Асинхрония в развитии психики ребенка

Асинхрония в развитии психики ребенка thumbnail

Асинхрония в развитии психики ребенкаАсинхрония – это неправильное непропорциональное дисгармоничное развитие психики, характеризующееся заметным опережением созревания одних явлений и функций психики развевающейся личности и существенным запозданием сроков, отставанием темпа формирования других, что становится базисом разлада психики и личности. Рассматриваемое понятие наиболее проявляется в кризисные периоды формирования, когда происходит интенсивное созревание новых психических свойств.

Основными признаками асинхронии считаются ретардация (незавершённость определённых периодов созревания), акселерация (например, излишне раннее и отграниченное формирование речи на фоне раннего аутизма), регресс (возвращение на предыдущий уровень), изоляция (временное независимое развитие функции трансформируется в изоляцию).

Что это такое

Понятие асинхронии введено для характеристики срыва сроков и нарушения темпа созревания психики, а также полового развития, при котором возникает дисгармоничное развитие различных систем.

С целью обозначения разнообразных форм сбоев в нормальном протекании онтогенеза, наблюдающихся на этапе детскости на фоне незрелости морфофункциональных систем было введено понятие «дизонтогенез». Асинхрония считается вариацией психического дизонтогенеза.

Итак, что такое асинхрония простым языком? Это разлад, отсутствие временного сопоставления и совпадений по темпу определённых функций.

Асинхрония в психологии это искаженное формирование, дисгармоничное, непропорциональное психическое созревание, характеризующееся значительным опережением формирования одних функций психики складывающейся личности на фоне выраженной заторможенности развития других, что в целом приводит к дисгармонической структуре психики.

Асинхрония психического развития являет собой сбой норм гетерохронии (разновремённость созревания разных функций с превосходящим формированием одной сравнительно с другими, в норме любая функция психики характеризуется собственной хронологической структурой и циклом созревания).

Среди основных вариаций асинхронии выделяют такие:

– явления ретардации, проявляющиеся в незавершённости отдельных этапов развития на фоне отсутствия увядания более ранних структур. Характерно для олигофрении;

– явления акселерации, обнаруживающиеся в опережающем созревании отдельных функций, чаще на фоне существенного отставания других (проще говоря, один возрастной этап характеризуется наличием смешением психических новообразований, в норме появляющихся в разные возрастные поры).

Кроме того, выделяют и третью вариацию описываемого нарушения – это явление сложной асинхронии, когда незавершённость созревания одних функций (ретардация) способствует опережающему созреванию других (акселерация).

Проблема детского развития

При нормальном созревании межфункциональные связи закладываются в соответствии с процессом гетерохронии. При патологическом формировании могут возни­кать всевозможные диспропорции в созревании.

В норме психическое вызревание происходит по типу гетерохронии – разновременному созреванию различных функций. На каждом этапе формирования группа психических функций либо одна из них занимает ведущую позицию в развитии среди остальных. На следующем этапе созревания другая группа функций либо одна делается ведущей, определяя направление психического формирования малыша на данном этапе.

Нарушение такого закона созревания (гетерохронии) и является асинхронией развития, при которой отмечаются сложные комбинации недоразвития, убыстрённого форсированного (акселеративного) созревания, искажённого формирования отдельных функций либо функциональных систем, а также их взаимодействия.

К асинхронному развитию причисляют 2 вариации дизонтогенеза:

– дисгармоническое формирование;

– искажённое развитие.

Диспропорциональное вызревание психики являет собой форму нарушений формирования, при которой наблюдается недостаточность созревания мотивационной и эмоционально-волевой структур личности на фоне сравнительной сохранности остальных систем.

Диспропорциональность психического развития бывает генетической этиологии, обусловлена наследственными факторами, связана с воздействием повреждающих факторов извне (например, родовая травма), а также способна наступать по причине создания родителями неадекватных шаблонов эмоционального реагирования.

Формами дисгармонического формирования является патологическое вызревание личности (искажение незрелой личности, протекающее в аномальном русле вследствие длительно воздействующих болезнетворных факторов) и психопатии (расстройство развития личности, обнаруживающееся в устойчивой дезадаптации в социуме).

Асинхрония в развитии психики ребенка

Дезадаптация обнаруживается в устойчивых нарушениях поведенческих паттернов вплоть до асоциальных деяний, таких как: правонарушения. Дисгармоничность психики, свойственная психопатиям, определяется сбоями в эмоционально-волевых структурах. Первично-сохранная интеллектуальная деятельность не управляет эмоциональной «нишей», а зачастую пребывает в большей подчиненности ей, чем это происходит в норме.

Асинхрония проистекает и непосредственно в эмоциональной сфере. При любых разновидностях психопатии наблюдается недостаточность простых эмоций, взаимосвязанных с жизненным тонусом, инстинктами, состоянием организма и с органическими потребностями. Нарушения простых эмоций, как правило, обнаруживаются в динамических сбоях (повышенной возбудимости, инертности, патологической лабильности) и в превалировании модальности эмоций (гнева, страха, печали).

