наиболее значимыми из них принято считать работы таких авторов, как Антон Макаренко, Джон Дьюи, Лоуренс Кольберг. Однако педагоги и психологи прошедшего столетия в своих работах основывались на более ранних теориях, в том числе и на трудах Руссо и Гербарта, в которых высказывались совершенно противоположные идеи.
Что такое «личность»? Понятие
Абсолютно все существующие базовые теории воспитания и развития личности исходят из особенностей этого понятия. Что же такое «личность»? Согласно обобщенному определению, под данным термином понимается социальная сущность человека, сочетание определенных индивидуальных качеств характера и черт, соответствующих нормам и традициям общества.
То есть личность – это не физиологическая природа индивидуума, а то, что проявляется в рамках социальных взаимоотношений с другими людьми. К примеру, реакция на голод или холод – это не свойства личности, а индивидуальные особенности человека, такие как и манера разговаривать, походка и многое другое. А вот его умение договариваться с другими, учитывать специфику ситуации, проявлять героизм или же, наоборот, трусость при чрезвычайных обстоятельствах – это черты, характеризующие личность.
Таким образом, понятие личности сочетает в себе психологическую, социальную и философскую основу и является предметом изучения в этих дисциплинах.
Как можно классифицировать теории развития личности?
Различных теорий о том, как именно следует воспитывать личность, а не просто растить и обучать ребенка, достаточно много. Но среди этого обилия исторически выделяются три базовые теории воспитания и развития личности. Кратко их суть можно выразить так:
- гуманизм;
- авторитаризм;
- свобода становления.
Эти тезисы не являются названиями каких-либо конкретных педагогических или психологических методик. Скорее это обозначения направлений, в рамках которых развились существующие базовые теории воспитания и развития личности.
Чем характеризуются основные типы теорий?
Основные характеризующие моменты ясны из направления, к которому относится та или иная теория воспитания. Иными словами, краткая характеристика базовых теорий воспитания и развития личности заложена в их названиях.
К примеру, методики, в основе которых лежат принципы гуманизма, характеризуются тем, что в приоритете стоит развитие таких свойств:
- гармония;
- способность к сопереживанию;
- защита обществом интересов и нужд каждого его члена;
- доброта и прочее.
Идеи гуманизма также подразумевают и особую заботу государства о воспитательных и образовательных структурах. В целом же в чистом виде принципы гуманизма в практической педагогике не применяются ввиду их оторванности от реальности и некоей утопичности.
Авторитаризм – это теория развития социализации и воспитания личности, способной адекватно воспринимать жизненные обстоятельства и уметь принимать во внимание интересы, культурные особенности и нужды окружающих. К этому направлению многие специалисты относят теорию прагматизма в воспитании. Также к этому направлению относят и методики Макаренко.
Свобода становления – это понятие о теориях воспитания и развития личности без применения специальных педагогических приемов. То есть речь в них идет о так называемом естественном воспитании и обучении ребенка. Во многом эти теории родственны принципам гуманизма, поэтому, как правило, рассматриваются во взаимосвязи. За естественное воспитание ратовал Лев Толстой и многие другие выдающиеся мыслители прошлого.
Принципы воспитания
Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.
Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:
- четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
- правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
- соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
- понимать последствия своих действий;
- не допускать физических наказаний и панибратства;
- уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.
Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все. К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь.
Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону. Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни.
При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса. Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были.
К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.
Кем был Руссо?
Жан Жак Руссо – выдающийся мыслитель, философ, писатель, живший во времена эпохи Просвещения. Его считают французским деятелем, хотя родился этот человек в Женеве. На свет он появился в 1712 году. Умер же Руссо близ Парижа, в одном из столичных предместий в 1778 году.
Помимо философии, педагогики и социальных вопросов, его интересовали музыковедение и ботаника. Современники считали Руссо неплохим композитором, хотя мыслитель к собственным музыкальным опытам относился с долей иронии.
Среди его наследия для педагогики наибольшую ценность представляют такие труды:
- «Элоиза».
- «Эмиль или о воспитании».
- «Исповедь».
Идеи Руссо о свободном воспитании личности нашли отклик во многих выдающихся умах, к примеру, Лев Толстой считал себя последователем французского мыслителя.
Суть теории свободного воспитания Руссо
Без сомнения, труд Руссо возглавляет все базовые теории воспитания и развития личности. Его идеи в последующих поколениях как поддерживались педагогами, мыслителями и психологами, так и отвергались, но они неизменно становились своего рода фундаментом, краеугольным камнем для развития других теорий и методик.
Суть теории Руссо заключается в том, что нужно следовать естественной природе вещей при воспитании личности. Это в психологии нередко пренебрежительно называют «натурализмом». Французский мыслитель говорил: «Природа желает, чтобы люди были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Иными словами, Руссо выступал против искусственного целенаправленного развития детей, он считал, что процесс становления личности и обретения ею каких-либо качеств должен протекать естественно.
Разумеется, это вовсе не означает того, что детей не следует ничему обучать или заниматься с ними. Однако эти занятия должны полностью соответствовать желаниям детей, их внутренним потребностям и, разумеется, возрасту. То есть, если адаптировать основную мысль теории Руссо к современному миру, то она будет звучать так: он выступал против раннего развития и составления различных универсальных или же тематических педагогических программ и методик.
Согласно теории Руссо, человек воспитывается тремя источниками:
- природой;
- социумом;
- предметами и вещами.
То есть на становление личности влияют условия окружающей среды, взаимоотношения с людьми и использование изготовленных предметов, орудий труда, мебели, игрушек и прочего. При наличии этих трех составляющих воспитание становится естественным процессом, не требующим какой-либо искусственной фортификации.
Кто такой Гербарт?
