Азбука для развития речи у ребенка
Здравствуйте, уважаемые родители!
Хотим принести свои извинения за количество рекламы, которое отображается на нашем веб-ресурсе и замедляет загрузку его страниц, мешает прочтению материалов и отвлекает. На данный момент это единственный источник финансирования и просто вынужденная мера.
С уважением, администрация клуба родителей Tummy.
Каждый родитель прекрасно знает выражение о том, что молчание – это золото, но от умения ребенка правильно и четко выражать свои мысли напрямую зависит его будущее общение с окружающими. Развитию речи ребенка необходимо уделять максимум внимания с самого первого звука, с самого первого произнесенного малышом слова. Многим произнесение первого «мама», «папа» или любого другого слова кажется началом развития речи у малыша, но это не совсем так. Этому счастливому, долгожданному моменту предшествуют многие недели, месяцы, в течение которых наши малыши учатся отличать одни звуки от других, а их губки и язычки приобретают необходимую мягкость, подвижность и гибкость. Все это необходимо для формирования правильного произношения слов, которые складываются из букв. От умения правильно произносить звуки, определяющие ту или иную букву, зависит речь нашего сокровища, её внятность, а научить его этому вы сможете с помощью веселой, увлекательной логопедической азбуки, скачать которую можно ссылке, приведенной в конце.
Как пользоваться логопедической азбукой?
Все упражнения из азбуки направлены на развитие и формирование умений ребенка в возрасте 3-6 лет правильно произносить отдельные звуки, а также четко выговаривать целые слова.
- Рассматривая картинки, попросите малыша указать те, в которых встречается конкретный звук, а также определить место, где он стоит: в начале, в середине или в самом конце.
- Игра «Эхо», когда ребенку нужно повторять за вами, отлично подойдет для стихотворений и рифмованных строк. В процессе вы можете менять интонацию, громкость голоса, а также скорость произношения слов.
- Если упражнения для развития речи будут даваться малышу слишком легко, то всегда можно их усложнить. По картинкам вы можете задавать вопросы или попросить маленького сказочника самостоятельно придумать небольшой рассказ по иллюстрации.
Обратите внимание!
Правильное произношения формируется у детей на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до 5-ти лет. Мало того, у каждого ребенка это происходит индивидуально. Некоторые практически все звуки начинают произносить уже к 3-летнему возрасту, а кому-то они даются уже к 5-6 годам. Если же и по достижению этого возраста наблюдаются сложности в произношении каких-либо звуков, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
В зависимости от возраста следует уделять внимание произношению таких звуков:
- у детей 4-5 лет звуков: б(бь), т(ть), м(мь), д(дь), н(нь), г(гь)‚ х(хь), к(кь), й, ф(фь), в(вь) и звуков ц, с(сь), з(зь);
- дети 5-6 лет уже должны четко, правильно произносить все звуки, а также отличать на слух такие группы, как: с-ц, ж-ш, с-з, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-ш, с(сь), щ, л-р.
- к 7-ми годам нужно заниматься закреплением правильного произношения шипящих и свистящих звуков, а также умению дифференцировать: с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ‚ глухих и звонких: п-б, к-г, т-д, ф-в, ш-ж, с-з, твердых и мягких: т-ть, в-вь, п-пь, л-ль, р-рь, с-сь.
Гимнастика для детского языка
Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:
- «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
- «Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
- «Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
- «Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
- «Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
- «Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.
Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.
Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:
Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.
Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:
- Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
- Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».
07.08.2016
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ АЗБУКИ И БУКВАРИ
Логопедический букварь Н.С. Жуковой
Н.С. Жукова, автор классического «Букваря» и серии детских учебных пособий, – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования поступательных процессов развития речи у дошкольников. Многочисленные научные труды автора были опубликованы в отечественных и зарубежных профильных изданиях.
Отличительная особенность учебных пособий Н.С. Жуковой – особая методика. С одной стороны, методика Н.С. Жуковой основана на традиционном подходе: в своей практической работе автор сохраняет и продолжает традиции таких известных советских педагогов – логопедов-практиков, как Е.Ф. Рау, А.Г. Ипполитова. Но при этом, в «Букваре» одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму.
