Азбука развития эмоций ребенка скачать бесплатно
План-конспект занятия.
«Азбука эмоций»
Цель занятия:
– закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;
– научить понимать свои чувства и чувства других людей;
– упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;
– развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.
Материал:
пиктограммы эмоциональных состояний, письмо , музыкальные отрывки произведений, картинки: с изображением сказочных героев; со схематическим изображением различных эмоций; с изображением детей в разных эмоциональных состояниях и животных; рисунок города цветы из цветной бумаги, клей карандаши.
Ход занятия.
Психолог приглашает детей в группу. Дети заходят и становятся в круг.
Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте мы сейчас поприветствуем друг друга ласково и тем самым поднимем всем настроение!
Упражнение №1
Приветствие
Цель: развивать положительные эмоции, воспитание доброжелательности.
Дети стоят в кругу, касаются поочередно плеча соседей, называя их имена в короткой ласковой форме и говорят это с улыбкой: «Здравствуй Леночка, здравствуй Ванюша и т.д.».
-От ваших ласковых слов стало ясно и уютно не только у меня на сердце, но и у каждого из вас .
Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо от царя Дадона из сказки. Давайте прочитаем его.
Психолог читает письмо детям.
«Здравствуйте ребята! У меня есть любимая дочь принцесса Василиса. Она недавно сильно заболела плохим настроением и теперь целыми днями сидит у окна и плачет, тоскует, скучает…. Мне так больно на неё смотреть и поэтому я решил написать вам письмо, потому что вы все знаете об настроениях и я думаю, сможете помочь моей дочери вылечиться! Я приглашаю вас всех в гости в моё царство. Приезжайте поскорей и спасите мою дочь Василису!»
Психолог спрашивает детей:
-Ребята а мы все знаем о настроениях? (да)
-Ну что, мы сможем помочь принцессе Василисе избавиться от плохого настроения? (да)
Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.
Упражнение №2
«Определи свое настроение»
Психолог: Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Вам нужно подойти к колобкам и взять картинку-пиктограмму того настроения которое соответствует вашему сейчас настроению это и будет ваш билет на поезд. (Дети, становитесь в очередь и берут себе пиктограммы, со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети становятся друг за другом изображая поезд и начинают двигаться по залу под музыку (Мы едим, едим, едим, в далекие края, счастливые соседи, веселые друзья)).
Упражнение №3
« Найди хозяина»
Мы долго ехали и вот первая остановка. Это сказочный город, где у каждого жителя есть свой друг-питомец. И тут тоже требуется наша помощь, посмотрите некоторые жители потеряли своих любимых питомцев и мы должны им помочь отыскать и соединить «дорожками» хозяина и его четвероногого друга.
Дети берут карандаши и соединяют портрет ребенка и соответствующий его настроению портрет питомца.(портретов и питомцев должно быть по кол-ву человек присутствующих на занятии)
Вот какие молодцы быстро справились с заданием.
Поехали дальше путешествовать .
Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с птичками на ветвях).
Упражнение №4
Упражнение «Угадай мелодию»
Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.
Детям садятся у каждого в руках конверт с картинками лиц детей изображающих разное настроение.
Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую картинку с настроением (вспомнить какой бывает музыка?)
Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Город красок»
Упражнение №5
Упражнение «Укрась город»
Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)
Психолог: Дети, вот посмотрите на этот город, он кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает радостное настроение и украсим город этими цветами и город не будет таким грустным. Всем жителям этого города захочется радоваться.
Дети подходят к столу выбирают разноцветные цветы вырезанные из цветной бумаги и наклеивают их на рисунок города.
Упражнение №6
Подвижная гимнастика.
Цель: обеспечение двигательной активности, развитие памяти, переключение внимания, закрепление знаний об эмоциях.
Упражнение «Будь внимательным»
– Дети, мы с вами хорошо поработали. Молодцы! Теперь можем и отдохнуть. (Дети встают из-за столов и проходят на ковер. Становятся в линию напротив психолога.)
– А сейчас мы немного подвигаемся. Я буду показывать вам схемы с изображением настроений: радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение. (Например: радостное настроение – дети прыгают, улыбаются; сердитый – топают ножками, хмурят брови, сжимают кулачки; спокойный – не двигаются, стоят или сидят. Психолог по очереди показывает пиктограммы в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя. Упражнение повторяется 2-3 раза.)
Психолог: Ребята вот наш поезд прибывает к царству царя Дадона и в далеке, в окне, мы видим принцессу Василису. Давайте расскажем ей что настроение другого человека можно изменить если сказать ему что-то ласковое и радостное. Мы сегодня уже с вами это делали в начале нашего путешествия. Ребята давайте скажем друг другу и Васелисе комплимент или доброе ласковое слово и от этого ей станет приятно и тепло на душе и она вылечится от плохого настроения.