Нарушения формирования высших эмоций, непосредственно связанных с удовлетворением социальных потребностей, таких как: любознательность, симпатия, чувство достоинства, эстетическое удовлетворение, ощущение неудачи, проявляются в виде задержки созревания эмоций либо частичной акселерации.

Патологическое созревание личности чаще порождают следующие факторы: длительный психотравмирующий микроклимат, неправильное воспитание.

Термин асинхрония впервые был введён для отграничения некоторых паталогических состояний, связанных с личностными особенностями и критическими социальными условиями, вследствие которых личность начинает изменяться.

Основные проявления асинхронии

При различных сбоях, прежде всего, страдает созревание сложных межфункциональных взаимосвязей, к каким причисляются иерархические координации. Такие дисфункции могут наблюдаться, как на техническом, так и на смысловом уровнях. В первом случае смысловой (ведущий) уровень вынужден «помогать» испытывающим сложности техническим уровням. Вследствие чего наблюдается передел контроля в пользу технических уровней и, как результат, соответственно, смысловая составляющая действия страдает.

Основными проявлениями асинхронии считаются: ретардация, акселерация, регрессия, изоляция.

Ретардация бывает тотальной (общей) либо парциальной (частной). При общей ретардации происходит приостановка или запоздание в целом психического созревания и личностного развития. Во втором – задержка или отставание созревания отдельных компонентов, функций, психики, свойств личности (психический инфантилизм). Здесь отмечается личностная незрелость, как правило с запозданием в созревании эмоционально-волевых структур, сохраняющих черты, характерные малышам младшего возраста.

Асинхрония наиболее присуща личностям с ЗПР и олигофренией.

Клиника при асинхронии включает несамостоятельность, чрезмерную внушаемости, беспечность, неразвитость чувства долга, неспособность усмирять непосредственные эмоциональные реакции. Основной мотивацией поведенческого паттерна является устремлённость на получение удовольствий.

Ретардация одних функций часто сопровождается акселерацией других, что приводит к сложной асинхронии развития.

Акселерации созревания сопутствуют явные признаки нестабильности и дисгармонии психики. Наблюдается склонность к выдумыванию, мудрствованию, эмоциональная неустойчивость. Отмечается, также, избыточная сензитивность к собственным переживаниям, интересам на фоне черствости к окружающим, сочетание неуверенности и застенчивости с бесцеремонностью и самоуверенностью.

Регрессия проявляется откатом на предыдущий возрастной этап, который может быть как преходящего характера (временный, функциональный возврат), так и устойчивого, обусловленного повреждением функции (устойчивый возврат).

Основой этого явления считается временное физиологическое недоразвитие, а также преходящий откат к незрелым конфигурациям психического реагирования. Вследствие воздействия негативных биологических условий и социальных факторов нередко наблюдается запоздание дальнейшего формирование «уже незрелых» форм. Пример асинхронии здесь можно привести такой – откат к автономной речи по причине утраты коммуникационной потребности, отмечающейся при детском аутизме.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 6 месяцев слушать чтение книг

Явление регресса более присуще менее развитой функции.

Изоляция представляет собой сбои в межфункциональных связях. При нормальном развитии созревание функций может проистекать независимо до определённой точки (например, до двухлетнего этапа линии формирования речи и мыслительных процессов идут отдельно). Состояние автономности характеризуется в норме временным течением. При патологическом созревании эта автономность трансформируется в изоляцию.

Обособленная функция, утратившая воздействие иных функций психики, зацикливается в развитии, стереотипизируется, лишается адаптивного характера.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Проблема детского развития – одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.

Методологические основы психологии аномального развития были заложены Л.С. Выготским, считавшим, что особенностью аномального развития ребенка является расхождение биологического и социального планов развития, в отличие от их слияния в условиях нормогенеза [6]:

К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.

Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы еще не достигли зрелости, был введен термин «дизонтогенез». К одним из основных типов психического дизонтогенеза относятся: асинхрония и гетерохрония.

Гетерохрония развития – это неодновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе [3].

Разновременность наблюдается уже на биохимическом уровне функционирования организма, а также в соматическом, половом, физиологическом развитии.

В наибольшей степени гетерохрония выражена в психическом развитии человека. Так, не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития. Именно многообразие темпов создает чрезвычайно сложную и разнородную во временном отношении картину развития. Формирование высших психических функций, речевой деятельности имеет опережающее значение и происходит еще до того, как простые сенсорные функции достигают своей зрелости.

Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек.

Формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. Одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции. С конца второго года жизни ребенка начинается быстрое развитие «взрослой» речи. На переходном этапе возникает факультативное образование, так называемая автономная речь. Она состоит из звуковых комплексов (ма-ма-ма, му-му, ав-ав и т.д.).

Овладение взрослой речью также подчиняется закону гетерохронии: быстрее развивается понимание, медленнее – говорение.

Итак, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе, наряду с постоянными иерархическими координациями, факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. Таким образом, в норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии – асинхрония.

Асинхрония – искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом [5].

Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.

Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений.

Асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

К основным проявлениям асинхронии относят [4]:

  • 1. Явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
  • 2. Явления патологической акселерации отдельных функций.
  • 3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции.

Так как, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.

