Бардиер психологическое сопровождение естественного развития маленького ребенка скачать

Бардиер психологическое сопровождение естественного развития маленького ребенка скачать thumbnail

Каталог

Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей

Автор:
Розман Ирина, Бардиер Галина Леонидовна, Чередникова Татьяна

Розман Ирина

Бардиер Галина Леонидовна

Чередникова Татьяна

Я хочу!

Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей

Тематика:

Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение

Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение

Издательство:

ВИР (Кишинев),
Доваль (Санкт-Петербург)

Серия:
Практическая детская психология

1993

Год издания: 1993

91

Объём: 91 с.

Язык: русский

Тип издания: Книги

5-85091-019-0

ISBN: 5-85091-019-0

Полное библиографическое описание

Войдите для заказа услуг

Вы сможете заказать:

  • Доставку книги в удобную Вам библиотеку (из списка)
  • Бронирование (издание 5 дней не будет выдаваться другим читателям)
  • Электронную копию фрагмента издания
    • Наличие в библиотеках
    • Фрунзенский район

      • Детская библиотека №7 “Славянка”

        (ул. Я. Гашека, 26/1)

        В наличии 0 из 1 экз.

      • Центральная районная библиотека им. А. П. Чехова

        (ул. Турку, 11/1)

        В наличии 0 из 1 экз.

      • Детская библиотека №9 “Сказка”

        (ул. Турку, 17/1)

        В наличии 1 экз.

    Источник

    Понятие «психологическое сопровождение» впервые было введено Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Середниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу положено сохранение естественных механизмов развития без возможного искажения и торможения. (Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [текст]/Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова.- Кишинев-СПб.,1993.-96с)

    Т.В. Шеломова определяет психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности психологической службы или практического психолога.

    Е.А. Козырева понимает под психологическим сопровождением систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

    А.Ю. Качимская отмечает, что по своему содержанию психологическое сопровождение представляет собой систему психологических мероприятий, которые позволяют наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности детей, удовлетворять их актуальные возрастные потребности и интересы, предупредить нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении.

    А.К. Колеченко указывает, что психологическое сопровождение не должно сводиться к созданию социально-психологических условий, способствующих обучению и развитию детей, но и включать в себя психологическую помощь по разработке индивидуальной траектории образовании и развития.

    Т.Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий обучения детей. Психологическое сопровождение деятельности школы.

    Социально-психологическое сопровождение — это:– во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;– во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;– в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

    Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

    Психологическое сопровождение – это работа с ребёнком как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Педагог-психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

    Источник

    Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
    перейдите по ссылке .

    Я хочу! Психол. сопровождение естеств. развития маленьких детей

    Доступна только бумажная версия документа

    Кишинев, Санкт-Петербург

    Место издания

    О произведении

    Серия

    Детская практическая психология

    Общее примечание

    На обороте тит. л. авт.: Бардиер, к. психол. н., Ромазан Н., психолог-диагност, Чередникова Т., практ. психолог, психотерапевт

    Еще

    Библиотека

    Российская национальная библиотека (РНБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Источник

    Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå êàê ñèñòåìà ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà-ïñèõîëîãà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ïîçèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îòíîøåíèÿ äåòåé â îáðàçîâàòåëüíîé ñèòóàöèè. Îñîáåííîñòè ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà â îáðàçîâàíèè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    1.Îïðåäåëåíèå «ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå»

    ïñèõîëîãè÷åñêèé ñîïðîâîæäåíèå îáðàçîâàíèå

    Ïîíÿòèå «ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå» âïåðâûå áûëî ââåäåíî Ã. Áàðäèåð, È. Ðîìàçàí, Ò. Ñåðåäíèêîâîé â 1993 ãîäó êàê êîíöåïòóàëüíûé ïîäõîä â ðàáîòå ñ äåòüìè äåòñêîãî ñàäà è ìëàäøèõ êëàññîâ, êàê ñîïðîâîæäåíèå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  îñíîâó ïîëîæåíî ñîõðàíåíèå åñòåñòâåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèòèÿ áåç âîçìîæíîãî èñêàæåíèÿ è òîðìîæåíèÿ. (Áàðäèåð Ã. ß õî÷ó! Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé [òåêñò]/Ã. Áàðäèåð, È. Ðîìàçàí, Ò. ×åðåäíèêîâà.- Êèøèíåâ-ÑÏá.,1993.-96ñ)

    Ò.Â. Øåëîìîâà îïðåäåëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå êàê öåëîñòíûé è íåïðåðûâíûé ïðîöåññ èçó÷åíèÿ è àíàëèçà, ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè âñåõ ñóáúåêòîâ òðóäà è æèçíè, ïîïàäàþùèõ â îáúåêòíîå ïîëå äåÿòåëüíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû èëè ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà.

