Бардиер психологическое сопровождение естественного развития маленького ребенка скачать
Каталог
Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей
Автор:
Розман Ирина, Бардиер Галина Леонидовна, Чередникова Татьяна
Розман Ирина
Бардиер Галина Леонидовна
Чередникова Татьяна
Я хочу!
Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей
Тематика:
Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение
Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение
Издательство:
ВИР (Кишинев),
Доваль (Санкт-Петербург)
Серия:
Практическая детская психология
1993
Год издания: 1993
91
Объём: 91 с.
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-85091-019-0
ISBN: 5-85091-019-0
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Фрунзенский район
Детская библиотека №7 “Славянка”
(ул. Я. Гашека, 26/1)
В наличии 0 из 1 экз.
Центральная районная библиотека им. А. П. Чехова
(ул. Турку, 11/1)
В наличии 0 из 1 экз.
Детская библиотека №9 “Сказка”
(ул. Турку, 17/1)
В наличии 1 экз.
Источник
Понятие «психологическое сопровождение» впервые было введено Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Середниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу положено сохранение естественных механизмов развития без возможного искажения и торможения. (Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [текст]/Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова.- Кишинев-СПб.,1993.-96с)
Т.В. Шеломова определяет психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности психологической службы или практического психолога.
Е.А. Козырева понимает под психологическим сопровождением систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
А.Ю. Качимская отмечает, что по своему содержанию психологическое сопровождение представляет собой систему психологических мероприятий, которые позволяют наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности детей, удовлетворять их актуальные возрастные потребности и интересы, предупредить нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении.
А.К. Колеченко указывает, что психологическое сопровождение не должно сводиться к созданию социально-психологических условий, способствующих обучению и развитию детей, но и включать в себя психологическую помощь по разработке индивидуальной траектории образовании и развития.
Т.Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий обучения детей. Психологическое сопровождение деятельности школы.
Социально-психологическое сопровождение — это:– во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;– во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;– в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Психологическое сопровождение – это работа с ребёнком как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Педагог-психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Я хочу! Психол. сопровождение естеств. развития маленьких детей
Доступна только бумажная версия документа
Кишинев, Санкт-Петербург
Место издания
О произведении
Серия
Детская практическая психология
Общее примечание
На обороте тит. л. авт.: Бардиер, к. психол. н., Ромазан Н., психолог-диагност, Чередникова Т., практ. психолог, психотерапевт
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå êàê ñèñòåìà ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà-ïñèõîëîãà, íàïðàâëåííàÿ íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ïîçèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îòíîøåíèÿ äåòåé â îáðàçîâàòåëüíîé ñèòóàöèè. Îñîáåííîñòè ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè ðåáåíêà â îáðàçîâàíèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
1.Îïðåäåëåíèå «ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå»
ïñèõîëîãè÷åñêèé ñîïðîâîæäåíèå îáðàçîâàíèå
Ïîíÿòèå «ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå» âïåðâûå áûëî ââåäåíî Ã. Áàðäèåð, È. Ðîìàçàí, Ò. Ñåðåäíèêîâîé â 1993 ãîäó êàê êîíöåïòóàëüíûé ïîäõîä â ðàáîòå ñ äåòüìè äåòñêîãî ñàäà è ìëàäøèõ êëàññîâ, êàê ñîïðîâîæäåíèå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.  îñíîâó ïîëîæåíî ñîõðàíåíèå åñòåñòâåííûõ ìåõàíèçìîâ ðàçâèòèÿ áåç âîçìîæíîãî èñêàæåíèÿ è òîðìîæåíèÿ. (Áàðäèåð Ã. ß õî÷ó! Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé [òåêñò]/Ã. Áàðäèåð, È. Ðîìàçàí, Ò. ×åðåäíèêîâà.- Êèøèíåâ-ÑÏá.,1993.-96ñ)
Ò.Â. Øåëîìîâà îïðåäåëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå êàê öåëîñòíûé è íåïðåðûâíûé ïðîöåññ èçó÷åíèÿ è àíàëèçà, ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè âñåõ ñóáúåêòîâ òðóäà è æèçíè, ïîïàäàþùèõ â îáúåêòíîå ïîëå äåÿòåëüíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû èëè ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà.
