Азбука развития эмоций ребенка скачать

Азбука развития эмоций ребенка скачать thumbnail

#det_PSY

Подборка книг по детской психологии

«Азбука эмоций», Ковалец И.В.
Первое практическое пособие по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.
Цель пособия – научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям . внутреннему миру; развивать у него умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. В пособии представлены разнообразные упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики.
Пособие адресовано педагогам-дефектологам, психологам, родителям.

«В мире детских эмоций», Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.
Поведение ребенка, динамика развития его эмоциональной сферы составляют для практического психолога основу понимания внутреннего мира маленького человека; говорят о его психическом состоянии, возможных перспективах развития. Это пособие, адресованное практическим психологам ДОУ, педагогам и воспитателям, включает теоретические и практические материалы по проблемам развития и коррекции эмоциональной сферы детей. дошкольного возраста. Содержащиеся в этой книге интересные игры, упражнения, этюды, конспекты занятий, советы и рекомендации помогут специалистам правильно организовать коррекционную и развивающую работу с детьми.

«Психотерапевтические сказки для взрослых и детей», Ткачева Т. Е.
Книга содержит рассказы и сказки психопрофилактической и коррекционной направленности. Рассказы могут быть использованы как профессиональными психологами в процессе практической работы с клиентами, так и простыми читателями для самостоятельного осознания собственных проблем и коррекции моделей поведения. Основная идея книги заключается в том, чтобы обычные читатели, не прибегая к помощи психологов, могли сами подумать над своей проблемой и решить ее. Материалы приближены к настоящему времени, каждый имеет небольшой объем и содержит четкий алгоритм действия. После каждого рассказа составлен приблизительный план работы с материалом.
Книга предназначена для широкого круга читателей разных возрастных групп, исключая детей младше 8-9 лет. Некоторые рассказы предназначены только для взрослых.

«Психологическое консультирование детей и подростков», Монина Г.Б.
Книга знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков.
Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно-психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности. ( фрагмент книги!).

«Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Галанов А.С.
В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от одного года до трех лет, приведены нормы физического развития. В каждом разделе дано подробное описание рекомендуемых игр для развития зрительной и слуховой системы, внимания, памяти, воображения, воли. В конце пособия — примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей данного возраста. В Приложениях рекомендованы методы оценки психофизического развития ребенка, а также лечебно-профилактические мероприятия.

«20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь», Сосорева Е.П.
Ваш ребенок выходит за рамки принятых норм поведения? А вы не знаете, как на это правильно реагировать? Если это так, то у ребенка может развиться размытое представление о том, что ему дозволено, а что нет, и его (и, конечно же, вас!) ждут большие проблемы в будущем.
В этой книге разбираются наиболее распространенные ситуации с детьми дошкольного возраста, в которых родители испытывают сложности. Это такие ситуации, когда вы расстроены, обеспокоены, разгневаны, а может быть, даже обескуражены тем, как ведет себя ваш ребенок. Каждая ситуация рассматривается детально: вы узнаете, почему она возникла, как ее преодолеть и что сделать для того, чтобы в дальнейшем она не повторилась.

«Практикум по детской психологии», Урунтаева Г.А.
Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: «Личность», «Деятельность и общение», «Познавательные процессы».
В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции, чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

источник: klex.ru; e-reading.club

Источник

Коррекционно-развивающее занятие «Подводный мир», с элементами сказкотерапии.

Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка

Задачи:

  • развивать умение понимать свои чувства и чувства других;

  • развивать умение детей распознавать эмоции по мимике и интонациям голоса;

  • закреплять полученные знания об основных эмоциях;

  • закреплять умение словесно обозначать эмоции и адекватно реагировать на них;

  • совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать доброжелательность, сочувствие;

  • помочь детям освободиться от негативных эмоций.

Время реализации: 25 минут.

Оборудование: мягкая игрушка дельфинчик, рыбка-радость, рыбка-спокойствие, рыбка – злость, 3 стакана, черная краска, блестки, таблетка шипучка, кубик настроения, подушка, музыка для релаксации.

Ход коррекционно-развивающего занятия:

  1. Приветствие

Игра на создание положительного настроя.

– Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть! (поздороваемся необычно)

Здравствуй, Небо!

Здравствуй Солнце!

Здравствуй Земля!

Здравствуй наша большая семья!