Источник

Ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà â âèäå îòêëîíåíèé îò íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñèìïòîìû àñèíõðîíèè, îñîáåííîñòè åå ïðîÿâëåíèÿ â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ. Õàðàêòåðèñòèêà ðåòàðäàöèè, àêñåëåðàöèè, ðåãðåññà, èçîëÿöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ – íàóêà î çàêîíîìåðíîñòÿõ ïñèõè÷åñêîãî äèñîíòîãåíåçà, êîòîðîå ïîíèìàåòñÿ êàê ëþáîå îòêëîíåíèå îò íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.  îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå ïðèìåíèòåëüíî ê äèçîíòîãåíèÿì ïðèíÿò òåðìèí «àíîìàëèè ðàçâèòèÿ». Âïåðâûå òåðìèí «äèçîíòîãåíèÿ» óïîòðåáèë Øâàëüáå â 1927 ã., îáîçíà÷àÿ èì îòêëîíåíèÿ âíóòðèóòðîáíîãî ôîðìèðîâàíèÿ ñòðóêòóð îðãàíèçìà îò íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Âïîñëåäñòâèè ýòîò òåðìèí ïðèîáðåë áîëåå øèðîêîå çíà÷åíèå: èì ñòàëè îáîçíà÷àòü ðàçëè÷íûå ôîðìû íàðóøåíèé îíòîãåíåçà, âêëþ÷àÿ è ïîñòíàòàëüíûé, ïðåèìóùåñòâåííî ðàííèé, îãðàíè÷åííûé òåìè ñðîêàìè ðàçâèòèÿ, êîãäà ìîðôîëîãè÷åñêèå ñèñòåìû îðãàíèçìà åùå íå äîñòèãëè çðåëîñòè [1].

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет и чем с ним заниматься дома

Ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ðàçíîîáðàçíû. Ïî ìíåíèþ Ì.Ø. Âðîíî, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà çàâèñèò â ïåðâóþ î÷åðåäü îò âîçðàñòà ðåáåíêà è ñîîòâåòñòâåííî îò ýòàïà îíòîãåíåçà, ò.å. àâòîð ïîä÷åðêèâàåò õðîíîãåííûé àñïåêò äèçîíòîãåíåçà. Ïî ìíåíèþ Ã.Ê. Óøàêîâà è Â.Â. Êîâàëåâà, îñíîâíûìè òèïàìè ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà ÿâëÿþòñÿ ðåòàðäàöèÿ, ò.å. çàìåäëåíèå èëè ñòîéêîå ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå êàê îáùåå, òàê è ïàðöèàëüíîå è àñèíõðîíèÿ êàê íåðàâíîìåðíîå, äèñãàðìîíè÷åñêîå ðàçâèòèå, âêëþ÷àþùåå ïðèçíàêè ðåòàðäàöèè è àêñåëåðàöèè.  íîðìå æå ìåæ ôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè – ðàçíîâðåìåííîñòüþ ôîðìèðîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ôóíêöèé ñ îïåðåæàþùèì ðàçâèòèåì îäíèõ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì. Êàæäàÿ èç ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé èìååò ñâîþ õðîíîëîãè÷åñêóþ ôîðìóëó, ñâîé öèêë ðàçâèòèÿ. Ïðèíöèï ãåòåðîõðîíèè èìååò âàæíåéøåå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ è ìåõàíèçìîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ñïåöèôèêó ìîçãîâîãî îáåñïå÷åíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.

Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðàçâèòèÿ – îäíà èç ñàìûõ ñëîæíûõ â ïñèõîëîãèè, â òî æå âðåìÿ â ýòîé îáëàñòè î÷åíü ìíîãî ñäåëàíî, íàêîïëåíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ôàêòîâ, âûäâèíóòû ìíîãî÷èñëåííûå, èíîãäà ïðîòèâîðå÷àùèå äðóã äðóãó òåîðèè.

Ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû ïñèõîëîãèè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ áûëè çàëîæåíû Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, ñ÷èòàâøèì, ÷òî îñîáåííîñòüþ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ðàñõîæäåíèå áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ïëàíîâ ðàçâèòèÿ, â îòëè÷èå îò èõ ñëèÿíèÿ â óñëîâèÿõ íîðìîãåíåçà [6]:

Ê àíîìàëüíûì îòíîñÿòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ ôèçè÷åñêèå èëè ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèþ íîðìàëüíîãî õîäà îáùåãî ðàçâèòèÿ.

Ðàçâèòèå àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ïîä÷èíÿÿñü â öåëîì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èìååò öåëûé ðÿä ñîáñòâåííûõ çàêîíîìåðíîñòåé.

Ðàçëè÷íûå àíîìàëèè ïî-ðàçíîìó îòðàæàþòñÿ íà ôîðìèðîâàíèè ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé äåòåé, íà èõ ïîçíàâàòåëüíûõ âîçìîæíîñòÿõ.  çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà íàðóøåíèÿ îäíè äåôåêòû ìîãóò ïîëíîñòüþ ïðåîäîëåâàòüñÿ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, äðóãèå ïîäëåæàò ëèøü êîððåêöèè èëè êîìïåíñàöèè.

Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ ôîðì íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî îíòîãåíåçà, âîçíèêàþùèõ â äåòñêîì âîçðàñòå, êîãäà ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå ñèñòåìû åùå íå äîñòèãëè çðåëîñòè, áûë ââåäåí òåðìèí «äèçîíòîãåíåç». Ê îäíèì èç îñíîâíûõ òèïîâ ïñèõè÷åñêîãî äèçîíòîãåíåçà îòíîñÿòñÿ: àñèíõðîíèÿ è ãåòåðîõðîíèÿ.

Ãåòåðîõðîíèÿ ðàçâèòèÿ – ýòî íåîäíîâðåìåííîå (ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ) ñîçðåâàíèå îòäåëüíûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà â îíòîãåíåçå [3].

Ðàçíîâðåìåííîñòü íàáëþäàåòñÿ óæå íà áèîõèìè÷åñêîì óðîâíå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îðãàíèçìà, à òàêæå â ñîìàòè÷åñêîì, ïîëîâîì, ôèçèîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè.

 íàèáîëüøåé ñòåïåíè ãåòåðîõðîíèÿ âûðàæåíà â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Òàê, íå òîëüêî îòäåëüíûå ôóíêöèè, íî äàæå èõ ðàçëè÷íûå ñâîéñòâà è õàðàêòåðèñòèêè ìîãóò íàõîäèòüñÿ â ðàçíûõ ôàçàõ ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Èìåííî ìíîãîîáðàçèå òåìïîâ ñîçäàåò ÷ðåçâû÷àéíî ñëîæíóþ è ðàçíîðîäíóþ âî âðåìåííîì îòíîøåíèè êàðòèíó ðàçâèòèÿ. Ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè èìååò îïåðåæàþùåå çíà÷åíèå è ïðîèñõîäèò åùå äî òîãî, êàê ïðîñòûå ñåíñîðíûå ôóíêöèè äîñòèãàþò ñâîåé çðåëîñòè.

Âíåøíå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå âûãëÿäèò êàê ïëàâíûé ïåðåõîä îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó. Îäíàêî åñëè îáðàòèòüñÿ ê ðàññìîòðåíèþ âíóòðåííèõ çàêîíîìåðíîñòåé, òî îêàçûâàåòñÿ, ÷òî êàæäûé íîâûé ýòàï ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê.

Ôîðìèðîâàíèå îòäåëüíûõ ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò ñ ðàçëè÷íîé ñêîðîñòüþ. Îäíè ôóíêöèè íà îïðåäåëåííîì âîçðàñòíîì ýòàïå îïåðåæàþò â ñâîåì ðàçâèòèè äðóãèå è ñòàíîâÿòñÿ âåäóùèìè, à çàòåì ñêîðîñòü èõ ôîðìèðîâàíèÿ óìåíüøàåòñÿ. Íàîáîðîò, ôóíêöèè, ïðåæäå îòñòàâàâøèå, íà íîâîì ýòàïå îáíàðóæèâàþò òåíäåíöèþ ê áûñòðîìó ðàçâèòèþ. Òàêèì îáðàçîì, â ðåçóëüòàòå ãåòåðîõðîíèè ìåæäó îòäåëüíûìè ôóíêöèÿìè âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñâÿçè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ îíè íîñÿò âðåìåííûé, ôàêóëüòàòèâíûé õàðàêòåð, äðóãèå ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè.  ðåçóëüòàòå ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò íîâûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà.

Ëó÷øèì ïðèìåðîì òàêèõ ïåðåñòðîåê ÿâëÿåòñÿ îïåðåæàþùåå ðàçâèòèå ðå÷è, êîòîðàÿ ïåðåñòðàèâàåò íà ðå÷åâîé îñíîâå âñå îñòàëüíûå ôóíêöèè. Ñ êîíöà âòîðîãî ãîäà æèçíè ðåáåíêà íà÷èíàåòñÿ áûñòðîå ðàçâèòèå «âçðîñëîé» ðå÷è. Íà ïåðåõîäíîì ýòàïå âîçíèêàåò ôàêóëüòàòèâíîå îáðàçîâàíèå, òàê íàçûâàåìàÿ àâòîíîìíàÿ ðå÷ü. Îíà ñîñòîèò èç çâóêîâûõ êîìïëåêñîâ (ìà-ìà-ìà, ìó-ìó, àâ-àâ è ò.ä.).

Îâëàäåíèå âçðîñëîé ðå÷üþ òàêæå ïîä÷èíÿåòñÿ çàêîíó ãåòåðîõðîíèè: áûñòðåå ðàçâèâàåòñÿ ïîíèìàíèå, ìåäëåííåå – ãîâîðåíèå.

Èòàê, îäíèì èç îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé ãåòåðîõðîíèè ÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèå íà êàæäîì âîçðàñòíîì ýòàïå, íàðÿäó ñ ïîñòîÿííûìè èåðàðõè÷åñêèìè êîîðäèíàöèÿìè, ôàêóëüòàòèâíûõ, îòðàæàþùèõ ïåðåõîäíûé õàðàêòåð ðÿäà ïñèõè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé. Ïðè ýòîì ÷åì ñëîæíåå ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ, òåì áîëüøå òàêèõ ôàêóëüòàòèâíûõ êîîðäèíàöèé âîçíèêàåò íà ïóòè åå ôîðìèðîâàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, â íîðìå ìåæôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè.  ïàòîëîãèè æå âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå äèñïðîïîðöèè â ðàçâèòèè – àñèíõðîíèÿ.

