Базовая составляющая в психическом развитии ребенка

Базовая составляющая в психическом развитии ребенка thumbnail

Анна Борисова
Основные составляющие механизма психического развития ребенка

1. Социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

2. Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации; появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую.

Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований.

Выделяют следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. У младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

3. Кризис развития. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

4. Психологическое новообразование.

Психологическое новообразование – это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вторых, новообразование – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (по Выготскому Л. С.).

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями.

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования

Источник

Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В. Семенович и ее школы, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, а также более чем двадцатилетняя диагностическая и коррекционная деятельность авторов. Все это позволило конкретизировать структуру психического развития и психической деятельности, а также выявить изменения в этой структуре при различных видах отклоняющегося развития.

Базовыми составляющими развития являются следующие: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовая аффективная регуляция. Эти элементы начинают формироваться с момента рождения и в качестве составляющих встраиваются в дальнейшем как базовые «технологические» элементы в психическую деятельность ребенка.

Выделение подобных базовых составляющих в достаточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них (и их взаимодействие) в целостную психическую деятельность ребенка.

Читайте также:  Ольга теплякова пальчиковые игры для развития речи и интеллекта ребенка

В свою очередь, каждая из базовых составляющих развития является достаточно сложной многоуровневой системой, которая планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка. Основным законом подобного формирования можно считать такой: «Своевременность и последовательность решают все».

Введение в структуру психического развития ребенка дополнительной «макроединицы» — базовых составляющих развития — является конкретизацией теоретических положений Л.С. Выготского о переходе «…от фенотипической к каузально-динамической точке зрения в методике изучения и диагностике развития».

Предлагаемые базовые составляющие развития опираются, с одной стороны, на нейробиологические, функциональные и социальные характеристики, с другой — сами являются предпосылками для формирования высших психических функций (ВПФ).

Практика диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми разных категорий показывает, что базовые составляющие развития ребенка, являются первичными по отношению ко всем ВПФ. Поэтому оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения особенностей формирования именно этих составляющих психического развития и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ ставятся во главу угла при углубленной психологической диагностике.

Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного или отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированности базовых составляющих развития.

Это положение дает возможность проводить как оценку индивидуального развития ребенка, так и типологизацию отклоняющегося развития. Для различных форм отклоняющегося развития была показана специфическая структура сформированности трех составляющих психического развития ребенка. Например, умственно отсталые дети характеризуются собственным «профилем», специфичным формированием и взаимодействием базовых составляющих.

Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные и пространственно-временные представления, которые формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности.

В работах А.В. Семенович и других исследователей этой школы делается правомерный вывод о том, что пространственно-временные представления лежат в основе не только формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка.

Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии феноменологически проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др.

Предлагаемый структурно-системный подход к исследованию развития ребенка позволяет построить онтогенетически адекватную и, тем самым, эффективную развивающую или коррекционную работу с ребенком. Подобный подход оказывается значительно более продуктивным и менее продолжительным по времени, нежели традиционное «феноменологическое» развитие или коррекционная работа с ребенком.

СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Возможно, в дальнейшем будет произведена дополнительная дифференциация каждого уровня. Для решения практических задач диагностики и коррекционной работы предлагаемую дифференциацию можно считать достаточной.

В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни (и, соответственно, их подуровни) в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени.

Ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы.

Рассмотрим в общих чертах структуру пространственных представлений.

Источник

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2059/ (дата обращения: 18.09.2020).



В статье рассматриваются пространственные функции в структуре базовых составляющих психического развития ребенка. Обозревается теоретическая модель единства психических процессов. Приводятся нейропсихологические модели формирования психической деятельности, рассматриваются функциональные блоки развития пространственных функций.

Ключевые слова: базовые составляющие психического развития, пространственный гнозис, праксис, представления, пространственные функции

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы показал, что понимание концепта пространственных функций раскрывается в различных аспектах: физиологический раскрывает межанализаторную основу формирования пространственных функций [1]; нейропсихологический выявляет механизмы возникновения и развития нарушений пространственных представлений, устанавливает их связи с мозговыми повреждениями, определяет уровневую организацию и типологию пространственных представлений при отклоняющемся развитии, а также уточняет понимание пространственных функций как сложной многофакторной структуры психики, проявляющейся в разных видах деятельности [13]; лингвистический исследует языковые средства, используемые детьми при обозначении категорий пространства [8]; психолингвистический изучает внутренние закономерности нарушений языкового механизма [12]; психологическийрассматривает пространственные функции как психическое явление, включенное во все познавательные процессы и активизирующее познавательную деятельность в процессе восприятия [11].

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу по фгос для психолога

Большое внимание современными исследователями уделяется детализации структуры психического развития и психической деятельности, выявлению изменений в этой структуре при различных видах отклонений развития. Базой современного подхода выделения такой структурной единицы как «базовая составляющая психического развития» являются работы Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, К. С. Лебединской, О. С. Никольской, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Н. Г. Малюковой [6; 7; 9; 10]. К базовым составляющим психического развития относят: произвольность психической активности, пространственные функции, базовую аффективную регуляцию [3]. Конкретизируя уровневую структуру психического развития, рассмотрим базовые составляющее как компонент модели психического развития ребенка (Рис.1).