  1. Основная часть

Посмотрите куда это мы с вами попали? Правильно, в подводный мир!

-А вы знаете, кто живет в этом подводном мире? Морские обитатели!

И вот один житель подводного мира, хочет вас увидеть! Вы готовы познакомиться? Тогда закройте глазки, и когда я скажу, вы их откроете!

Открывай!

-Это кто? Дельфинчик! Давайте послушаем, что он говорит:

-Здравствуйте ребята! Я сказочный дельфин!

Ребята хотите услышать историю, которая произошла со сказочным дельфином?

В далеких глубоких синих морях живет сказочный дельфин. Это особый дельфин он умеет разговаривать и думать. И мысли у него бывают разные-разные. Вот как-то раз он решил отправиться в путешествие по подводному миру, поплыл он через огромный коралловый риф, и навстречу ему попалась интересная морская рыбка – звали ее эмоция!

-Привет дельфинчик!

-Привет! А ты кто?

-Я веселая эмоция! Хочешь, расскажу какая я?

-Конечно хочу! Ответил дельфинчик. И эмоция рассказала ему:

1. Я веселая эмоция, похожа на праздничный фейрверк, яркая, быстрая, сверкаю, играю, летаю. Весь мир вокруг меня кажется таким разноцветным. У меня всегда отличное радостное настроение, в голове появляются отличные идеи. Мысли становятся похожими на салют, они блестят переливаются, как вода в этом стакане. (бросаю в стакан блестки и размешиваю их и шипучую таблетку).

Читайте также:  Обследование ребенка с нарушениями речевого развития

-Ого! сказал дельфинчик, вот здорово! Даже мне стало так радостно и я чувствую себя счастливым!

-Ну ладно мне пора! Пока дельфинчик! и радостная эмоция уплыла дальше за риф.

2. Дельфинчик поплыл вперед, и вдруг увидел на камушке еще одну интересную рыбку, это оказалось спокойная рыбка эмоция. И она расскзала дельфинчику, что она не похожа на фейерверк. Она как океан спокойная и тихая, светлая и чистая как отражение в чистой и прозрачной воде (показываю стакан с прозрачной водой). Ей все удается, ей хорошо, спокойно, она довольна мысли ясные и чистые.

3. И дельфинчику рядом с ней стало так хорошо и спокойно, что он чуть не уснул, но вдруг откуда не возьмись выплыла еще одна рыбка, и чуть не врезалась в дельфинчика.

-Ты что???

-Ох, ты чего встал тут на дороге, не видишь я плыву!

– Какая ты злая рыбка, сказал дельфинчик.

-Просто я чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит со мной напоминает, что то неприятное и унылое. Мысли злые и неприятные, они похожи на мутную воду (в стакан с водой добавляю черную краску и размешиваю), я называю их противными, мне поскорее хочется почувствовать себя счастливее.

-Подожди рыбка не плач, я что-нибудь придумаю!

-Ребята, помогайте мне, что сделать, чтоб у рыбки прошла злость, и появилось настроение хорошее?

-Давайте мы улыбнемся и подарим ей улыбку!

-Смотри рыбка, ребята дарят тебе свои улыбки их так много, они очень теплые, лучистые и красивые!

Кажется, у рыбки меняется настроение! Вы молодцы сейчас она отдохнет, и вся злость у нее пройдет.

Ребята, а у вас сегодня какое настроение? (поочередно спрашиваю)

  1. Кубик-эмоция

Ребята, а как мы можем узнать какое настроение у окружающих людей? (по лицу, мимике, жестам).

Кидаем кубик и показываем всем телом эмоцию.

  1. Игра «Побьем подушку».

Ребята, а если у нас будет такое же настроение как у злой рыбки? Злое, противное, отвратительное? Что делать? Я вам подскажу, если мы злимся, мы можем потопать ногами, покричать, побить подушку.

Дети поочереди бьют подушку.

Завершающая часть:

  1. Релаксация

Включается спокойная музыка, дети садятся на мешки и релаксируют под музыку.

Сядьте поудобнее, руки вытянуты, ножки тоже.

Закройте глаза.

Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, я спокоен, я отдыхаю, мне лень шевелиться.

Мое дыхание совершенно спокойно, мне дышиться легко и свободно.

Я отдыхаю, мое тело полностью расслаблено.