Àñèíõðîíèÿ – èñêàæåííîå, äèñïðîïîðöèîíàëüíîå, äèñãàðìîíè÷íîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì îïåðåæåíèåì ðàçâèòèÿ îäíèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è ñâîéñòâ ôîðìèðóþùåéñÿ ëè÷íîñòè è çíà÷èòåëüíûì îòñòàâàíèåì òåìïà è ñðîêîâ ñîçðåâàíèÿ äðóãèõ ôóíêöèé è ñâîéñòâ, ÷òî ñòàíîâèòñÿ îñíîâîé äèñãàðìîíè÷åñêîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè è ïñèõèêè â öåëîì [5].

Òàê, ó ðåáåíêà ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì ìîæåò áûòü ðàííåå óñêîðåííîå è ñâîåîáðàçíîå ðàçâèòèå êîãíèòèâíîé ñôåðû ïðè çàäåðæêå ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè è íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.

Àñèíõðîíèÿ ðàçâèòèÿ, êàê â êîëè÷åñòâåííîì, òàê è â êà÷åñòâåííîì îòíîøåíèè, îòëè÷àåòñÿ îò ôèçèîëîãè÷åñêîé ãåòåðîõðîíèè ðàçâèòèÿ, òî åñòü ðàçíîâðåìåííîñòè ñîçðåâàíèÿ öåðåáðàëüíûõ ñòðóêòóð è ôóíêöèé. Îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ àñèíõðîííîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðåäñòàâëåíèÿìè ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè â âèäå íîâûõ êà÷åñòâ âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå ïåðåñòðîéêè âíóòðèñèñòåìíûõ îòíîøåíèé.

Àñèíõðîíèÿ ðàçâèòèÿ íàèáîëåå çàìåòíà â ïåðèîäû âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ, êîãäà íà÷èíàåòñÿ èíòåíñèâíîå ôîðìèðîâàíèå íîâûõ êà÷åñòâ ïñèõèêè èíäèâèäà.

Ê îñíîâíûì ïðîÿâëåíèÿì àñèíõðîíèè îòíîñÿò [4]:

1. ßâëåíèÿ ðåòàðäàöèè – íåçàâåðøåííîñòü îòäåëüíûõ ïåðèîäîâ ðàçâèòèÿ, îòñóòñòâèå èíâîëþöèè áîëåå ðàííèõ ôîðì.

2. ßâëåíèÿ ïàòîëîãè÷åñêîé àêñåëåðàöèè îòäåëüíûõ ôóíêöèé.

3. Ñî÷åòàíèå ÿâëåíèé ïàòîëîãè÷åñêîé àêñåëåðàöèè è ðåòàðäàöèè ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Èçó÷åíèå ãåòåðîõðîíèè è àñèíõðîíèè ðàçâèòèÿ íå òîëüêî óãëóáëÿåò ïîíèìàíèå ìåõàíèçìîâ ñèìïòîìîîáðàçîâàíèÿ, íî è îòêðûâàåò íîâûå ïåðñïåêòèâû â îáëàñòè êîððåêöèè.

Ïðè ðàçëè÷íûõ äèñôóíêöèÿõ â ïåðâóþ î÷åðåäü ñòðàäàåò ðàçâèòèå ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ñâÿçåé, êàêèìè ÿâëÿþòñÿ èåðàðõè÷åñêèå êîîðäèíàöèè. Ýòè íàðóøåíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü êàê íà ñìûñëîâîì, òàê è íà òåõíè÷åñêèõ óðîâíÿõ.  ïîñëåäíåì ñëó÷àå âåäóùèé (ñìûñëîâîé) óðîâåíü âûíóæäåí «ïîìîãàòü» èñïûòûâàþùèì òðóäíîñòè òåõíè÷åñêèì óðîâíÿì.  ðåçóëüòàòå ïðîèñõîäèò ïåðåðàñïðåäåëåíèå êîíòðîëÿ â èõ ïîëüçó è, êàê ñëåäñòâèå, ñòðàäàåò ñìûñëîâàÿ îðãàíèçàöèÿ äåéñòâèÿ.

Ïðèìåðû ìîæíî íàéòè íå òîëüêî â ïàòîëîãèè, íî è â íîðìå ïðè ôîðìèðîâàíèè íîâîãî äåéñòâèÿ. Òàê, ðåáåíîê, îâëàäåâàÿ íàâûêîì ïèñüìà, âñå âíèìàíèå îáðàùàåò íà ãðàôè÷åñêóþ ñòîðîíó (íàïèñàíèå áóêâ), îäíîâðåìåííî òåðÿÿ ñìûñëîâóþ ñòîðîíó äåéñòâèÿ.

Àíàëîãè÷íûå òðóäíîñòè äåòè èñïûòûâàþò ïðè îâëàäåíèè òåõíèêîé ÷òåíèÿ.  ïàòîëîãèè ðàçâèòèå ñëîæíûõ ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ñâÿçåé ñòðàäàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü. Áîëüøåé ÷àñòüþ ðå÷ü èäåò î íåäîðàçâèòèè èåðàðõè÷åñêèõ êîîðäèíàöèè.