Базовая составляющая в психическом развитии ребенка

Рис. 1. Трехкомпонентная модель психического развития

Включение понятия «базовые составляющие психического развития» в практику позволяет, опираясь на выявленный профиль сформированности уровней каждой из них, не только понять механизмы наблюдаемых феноменов, но и осуществить синдромальный психолого-педагогический анализ. Выделение данных «макроединиц» является условным, однако способствует формированию целостной картины психической деятельности. Рассматривая триаду механизмов психического развития как взаимосвязанную и синхронно формирующуюся структуру, представим ее в виде триединой взаимосвязи произвольной регуляции, пространственных функций и аффективной организации (Рис.2). Взгляд на психическое развитие ребенка с точки зрения особенностей формирования произвольной регуляции и сформированности пространственных функций, а также уровня развития системы аффективной регуляции (как мотивационно-аффективного компонента процесса познания) дает возможность оценить уровень развития познавательной деятельности в целом.

Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные функции, которые лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоционально-аффективной сферы, а также напрямую влияют на развитие психической активности ребенка [2]. При этом недостаточность сформированности пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития [5]. Пространственные функции — это сложная многоуровневая система, которая опирается, с одной стороны, на нейробиологические, функциональные и социальные характеристики, с другой — является предпосылкой для формирования высших психических функций и сама планомерно формируется в процессе развития ребенка с момента рождения, а в дальнейшем в качестве составляющих встраивается как базовый элемент в психическую деятельность ребенка [2; 3].

Базовая составляющая в психическом развитии ребенка

Рис. 2 Взаимодействие базовых составляющих психического развития

В основе выделения блоков (уровней и подуровней) в модели развития пространственных лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями [3]. Все блоки в процессе развития ребенка идут последовательно, но в определенной мере концентрически пересекаются между собой во времени.

Среди всех психических познавательных процессов ощущения и восприятие пространства занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания, так как на основе ощущений последовательно развиваются восприятие, память, речь, формируются представления, мышление. Особенно ярко пространственные функции формируются в дошкольный период, когда данные процессы являются ведущими в ходе познания ребенком мира. На ранних этапах развития зрительно-пространственные функции тесно связаны с практической деятельностью ребенка и совместной работой зрительного, кинестетического, вестибулярного аппаратов. В первые месяцы жизни формируются предпосылки развития зрительно-пространственного восприятия — способность к фиксированию стимула взглядом, ориентировочный рефлекс на пространственно-ориентированный стимул. Позже формируются функции, относящиеся к восприятию трехмерного пространства — развитие восприятия удаленности, константность восприятия величины и формы. Благодаря развитию двигательных функций, речи, памяти, мышления, увеличиваются возможности ребенка, касающиеся восприятия пространственных характеристик предмета [4]. В дальнейшем, опираясь на развитие восприятия, формируются пространственные представления, являющихся базой для развития пространственного мышления, формирования пространственных синтезов, необходимых для понимания логико-грамматических конструкций, счета, чтения и письма [5].

Своевременное выявление нарушений пространственных функций поможет корректировать нарушения когнитивной, аффективно-эмоциональной и регулятивно-волевой сфер, а также не допустить развитие выраженных и стойких расстройств письменной речи и нарушений счета. Структурно-системный подход в изучении самого понятия «пространственных функций» как психолого-педагогической единицы, а также оценка их развития в структуре психических процессов позволит построить эффективную коррекционно-развивающую программу и реализовать ее максимально продуктивно в более короткие сроки.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М., 1974.
  2. Бурачевская О. В. Диагностика сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 272–275. — ISBN 978–5-9908090–0-0.
  3. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. — 2016. — № 1. — С. 21–24.
  4. Бурачевская О. В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб., 2015. — С. 126–129.
  5. Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 202–205.
  6. Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы / Под общ. ред. А. В. Либина. М., 1998.
  7. Градова Г. Н. Отражение пространственных отношений в речи детей с ограниченными возможностями здоровья // Научные труды SWorld. — 2009. — Т. 15. — № 2. — С. 56–59.
  8. Еливанова М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего возраста // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. — СПб., 2006. — С. 58–66.
  9. Иншакова О. Б. Пространственно-временные представления / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. — М., 2006.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.– СПб.,2000.
  11. Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М., 2000.
  12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М., 2002.
  13. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения. — М., 2000.
Читайте также:  Месяцы развития ребенка в утробе матери

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, функция, психическая деятельность, психическое развитие ребенка, представление, произвольная регуляция, процесс развития ребенка, развитие, составляющая.

Похожие статьи

Пространственные и пространственно-временные представления

К базовым составляющим психического развития Н. Я. Семаго и М. М. Семаго относят: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовая аффективная регуляция [8]…

Пространственные функции в структуре психического развития

Уровень базовых составляющих психического развития представляет следующую структуру: произвольная регуляция психической активности, пространственные функции, аффективная организация поведения и сознания.

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный возраст, психическая деятельность, психическая активность

Психологические особенности развития познавательных…

Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Экологическое воспитание как способ развития психических

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Психологические аспекты управления развитием личности…

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения.

Основные направления работы по психомоторному развитию

Для развития мышления ребенка большое значение имеет его предметно-практическая деятельность, составляющая его основу и являющаяся источником и фактором развития наглядных видов мышления.

Системный анализ развития высших психических функций

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста… Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.

Игры для развития зрительной памяти. Ребенок должен догадаться, что же он только что съел. Двигательная память.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития

Это тот уровень развития психических функций (восприятия, мышления, речи, воображения), который сложился у ребёнка на сегодняшний день. Он определился характером задач, которые ребёнок может решить самостоятельно.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие

развитие внимания, ребенок, игра, целенаправленное внимание, развитие, предмет, вид деятельности, целый предмет, психическое развитие, произвольное внимание.

Источник