Авторы диагностика отклонений в развитии ребенка

Слайд 1
и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.
Слайд 2
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка .
Слайд 3
Шкала развития Н. Бейли . Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению , зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» ( MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования ( умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.
Слайд 4
« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин , разработанная на основе тестов А.Газела . Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.
Слайд 5
«Шкала развития» Д.Лешли . Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие ( развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам . Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период . Система методических подходов Ж.Пиаже . Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.
Слайд 6
В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга , создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова , М.Ю.Кистяковской , Э.Л. Фрухт , Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.
Слайд 7
Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной , Л.Г. Голубевой . Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.
Слайд 8
О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития ( Л.С.Выготский , Р.А.Лурия , Н.А.Берштейн , А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин ). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность , несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).
Слайд 9
Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера . Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.
Слайд 10
Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей ( Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Слайд 11
Литература : 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г . Интернет рессурсы : Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.
Источник
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.
Основными принципами диагностики являются:
- Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
- Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
- Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
- При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
- Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
- Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
- Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.
Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей
Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).
Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.
Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.
Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:
- Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
- Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.
Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:
- Отношение ребенка к исследованию и заданиям
- Способы выполнения заданий
- Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
- Обращается ли за помощью к взрослому
- Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
- Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений
Замечание 2
Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.
Проблемы диагностики отклонений в развитии детей
Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:
- Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
- Сложность проведения диагностических методик.
К первой группе проблем относятся:
- недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
- недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
- моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
- распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.
Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:
- трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
- недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
- схожесть ряда синдромов психического недоразвития
- слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
- необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития
Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.
Источник
В современной теории и практике специального (дефектологического) образования достаточно остро стоит вопрос о ранней диагностике отклоняющегося развития. При этом, как и дефектология вобрала в себя различные отрасли науки, так и этот частный вопрос диагностики предусматривает под собой заинтересованность специалистов различного профиля. В случаях сильно выраженного отклонения в развитии, ребенок с рождения находится под пристальным наблюдением медицинского персонала, но и при этом важным аспектом является дифференциация патологических проявлений. В случае же когда нарушение носит не столь выраженный характер, в раннем возрасте могут проявляться только незначительные симптомы, которые не могут быть замечены неспециалистом. В этой связи вопрос ранней комплексной диагностики отклоняющегося развития приобретает более выраженные черты.
Под комплексной диагностикой мы понимаем целенаправленную, слаженную, но при этом независимую работу групп разных специалистов: медицинского, психологического и дефектологического профиля, выделяя при этом клиническое (медицинское) и психолого-педагогическое направление.
Целью настоящей статьи является теоретическое рассмотрение основных аспектов комплексной диагностики отклоняющегося развития с отдельным выделением клинического и психолого-педагогического направлений данной деятельности.
Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблемой диагностики и коррекции детей раннего возраста в отечественной дефектологии занимались Белякова Ю. Ю., Браткова М. В., Выродова И. А., Лебединская К. С., Мастюкова Е. М., Мамайчук И. И., Стребелева Е. А. и другие. Эти исследования объединяет одна основная цель, создание диагностической и коррекционной базы для оказания ранней помощи детям с психическими нарушениями.
В зависимости от времени воздействия вредных факторов на ребёнка по данным Мастюковой Е. М., Лебединского В. В., Марковской И. Ф., Бадалян Л. О. и др., аномалии психофизического развития детей, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального, в том числе и раннего онтогенеза.
Неопровержимым является тот факт, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка во время родов. Родовые травмы приводят к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. Наиболее тяжелые отклонения в развитии появляются при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией во время родов. Рядом авторов установлена взаимосвязь между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут возникают необратимые изменения в структуре головного мозга с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития или других, более или менее выраженных, отклонений в интеллектуальном, эмоциональном и/или физическом развитии [7, с.5].
Вместе со стойкими и необратимыми нарушениями развития, обусловленными органическими поражениями мозга, наблюдается и множество обратимых вариантов протекания этих нарушений, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической слабости, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.
Основными методами медицинского направления комплексной диагностики являются сбор и анализ анамнестических данных о протекании беременности матери ребёнка, об особенностях родов, о значимых показателях психофизического развития (например: заключения педиатра, особенно в первый год жизни) ребёнка; осмотр ребёнка узкими специалистами, проведение ряда лабораторных исследований (например: компьютерная томография, электроэнцефалография, эхо-энцефалография и др.) в том числе генетических, биохимических и патопсихологических (диагностика ВПФ в клинике).
Медицинское направление комплексной диагностики раннего возраста позволяет проследить причинно-следственные связи между признаками психических нарушений и повреждениями отдельных структур головного мозга. Клиническая диагностика в раннем возрасте бывает затруднена, так как многие психические отклонения не связаны с конкретными сенсорными или соматическими нарушениями и входят в состав различных симптомокомплексов.
В рамках психолого-педагогического направления комплексной диагностики детей раннего возраста, Лихачева Е. Н. отмечает, что значимость такого подхода в диагностике нарушений и отклонений развития возрастает еще и потому, что нарушения высшей нервной деятельности проявляются ранее на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. И если ребёнок не попадает в поле зрения специалистов, проблема приобретает более устойчивый характер[5, с. 254–255].
