Базисная программа развития ребенка радуга

Базисная программа развития ребенка радуга thumbnail

Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.

Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

развитие ребенка

Реализация программы «Радуга» в различных условиях

Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.

Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.

Примерная основная образовательная программа «Радуга» / Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014

Цели

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
  • содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
  • обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.

Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.

Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:

  • укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
  • приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.

Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.

образовательные области

Принципы и подходы к формированию Программы

Методологической основой Программы «Радуга» являются:

  • общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
  • культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

  • Общая характеристика Программы «Радуга»
  • Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй

  • Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
  • Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
  • Творческое сотрудничество с семьёй

Педагогическая диагностика

  • Подходы к педагогической диагностике

Коррекционная работа

  • Организация коррекционной/инклюзивной работы
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
  • Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Распорядок дня

  • Основные режимные моменты

Организация жизни группы

  • Формы реализации Программы «Радуга»
  • Нормы жизни группы
  • Традиции жизни группы и праздники
  • Традиции-ритуалы
  • Стиль жизни группы
  • Интерьер группы

Формы реализации дошкольного образования

  • Группы кратковременного пребывания
  • Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы

Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»

  • Коммуникативная компетенция
  • Представление о свободе
  • Представление о творчестве
  • Представление об ответственности и взрослой позиции
  • Учебно-вспомогательный и технический персонал
  • Сотрудничество и коллегиальность
  • Критерии отбора кадров
Читайте также:  Роль родительской речи в развитии ребенка

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда

  • Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
  • Стиль «радужной» группы

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

Просмотреть/Скачать программу Радуга.

Источник

Слайд 1

Выполнила Гайдук Елена Анатольевна Комплексная программа «Радуга»

Слайд 2

Комплексная программа «Радуга» разработана авторским коллективом лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой

Слайд 3

Программа «Радуга» Программа «Радуга» – общеобразовательная программа дошкольного образования нового поколения, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Направлена на: развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих социальную успешность; сохранение и укрепление здоровья; подготовку к учебной деятельности.

Слайд 4

Сущность программы Цель программы: сформировать такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения Задачи: Обеспечить ребёнку возможность радостно и содержательно прожить дошкольные годы; Обеспечить охрану и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; Приобщать к основным сферам человеческой культуры.

Слайд 5

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге, семи различным видам деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Слайд 6

Красный цвет Физическая культура На занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью и предупреждения их.

Слайд 7

Оранжевый цвет Игра Позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.

Слайд 8

Желтый цвет Изобразительная деятельность и ручной труд Происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства. Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.

Слайд 9

Зелёный цвет Конструирование Дает возможность развить воображение фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании.

Слайд 10

Голубой цвет Занятия музыкальным и пластическим искусством Позволяют развивать эстетическое переживание, формируют интерес к музыке, развивают музыкально-сенсорные способ- ности , способность двигаться в такт, пространственную координацию.

Слайд 11

Синий цвет Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим Обучение родному и иностранному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературы.

Слайд 12

Фиолетовый цвет Математика Обучение математики происходит в атмосфере доброжелательности, поддержке ребёнка даже, если он совершил ошибку. Поощряется стремление высказать свое мнение. Дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу и направление поисков, оценивают результаты.

Слайд 13

Программа ориентирована на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определённым содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщение к национальной культуре.

Слайд 14

По всем видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Слайд 15

Программа «Радуга является современной интегрированной программой, реализующий деятельный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. «Радуга» соответствует принципу развивающего образования: сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Слайд 16

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течении 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой, программа была рекомендована к массовому внедрению.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник

Авторы программы «Радуга»: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. Научный руководитель Т.Н. Доронова.

Программа ‘Радуга’ рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Читайте также:  Индивидуальных программ развития ребенка дошкольника по фгос образец

Программа ‘Радуга’ содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет — целенаправленная деятельность, от 4 до 5 — переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет — произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа ‘Радуга’ задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
  • личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.

Авторы рассматривают ребенка как субъекта индивидуального развития, активно присваивающего культуру, подчеркивают неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения.

Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе — создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.

Внимание! На этой странице описан устаревший вариант. Новый, рабочий вариант программы «Радуга» по ФГОС вы найдете здесь.

Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. Их цель — помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.

Одно из положений, на которых базируется программа, — личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы преследуют цель — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи:

  • создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
  • способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
  • приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.

Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка дошкольного возраста в схемах

Структурно-содержательная характеристика

Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.

Дикие растения — те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные — те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные к Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями.

Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные — те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.

Таким образом ребенка подводят к пониманию особой роли и места человека в природе:

  • человек не хозяин природы, а лишь ее часть;
  • обязан считаться со всеми живущими на Земле;
  • должен рационально использовать дары и богатства природы.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).

«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Предметно-развивающая среда

Педагогам даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды для каждой возрастной группы, позволяющие более качественно и эффективно решать программные задачи.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.

Источник