Несколько десятилетий научно-практической деятельности Н.С. Жуковой нашли своё воплощение в детальной разработке методик и приёмов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребёнка, независимо от уровня запущенности, с которого придётся начинать исправление. Эти приемы легли в основу учебного пособия «Уроки логопеда». Специально разработанные для этой книги упражнения позволяют концентрировать внимание ребенка на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребенка речевых дефектов может быть самым разным.
Букварь для будущих отличников, Жукова О.С., 2010.
После окончания с отличием Ленинградского Государственного Педагогического Института им. А.И. Герцена в 1989 году, где О.С. Жукова училась на факультете дефектологии, она начинает свою трудовую деятельность в Санкт-Петербургском Научно-Исследовательском Институте уха, горла, носа и речи. Там она начинает получать логопедический опыт работы в отделении патологии голоса и речи. В 1997 году она становится там главным логопедом-методистом. Эту должность она занимает до 2000 года.
В 2000 году О.С. Жукова меняет место своей работы. В течение пяти лет она трудилась на кафедре логопедии Института семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, где она занимала должность старшего преподавателя.
В 1999 году О.С. Жукова начинает сотрудничать с ведущими издательствами России «ОЛМА Медиа групп» и «ОНИКС». Этот творческий союз помогает ей быстро оказаться среди известных авторов развивающих пособий для детей.
В 2010 году в Санкт-Петербурге О.С. Жуковой был создан профильный Центр Развития и Абилитации Ребенка «Логопед-Профи»
О.С. Жукова является разработчиком целого ряда важнейших направлений научно-практической работы. Она создала уникальную методику педагогической реабилитации детей после Кохлеарной имплантации, разработала методические приемы работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
О.С. Жукова – это практикующий автор, который пишет о том, что встречалось в ее педагогической практике. Она предлагает множество пособий. Ее серия книг «Школа Олеси Жуковой» уже не один раз попадала в списки самой популярной и продаваемой литературы, посвященной развитию детей.
О.С. Жукова разработала собственную методику быстрого обучения чтению, которая подходит для детей раннего возраста. Эта методика представлена в широко известном родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, «Букваре для будущих отличников». Это пособие подходит для занятий с детьми в домашних условиях, а также в детских учебных заведениях. Как средство дополнительных занятий его можно использовать даже учителям начальной школы.
Опыт О.С. Жуковой по обучению чтению детей с раннего возраста показал отличные результаты. Стало понятно, что даже очень маленького ребенка, который только начинает говорить, можно обучать. В этом «Букваре» О.С. Жукова взяла за основу традиционную методику обучения чтению и разнообразила ее оригинальными авторскими решениями.
«Букварь» рассчитан на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Уровень предлагаемых заданий постепенно повышается, соответственно возрасту ребенка. В книге много ярких иллюстраций, соответствующих теме. Это поможет заинтересовать ребенка обучением. Для детей предложены занимательные рассказы, с помощью которых они будут тренировать свои навыки чтения.
Достоинством этого «Букваря» является высокое качество используемой бумаги. Для детей необходимо, чтобы все было безопасно и устойчиво к повреждениям. Благодаря инструкциям, расположенным внизу страницы, даже далекому от педагогики взрослому будет просто справиться с обучением ребенка чтению. Букварь красочно оформлен, содержит интересные картинки, которые при этом не отвлекают ребенка и крупные, доступные для восприятия буквы.
Среди недостатков можно отметить слишком быстрый переход к чтению слов и предложений. Некоторым детям оказывается недостаточно уделенного времени для обучения чтению слогов.
«Азбука для малышей», Жукова О.С.
Эта «Азбука» рекомендуется для детей в возрасте от 2 до 5 лет. Она является хорошим помощником родителям и педагогам, обучающих детей чтению. Пособие понятно и доступно для понимания ребенка данного возраста. С ее помощью можно выучить алфавит и рассмотреть интересные картинки, соотвествующие каждой букве. Помимо этого, «Азбука» дает возможность познакомить ребенка с названиями различных общественных мест, глаголами. Кроме изучения букв, дети знакомятся со звуками и складыванием слогов.