Упражнение №7 «Комплимент»
Дети поворачиваются к друг другу и говорят ласковые теплые слова и потом все по ласковому слову говорят Василисе. Настроение у нее меняется и она выздоравливает.
Ребята мы молодцы! Мы помогли вылечить от плохого настроения Василису и сами научились еще лучше понимать себя и других.
Ребята мы выполнили просьбу царя Дадона и нам пора возвращаться домой, но чтоб наш путь был не так утомителен царь дает нам волшебное облачко и мы на нем вернемся домой, ложитесь скорей на него закрывайте глазки…
Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.
Упражнение№8
Релаксация «Облачко».
Дети лежат на ковре. Психолог говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас снова вернулись обратно в детский сад.
Рефлексия.
-Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?
-Что запомнилось в путешествии больше всего?
-Что нового узнали вы сегодня?
-А что не понравилось в сегодняшнем путешествии?
-Хотели бы вы еще раз отправиться в путешествие?
Дети и психолог прощаются.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Азбука настроения»
Возрастная группа: старшая группа
Подготовил: педагог-психолог
Макарова Юлия Анатольевна
п.Тюльган – 2016г.
Тема: «Азбука настроения».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: развивать умение понимать свои чувства и чувства других.
Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный фон, настрой детей на совместную работу.
2.Развивать умение понимать и передавать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
3. Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Структура занятия:
Вводная часть (приветствие).
Основная часть (игры, упражнения, этюды, беседы).
Заключительная часть (релаксация, рефлексия, ритуал прощания).
Форма работы — подгрупповая
Количество детей – 4-6 человека.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Методы и приёмы, используемые в работе:
Беседы, направленные на развитие самосознания детей;
Групповое обсуждения эмоций и чувств;
Моделирование и анализ ситуаций;
Методы психомышечной релаксации;
Самомассаж;
Коммуникативные игры;
Ожидаемые результаты:
Сформированность умения различать, осознавать, выражать различные эмоции и понимать их проявление у других людей;
Сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;
Стабилизация психоэмоционального состояния.
Ход занятия.
Вводная часть
Дети заходят в кабинет педагога-психолога.
Педагог-психолог: Ребята проходите, и вставайте в кружок.
Работа в кружке.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
Ритуал начала занятия.
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-качаем руками.
Приветствие «Комплименты»
Инструкция. Стоя в кругу, дети берутся за руки. Каждый из них должен, глядя в глаза соседу справа, сказать ему несколько добрых слов, похвалить за что-нибудь. Ребёнок, принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
«Доброе животное» Сплочение группы.
Инструкция. Возьмёмся за руки и представим, что все мы одно большое доброе животное. Мы будем прислушиваться к его дыханию. Вдох все дети идут в круг, выдох все дети идут из круга и так 3 раза.
Педагог-психолог: Ребята, какое сейчас время года? Назовите мне признаки осени. (Ответы детей)
Самомассаж: «Дождик»
Дождик капает по крыше кап-кап-кап
По весёлой звонкой крыше кап-кап-кап
Дома, дома посидите кап-кап-кап
Никуда не выходите кап-кап-кап.
Почитайте, поиграйте кап-кап-кап
Я уйду тогда гуляйте кап-кап-кап
Дождик капает по крыше кап-кап-кап
По весёлой звонкой крыше кап-кап-кап
Основная часть
Беседа: Настроение, его проявления
Педагог-психолог: Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение. Вы его внимательно послушайте.
«Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения»
Педагог-психолог: Как вы думаете, о чём это стихотворение? Кто из вас знает, что такое настроение? Какое бывает настроение, изображаем мимикой разные эмоции (ответы детей с демонстрацией мимических карточек).
Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях? (Ответы детей).
Как можно поделиться своей радостью с другими?
А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? Чем может закончиться наше плохое настроение? Как избавиться от чувства злости? Ответы детей. Обобщение ответов детей.
Игра называется «Азбука настроения».
Я приглашаю Вас к столу. Детям, сидящим за столом, раздаются карточки, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием
Педагог-психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки… А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется, злится, грустит… и т. д.
Педагог-психолог: Ребята, а вы знали, что и у стихотворений бывает своё настроение? Послушайте и попробуйте определить настроение стихотворений.
- Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зёрнышка не видно!”
- Но мохнатые боятся:
“Где нам с этаким сражаться!
- Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки…
Педагог-психолог: Хорошо, молодцы.
Пальчиковая гимнастика «Колобок».
Жил на свете колобок, круглый бок, румяный бок
Он из дома убежал, в лес дремучий он попал
Там зайчишку повстречал и от волка убежал
Мишку обманул в пути, но от лисички не уйти
Хитрая плутовка провела бедняжку ловко
Сесть просила на носок, и пропал наш колобок.