Êàê óæå îòìå÷àëîñü âûøå, â íîðìå îäíèì èç ìåõàíèçìîâ âîçíèêíîâåíèÿ íîâûõ êîîðäèíàöèè ÿâëÿåòñÿ ãåòåðîõðîíèÿ.  ïàòîëîãèè æå íàáëþäàþòñÿ äèñïðîïîðöèè, âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå òèïû àñèíõðîíèè ðàçâèòèÿ.

Ðàññìîòðèì íåêîòîðûå èç ýòèõ âàðèàíòîâ [3].

Читайте также:  Развитие ребенка инвалида на компьютере

Ðåòàðäàöèÿ ìîæåò áûòü îáùåé (òîòàëüíîé) è ÷àñòíîé (ïàðöèàëüíîé):

– ïåðâîì ñëó÷àå ãîâîðÿò î çàïàçäûâàíèè èëè ïðèîñòàíîâêå âñåãî ïñèõè÷åñêîãî è ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì;

– âî âòîðîì ñëó÷àå – î çàïàçäûâàíèè èëè ïðèîñòàíîâêå ðàçâèòèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êîìïîíåíòîâ ïñèõèêè, îòäåëüíûõ ñâîéñòâ ëè÷íîñòè (èëè ïñèõîìîòîðèêè, èëè ðå÷è, èëè ïðîèçâîëüíûõ ôîðì ðåãóëÿöèè è ò. ï.).

Ýòî ÿâëåíèå íàèáîëåå õàðàêòåðíî äëÿ îëèãîôðåíèè è çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ð.Å. Ëåâèíîé îïèñàíû äåòè ñ îáùèì ðå÷åâûì íåäîðàçâèòèåì, ó êîòîðûõ íàáëþäàëîñü ïàòîëîãè÷åñêè äëèòåëüíîå ñîõðàíåíèå àâòîíîìíîé ðå÷è. Äàëüíåéøåå ðå÷åâîå ðàçâèòèå ó ýòèõ äåòåé ïðîèñõîäèò íå â ðåçóëüòàòå ñìåíû àâòîíîìíîé ðå÷è íà îáû÷íóþ, à âíóòðè ñàìîé àâòîíîìíîé ðå÷è, çà ñ÷åò íàêîïëåíèÿ ñëîâàðÿ àâòîíîìíûõ ñëîâ.  ýòîì ñëó÷àå ïàòîëîãè÷åñêè ôèêñèðóåòñÿ îäèí èç íèçøèõ ðå÷åâûõ ýòàïîâ, â íîðìå çàíèìàþùèé î÷åíü êîðîòêèé ïåðèîä.

Ã.Ê. Óøàêîâ âûäåëÿåò ñëîæíóþ àñèíõðîíèþ, êîãäà ðåòàðäàöèÿ îäíèõ ôóíêöèé ñïîñîáñòâóåò àêñåëåðàöèè äðóãèõ. Íàïðèìåð, ðåáåíîê ñ äåôåêòàìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, âîñïèòûâàþùèéñÿ â èçîëÿöèè îò ñâåðñòíèêîâ, áóäåò îòñòàâàòü îò íèõ â ëè÷íîñòíîì ðàçâèòèè, íî – âñëåäñòâèå âûíóæäåííîé èçîëÿöèè – ìîæåò çíà÷èòåëüíî îïåðåæàòü èõ â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè.

ßâëåíèÿ ðåãðåññà äèôôåðåíöèðóþò îò ÿâëåíèé ðàñïàäà, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò íå âîçâðàò ôóíêöèè íà áîëåå ðàííèé âîçðàñòíîé óðîâåíü, à åå ãðóáàÿ äåçîðãàíèçàöèÿ ëèáî âûïàäåíèå. ×åì òÿæåëåå ïîðàæåíèå íåðâíîé ñèñòåìû, òåì áîëåå ñòîåê ðåãðåññ è áîëåå âåðîÿòåí ðàñïàä.

 îñíîâå ðåãðåññà – ïðåõîäÿùàÿ ôèçèîëîãè÷åñêàÿ íåçðåëîñòü, à òàêæå âðåìåííûé âîçâðàò ê íåçðåëûì ôîðìàì íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ. Ïîä âëèÿíèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ áèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ óñëîâèé ñðåäû ìîæåò ïðîèñõîäèòü çàäåðæêà äàëüíåéøåãî ñîçðåâàíèÿ «óæå íåçðåëûõ» ñòðóêòóð è ôóíêöèé ìîçãà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà â áîëåå ðàííèõ, ïðèìèòèâíûõ ôîðìàõ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðåàãèðîâàíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ê âðåìåííîé ïîòåðå íàâûêîâ õîäüáû, îïðÿòíîñòè ìîæåò ïðèâåñòè äàæå ñîìàòè÷åñêîå çàáîëåâàíèå â ïåðâûå ãîäû æèçíè.