Å.À. Êîçûðåâà ïîíèìàåò ïîä ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîïðîâîæäåíèåì ñèñòåìó ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà-ïñèõîëîãà, íàïðàâëåííóþ íà ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ïîçèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îòíîøåíèÿ äåòåé è âçðîñëûõ â îáðàçîâàòåëüíîé ñèòóàöèè, ïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ îðèåíòàöèåé íà çîíó åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.
À.Þ. Êà÷èìñêàÿ îòìå÷àåò, ÷òî ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé, êîòîðûå ïîçâîëÿþò íàèëó÷øèì îáðàçîì ðàçâèâàòü èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå è ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè äåòåé, óäîâëåòâîðÿòü èõ àêòóàëüíûå âîçðàñòíûå ïîòðåáíîñòè è èíòåðåñû, ïðåäóïðåäèòü íåæåëàòåëüíûå îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè.
À.Ê. Êîëå÷åíêî óêàçûâàåò, ÷òî ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå íå äîëæíî ñâîäèòüñÿ ê ñîçäàíèþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñëîâèé, ñïîñîáñòâóþùèõ îáó÷åíèþ è ðàçâèòèþ äåòåé, íî è âêëþ÷àòü â ñåáÿ ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü ïî ðàçðàáîòêå èíäèâèäóàëüíîé òðàåêòîðèè îáðàçîâàíèè è ðàçâèòèÿ.
Ò.Ã. ßíè÷åâà ïîä ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîïðîâîæäåíèåì ïîíèìàåò ñèñòåìó îðãàíèçàöèîííûõ, äèàãíîñòè÷åñêèõ, îáó÷àþùèõ è ðàçâèâàþùèõ ìåðîïðèÿòèé äëÿ ïåäàãîãîâ, ó÷àùèõñÿ, àäìèíèñòðàöèè è ðîäèòåëåé, íàïðàâëåííûõ íà ñîçäàíèå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ äåòåé. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå äåÿòåëüíîñòè øêîëû.
Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå — ýòî:– âî-ïåðâûõ, îäèí èç âèäîâ ñîöèàëüíîãî ïàòðîíàæà êàê öåëîñòíîé è êîìïëåêñíîé ñèñòåìû ñîöèàëüíîé ïîääåðæêè è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè, îñóùåñòâëÿåìîé â ðàìêàõ äåÿòåëüíîñòè ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñëóæá;– âî-âòîðûõ, èíòåãðàòèâíàÿ òåõíîëîãèÿ, ñåðäöåâèíà êîòîðîé — ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ è ñàìîðàçâèòèÿ ñåìüè è ëè÷íîñòè è â ðåçóëüòàòå — ýôôåêòèâíîãî âûïîëíåíèÿ îòäåëüíûì ÷åëîâåêîì èëè ñåìüåé ñâîèõ îñíîâíûõ ôóíêöèé;– â-òðåòüèõ, ïðîöåññ îñîáîãî ðîäà áûòèéíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ñîïðîâîæäàþùèì è òåìè, êòî íóæäàåòñÿ â ïîìîùè.
Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå – ýòî öåëîñòíûé ïðîöåññ èçó÷åíèÿ, ôîðìèðîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè.
Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå – ýòî ðàáîòà ñ ðåá¸íêîì êàê ñ ñóáúåêòîì, åãî ìûøëåíèåì, óñòàíîâêàìè, ñàìîîöåíêîé, ïðèòÿçàíèåì, ìîòèâàöèåé è ò. ä. Ïåäàãîã-ïñèõîëîã íå âîçäåéñòâóåò íà ðåá¸íêà, à âçàèìîäåéñòâóåò ñ íèì, îðãàíèçîâûâàåò ñîòðóäíè÷åñòâî. Ïðîèñõîäèò ñàìîïîçíàíèå, ïîèñê ïóòåé ñàìîóïðàâëåíèÿ âíóòðåííèì ìèðîì è ñèñòåìîé îòíîøåíèé. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ñîïðîâîæäåíèå îòíîøåíèé: èõ ðàçâèòèå, êîððåêöèÿ, âîññòàíîâëåíèå.
2.Îïðåäåëåíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè
ïñèõîëîãè÷åñêèé ñîïðîâîæäåíèå îáðàçîâàíèå
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ðåáåíêà â îáðàçîâàíèè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîíöåïòóàëüíóþ ìîäåëü, ðàçðàáîòàííóþ ãðóïïîé ó÷åíûõ ïîä ðóêîâîäñòâîì Î.Ñ. Ãàçìàíà. Ýòà ïåäàãîãè÷åñêàÿ íîâàöèÿ ïîÿâèëàñü áëàãîäàðÿ ïîçèöèîííîìó ñàìîîïðåäåëåíèþ åå àâòîðîâ.