Педагог-психолог: О ком эта пальчиковая гимнастика? (достаёт игрушку «Колобок»)
Посмотрите, какой он? А как вы думаете, какое у него настроение?
Давайте вспомним, о чем сказка «Колобок»? Чем она закончилась?
Сейчас мы с вами попробуем сочинить свою, новую сказку. Колобок у нас есть. А кто ещё был в сказке, какие персонажи?
В моей волшебной коробочке спрятались звери этой сказки. Вам необходимо на ощупь определить того героя, который спрятался.
Давайте вспомним всех героев сказки по-порядку, которых встречал Колобок.
Нашу новую сказку начну я.
Сказка на новый лад. «Жил-был Колобок. Он был такой весёлый, любознательный и ему было всё вокруг интересно. Как-то раз, он отправился гулять…» (дальше дети самостоятельно продолжают сочинять сказку).
У нас получилась новая сказка? Какая она? О чем она? Вам сказка понравилась?
Заключительная часть.
Педагог-психолог: О чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались? В какие игры играли?
Релаксация «Воздушный шарик». Снятие напряжения, успокоение.
Инструкция. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются на нём узоры. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. (можно повторить 3 раза).
Игра «Паутинка»
Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…
Например:
пусть избавятся от болезней;
пусть долго живут;
пусть у всех будет дом;
пусть все дружно живут;
пусть все будут счастливы…
И тогда все люди станут радостными!!!
Рефлексия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие?
Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Инструкция. У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех на кого попадают добром, любовью и хорошим настроением на весь день. Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб они лопнули у вас в руках. А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза, я буду посылать искорку добра в виде рукопожатия. Я посылаю искорку Захару, а он передаёт ее своему соседу и она должна ко мне вернуться. До свидания ребята, до новых встреч.
Источник
Оборудование: интерактивная доска (или ноутбук, проектор и экран для показа слайд- презентации), детские столы составлены в один большой стол, вокруг него стоят стулья, ковёр.
Материалы: пиктограммы с изображением эмоций (радости, грусти, злости, спокойствия), листы бумаги, цветные карандаши или восковые мелки.
Дети сидят кругом на ковре.
Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из нас не поприветствует соседа.
Взрослый предлагает детям по очереди рассказать о том, какое у них сейчас настроение и почему.
По-другому эти настроения, состояния, чувства называются эмоциями. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, поэтому наше занятие сегодня называется «Азбука эмоций». Обратите внимание на экран:
№ слайда
Содержание занятия:
Методические рекомендации:
Слайд № 1
Взрослый обращает внимание детей на экран и проговаривает название занятия: «Азбука эмоций»
Занятие лучше проводить с подгруппой из 8-10 детей.
Слайд № 2
Взрослый сообщает детям цель занятия:
Чем мы сегодня будем заниматься?
- поговорим о настроении, эмоциях;
- будем общаться с помощью мимики, пантомимики, жестов;
- научимся подбирать пиктограммы к музыке из мультфильмов
- научимся выражать свои чувства в движении, танце.
Дети садятся за стол.
Взрослый обращает внимание детей на новые слова: пиктограмма, пантомимика и др. Уточняет, всем ли знакомы эти слова и объясняет их значение. Показывает лежащие перед каждым ребенком пиктограммы эмоций.
Слайд № 3
Взрослый предлагает:
– Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
Краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций, рассматривание пиктограмм.
Слайды № 4-7
Упражнение «Закончи предложение»
Взрослый предлагает:
– Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение». Когда я назову эмоцию, вы выберете из своего набора пиктограмм соответствующую и покажете всем. Я начинаю, а вы заканчивайте предложение:
– «Я радуюсь, когда…»
– «Я сержусь, когда…»
– «Мне грустно, когда…»
– «Я спокоен, когда…»
Обратите внимание на эмоциональные изменения (невербальные) у детей в ходе проговаривания фраз. Поддержите детей, которые затрудняются в высказываниях. Обратите внимание на эмоциональную раскрепощенность или зажатость ребенка, его речевую активность или свободу при информировании о себе.
Слайды №8-12
Игра «Третий лишний».
Взрослый говорит: «Здесь, ребята, есть пиктограмма эмоции и три фотографии детей. Посмотрите, подумайте и скажите, какая из фотографий не подходит к изображенной пиктограмме? Какой ребенок испытывает другую эмоцию?»
Когда дети выделили лишнюю эмоцию, можно задать дополнительный вопрос: « А какая же это эмоция? Покажите пиктограмму этой эмоции и назовите ее». Понаблюдайте за детьми, выделите детей, которые затрудняются в определении эмоций. Поддержите их, стимулируйте их активность. После занятия рекомендуется решить вопрос о необходимости дополнительной индивидуальной работы психолога с этими детьми.