Ïðèìåðîì ñòîéêîãî ðåãðåññà ìîæåò áûòü âîçâðàò ê àâòîíîìíîé ðå÷è âñëåäñòâèå ïîòåðè ïîòðåáíîñòåé â êîììóíèêàöèè, íàáëþäàåìîé ïðè ðàííåì äåòñêîì àóòèçìå.

Ñêëîííîñòü ê ðåãðåññó áîëåå õàðàêòåðíà äëÿ ìåíåå çðåëîé ôóíêöèè.  òî æå âðåìÿ ðåãðåññó ìîãóò áûòü ïîäâåðæåíû íå òîëüêî ôóíêöèè, íàõîäÿùèåñÿ â ñåíñèòèâíîì ïåðèîäå, íî òàêæå è ôóíêöèè, óæå â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè çàêðåïëåííûå, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ïðè áîëåå ãðóáîì ïàòîëîãè÷åñêîì âîçäåéñòâèè: ïðè øîêîâîé ïñèõè÷åñêîé òðàâìå, ïðè îñòðîì íà÷àëå øèçîôðåíè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Èçîëÿöèÿ ôóíêöèè íå ñîïðîâîæäàåòñÿ äðóãèìè ôóíêöèÿìè. Ôóíêöèè ñòåðåîòèïèçèðóþòñÿ è çàöèêëèâàþòñÿ â ñâîåì ðàçâèòèè – âðåìåííàÿ íåçàâèñèìîñòü ïðåâðàùàåòñÿ â èçîëÿöèþ.

Âûãîòñêèé ïèñàë, ÷òî â íîðìå äëÿ äâóõëåòíåãî ðåáåíêà ëèíèè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ è ðå÷è èäóò ðàçäåëüíî. Ïîçäíåå, ïåðåêðåùèâàÿñü, îíè äàþò íà÷àëî íîâîé ôîðìå ðàçâèòèÿ.  òî æå âðåìÿ ôóíêöèè, íà ðàííåì ýòàïå ðàçâèâàþùèåñÿ íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà, ìîãóò âñòóïàòü â ðàçëè÷íûå ôàêóëüòàòèâíûå âçàèìîñâÿçè ñ äðóãèìè ôóíêöèÿìè (íàïðèìåð, ðå÷ü + âîñïðèÿòèå + àôôåêò).

Èçâåñòíî, ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà âòîðîãî ãîäà æèçíè íàõîäèòñÿ åùå íà óðîâíå ñåíñîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ, ò.å. íà äîñòàòî÷íî ðàííåé ñòàäèè. Åñëè áû ðàçâèòèå ðå÷è â ýòîò ïåðèîä çàâèñåëî îò ñîñòîÿíèÿ ìûøëåíèÿ, òî îíà (ðå÷ü) ôèêñèðîâàëàñü áû íà áîëåå ðàííåì óðîâíå. Ìåæäó òåì ìû íàáëþäàåì â 2-3 ãîäà áûñòðîå ðàçâèòèå ýêñïðåññèâíîé ðå÷è ïðè îòñòàâàíèè ñìûñëîâîé. Íàïîëíåíèå íîâûìè ñìûñëàìè ýòî ñëåäóþùèé ýòàï â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ è ðå÷è.

 íîðìå ñîñòîÿíèå íåçàâèñèìîñòè ôóíêöèè èìååò îòíîñèòåëüíûé õàðàêòåð. Îíî ìîæåò íàáëþäàòüñÿ íà îïðåäåëåííîì ýòàïå ðàçâèòèÿ ïî îòíîøåíèþ ê îäíèì ïñèõè÷åñêèì ïðîöåññàì, ñ êîòîðûìè â áóäóùåì ýòà ôóíêöèÿ ìîæåò îêàçàòüñÿ íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàííîé (íàïðèìåð, ðå÷ü ñ ìûøëåíèåì).  òî æå ñàìîå âðåìÿ òà æå ôóíêöèÿ âðåìåííî âñòóïàåò â ðàçíîñòîðîííèå ñâÿçè ñ äðóãèìè ïñèõè÷åñêèìè ôóíêöèÿìè, êîòîðûå â äàëüíåéøåì áóäóò èãðàòü äëÿ íèõ íåðåäêî ëèøü ôîíîâóþ ðîëü. Íàïðèìåð, ðîëü îáðàçíûõ, àôôåêòèâíûõ êîìïîíåíòîâ íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåáåíêà áîëüøå, ÷åì â ðå÷è âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.

 íîðìå ñîñòîÿíèå íåçàâèñèìîñòè èìååò âðåìåííûé õàðàêòåð.  ïàòîëîãèè æå ýòà íåçàâèñèìîñòü ïðåâðàùàåòñÿ â èçîëÿöèþ. Èçîëèðîâàííàÿ ôóíêöèÿ, ëèøåííàÿ âîçäåéñòâèé ñî ñòîðîíû äðóãèõ ôóíêöèé, îñòàíàâëèâàåòñÿ â ñâîåì ðàçâèòèè, òåðÿåò àäàïòèâíûé õàðàêòåð. Ïðè ýòîì èçîëèðîâàííîé ìîæåò îêàçàòüñÿ íå òîëüêî ïîâðåæäåííàÿ ôóíêöèÿ, íî è ñîõðàííàÿ, åñëè äëÿ åå äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìû êîîðäèíèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ ñî ñòîðîíû íàðóøåííîé ôóíêöèè.