Анализируя и обобщая опыт различных специалистов, Мамайчук И. И. разработала и систематизировала основные принципы психолого-педагогического воздействия на ребенка, базирующиеся на основных положениях специальной психологии:
восприятие и, соответственно, воздействие на личность ребенка. При этом личность рассматривается как целостная психологическая структура, которая формируется в процессе онтогенеза, и основывается на принятии человеком общественных форм сознания и поведения;
психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают значимые взрослые, которыми чаще всего выступают родители);
важнейшую роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности. В раннем возрасте такой деятельностью является предметно-манипулятивная, к трем годам она трансформируется в ролевую игру и копирование действий взрослых;
развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. Вне зависимости от степени тяжести нарушения и времени патологического воздействия все дети обладают способностью к развитию [6, с.26].
Отечественные авторы Кисова В. В. и Конева И. А. выделяют ряд новообразований, на которые следует направить особое внимание в диагностике возрастных норм развития детей от рождения до 3-х лет, к которым они относят:
личную активность ребёнка (слуховое зрительное сосредоточение и восприятие, способность выделять близких людей, особенно мать);
потребность в общении (начальный этап проявляется ещё в младенчестве в виде «комплекса оживления»);
эмоциональное и личностное развитие (проявляется особо остро в кризисе 1-го года жизни, когда резко возрастает стремление ребенка к свободному передвижению и формирование самостоятельности в исследовании окружающих предметов);
развитие речи (начинается гулением, лепетом ещё в младенчестве в последующем активно развивается пассивный и активный словарный запас);
развитие всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание);
предметно-манипулятивная деятельность, как ведущая на данном этапе развития;
аффективность, т. е. эмоциональность и способность адекватно реагировать на внешние воздействия;
развитие самосознания, которое начинается с 2-х с половиной лет и в конечном итоге приводит к кризису 3-летнего возраста [4, с.18].
Для диагностики эмоционально-волевых проявлений ребенка могут быть использованы задания, направленные на диагностику познавательной сферы. Шаповал И. А. указывает на необходимость использования метода наблюдения в сочетании с различными, доступными для ребенка раннего возраста, диагностическими заданиями, при котором необходимо обратить внимание на следующие показатели:
общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.),
активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; контактность [8, с. 233].
Особое внимание исследователи обращают на вовлеченность в контакт ребёнка, т. е. желание сотрудничать со взрослыми. Обычно неполноценный, поверхностный контакт характерен для детей с интеллектуальным нарушением. Дети с невротическими проблемами ведут себя тревожно, им присущи различные страхи. Плохо адаптированные дети раннего возраста, как правило, испытывают затруднения в установлении контакта; уход от контакта — один из ведущих симптомов в поведении детей с расстройствами аутистического спектра.
Немаловажным фактом является эмоциональная реакция ребёнка на поощрение и одобрение (обычно положительные реакции наблюдаются в норме уже в возрасте от года до полутора лет). При выраженном снижении интеллекта дети относятся к одобрению равнодушно; невротизированные дети наряду с проявлениями радости резко повышают результативность выполнения заданий благодаря уменьшению эмоционального напряжения. В норме уже с 2-х с половиной лет ребёнок способен самостоятельно обнаружить ошибочность своих действий. Обнаружив ошибку, он сосредоточивается на выполнении заданий и, исправляя ошибки, старается достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Отношение к деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется прежде всего заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к её результату. Особое внимание акцентируется на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем. Возникновение аномалий развития детей связано с действием разнообразных неблагоприятных факторов: генетических, факторов внешней среды, травматизмом и пр.
Ранний возраст, от рождения до 3-х лет, является наиболее благоприятным и эффективным в установлении отклонений психического развития, так как позволяет приступить к коррекции этих недостатков как можно раньше, когда многие психические функции находятся в стадии формирования и развития. В раннем возрасте существует наибольшая возможность эффективного использования различных компенсаторных механизмов психики, т. к. именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие высших психических функции.
Необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования отклонений развития ребенка является комплексный подход специалистов, который начинается с регулярного осмотра ребёнка педиатром и посещения по его рекомендациям узких специалистов и позже поддерживается первейшим институтом социализации детей — яслями и детским садом. Только это условие является основой постановки правильного диагноза и предупреждением прогресса заболеваний ребёнка.
В рамках клинического направления определения нарушений развития выделяют психопатологическое обследование, включающее в себя выявление и описание симптомов нарушений эмоциональных и поведенческих отклонений, нарушений речи и познавательной деятельности, а также включает диагностику синдромов и болезненных состояний ребёнка.
Психолого-педагогическое направление помощи детям с отклоняющимся развитием в большей степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания. При этом социальная среда выступает не только как условие, но и как источник развития. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в раннем возрасте детерминирует их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Ведущие психологи и дефектологи отмечают, что следует особое внимание уделять контролю над ходом психического развития малышей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.
Факторы приводящие к нарушениям развития в раннем детском возрасте весьма разнообразны — это и средовое влияние, и генетическая обусловленность, перенесенные заболевания как матери во время беременности, так и ребёнка в раннем возрасте, а также различные травмы. Однако диагностика и коррекция этих отклонений в раннем возрасте является необходимым и значимым условием преодоления последующих нарушений и их прогресса; так как в возрасте до 3-х лет психика ребёнка наиболее чувствительна к систематической стимуляции и воздействию. При этом данная работа должна проводиться специалистами в тесной, неразрывной и систематичной связи с семьёй ребёнка.
Неутешительные тенденции постоянного увеличения числа новорожденных детей с недостатками развития ставят проблему раннего обнаружения и коррекции нарушений в развитии на первый план, как в теории, так и в практике работы специалистов медицинского и психолого-педагогического, в частности дефектологического профиля.
Литература:
- Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С.15–21.
- Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 41 с.
- Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей. учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.
- Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 352с.
- Лихачева Е. Н. Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность, проблемы и пути решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 17. Выпуск 20. — С. 254–256.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
Источник