Слайды № 13-17
Викторина «Угадай настроение песни»
Взрослый рассказывает: «Ребята, а оказывается, разное настроение может быть не только у людей, но и у музыки, животных, различных персонажей сказок и мультфильмов.
Взрослый предлагает: «Дети, посмотрите на экран, послушайте музыку и определите настроение каждой песни. Назовите эмоцию, которая соответствует этой песне, покажите пиктограмму».
Слайды
№ 18-19
Игра – инсценировка «Зоопарк». Взрослый объясняет:
Пусть один ребенок назовет какое – нибудь животное, другой – эмоцию (например, «кошка» и «радость»), а мы все потанцуем, подвигаемся так, как двигается животное, переживающее это чувство.
Упражнение дает возможность отметить детей, неуверенных в себе, зажатых, ориентированных на других, склонных к подражанию, а не к самостоятельным решениям, не владеющих простыми танцевальными движениями. После занятия рекомендуется решить вопрос о необходимости дополнительной индивидуальной работы с этими детьми.
Слайды № 20-21
Включается музыкальное сопровождение. Дети садятся за стол.
А теперь представьте, что мы художники и нам нужно нарисовать картину на тему «Мое настроение». Возьмите листы бумаги и нарисуйте свое настроение так, как вы его чувствуете.
Рефлексия:
Какое настроение у тебя сейчас?
Что ты нарисовал? Легко ли было нарисовать картину на эту тему?
Как ты думаешь, получилось ли у тебя сегодня выразить свое настроение?
Помогли ли тебе в этом товарищи? Кто именно?
Взрослому надо обратить внимание на общий эмоциональный фон, содержание ответов детей, а так же на время, которое потребовалось для того, чтобы начать рисовать. После окончания занятия психологу необходимо проанализировать детские рисунки, их содержание, цветовую гамму, которую использовал ребенок. При необходимости уточнения наблюдений, провести дополнительную индивидуальную работу. Причиной затруднений при выполнении задания может быть недостаток положительного эмоционального опыта у ребенка (или отсутствии такового).
После рисования предложите детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали
Слайд № 22
Релаксационное упражнение «Веселый ручеек». Дети садятся на ковер в удобную для них позу.
Звучит фонограмма «Водопад, река, ручейки…». Дети в удобной позе сидят на ковре.
Взрослый предлагает:
Ребята! Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. Закройте, пожалуйста, глаза… Лето, очень жарко. Вы слышите? Это журчит веселый ручеек. Он весело бежит по камешкам, манит и зовет нас к себе. Подойдем поближе и опустим в него руки. Расслабьте свои пальчики и кисти рук. «Пополощите» их в воде. Что вы чувствуете? Каковы ваши ощущения? (ответы детей). Действительно, как приятно освежить руки от этого палящего зноя. А теперь мысленно представьте, что вы видите…
Конечно, вы увидели стайку разноцветных рыбок. Они проплывают между вашими пальчиками и пугливо прячутся в водоросли. А самые любопытные рыбки вновь подплывают и играют с вами. Вы улыбаетесь, вам нравится эта интересная игра в прятки.
А теперь очень медленно поднимите руки. Вы чувствуете, как капельки воды медленно стекают с них обратно в ручеек? Давайте поднимем руки вверх к солнышку.
Маленькие капельки засверкали всеми цветами радуги. Ваши руки быстро высохли от ласкового прикосновения солнышка. Вам хорошо и спокойно, вы прекрасно отдохнули.
Встряхните руки и откройте глаза. Вам понравилась прогулка? Расскажите, пожалуйста, что вы увидели? Что вам понравилось? (Дети под тихую музыку описывают «увиденные» ими образы).
Взрослому необходимо обратить внимание на то, насколько дети владеют навыками расслабления. Дети с нарушениями в эмоциональном развитии и двигательной сфере часто испытывают затруднения в расслаблении, как отдельных частей тела, так и всего организма. Таким детям необходима дополнительная индивидуальная работа.
Слайд № 23
Беседа с детьми.
Взрослые спрашивают:
– Понравилось ли вам занятие?
– Что нового вы узнали, чему научились? О каких эмоциях мы сегодня с вами говорили?
– Какая игра показалась вам наиболее интересной? Что показалось трудным? (ответы детей)
На этом наше занятие завершается. Спасибо всем! До свидания!
Ответы детей, их предпочтения в деятельности на занятии учитываются при планировании дальнейшей работы с детьми, в том числе при планировании основных видов деятельности и выборе форм организации детской деятельности.
Источник