Я становлюсь спокойным и жизнерадостным, у меня хорошее настроение.

Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. И сохраните это ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

6. Рефлексия

– Ребята, вам понравилось?

-А что именно понравилось делать?

Источник

Занятие в средней группе «Азбука эмоций»

Цель: познакомить детей с разными проявлениями эмоций.

Задачи:

Обучающие:

-учить проявлять разные эмоции, учить понимать и употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, весёлый, радостный, спокойный);

-уметь различать эмоции и чувства

Развивающие:

– развивать умение управлять своими эмоциями

-развивать способности понимать и различать позитивные и негативные качества личности;

Воспитывающие:

-воспитывать умение быть терпеливым к чувствам и желаниям друг друга.

Материал: карточки с изображением эмоций, домики, плакаты «Наши эмоции и чувства», иллюстрации к сказкам

Ход НОД.

Воспитатель: – Сегодня я приглашаю Вас в волшебную страну Настроения. Далеко-далеко, а может и близко, есть волшебная, сказочная страна. В ней живут Радость, Страх, Удивление, Злость. Живут они в маленьких, уютных домиках. Кто-то в красном, кто-то в синем, а кто-то в черном.                                            (рассматривание домиков, определение эмоций)

Стихотворение «Настроение»

Бывают чувства у людей,

У рыбок, птичек и зверей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто удивлен?

А кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Игра «Наши эмоции и чувства» – рассматривание, определение эмоции.

Игровое упражнение «Изобрази эмоцию».

– А как вы выглядите, когда радуетесь? (улыбка)

– Какие вы красивые, когда вам радостно!

– А когда вам бывает радостно?

– Вспомните, что-то радостное и покажите на лицах.

Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.

_ Как выглядит человек, когда злится? (лицо сердитое, брови нахмуренные

– А когда вы злитесь?

– Покажите, как вы злитесь.

Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты.

Я сжимаю кулаки.

Игровое упражнение «Овладей негативными эмоциями»

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы злость ушла?                                                 (развеселиться, рисовать, поиграть в веселую игру, посмотреть мультфильм, побегать на улице)

– Ребята, запомните, злиться вредно для здоровья.

– А с кем лучше играть: с добрым или злым?

Игра «Улыбнись-рассердись»

Ребята, давайте все улыбнемся – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

Игра «Передай улыбку»

Мы будем улыбаться и называть друг друга ласково по имени.

Мимическая гимнастика:

Удивление – сморщить лоб, поднять брови;

Страх – расширить глаза, открыть рот;

Обида – сжать губы, прищурить глаза;

Злость – нахмуриться, сдвинуть брови.

Игра «Угадай Эмоцию» (на овалах – эмоции, дети определяют их).

Воспитатель: В каждой сказке есть герои. Кто-то добрый, кто-то злой, а кто-то просто напуган. Сейчас мы вспомним любимые сказки, их героев, определим их настроение.

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам, называют главного героя и его эмоцию. Сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и Заяц», «У страха глаза велики», «Три медведя»).

Итог.

-Вот и подошло к концу наше занятие.

– Что нового вы узнали?

– Что понравилось больше всего?

Ирина Золотухина «Что такое настроенье?»

Читайте также:  Параметры развития ребенка после года

Что такое настроенье?
Это игры и веселье,
Это первый снег в окошке,
Это мамины ладошки.

Это бабушкины сказки,
Это кисточки и краски.
Это радуга сквозь тучи,
Это  робкий солнца лучик.

Это ласковое море,
Это мир с тем, с кем ты в ссоре.
Что такое настроенье?
Это радости мгновенья.

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО  РАЙОНА

«Согласовано»                                                                                                       «Утверждаю»

РуководительМС                                                                   Директор МБОУ «СОШ №1»

Донцова Л.А.  _________                                                      им.Ярослава Василенко п.Пурпе                                                                  

Протокол №____ от «________»                                           Гноевая Л.И___________ 

        «_______» _____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии  и эмоциональной сфере

Составитель:  Молоткова

Татьяна Александровна

педагог-психолог

п.Пурпе

Пояснительная записка

Актуальность
   Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции  в норме   регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность.  Но даже нормально развивающиеся дети част находятся под  влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Требуется достаточно  времени и сил для того, чтобы малыш научился осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Такое умение позволит малышу произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать  положительной коммунакции с  окружающими.

