Авторы об эмоциональном развитии ребенка
От автора: Сегодня хочу рассказать про книги, которые помогут родителям поговорить с ребенком про эмоции, настроение. На этих книгах, конечно, нет маркировки – “детская психология, для развития эмоционального интеллекта” – я рассказываю и том, как читать книгу и найти в ней этот ресурс. Вы сможете пополнить свою библиотеку перечисленными ниже книгами и сможете по-новому прочесть те книги, которые у вас уже есть.
– Что ты чувствовала, когда плакала?
– Когда ты толкнул мальчика, ты, наверное, рассердился?
Каждый раз, когда мы встречаемся порисовать и поиграть ( так выглядит консультация детского психолога и арт-терапевта) я задаю своим маленьким клиентам много вопросов про их чувства, эмоции, настроение в разных ситуациях. Мы говорим о том, что произошло за неделю или давно или про то, что часто повторяется. В начале нашего общения я часто получаю односложные и одинаковые ответы :
– Нормально.
– Не знаю.
– Все хорошо было, я вообще никогда не сержусь.
Эмоциональный интеллект – это осознание своих эмоций и возможность связать их со своими поступками, желаниями, ходом мыслей. Часто у детей нет такого навыка и это приводит противоречивому поведению, недостаточному контакту с собой и другими, неумению сказать о своих потребностях, нарушению поведения в виде повышенной агрессивности или полному заперту на агрессию, страхам. Я бы могла продолжить список, но перечисленного уже достаточно, чтобы узнать некоторые ситуации, свидетелями которых наверняка бывают все родители – дома или на площадке или детском саду или в школе.
Поэтому, я учу детей ( и родителей, конечно, сложность с осознанием и выражением эмоций у взрослых это отдельная тема ) тому, какие бывают эмоции, как они называются. Мы говорим про то, как разные эмоции можно выразить по-разному, как про них говорить, зачем они нужны, почему нет “плохих” и “хороших” эмоций.
“Александр и ужасный, кошмарный, нехороший и плохой день”
Джудит Виорст иллюстрации Рэй Круз, издательство “Карьера Пресс”
У каждого время от времени случаются дни, когда все идет наперекосяк и не так, как хотелось бы. Вот такой день случился и у Александра. Жвачка попала в волосы, учительница не похвалила рисунок, зубной врач нашел кариес, брат толкнул в грязь, отругала мама и в магазине не оказалось кед с красными полосками и заставили купить обычные белые.
И это далеко не все, что случилось с Александром в тот ужасный день.
“У меня сегодня ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день, сказал я всем. Но никто и ухом не повел”
Обида, гнев, отчаяние попеременно посещают Александра. Он плачет, кричит, молчит, спорит, дерется, жалуется.
Когда мы читаем эту книгу вслух, дети всегда затихают и внимательно слушают, как-будто это сказка, полная чудес. Это замирание и тишина про то, что важно получить разделенность своих эмоций, иногда впервые понять, что с тобой происходит и как называются эти чувства. Поговорите с ребенком о плохих днях, о том, что вы сами чувствуете в такие дни и какие они бывают у вас.
“Черный Пес”
Леви Пинфолд, издательство “Поляндрия”
Однажды утром возле дома, где живут мама, папа и трое детей, появляется Черный Пес. Он большой как тигр. Семья решает закрыть дверь на ключ, выключить свет, потом задергивают шторы и все прячутся – под кровать, в своей комнате, под одеялом. И чем больше все прячутся, тем больше становится Черный Пес, он становится размером с дом. Пока не просыпается младшая дочка, она такая маленькая, что и зовут ее дома Крошка.
” – Чем вы там занимаетесь? – спросила она, заглянув под кровать.
– Прячемся. Возле дома бродит страшный Черный Пес.
– Какие глупости- сказала Крошка и пошла к входной двери.
– Не выходи! – закричали все шепотом.
– Пес тебя проглотит!
– Откусит тебе голову!
– Сгрызет твои косточки!
Но Крошка уже вышла за порог.”
Крошка не боится Черного Пса и дальше история принимает совсем другой оборот. Крошка разговаривает с ним, задает вопросы, бегает наперегонки.
В конце концов Черный Пес становится просто обычной собакой, которой было одиноко, холодно и хотелось есть – потому он и оказался рядом с домом.
Черный Пес это метафора страха, который приходит время от времени к каждому.
Детям сложно говорить о своих страхах, также как и многим взрослым – потому что не знаешь, поддержат ли тебя, не понимаешь, откуда страх пришел и какими словами про него рассказать. А от этого страх становится только больше, как и Черный Пес в книге до встречи с Крошкой. Книга поможет поговорить с детьми о том, что такое страх, почему он появляется у всех и о том, что если страхом поделиться, то он точно станет меньше.
