Базисная программа развития ребенка дошкольника

Базисная программа развития ребенка дошкольника thumbnail

«Истоки» – программа нового типа

  В ней отражено базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития ( ), взаимосвязь всех его сторон.

  Базисная программа направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает необходимый уровень развития детей каждого психологического возраста. В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1989), воспитание должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объёме. Реализация стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребёнком, семьёй и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

  Базисная программа имеет открытый характер. Она задаёт основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

  Программа строится на достижении отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В её основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребёнком и взрослым (социальная ситуация развития); определённую иерархию видов деятельности и её ведущий тип; основные психологические достижения ребёнка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

  В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); и дошкольное детство – младший школьный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребёнка, но не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные коллективы.

  В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются её содержание и форма.

  В каждом психологическом возрасте ест главная задача – генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений ребёнок – взрослый. Её решение жизненно важно для полноценного развития ребёнка и успешного перехода на следующий возрастной этап.

  Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

  Игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребёнка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.

  В Программе обозначены задачи развития ребёнка в деятельности по четырём основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Развитие ребёнка по каждой из этих линий происходит неравномерно, поэтому в Программе их содержание каждом возрасте представлено с разной полнотой.

  «Социальное развитие» характеризуется общением со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия присвоения ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

  В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребёнка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

  «Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребёнка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

  В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребёнку ощущения «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

 Программа включает два блока: базис и вариант его реализации.

  Базисная часть Программы (её элементы обозначены кружком) для каждого возраста составляют четыре компонента:

·  характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка;

·  задачи развития;

·  показатели развития;

·  базисные характеристики личности.

  К ним относятся: компетентность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве не одновременно и на каждом возрастном этапе имеют своё содержание.

  К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы». В нём раскрываются рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специфика дошкольного обучения, работа «предметников» в общем педагогическом процессе и др.); принципы создания развивающей предметной среды; содержание и формы сотрудничества педагога с семьёй; работа психолога в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Авторская система раннего развития ребенка

  Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Воспитатель по своему усмотрению, с учётом собственного профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

  «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы.

  В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребёнка как о сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка, и как результат процесса нормального хода его развития.

  В разделе «Речь и речевое общение» доминирующее значение приобретает развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчёркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.

  Приобрели новую направленность и традиционные разделы Программы.

  Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим – «Мир, в котором мы живём» – сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребёнка; формировать у него чувство принадлежности к определённой культуре; уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своём городе и в своей стране. Этот раздел во «2-м издании вобрал в себя содержание другого – «Культура быта.

  В основе ознакомления детей с живой и неживой природой («Природа и ребёнок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

  Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счёта в условиях организации особой общности детей – группы ровесников. Во 2-м издании большое внимание уделено дошкольной специфике в работе с детьми.

  Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах Программы, как «Мир, в котором мы живём», «Природа и ребёнок», «Культура быта» и др.

  В Приложении даны факультативы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Живой мир природы в городе и ребёнок», который во 2-м издании дополнен новым содержанием о растениях. Факультативы предназначены для учреждений, работающих в этих направлениях.

  Кроме того, Приложение дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации».

  Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

  Изображённый символ – «источник» – означает, что ребёнок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.

  Поэтому основным лейтмотивом всей Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребёнок со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. Содержание программы предполагает также диалоги культур и поколений.

  Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. .

  Создавая программу, авторы опирались на работы выдающихся отечественных учёных: , , и др.

  Коллектив авторов программы развивает идеи исследователей – психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: , , А. М, Фонарёва, Н. А, Ветлугиной, В. Г, Нечаевой и др.

Источник

Предтечи программы «Истоки»

Сначала была разработана Концепция программы «Истоки» как базисная программа развития ребенка. В 1997 г. вышло 1-е издание программы «Истоки», которая была апробирована в практике воспитания дошкольников в Москве и ряде регионов России. Авторы программы проводили семинары с практиками, получив от них одобрение, вопросы и замечания по тексту программы. Эта «обратная связь» помогла при подготовке 2-го издания сделать программу «Истоки» полней и доступней для широких кругов педагогов, работающих с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.

Концепция
базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки»

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Изменения в дошкольном воспитании – на первой ступени системы образования – характеризуются как положительными, так и отрицательными тенденциями.

К первым относится создание гибкой многофункциональной системы разнообразных дошкольных учреждений, в которой, наряду с обновляемыми традиционными их типами, возникают новые: комплексы «Детский сад – школа», прогимназии, «Дошкольные центры» и др. Положительным также является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, и в результате – к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие базисной программы, задающей современный стандарт дошкольного уровня образования и обеспечивающей полноценное разностороннее развитие ребенка, наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Читайте также:  Сайты центров развития ребенка детский сад

Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Стандарт образования обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме (статья 29).

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений, независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Многие годы базисной программой была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. Она построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. В ней изложены основы физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей первых семи лет жизни; определены объем и содержание разнообразных занятий с ними. «Типовая программа» до настоящего времени была лучшей по результатам воспитания.

Однако, отражая социальный заказ своего времени, она была излишне идеологизирована и содержала целый ряд тем, далеких от жизни и опыта ребенка и зачастую недоступных его пониманию. Заявленный в этой программе деятельностный подход не был в полной мере реализован, поскольку ребенок не выступал в ней как субъект собственной деятельности. Не предусматривались фактически условия для саморазвития ребенка и реализации его творческого потенциала как интегративного, родового человеческого качества.

Возраст в программе был представлен как календарный и «привязан» организационно, в плане распределения программного материала, к соответствующим группам детского сада. Это затрудняло видение перспективы развития, не позволяло педагогу строить воспитательно-образовательный процесс с учетом неравномерности и индивидуального темпа развития каждого ребенка.

Все сказанное делает остроактуальной разработку новой базисной программы развития ребенка, которую и представляет научно-исследовательский Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного процесса. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуально-ориентированный подход к ним.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности (Запорожец А.В.). В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка. В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного.

Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе преду-смотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Теоретические основы концепции

Date: 2015-09-02; view: 339; Нарушение авторских прав

Источник

Навигатор образовательных программ дошкольного образования

  • Печать

Новые программы

>> Комплексные программы

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа «Истоки» переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, при…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, дл…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС…

Читайте также:  Роль культуры в развитии ребенка

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» разработана в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего до…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

«Теремок» — современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления со­циокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и об­разовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответс…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития детей и практического 15-летнего опыта. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, ПООП и выстроена с учётом актуальных задач развития современных детей 3-7 лет. …

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа «Мозаика» является комплексной и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель программы «Мозаика» – расширение возможностей развития личностного …

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Программа предназначена для воспитания и развития дет…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию, разработанный Л. С. Выготским, его коллегами и последователями.   Программа «ПРОдетей» носит комплексный характер,  полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает …

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей …

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты дл…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной — инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «ОТКРЫТИЯ» разработана на основе ФГОС Д…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Основной  образовательной  целью  программы «Развитие» является развитие  общих способностей, рассматриваемых  в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих  способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в проц…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В данном издании Программ…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предп…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педаго…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций, в которых получают образование дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) от 3 до 7-8 лет. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Программа может использоваться при разработке ад…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

«Мир открытий» – образовательная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО в ответ на запросы современного общества и семьи к образованию ребенка от младенчества до поступления в школу. Программа определяет целевые ориентиры, основные задачи и базисное содержание дошкольного образования, описывает условия организации образо…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного п…

Базисная программа развития ребенка дошкольника

От современных комплексных программ  дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики. – Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной лите…

>> Парциальные программы

Архив программ

Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова

Источник