Занятия по «Азбуке» можно проводить в форме развивающей игры, которая сделает процесс обучения увлекательным и интересным. Предлагаемые задания (выложить букву из макарон, круп, бусин, камешков) незаметно вовлекают ребенка в игру, помогая ему познакомиться и запомнить графическое обозначение буквы, научиться складывать с ней слоги и читать простые слова. К тому же такие задания способствуют развитию мелкой моторики.
Занятия по этому пособию проводятся в форме увлекательной игры
На протяжении всего периода обучения по «Азбуке» ребенка сопровождают сказочные персонажи – мальчик и кот. Их можно встретить на каждой странице. Именно с ними обыгрываются веселые сюжеты.
С ее помощью дети с нормальным развитием очень рано и быстро учатся читать. Их увлекает эта яркая красочная книга. Буквы в ней крупные, как раз подходят для детей, находящихся не первой стадии овладения навыком чтения. В словах уже проставлены ударения. Помимо основной функции знакомства с буквами и обучения чтению, в «Азбуке» предлагаются задания для развития детей. С помощью этой книги дети с легкостью запоминают названия учреждений социальной сферы, действий, различных предметов.
Пособие доступно для понимания даже совсем маленьких детей. В книге дополнительно предлагаются карточки для вырезания. Занимаясь по ним, ребенок сможет не только выучить буквы и слоги, но и различные классификации, такие, как транспорт, растения, предметы и пр.
Из минусов можно отметить, что материал, предназначенный для чтения, присутствует в начале книги, хотя использоваться он будет только после того, как ребенок научится читать. Пособие начинается со сложных для детей вопросов, картинок, которые не связаны с текстом. Знакомство с буквами происходит только во второй части «Азбуки». Видится неудачным подбор слов к определенной букве. Напиример, букву А иллюстрирует АИСТ, АЙСБЕРГ, что для малышей еще очень сложно понять и запомнить. Для запоминания буквы Т подобрано слово НОТА, где Т встречается только в середине слова, для буквы Б – БАБА, Д – ДАМА, что детям еще не понятно.
«Логопедический букварь», Жукова О.С.
Эта книга отличается от других последовательностью знакомства с буквами (звуками), которая по произношению идет от простого к сложному. Указанный возраст детей для обучения – дошкольники, однако она вполне может использоваться и для детей, которые только начинают говорить свои первые слова. Пособие окажет помощь в обучении детей, которые имеют проблемы с речью. Сложный для ребенка процесс сопоставления звука с буквой становится намного проще, ведь ему оказывают зрительную и двигательную помощь веселые персонажи.
Логопедический букварь можно использовать детям раннего и дошкольного возраста.
По сравнению с другими букварями автора можно сказать о том, что здесь уделяется больше времени на знакомство с буквой. Имеется большое количество рекомендаций по изучению буквы, правильному ее произношению, представленных на каждой странице.
Достоинством этого «Букваря» является красочность, удобство использования, высокое качество материалов.
«Азбука для крох и крошек», Жукова О.С.
Пособие предназначено для раннего обучения детей чтению, для детей первых 2-х лет жизни Первые занятия будут для детей занимательными играми, которые они очень полюбят. Поспособствуют этому яркие, красочные иллюстрации книги. Разглядывая их, дети будут с удовольствием повторять новые слова и предложения. Одним из главных пожеланий автора является желание того, чтобы книга помогла детям расти умными и талантливыми, а обучение приносило им только радость и удовольствие.
Среди достоинств «Азбуки» выделяют разный уровень заданий во время знакомства с каждой буквой, от простого (обведи букву пальчиком) к сложному – чтение строчек букв и поиск изучаемой буквы в словах. В изучении букв по этой «Азбуке» участвуют разные органы чувств: тактильные, слуховые, зрительные, что помогает ребенку лучше усвоить полученную информацию, развивать мелкую моторику.
Книга иллюстрирована красивыми, добрыми картинками. Для детей, которые любят рассматривать красочные иллюстрации эта книга будет идеальным вариантом для ненавязчивого знакомства с алфавитом.
