Аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос дошкольного

Аспекты образовательной среды для развития ребенка отражает фгос дошкольного thumbnail

Людмила Кириллова
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Из «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.1:

«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

С точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. (Источник: Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении/З. П. Красношлык//Актуальные задачи педагогики: материалы Ш междунар. науч. конф. / г. Чита, февраль 2013 г. /- Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013, стр. 16).

Понятие «базовые ценности» так определены в ФГОС ДО в разделе

II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, п. 2.6, стр. 5.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности…».

К базовым ценностям относятся:

• Патриотизм

• Гражданственность

• Семья

• Труд и творчество

• Литература

• Природа

• Духовность

• Человечество

Из ФГОС ДО, стр. 11, п. 3.3.3:

«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

– реализацию различных образовательных программ;

– в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

– учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– учет возрастных особенностей детей».

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6.:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Методический комплект «Формирование структуры и содержание игровой поддержки развития детей в дошкольном образовательном учреждении» П. В. Быстрова включает в себя «Перечень целевых комплектов игровых средств» (ЦКИС) и пособие, где дано обоснование структуры и содержания основных направлений и задач игровой поддержки детей дошкольного возраста. В методическом пособии автором раскрываются основные требования к оборудованию для дошкольных образовательных учреждений. Пособие состоит из трех разделов. Я остановлюсь немного подробнее на втором разделе «Целевые комплекты игровых средств (ЦКИС)».

Автор выделил в «Перечне…» 7 программных направлений развития, которые обеспечиваются 20 комплектами с их описанием и подробной характеристикой каждого из направлений игровой поддержки.

1. Развитие движений рук.

2. Сенсорное развитие.

3. Развитие речи.

4. Развитие мышления.

5. Развитие представлений об окружающем мире.

6. Социально-эмоциональное развитие.

7. Эстетическое развитие.

Ответить на вопросы: «Какие ниши среды (содержание и наполнение ЦКИС) ДОУ наиболее актуальны?». Можно ли так ставить вопрос? Почему?

Во время пребывания детей в дошкольном учреждении ими осваиваются следующие образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентированные на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. («От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010, с. 6). Далее – Примерная ООП ДО «От рождения до школы».

Нельзя назвать какое-то направление или область наиболее важной или главной или актуальной. Так вопрос ставить не корректно. Педагоги целенаправленно используют интегративный подход при организации образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении и в их работе задействованы все образовательные области.

Градация ниш средыс наполнением ЦКИС в списке взята узко:

– для продуктивной деятельности;

– для экспериментальной деятельности;

– для трудовой деятельности;

– мебель для групповых помещений;

– спортивные залы;

– бассейны;

– музыкальные залы;

– художественные студии;

– оборудование помещений для релаксации;

– оборудование детских площадок на улице;

– кабинеты специалистов ДОО.

Мебель должно только соответствовать росту и возрасту детей. Непонятно зачем она попала в этом список. Кроме того, не во всех ДОУ имеются бассейны, художественные студии и помещения для релаксации. В МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451их нет, но в каждой группе имеются уголки для релаксации и всего один кабинет для специалиста – педагога-логопеда.

Читайте также:  Такое зона ближайшего развития ребенка

При сравнении этого списка с образовательными областями в ФГОС ДО, очевидно, что предметно-развивающая среда представлена здесь гораздо шире:

Из ФГОС ДО, стр. 5, п. 2.6:

«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие».

Из ФГОС ДО, стр. 6, п. 2.8:

«Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной средыдля ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

?Задание: приведите примеры к пункту «4». В чем выразится содержание среды? Вспомните о феноменах «полифункциональности», «интегративности» среды.

Содержание среды к пункту «4» должно отражать формирование целостной картины мира, к другим людям, к себе самому.

В МБДОУ детский сад комбинированного вида №451 это:Методические пособия из серии: «Ребенок и окружающий мир», «Предметный мир как источник познания социальной действительности», «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в разных возрастных группах детского сада, а также «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения», «Экологическое воспитание в детском саду», «Гендерное воспитание: мальчики и девочки» и др.

Методические пособия, детская литература, материалы для творчества, развивающее оборудование, дидактические игры «по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Продолжать развивать представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).

Развивать осознание ребенком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах… Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами».

(Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 180).

Полифункциональность предметно-пространственной среды открывает множество возможностей, обеспечивающих все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной. Трансформируемость среды, которая связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В дошкольном учреждении «наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса», т. е. соблюдается принцип интеграции образовательных областей. (Примерная ООП ДО «От рождения до школы», стр. 10).

ФГОС ДО заявляет о формировании «социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей».

ФГОС ДО рассматривает среду как:

систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

ФГОС ДО определяет предметно-развивающую среду как

полифункциональную.

?Задание: во ФГОС ДО вводится понятие «образовательная среда». Объясните своими словами это понятие.

Образовательная среда – основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Вопитатель

МБДОУ № 4а.Блечепсин

Шорова Анжела Магометовна

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны.

В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в Стандарте:

– повышение социального статуса дошкольного образования;

– обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

– обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;

Читайте также:  Процесс социально личностного развития ребенка в доу

– сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

– предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

– характер взаимодействия со взрослыми;

– характер взаимодействия с другими детьми;

– система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

– гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

– способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

– создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

– обеспечивать открытость дошкольного образования;

– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная сре­да способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие – одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

«КОГО учить и воспитывать?» – психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» – определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстети­ческому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.

«ЧЕМУ учить?» – осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение раз­вития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«КАК учить и воспитывать?» – рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.

Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

– создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

– диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

– подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

– обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

– организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.

В нашей дошкольной организации 6 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, зимний сад, изостудия, музей «Русская изба», комната ОБЖ, комната патриотического воспитания.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, что­бы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

Читайте также:  Психолог доу карта развития ребенка

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

– инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Центр грамотности и уголки детской книги включают:

– пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

– уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:

– формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

– развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);

– развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

– для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей);

– музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений);

– театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.

Источник