“Один на сцене”
Ульф Нильсон, Эва Эриксон, издательство “Самокат”
Эта книга продолжит тему страха, страха конкретного и определенного, который знаком многим. Выйти и прочесть стихотворение перед гостями на дне рождения, сыграть в спектакле, ответить перед классом или спеть песенку на концерте, как герой книги – все это для многих детей очень и очень страшные вещи. И хотя участник весеннего концерта очень любил петь своему малдшему брату, но перед представлением чувствовал себя совсем плохо.
“Вечером я не мог заснуть. Совсем один на сцене.
И сказать ГРОМКО! А в зале полно родителей. От страха руки у меня стали мокрыми и ледяными.
А что если я забуду слова? Будет настоящая катастрофа! А если буду заикаться? Вдруг родители будут кидать в меня тортом? Может, школа закроется и учительница останется без работы? И у нее не будет зарплаты, и она пойдет искать в урнах пустые банки, чтобы сдавать их за деньги?
Я бросился в спальню родителей и пристроился рядом с мамой”
Эти страхи могут показаться смешными, но они будут очень понятны ребенку, который боится выступать на публике. А когда говоришь про страх, называешь его – он становится меньше. Поэтому, история будет терапевтичной для детей, ослабит напряжение и неуверенность.
К тому же вы конце книги происходит неожиданные перемены, маленький артист получает поддержку и больше не чувствует себя одиноко.
“Моя счастливая жизнь”
Русе Лагенкранц, Эва Эриксон, издательство “КомпасГид”
“Поздний вечер, но Дюнне все никак не может заснуть. Некоторые в таких случаях считают овец, но ей известно кое-что получше!
Дюнне подсчитывает, сколько раз она была счастлива.
Например, когда однажды в далеком детстве, двоюродный брат Сванте подарил ей настоящую живую лягушку.
Или когда ей первый раз удалось проплыть три гребка, не утонув.
И еще когда ей купили школьный рюкзак.
А как она была счстлива, что пойдет в первый класс! Ждала этого момента всю жизнь. Лето тянулось невыносимо долго – и все только потому, что ей так не терпелось пойти в школу.”
Героиня книги возвращает нас и к нашим воспоминаниям о прошлом или о прошедшем дне и к вопросы – от чего мы бываем счастливы?
Радость, удовольствие, счастье, восторг – могут пройти мимо, если мы не заметим важное и ценное в жизни, а испаряются эти чувства очень быстро.
Жизнь Дюнне нельзя назвать абсолютно безмятженой, каждый день с ней происходят разные стиуации и первый день в школе оказался не таким радостным, как она ждала, да и в семье не так давно случилось очень грустное событие. Но девочка умеет замечать счастье и радость, а маленьким читателям можно задать вопросы – когда чувствуешь радость, на что она похожа, что хочется делать, когда радостно, как могут помочь счастливые воспоминания?
“Что такое чувства?”
Бренифье, рисунки Сержа Блоха, издательство “Clever”
Эту книгу я хотела бы рекомендовать не только для совместного прочтения с ребенком, но и почитать отдельно взрослым членам семьи.
Каждая книга Бренифье – хороший помощник в ситуациях эмоционального напряжения, когда сложно разобраться в том, что ты чувствуешь и почему. Больше всего книга напоминает диалог, есть вопросы, варианты ответов, предположения. Вы с ребенком можете вместе поискать ответы на вопросы и задать друг другу свои.
Вот некоторые вопросы из книги.
“Почему ты ссоришься с теми, кого любишь?
Обязательно ля защищаться, если тебя дразнят?
Можно ли быть абсолютно злым?
Хорошо ли быть влюбленным?
Что лучше : быть одному или с друзьями?
Бывает ли так, что человека слушают, но не понимают?”
В заключение хочу сказать, что любая книга может простимулировать общение с ребенком – ищите параллели с реальной жизнью, поступками, чувствами. Обсуждайте, предполагайте, придумывайте свои альтернативные варианты развития событий в книге.
Совет детского психолога и сказкотерапевта – когда читаете с ребенком и обсуждаете прочитанное, обязательно задавайте вопросы :
– Как тебе кажется, что чувствовал главный герой в этой ситуации?
– Как бы ты чувствовал себя на его месте?
– Как бы ты поступил?
Некоторые ответы можно нарисовать.
Книга станет дверью в мир собственных чувств, улучшит контакт с собой и осознанность действий.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
… и заодно расскажут, почему это важно
Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. «Мел» собрал книги, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка и подарить ему психологически здоровую и счастливую жизнь.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект
Эта книга должна быть на полке каждого родителя. Её автор Дэниел Гоулман открыл понятие «эмоциональный интеллект» и доказал его важность в формировании детской личности. Книга стала бестселлером и издана на 40 языках.