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà – ýòî ðåàëüíàÿ ïîíèìàþùàÿ ïåäàãîãèêà, êîòîðàÿ â îòëè÷èè îò ïåäàãîãèêè âîçäåéñòâèÿ ìîæåò ýôôåêòèâíî ðåøàòü çàäà÷è èçìåíåíèé ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ è ðåá¸íêà, è âçðîñëîãî, ïîñêîëüêó îíè îáà ãèáêî ìåíÿþò ñâî¸ ïîâåäåíèå è ñîîáùà ñòðîÿò ïðîñòðàíñòâî ñîòðóäíè÷åñòâà, ÷åãî íèêîãäà íå áûëî â ïåäàãîãèêå âîçäåéñòâèÿ.
 «Òîëêîâîì ñëîâàðå» Ñ.È. Îæåãîâà ÷èòàåì: «Ïîääåðæêà – ïîìîùü, ñîäåéñòâèå». Ïðîèñõîäèò îò ãëàãîëà «ïîääåðæàòü», èìåþùåãî íåñêîëüêî çíà÷åíèé:
· ïðèäåðæàâ, íå äàòü óïàñòü;
· îêàçàòü ïîìîùü, ñîäåéñòâèå;
· âûðàçèâ ñîãëàñèå, îäîáðèâ, âûñòóïèòü â çàùèòó êîãî-íèáóäü;
· íå äàòü ïðåêðàòèòüñÿ, íàðóøèòüñÿ ÷åìó-íèáóäü.
 íàøåì ïîíèìàíèè ïåäàãîãèêà ïîääåðæêè – ýòî ïåäàãîãèêà ãëóáèííîãî îáùåíèÿ, ãäå âñòðå÷àþòñÿ íå ó÷èòåëü è ó÷åíèê, íå âîñïèòàòåëü è âîñïèòàííèê, à äâà ðàçíûõ ÷åëîâåêà (ìàëåíüêèé è áîëüøîé), êîòîðûì åñòü ÷òî ñêàçàòü äðóã äðóãó. Ýòî òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ âîñïèòàíèÿ, êîòîðàÿ ïîëíîñòüþ îñíîâûâàåòñÿ íà îáðàùåíèè ê âíóòðåííèì ñèëàì è ñïîñîáíîñòÿì ðåá¸íêà è åãî ñàìîïðîöåññà, ïðîÿâëÿåìûì â äåéñòâèè: ÑÀÌÎïîçíàíèå, ÑÀÌÎíàáëþäåíèå, ÑÀÌÎëþáèå, ÑÀÌÎðàçâèòèå, ÑÀÌÎóïðàâëåíèå è äð.
Î.Ñ. Ãàçìàí, êîòîðûé ââåë ïîíÿòèå «ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè» â íàó÷íûé îáèõîä, îïðåäåëÿåò å¸ êàê «äåÿòåëüíîñòü ïðîôåññèîíàëüíûõ ïåäàãîãîâ ïî îêàçàíèþ ïðåâåíòèâíîé è îïåðàòèâíîé ïîìîùè äåòÿì â ðåøåíèè èõ èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì çäîðîâüåì». Îí îïðåäåëÿåò åå ñóùíîñòü êàê îêàçàíèå ïðåâåíòèâíîé è îïåðàòèâíîé ïîìîùè äåòÿì â ðåøåíèè èõ èíäèâèäóàëüíûõ ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì çäîðîâüåì, óñïåøíûì ïðîäâèæåíèåì â îáó÷åíèè, ýôôåêòèâíîé äåëîâîé è ìåæëè÷íîñòíîé êîììóíèêàöèåé, æèçíåííûì ñàìîîïðåäåëåíèåì – ýêçèñòåíöèàëüíûì, íðàâñòâåííûì, ãðàæäàíñêèì, ïðîôåññèîíàëüíûì, ñåìåéíûì, èíäèâèäóàëüíî-òâîð÷åñêèì âûáîðîì.