   У детей с особенностями психофизического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции этих детей примитивны, слабо развиты, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них.  У таких детей часто наблюдаются немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения  самооценки.

   При аутизме у детей наблюдается  преимущественное искажение эмоционально – волевой сферы. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность,  уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой становится трудность организации и положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную «эмоциональную  холодность». Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому в работе нужно адекватно оценивать его реальный  «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста. У малыша  отсутствует  адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (мимике, жестам, движениям). Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг и др.) подчеркивается необходимость ранней коррекционной  помощи детям с аутизмом, одной из составляющих которой является формирование эмоционально – личностной сферы ребенка,  проводимое систематически, терпеливо и постепенно.

   Степень выраженности  искажений эмоционального развития детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, может быть различной. Но это в любом случае  это сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Л. Рубинштеин, «эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их исправить. Это большая по своему жизненному значению проблема».    

Данная программа составлена на основе пособия, «Азбуки эмоций» Ковалец И.В. «Азбука эмоций» отражает наше видение работы  по коррекции эмоциональной сферы детей с отклонениями в психофизическом и эмоциональном развитии. В  данной работе необходимо вызывать и закреплять у ребенка положительные эмоции. Для этого  первоначально предлагаем ему усвоить положительную эмоцию «Радость»,  следующая задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с отрицательными эмоциями (печаль, гнев, страх и др.). Важно научить ребенка  понимать их, правильно и спокойно реагировать. В результате отрицательные эмоции  не исключаются, а постепенно вытесняются, заменяясь положительными. Таким образом, ребенок научается  справляться с неприятными ситуациями. Вся работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учетом интересов и потребностей ребенка.

Цель программы: Помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать , понимать свои эмоции, развивать умения  управлять своими чувствами, организовывать свое поведение.

Задачи:

  1. Учить замечать эмоциональные состояния других детей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на  картинке);
  2. учить декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
  3. учить анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
  4. учить воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха;
  5. учить управлять своими эмоциями;

Структура и содержание программы:

   В программе представлены фундаментальные эмоции. К ним относятся эмоции:  радость, печаль злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина и состояние  спокойствие. Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации их жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет ребенку лучше познавать окружающую действительность.

Разделы расположены в определенной последовательности: от более простых и понятных к более трудно «читаемым» эмоциям. учитывая интересы ребенка, этот порядок можно изменить. Но начинать работу надо с эмоции «Радость». При изучении других эмоций, всегда возвращаться к «Радости»,   заканчивая занятие в хорошем настроении.  На каждой странице расположены задания для ребенка по изучаемой  теме. Задания усложняются постепенно, от простых («покажи н рисунке детей, которые радуются») к более сложным («объясни, какое настроение у детей» по серии сюжетных картинок.  Такое расположение материала позволяет изучать разделы не последовательно, а параллельно, т.е. можно изучать сразу несколько эмоций (при желании ребенка)

Читайте также:  Презентация развития ребенка в утробе

Основные методы и приемы обучения:

  • Внимательно рассматривать с ребенком рисунки, изображенные на странице, обращать  его внимание на лица персонажей, на мотивацию их поступков и настроений. Предлагать ребенку повторять названия эмоциональных проявлений и изображать их мимикой, жестами и движениями.
  • Стихотворение на изучаемой странице читать полностью несколько раз подряд. Обращать  внимание ребенка не только на событийную сторону  сюжета, но и на эмоциональное состояние героев произведения.
  • Помогать ребенку определять,  настроение стихотворения: веселое, грустное, спокойное,  сердитое и др.
  • При закреплении изучаемого стихотворения читая его, делать паузы, давая таким образом ребенку возможность вставить слово или целую строку.
  • Задавать эмоциональный тон своей речи, которую подхватывает ребенок. Интонация при этом соответствует содержанию прочитанного.
  • Поощрять инициативу и творчество ребенка, не останавливайте, если ему захочется сделать задание по – своему.
  • Побуждайте ребенка определять  в обыденной жизни свое эмоциональное состояние и рассказывать о своих переживаниях, например: «Мне нравиться, я рад и т.д.»
  • Играть  вместе с ребенком в предлагаемые  в «Приложении» игры, так вы сможете заменить изменения в настроении, поведении и общем  эмоциональном развитии ребенка

Целеваяаудитория:
   Данная программа  по развитию  эмоциональной сферы рекомендуется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих  отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.  Также может быть использована    в абилитационной работе с аутичными детьми в возрасте от шести лет (2-4 группы РДА по классификации О.С.Никольской), продолжающими обучение по индивидуальным программам.