Почему эмоциональный интеллект важнее, чем IQ, как он влияет на карьеру, личную жизнь и отношения в семье? Почему нельзя подавлять эмоции и как управлять негативными эмоциями вроде гнева, страха, вспыльчивости? На эти вопросы автор даёт подробные ответы. Он помогает понять, что каждому из нас под силу стать счастливее, а все проблемы в отношениях с детьми, коллегами и друг с другом объясняются пробелами в эмоциональном воспитании.
Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребёнка
Ещё одна книга, достойная звания «настольной». Её авторы продолжают дело Дэниела Гоулмана. По мнению Готтмана, эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребёнка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях. Именно этому пытаются научить авторы книги. А ещё они помогают вашим детям регулировать свои эмоции, учат мам и пап открыто говорить с ребёнком о самых разных чувствах и справляться с его проблемами. Эта книга поможет вам стать хорошими родителями и лучшими друзьями для своего ребёнка.
Мартин Селигман. Ребёнок-оптимист
Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их ребёнок рос счастливым и радовался жизни. Основоположник позитивной психологии и автор этой книги Мартин Селигман помогает родителям в этом непростом деле.
Учиться мыслить позитивно нужно с детства, ведь именно оптимизм — залог будущего успеха и здоровой самооценки.
Важно понимать, что дети часто становятся зеркальным отражением родителей. Они перенимают наше отношение к жизни
Это значит, что если вы хотите вырастить счастливого ребёнка, не склонного к депрессиям, то вы сами должны научиться бороться с пессимизмом. Этому и учит Мартин Селигман. Кроме того, он помогает понять, как оформляется положительное или отрицательное отношение к жизни у детей и подсказывает, как можно сформировать правильное отношение ребёнка к проблемам и трудностям. В книге вас ждут практические советы, тесты и полезные упражнения.
Марти Лэйни. Мой ребёнок — интроверт
Ещё одна книга для чутких родителей, у которых растёт ребёнок-интроверт. Она написана ведущим экспертом по интроверсии в США. Книга Лэйни поможет вам лучше понимать своего ребёнка и не стремится переделать его.
Родителям не стоит думать, что с ребёнком-интровертом «что-то не так» только потому, что он застенчив и необщителен. Поверьте, с ним всё в порядке. Прочитав эту книгу, вы поможете ему раскрыться, вместо того чтобы постоянно убеждать в необходимости «быть как все».
Авторы приготовили опросник, который поможет определить: интроверт или экстраверт ваш ребёнок. А также полезные советы, которые помогут развить способности ребёнка и добиться успеха в мире экстравертов.
Томас Армстронг. Ты можешь больше, чем ты думаешь
Эта книга создана для подростков и их родителей, она помогает детям поверить в себя и раскрыть свои таланты. Томас Амстронг, опытный педагог, объясняет, почему тесты на определение интеллекта и хорошие оценки в школе — вовсе не показатель ума. Отличное пособие по саморазвитию для подростков, которое помогает понять, что каждый из нас умён по-своему. В основе книги — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Она рассказывает о девяти видах интеллекта — девяти разных способах быть умным, а также помогает детям избавиться от комплексов и навязанных обществом ярлыков.
Дана Саскинд. Тридцать миллионов слов
Необычная книга и одновременно программа раннего развития ребёнка. В ней профессор Дана Саскинд рассказывает о самой важной вещи, которую вы можете сделать для ребёнка: говорить с ним. Она опирается на данные медицины и научное исследование, которое доказывает, что малыши, слышавшие больше слов до четырёх лет, позднее лучше учатся в школе, более эмоционально устойчивы и имеют более высокие показатели интеллекта.
Книга содержит практические советы и помогает формировать здоровую психику малыша с рождения.
Эмбер и Энди Анковски. Что у него в голове?
33 простых психологических эксперимента, которые помогут родителям лучше понимать своих малышей (от рождения и до семи лет).
Иногда нам кажется, что мы точно знаем, чего хочет ребёнок. Но это ошибка. Наш жизненный опыт мешает почувствовать, что малыш мыслит совсем иначе. Эксперименты из этой книги помогут узнать, как мыслит ребёнок. Результаты таких экспериментов имеют практическое значение: теперь вы сможете избежать детских истерик, уменьшить потребление сладкого, дать старт развитию памяти и ответственности и, конечно, научитесь лучше понимать вашего малыша.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
7 важных тезисов о социализации
Почему дети врут и что с этим делать
10 самых смешных шуток про российское образование
Источник
Марина Червякова
Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Так как дошкольное детство занимает только первых семь лет – это очень короткий отрезок в жизни каждого человека. Но он имеет огромное значение в жизни ребенка, так как он быстро и бурно развивается. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, что в свою очередь является основанием для дальнейшего роста. Для маленького ребенка характерно находиться в так называемом “плену эмоций” – его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, – так как не может управлять ими.