Иоганн Фридрих Гербарт – основоположник педагогики как научной дисциплины. Родился Гербарт в 1776 году, на территории немецкого Ольденбурга. Умер ученый в 1841 году в Геттингене.
Занимался он не только педагогикой. Большую часть своей жизни Гербарт отдал психологии. Он считается одним из основателей эмпирического направления в этой науке. Сам же ученый считал себя сторонником идей ассоциативной психологии и немало сделал для развития этого направления.
Для педагогики же имеет значение теория авторитарного воспитания. И. Ф. Гербарт изложил в ней идеи необходимости нравственного сознательного воспитания личности, недопущения пускания этого процесса на самотек. Эти идеи, на первый взгляд, противоречат теории Руссо, но, с другой стороны, они могут рассматриваться как ее дополнение.
Из наследия ученого представляют наибольшую ценность такие труды:
- «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания».
- «Письма о приложении психологии к педагогике».
- «Очерк лекций по педагогике».
Суть теории Гербарта
В подавляющем большинстве современные базовые теории воспитания и развития личности основываются на идеях немецкого педагога и психолога.
Теория немецкого ученого является педагогической системой нравственного воспитания личности. Его психолого-педагогическая теория воспитания построена на пяти главных идейных тезисах:
- внутренняя свобода, необходимая для целостности личности;
- представление о совершенстве, позволяющее достичь ощущения гармонии;
- благорасположение, выражающееся в согласовании своих желаний, потребностей и поступков с надобностями и волей других людей;
- правовое разрешение конфликтных ситуаций;
- понимание принципа справедливости.
Адаптируя идеи немецкого педагога к современным реалиям, можно утверждать, что суть его теории воспитания в том, что личность развивается под влиянием социума и непосредственно в его рамках. Традициями, нуждами и нравственными нормами социума определяется то, как именно будет воспитываться и обучаться человек.
Дьюи: кем был он?
Джон Дьюи – один из наиболее известных американских философов и педагогов. Родился он в середине XIX столетия, в 1859 году. Умер в середине прошлого столетия, в 1952 году. Образование Дьюи получил в университете Вермонта.
Занимался он в основном философией, однако подходил к этой дисциплине не столько как теоретик, сколько как практик. Особое внимание ученый уделял социальным вопросам и проблемам становления личности, воспитанию.
Основная заслуга этого американского ученого в том, что он разработал методологию применения прагматистских принципов в областях логики и познания. Прагматическая теория воспитания также является его детищем. Дьюи является одним из величайших философов и социологов ушедшего столетия не только для США, но и для всего остального мира.
Суть его теории
Вероятно, идеи Дьюи на сегодняшний день являются наиболее востребованными в практической педагогической деятельности. Особенности развития личности и ее воспитания американский философ видел в необходимости взращивания навыков приспособления к жизненным ситуациям и обстоятельствам.
Согласно идеям американского ученого, цель любого педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать личность, способную адаптироваться ко всем жизненным обстоятельствам, приспособиться к ним и не сломаться психологически, суметь найти собственную нишу.
В рамках этой теории Дьюи сформулировал тезисы так называемой инструментальной педагогики. Главный принцип же заключается в том, что становление личности зависит не столько от воспитания, сколько от накопления собственного жизненного опыта. Иными словами, педагог может бесконечно объяснять ребенку, что обман – это плохо, но если малыш хоть раз так поступил и извлек из данного действия для себя только выгоду, он все равно продолжит хитрить.
Согласно теории прагматизма, воспитание должно учитывать непосредственный жизненный опыт личности. Это в психологии нередко называют превращением минусов в плюсы. То есть, если ребенок склонен к обману, не нужно пытаться искоренить это качество, следует найти нишу, в которой оно превратиться в достоинство и будет необходимо.
Каковы современные взгляды педагогов и психологов?
Современные теории воспитания и развития личности отличаются от учений прошлого гибкостью тезисов и понятий. То есть современные педагоги и психологи сегодня стараются брать из работ своих предшественников лучшее, синтезировать, совмещать их, а не следовать лишь одному учению.
Эта тенденция возникла еще в конце 80-х годов прошлого столетия. В то время особой популярностью пользовалась теория воспитания личности в коллективе, возникшая на базе трудов:
- А. С. Макаренко.
- С. Т. Шацкого.
- В. М. Коротова.
- И. П. Иванова.
Продолжает свое развитие эта теория и сегодня. Влияние общества, воздействие коллектива на воспитание и развитие отдельной личности – вот основа этого педагогического направления. Но наряду с ролью общества, современными специалистами уделяется внимание и раскрытию индивидуальных талантов, качеств, заложенных в каждом человеке от рождения.
Воспитательный процесс, согласно взглядам современных специалистов, складывается из получения ребенком навыков, опыта и знаний как в семье, так и в образовательных учреждениях. То есть коллективное и индивидуальное влияние на развитие личности человека взаимно дополняется.
Таким образом, в настоящее время на практике воспитателями и педагогами совмещается два подхода – коллективный и индивидуальный. Их сочетание позволяет добиться максимально полного раскрытия качеств личности человека и сформировать ориентированность на интересы всего социума в целом. То есть, если обобщить: подобный подход к воспитанию позволяет личности человека развиваться всесторонне, находясь в полной гармонии с собой, окружающим миром, социумом. А это, в свою очередь, является гарантом того, что человек всегда сможет найти собственную нишу в обществе и занятие по душе, приносящее пользу людям и позволяющее самореализоваться.
Источник
Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.
Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.
По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.
Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.
Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.
В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).
Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.
Современные базовые теории воспитания и развития личности,как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.
Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:
– воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
– опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
– практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
– содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.
В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.
Неопозитивизм(«новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.
Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):
– отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
– гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
– создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.
Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.
Неотомизм– религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».
Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.
Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».
Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.
Источник