    Å.À. Êîçûðåâà ïîíèìàåò ïîä ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîïðîâîæäåíèåì ñèñòåìó ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà-ïñèõîëîãà, íàïðàâëåííóþ íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ïîçèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îòíîøåíèÿ äåòåé è âçðîñëûõ â îáðàçîâàòåëüíîé ñèòóàöèè, ïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ îðèåíòàöèåé íà çîíó åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.

    À.Þ. Êà÷èìñêàÿ îòìå÷àåò, ÷òî ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, êîòîðûå ïîçâîëÿþò íàèëó÷øèì îáðàçîì ðàçâèâàòü èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå è ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè äåòåé, óäîâëåòâîðÿòü èõ àêòóàëüíûå âîçðàñòíûå ïîòðåáíîñòè è èíòåðåñû, ïðåäóïðåäèòü íåæåëàòåëüíûå îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè.

    À.Ê. Êîëå÷åíêî óêàçûâàåò, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå íå äîëæíî ñâîäèòüñÿ ê ñîçäàíèþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñëîâèé, ñïîñîáñòâóþùèõ îáó÷åíèþ è ðàçâèòèþ äåòåé, íî è âêëþ÷àòü â ñåáÿ ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü ïî ðàçðàáîòêå èíäèâèäóàëüíîé òðàåêòîðèè îáðàçîâàíèè è ðàçâèòèÿ.

    Ò.Ã. ßíè÷åâà ïîä ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîïðîâîæäåíèåì ïîíèìàåò ñèñòåìó îðãàíèçàöèîííûõ, äèàãíîñòè÷åñêèõ, îáó÷àþùèõ è ðàçâèâàþùèõ ìåðîïðèÿòèé äëÿ ïåäàãîãîâ, ó÷àùèõñÿ, àäìèíèñòðàöèè è ðîäèòåëåé, íàïðàâëåííûõ íà ñîçäàíèå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ äåòåé. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåÿòåëüíîñòè øêîëû.

    Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå — ýòî:– âî-ïåðâûõ, îäèí èç âèäîâ ñîöèàëüíîãî ïàòðîíàæà êàê öåëîñòíîé è êîìïëåêñíîé ñèñòåìû ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè, îñóùåñòâëÿåìîé â ðàìêàõ äåÿòåëüíîñòè ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñëóæá;– âî-âòîðûõ, èíòåãðàòèâíàÿ òåõíîëîãèÿ, ñåðäöåâèíà êîòîðîé — ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ è ñàìîðàçâèòèÿ ñåìüè è ëè÷íîñòè è â ðåçóëüòàòå — ýôôåêòèâíîãî âûïîëíåíèÿ îòäåëüíûì ÷åëîâåêîì èëè ñåìüåé ñâîèõ îñíîâíûõ ôóíêöèé;– â-òðåòüèõ, ïðîöåññ îñîáîãî ðîäà áûòèéíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ñîïðîâîæäàþùèì è òåìè, êòî íóæäàåòñÿ â ïîìîùè.

    Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå – ýòî öåëîñòíûé ïðîöåññ èçó÷åíèÿ, ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè.

    Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå – ýòî ðàáîòà ñ ðåá¸íêîì êàê ñ ñóáúåêòîì, åãî ìûøëåíèåì, óñòàíîâêàìè, ñàìîîöåíêîé, ïðèòÿçàíèåì, ìîòèâàöèåé è ò. ä. Ïåäàãîã-ïñèõîëîã íå âîçäåéñòâóåò íà ðåá¸íêà, à âçàèìîäåéñòâóåò ñ íèì, îðãàíèçîâûâàåò ñîòðóäíè÷åñòâî. Ïðîèñõîäèò ñàìîïîçíàíèå, ïîèñê ïóòåé ñàìîóïðàâëåíèÿ âíóòðåííèì ìèðîì è ñèñòåìîé îòíîøåíèé. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ñîïðîâîæäåíèå îòíîøåíèé: èõ ðàçâèòèå, êîððåêöèÿ, âîññòàíîâëåíèå.