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà — ýòî äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà íàïðàâëåííàÿ íà ðàçâèòèå ñâîáîäîñïîñîáíîñòè ðåáåíêà. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà, íàðÿäó ñ ôóíäàìåíòàëüíûìè äåÿòåëüíîñòÿìè ïî ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà îáó÷åíèåì è âîñïèòàíèåì ÿâëÿåòñÿ ñàìîöåííîé, ñàìîñòîÿòåëüíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ïî ñîçäàíèþ óñëîâèé äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ñåìàíòè÷åñêèé è ïåäàãîãè÷åñêèé ñìûñë ïîíÿòèÿ «ïîääåðæêà» çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîääåðæèâàòü ìîæíî ëèøü òî, ïîìîãàòü òîìó, ÷òî óæå èìååòñÿ â íàëè÷èè (íî íà íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå), ò.å. ïîääåðæèâàåòñÿ ðàçâèòèå «ñàìîñòè», ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ïîääåðæêà ïðîèñòåêàåò èç ðåàëüíûõ íóæä, êîòîðûå ðåáåíîê èñïûòûâàåò, íî â ñèëó ðÿäà ïðè÷èí íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî óäîâëåòâîðèòü. Ïîýòîìó åìó íåîáõîäèìà ïîìîùü è ïîääåðæêà äðóãîãî ÷åëîâåêà (äðóãèõ ëþäåé).
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà ïðèíöèïèàëüíî îáîçíà÷àåò êàê ïðåäìåò äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà âîçìîæíîñòü ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ ñóáúåêòîì ñèòóàöèè, â êîòîðîé íàõîäÿòñÿ åãî èíòåðåñû.
Ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî ñ ðåáåíêîì îïðåäåëåíèÿ åãî ñîáñòâåííûõ èíòåðåñîâ, öåëåé, âîçìîæíîñòåé è ïóòåé ïðåîäîëåíèÿ ïðåïÿòñòâèé, ìåøàþùèõ åìó ñîõðàíèòü ñâîå ÷åëîâå÷åñêîå äîñòîèíñòâî è ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòèãàòü æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ â îáó÷åíèè, ñàìîâîñïèòàíèè, îáùåíèè, òâîð÷åñòâå, îáðàçå æèçíè. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà îòíîñèòñÿ ê êóëüòóðå âîñïèòàíèÿ, âûðàñòàþùåé íà âíóòðåííåé ñâîáîäå, òâîð÷åñòâå, äåéñòâèòåëüíîì (à íå ìíèìîì) äåìîêðàòèçìå è ãóìàíèçìå âçàèìîîòíîøåíèé âçðîñëîãî è ðåáåíêà. Ãëàâíîå ïðàâèëî ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêè: äàòü âîçìîæíîñòü ðåáåíêó ïðåîäîëåòü î÷åðåäíîå ïðåïÿòñòâèå, ðàçâèâ ïðè ýòîì èíòåëëåêòóàëüíûé, íðàâñòâåííûé, ýìîöèîíàëüíûé, âîëåâîé ïîòåíöèàë, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ÷åëîâåêîì, ñïîñîáíûì íà ïîñòóïîê è ñàìîñòîÿòåëüíîå ðåøåíèå. Ïîääåðæàòü ìîæíî ëèøü òî, ÷òî óæå èìååòñÿ â íàëè÷èè (íî íà íåäîñòàòî÷íîì óðîâíå): ðàçâèòèå ñàìîñòè, ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
Библиографическое описание:
Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1738-1740. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20080/ (дата обращения: 21.09.2020).
Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик, личностный выбор.
Основным моментом модернизации современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения. Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения, на которой сопровождение было определено, как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса состоялась в 1998 году. Главным результатом этой конференции стало принятие правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [7]. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
Понятие психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.
Программы составляются таким образом, что ими можно было бы варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию и не подавлять [2].
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки, отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами [1].
Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.
Известный отечественный психолог М. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития [4].
Цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.
В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи.
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.
2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога [3]. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.
В организационной модели сопровождения М. Р. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве «базисных элементов» выделяются: социально-психологический статус — характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод «сборки» целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.
Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [6].
Е. И. Казаков отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения:
– предупреждение возникновения проблем;
– обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;
– экстренная помощь в кризисной ситуации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Например, начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [5].
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение на различных ступенях обучения представляет собой целостную, системно организованную деятельность всех участников педагогического процесса (учителей начальной и основной школы, психологов и родителей).
Как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса.
Литература:
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.
3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.
4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.
5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
6. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.
7. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, образовательный процесс, психологическое сопровождение, основная школа, педагогическая среда, девиантное поведение, диагностический минимум, индивидуальная работа, полноценное развитие.
Источник