Большим недостатком «Азбуки для крох и крошек» является качество изделия. У нее мягкий переплет, из которого вылетают страницы при открывании книги. Также среди недостатков можно назвать алфавитный порядок изучения букв. Дети путают звонкие и глухие согласные и с трудом их запоминают. Пособие рассчитано на детей от года, но большинство противников раннего обучения говорят о том, что в этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать.
Сравнение букварей Н.С. Жуковой и О.С. Жуковой можно увидеть в следующем видео: https://www.youtube.com/watch?v=9g8fyXvmdcE
Мой букварь. Книга для обучения дошкольников к чтению Н.В. Нищевой
Это необычный букварь. Он написан учителем-логопедом. Знание закономерностей формирования детской речи и большой практический опыт подсказали автору идею изменить традиционно принятую в букварях последовательность знакомства ребенка с буквами русского алфавита: трудные для произнесения звуки и соответствующие этим звукам буквы даются здесь в последнюю очередь; это поможет предотвратить возникновение у ребенка нарушений чтения и письма. Букварь можно рекомендовать для обучения чтению как детей с нормальным речевым развитием, так и малышей, имеющих дефекты речи. Его могут использовать логопеды, воспитатели, родители. Обучение доставит ребенку удовольствие, потому что в книге много игр, занимательных заданий, стихов и ярких картинок. Взрослому же помогут обучать ребенка краткие и ясные методические указания, которые есть на каждой странице Букваря.
Логопедический букварь. Автор: Косинова Е.
Букварь Е. Косиновой – помощник в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Особый порядок букв раскроет им секрет `трудных` звуков, поможет научиться читать и понимать смысл прочитанного. Приобретенные умения и навыки позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме. Во время работы с книгой дети смогут поиграть, узнают много нового и интересного об окружающем мире, приобретут навыки коммуникативного общения, обогатят свой словарный запас. Специальные упражнения будут способствовать развитию памяти и внимания, формированию языкового чутья, познавательной и творческой активности. Пособие адресовано родителям, логопедам, воспитателям детских садов. Книгу можно использовать для индивидуальных и групповых занятий.
Логопедический букварь, Крылова Н., Писарева И., Ипатова Н.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для детей с нарушениями речи. Программа рассчитана на постепенное овладение навыками плавного, правильного и сознательного слогового чтения при помощи особого порядка ознакомления с буквами, специально подобранного словаря и техники корректного чтения. Занимаясь по «Букварю», ребёнок не только усвоит чтение и письмо, но и научится чётко и связно излагать свои мысли, писать под диктовку, правильно и выразительно говорить.
Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению детей 5 – 7 лет. Тегипко Н.В.
Авторская методика Н. Тегипко позволяет организовать работу по обучению чтению детей с недостатками речевого развития. Данное издание адресовано в первую очередь детям с нарушениями произношения определённых звуков. Последовательность изучения букв в «Логопедическом букваре» соотносится с последовательностью овладения звуками в онтогенезе: сначала изучаются буквы, которые легко произносятся; «сложные» буквы рассматриваются после корректировки звукопроизношения.
Специальные значки дают возможность легко ориентироваться на страницах книги даже детям с ослабленным вниманием, а интересные задания помогут сделать процесс обучения легким и приятным.
Крупный шрифт, яркие, красочные иллюстрации, весёлые тексты и стихи помогут ребенку легче преодолеть трудности обучения чтению.
Букварь может быть использован родителями, логопедами, воспитателями детских садов, педагогами частных школ и центров по подготовке детей к школе.
Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. Сычева Г.Е.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям, учителям начальных классов, гувернерам, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми и предназначено для обучения чтению дошкольников, совершенствования техники чтения младших школьников. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой. Материал пособия поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, усвоить основные лексико-грамматические категории русского языка. Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления ребенка. Предлагается для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Опыт работы по совершенствованию техники чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволил автору предложить лексический материал (слова, предложения, тексты) без деления на слоги. Это способствует целостному восприятию слов, облегчает «видение» структуры предложения, улучшает понимание прочитанного текста и повышает скорость чтения.
https://vk.com/album-30895474_248499018
Источник