    2.Îïðåäåëåíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè

    ïñèõîëîãè÷åñêèé ñîïðîâîæäåíèå îáðàçîâàíèå

    Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ðåáåíêà â îáðàçîâàíèè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîíöåïòóàëüíóþ ìîäåëü, ðàçðàáîòàííóþ ãðóïïîé ó÷åíûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì Î.Ñ. Ãàçìàíà. Ýòà ïåäàãîãè÷åñêàÿ íîâàöèÿ ïîÿâèëàñü áëàãîäàðÿ ïîçèöèîííîìó ñàìîîïðåäåëåíèþ åå àâòîðîâ.

    Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà – ýòî ðåàëüíàÿ ïîíèìàþùàÿ ïåäàãîãèêà, êîòîðàÿ â îòëè÷èè îò ïåäàãîãèêè âîçäåéñòâèÿ ìîæåò ýôôåêòèâíî ðåøàòü çàäà÷è èçìåíåíèé ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ è ðåá¸íêà, è âçðîñëîãî, ïîñêîëüêó îíè îáà ãèáêî ìåíÿþò ñâî¸ ïîâåäåíèå è ñîîáùà ñòðîÿò ïðîñòðàíñòâî ñîòðóäíè÷åñòâà, ÷åãî íèêîãäà íå áûëî â ïåäàãîãèêå âîçäåéñòâèÿ.

     «Òîëêîâîì ñëîâàðå» Ñ.È. Îæåãîâà ÷èòàåì: «Ïîääåðæêà – ïîìîùü, ñîäåéñòâèå». Ïðîèñõîäèò îò ãëàãîëà «ïîääåðæàòü», èìåþùåãî íåñêîëüêî çíà÷åíèé:

    · ïðèäåðæàâ, íå äàòü óïàñòü;

    · îêàçàòü ïîìîùü, ñîäåéñòâèå;

    · âûðàçèâ ñîãëàñèå, îäîáðèâ, âûñòóïèòü â çàùèòó êîãî-íèáóäü;

    · íå äàòü ïðåêðàòèòüñÿ, íàðóøèòüñÿ ÷åìó-íèáóäü.

     íàøåì ïîíèìàíèè ïåäàãîãèêà ïîääåðæêè – ýòî ïåäàãîãèêà ãëóáèííîãî îáùåíèÿ, ãäå âñòðå÷àþòñÿ íå ó÷èòåëü è ó÷åíèê, íå âîñïèòàòåëü è âîñïèòàííèê, à äâà ðàçíûõ ÷åëîâåêà (ìàëåíüêèé è áîëüøîé), êîòîðûì åñòü ÷òî ñêàçàòü äðóã äðóãó. Ýòî òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ âîñïèòàíèÿ, êîòîðàÿ ïîëíîñòüþ îñíîâûâàåòñÿ íà îáðàùåíèè ê âíóòðåííèì ñèëàì è ñïîñîáíîñòÿì ðåá¸íêà è åãî ñàìîïðîöåññà, ïðîÿâëÿåìûì â äåéñòâèè: ÑÀÌÎïîçíàíèå, ÑÀÌÎíàáëþäåíèå, ÑÀÌÎëþáèå, ÑÀÌÎðàçâèòèå, ÑÀÌÎóïðàâëåíèå è äð.

    Î.Ñ. Ãàçìàí, êîòîðûé ââåë ïîíÿòèå «ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè» â íàó÷íûé îáèõîä, îïðåäåëÿåò å¸ êàê «äåÿòåëüíîñòü ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåäàãîãîâ ïî îêàçàíèþ ïðåâåíòèâíîé è îïåðàòèâíîé ïîìîùè äåòÿì â ðåøåíèè èõ èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì çäîðîâüåì». Îí îïðåäåëÿåò åå ñóùíîñòü êàê îêàçàíèå ïðåâåíòèâíîé è îïåðàòèâíîé ïîìîùè äåòÿì â ðåøåíèè èõ èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì çäîðîâüåì, óñïåøíûì ïðîäâèæåíèåì â îáó÷åíèè, ýôôåêòèâíîé äåëîâîé è ìåæëè÷íîñòíîé êîììóíèêàöèåé, æèçíåííûì ñàìîîïðåäåëåíèåì – ýêçèñòåíöèàëüíûì, íðàâñòâåííûì, ãðàæäàíñêèì, ïðîôåññèîíàëüíûì, ñåìåéíûì, èíäèâèäóàëüíî-òâîð÷åñêèì âûáîðîì.

    Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà — ýòî äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà íàïðàâëåííàÿ íà ðàçâèòèå ñâîáîäîñïîñîáíîñòè ðåáåíêà. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà, íàðÿäó ñ ôóíäàìåíòàëüíûìè äåÿòåëüíîñòÿìè ïî ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà îáó÷åíèåì è âîñïèòàíèåì ÿâëÿåòñÿ ñàìîöåííîé, ñàìîñòîÿòåëüíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ïî ñîçäàíèþ óñëîâèé äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

    Ñåìàíòè÷åñêèé è ïåäàãîãè÷åñêèé ñìûñë ïîíÿòèÿ «ïîääåðæêà» çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîääåðæèâàòü ìîæíî ëèøü òî, ïîìîãàòü òîìó, ÷òî óæå èìååòñÿ â íàëè÷èè (íî íà íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå), ò.å. ïîääåðæèâàåòñÿ ðàçâèòèå «ñàìîñòè», ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ïîääåðæêà ïðîèñòåêàåò èç ðåàëüíûõ íóæä, êîòîðûå ðåáåíîê èñïûòûâàåò, íî â ñèëó ðÿäà ïðè÷èí íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî óäîâëåòâîðèòü. Ïîýòîìó åìó íåîáõîäèìà ïîìîùü è ïîääåðæêà äðóãîãî ÷åëîâåêà (äðóãèõ ëþäåé).

    Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ïðèíöèïèàëüíî îáîçíà÷àåò êàê ïðåäìåò äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà âîçìîæíîñòü ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ ñóáúåêòîì ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäÿòñÿ åãî èíòåðåñû.

    Ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî ñ ðåáåíêîì îïðåäåëåíèÿ åãî ñîáñòâåííûõ èíòåðåñîâ, öåëåé, âîçìîæíîñòåé è ïóòåé ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé, ìåøàþùèõ åìó ñîõðàíèòü ñâîå ÷åëîâå÷åñêîå äîñòîèíñòâî è ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòèãàòü æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ â îáó÷åíèè, ñàìîâîñïèòàíèè, îáùåíèè, òâîð÷åñòâå, îáðàçå æèçíè. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà îòíîñèòñÿ ê êóëüòóðå âîñïèòàíèÿ, âûðàñòàþùåé íà âíóòðåííåé ñâîáîäå, òâîð÷åñòâå, äåéñòâèòåëüíîì (à íå ìíèìîì) äåìîêðàòèçìå è ãóìàíèçìå âçàèìîîòíîøåíèé âçðîñëîãî è ðåáåíêà. Ãëàâíîå ïðàâèëî ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè: äàòü âîçìîæíîñòü ðåáåíêó ïðåîäîëåòü î÷åðåäíîå ïðåïÿòñòâèå, ðàçâèâ ïðè ýòîì èíòåëëåêòóàëüíûé, íðàâñòâåííûé, ýìîöèîíàëüíûé, âîëåâîé ïîòåíöèàë, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ÷åëîâåêîì, ñïîñîáíûì íà ïîñòóïîê è ñàìîñòîÿòåëüíîå ðåøåíèå. Ïîääåðæàòü ìîæíî ëèøü òî, ÷òî óæå èìååòñÿ â íàëè÷èè (íî íà íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå): ðàçâèòèå ñàìîñòè, ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Библиографическое описание:


    Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1738-1740. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20080/ (дата обращения: 21.09.2020).

    Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик, личностный выбор.

    Основным моментом модернизации современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения. Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения, на которой сопровождение было определено, как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса состоялась в 1998 году. Главным результатом этой конференции стало принятие правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране.

    Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [7]. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.

    Понятие психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.

    Программы составляются таким образом, что ими можно было бы варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию и не подавлять [2].

    Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки, отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами [1].

    Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.

    Известный отечественный психолог М. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития [4].

    Цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.

    В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи.

    1.      Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

    2.      Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

    3.      Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога [3]. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

    В организационной модели сопровождения М. Р. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве «базисных элементов» выделяются: социально-психологический статус — характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод «сборки» целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

    Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

    Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [6].

    Е. И. Казаков отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения:

    –        предупреждение возникновения проблем;

    –        обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;

    –        экстренная помощь в кризисной ситуации.

    Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Например, начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

    Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [5].

    При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение на различных ступенях обучения представляет собой целостную, системно организованную деятельность всех участников педагогического процесса (учителей начальной и основной школы, психологов и родителей).

    Как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества.

    Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

    Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса.

    Литература:

    1.      Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.

    2.      Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.

    3.      Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.

    4.      Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.

    5.      Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.

    6.      Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.

    7.      Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

    Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, психологическое сопровождение, основная школа, педагогическая среда, девиантное поведение, диагностический минимум, индивидуальная работа, полноценное развитие.

    Источник