Режим занятий:  занятия проводятся  1 раз в неделю по 25-30 минут. Данная программа рассчитана на 16 занятий.  

Ожидаемый  результат:

Усваивая с помощью взрослых, предлагаемые в программе эмоциональные реакции, ребенок научиться правильно применять их в определенных ситуациях. Тем самым он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. Возможно, со временем изменятся в лучшую сторону и отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром.

Тематический план занятий

Раздел

Кол-во

часов

Задачи решаемые на занятиях

Автор

1

Радость

2

Познакомить с эмоцией радости, веселья, особенностях ее мимического выражения, накопление позитивных эмоций, повышение уверенности в своих возможностях, способствование самопринятию, отрабатывать умение управления своим телом.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 6-19

2

Печаль

2

Уточнение знаний об эмоции грусти, стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, развитие повышение уверенности в своих возможностях, накопление позитивных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 20 -33

3

Спокойствие

2

Познакомить с эмоцией спокойствия, способствовать раскрепощению, развитию эмпатии, снятие мышечных и эмоциональных зажимов

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 34-45

4

Злость

2

Обогащение представлений об эмоции злости, развитие контроля за своими действиями, предоставление возможности почувствовать разницу ощущений напряжения и расслабления, упражнения в анализе своего эмоционального состояния, причин его вызывающих.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 46-59

5

Удивление

2

Обогащение знаний об эмоции удивления, особенностях ее мимического выражения, наработка опыта управления мимическими мышцами, выработка умения управления своим телом.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 60-73

Автор игрового и стихотворного материала: 

Петрова Л.И.

6

Страх

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 74-89

7

Интерес

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 90-103

8

Стыд. Вина

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 104-114

Список литературы:

  1. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М., Владос, 2004.
  2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Яр., Академия развития, 2000.
  3. Мамайчук И.И. и Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. – СПб, Речь, 2004
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., Аркти, 1999.
  5. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Под ред. И.Н. Агафоновой. – СПб, 2006.

Календарно – тематическое планирование

Раздел

Содержание занятий

Игры и этюды

Задачи решаемые на занятиях

Автор

1

Радость

Занятие 1

Занятие 2

игра

«театр»

этюд

«радость»

«подарок»

«угощение»

Познакомить с эмоцией радости, веселья, особенностях ее мимического выражения, накопление позитивных эмоций, повышение уверенности в своих возможностях, способствование самопринятию, отрабатывать умение управления своим телом

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 6-19

2

Печаль

Занятие 1

Занятие 2

этюд

«до встречи!»

Уточнение знаний об эмоции грусти, стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, развитие повышение уверенности в своих возможностях, накопление позитивных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 20 -33

3

Спокойствие

Занятие 1

Занятие 2

игра

«час покоя и час веселья»

этюд

«тишина»

Познакомить с эмоцией спокойствия, способствовать раскрепощению, развитию эмпатии, снятие мышечных и эмоциональных зажимов

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 34-45

4

Злость

Занятие 1

Занятие 2

игра

«прогоняем злость»

«сражение»

Обогащение представлений об эмоции злости, развитие контроля за своими действиями, предоставление возможности почувствовать разницу ощущений напряжения и расслабления, упражнения в анализе своего эмоционального состояния, причин его вызывающих

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 46-59

5

Удивление

Занятие 1

Занятие 2

игра

«отдыхалка»
составление пиктограммы
удивления

(ковролин)

Обогащение знаний об эмоции удивления, особенностях ее мимического выражения, наработка опыта управления мимическими мышцами, выработка умения управления своим телом

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 60-73

Автор игрового и стихотворного материала:  Петрова Л.И.

6

Страх

Занятие 1

Занятие 2

игра

«Ванька– встанька»

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 74-89

7

Интерес

Занятие 1

Занятие 2

этюд

 «жучка принюхивается»,

«Машенька прислушивается,

«бабочка»

Знакомство с веселым
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 90-103

8

Стыд, Вина

Занятие 1

Занятие 2

Знакомство с веселым
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 104-114

    Источник