Приоритетным направлением в эмоциональном развития в дошкольников является формирование самостоятельной и активной личности.
Собрано огромное количество фактов и систематизировано много наблюдений об эмоциях, приобретён опыт экспериментального исследования.
Первое определение эмоциональных явлений в общем виде дал Вильгельм Вундт, основоположник интроспективной психологии и сенсуалистических теорий. В своих работах, он связывает эмоции с ощущениями и простейшими психическими процeccами. Титченер критиковал теорию Вундта, подвергая сомнению теорию о неисчислимом множестве чувств. Титченер считал,что человеку присущи только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.
К. Ланге утверждал, что эмоции возникают в результатe моторных изменений, которые вызываются некоторыми раздражителями. В последствии эти две теории начали рассматривать как единую. Эта теория в последствии стала называться как “теория Джемса-Ланге”. В основе которой лежит теория о том,что: мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар.
Внешний стимул достигает ствола мозга посредством органов чувств и вызывает ответную реакцию организма по двигательным нервам. Джемс разделял эмоции на две группы:
1. Высшие эмоции – эмоции, связанные с эстетическими потребностями.
2. Низшие эмоции – эмоции, связанныe с состоянием гнева и страха.
Также была выдвинута “таламическая теория Коннона и Барда”. В основе которой легло утверждение, что эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе человека.
Возникновение и проявление всех эмоций и чувств связано со сложной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Это определило их тесную связь с органами дыхания (“слушал затаив дыхание”, с деятельностью лицевых мышц (мимика) и сердца (“от страха сердце замерло”). Прослеживается так же неразрывная связь и с движениями всего тела (пантомима, с изменением интонаций голоса (голосовая мимика).
Изард, один из ведущих ученых в области эмоций, анализирует связь человеческие эмоции с деятельностью человека и познавательной способностью, старается объяснить, как эти эмоции образуют большую часть человеческого познания, сознания и действия. Изучая эмоции во всех аспектах, он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории.
Теория Изарда подвергалась критике отечественных психологов – А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые отечественные психологии рассматривают как основу эмоций.
Отечественные психологи придерживаются теории о том, что эмоции –это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют следующие аспекты: отражения (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов, отношения (В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон) и переживания (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).
В дошкольном периоде у ребенка начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, который ранее отсутствовали или наблюдались в начальном состоянии. Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с появлением у него новых интересов и потребностей, интересов.
Данный вид теории подразумевает, что эмоции являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г. А. Фортунатов и П. М. Якобсон утверждают, что эмоциональные процессы, это “отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для нeго объектам”
В данном периоде эмоционального развития роль эмоций в деятельности ребенка изменяется. На данном этапе у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать его по поводу возможных результатов (предвидеть реакцию других людей на его поступки). Например, раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Другой пример, раньше дошкольник выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительные оценки, а теперь он ее выполняет, как бы предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Специфичность эмоций определяются переживанием событий и отношений. С. Л. Рубинштейн считал, что “чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает.
Так постепенно ребенок начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувства посредством интонации, мимики, пантомимы, что в свою очередь помогает ему понять переживания другого человека.
Также А. Д. Кошелева утверждала, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием как мотивационной, так и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональный процесс обеспечивает их интеллектуализацию, когда он становятся более осознанным, обобщенным. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в той или иной степени может управлять выражениями эмоций.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По мнению, Г. И Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания.
Если говорить об исследовании эмоций большинства авторов – П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалёв, А. В. Петровский,–считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.
По мнению Л. С. Выготского полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Так как в становлении личности ребенка огромную роль играет эмоциональная сфера, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является очень важной. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Многие отечественные специалисты отмечали, что для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому основной задачей при воспитании эмоций у детей должно быть не только обучить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Отечественные психологи внесли существенный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций, хотя ещё много нерешённых проблем. Так же доказано, что эмоции оказывают большое влияние на развитие психических процессов у ребенка.
Проведя анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод том, что в психолого-педагогической литературе накоплен весомый материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Делая вывод нельзя не отметить, что развивать и корректировать эмоциональную сферу дошкольников необходимо на учебных занятиях в дошкольных учреждениях, но занятия эти должны быть специфичны.
Источник