Òàê, íàïðèìåð, ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ óìñòâåííîé îòñòàëîñòè âåñü ìîòîðíûé ðåïåðòóàð áîëüíîãî ðåáåíêà ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ðèòìè÷åñêîå ðàñêà÷èâàíèå; ñòåðåîòèïíûå ïîâòîðåíèÿ îäíèõ è òåõ æå ýëåìåíòàðíûõ äâèæåíèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âûçâàíû íå ñòîëüêî äåôåêòíîñòüþ äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ñêîëüêî ãðóáûì íàðóøåíèåì ìîòèâàöèîííîé ñôåðû.

Ïðè îëèãîôðåíèè ñ ÿâëåíèÿìè ãèäðîöåôàëèè íåðåäêî íàáëþäàåòñÿ õîðîøàÿ ìåõàíè÷åñêàÿ ïàìÿòü, îäíàêî, åå èñïîëüçîâàíèå îãðàíè÷åíî èç-çà íèçêîãî èíòåëëåêòà. Âíåøíÿÿ áîãàòàÿ ðå÷ü, ñî ñëîæíûìè «âçðîñëûìè» îáîðîòàìè îñòàåòñÿ íà óðîâíå ïîäðàæàíèÿ.

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå áîãàòàÿ ðå÷ü òàêèõ äåòåé ìîæåò ìàñêèðîâàòü èíòåëëåêòóàëüíóþ íåñîñòîÿòåëüíîñòü.

 äàííîé ðàáîòå ðàññìîòðåíà àñèíõðîíèÿ è ãåòåðîõðîíèÿ ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Èçâåñòíî, ÷òî ïåðåñòðîéêà è óñëîæíåíèå âíóòðèñèñòåìíûõ îòíîøåíèé ïðîòåêàþò â îïðåäåëåííîé õðîíîëîãè÷åñêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, îáóñëîâëåííîé çàêîíîì ãåòåðîõðîíèè – ðàçíîâðåìåííîñòüþ ôîðìèðîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ ôóíêöèé ñ îïåðåæàþùèì ðàçâèòèåì îäíèõ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì. Êàæäàÿ èç ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé èìååò ñâîþ «õðîíîëîãè÷åñêóþ ôîðìóëó», ñâîé öèêë ðàçâèòèÿ. Îäíè ôóíêöèè íà îïðåäåëåííîì âîçðàñòíîì ýòàïå îïåðåæàþò â ñâîåì ðàçâèòèè äðóãèå è ñòàíîâÿòñÿ âåäóùèìè, à çàòåì ñêîðîñòü èõ ôîðìèðîâàíèÿ óìåíüøàåòñÿ. Ôóíêöèè, ïðåæäå îòñòàâàâøèå, íà íîâîì ýòàïå íà÷èíàþò áûñòðî ðàçâèâàòüñÿ.  ðåçóëüòàòå ãåòåðîõðîíèè ìåæäó îòäåëüíûìè ôóíêöèÿìè âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ñâÿçè.  îäíèõ ñëó÷àÿõ îíè íîñÿò âðåìåííûé (ôàêóëüòàòèâíûé) õàðàêòåð, äðóãèå ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè.  ðåçóëüòàòå ìåæôóíêöèîíàëüíûõ ïåðåñòðîåê ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ïðèîáðåòàåò íîâûå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà. Òàêèì îáðàçîì, â íîðìå ìåæôóíêöèîíàëüíûå ñâÿçè ñêëàäûâàþòñÿ â ïðîöåññå ãåòåðîõðîíèè.  ïàòîëîãèè æå âîçíèêàþò ðàçëè÷íûå äèñïðîïîðöèè â ðàçâèòèè – àñèíõðîíèÿ.

1. Áîëüøîé ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü / Ïîä ðåä. Á.Ã. Ìåùåðÿêîâ, Â.Ï. Çèí÷åíêî. – ÑÏá.: ÏÐÀÉÌ-ÅÂÐÎÇÍÀÊ, 2004. – 672 ñ.

2. Êëèíè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. Á.Ä. Êàðâàñàðñêîãî. – ÑÏá: Ïèòåð, 2012. – 960 ñ.

3. Ëåáåäèíñêàÿ Ê.Ñ. Íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå / Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêàÿ, Â.Â. Ëåáåäèíñêèé. – Ì., Àêàäåìè÷åñêèé ïðîåêò, 2013. – 304 ñ

4. Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: Õðåñòîìàòèÿ â 2 ò. / Ïîä ðåä. Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî. Ò. 1. – Ì: ×åÐî, 2002. – 744 ñ.

5. Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ: Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Ñîñò. Î.À. Àõâåðäîâà, È.Â. Áåëàøåâà, Ý.Â. Òåðåùåíêî. – Ñòàâðîïîëü: ÑÃÓ, 2006. – 355 ñ.

6. Ðåïèíà Í.Â. Îñíîâû êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè / Í.Â. Ðåïèíà è äð. – Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2013. – 480 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник