Арттерапия в коррекции психического развития ребенка

Арттерапия в коррекции психического развития ребенка thumbnail

«Арттерапия в системе психокоррекционной помощи
детям с проблемами в развитии»

Содержание

I. Введение 3

II. Основная часть
1. Артпедагогика, арттерапия- из истории; понятие и сущность. 6

2. Основные функции артпедагогики, значения и функции

арттерапии. 8

3. Методы арттерапии 10

III. Заключение 21

IV. Список литературы 22

I. ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе со стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к сожалению не уменьшается. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым учителем современными коррекционными технологиями, но помимо информационных компьютерных технологий были разработаны и новые методики для применения их в практической профессиональной деятельности коррекционными педагогами.

Целями и задачами педагогов специальной (коррекционной) школы является создание такой модели обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развиваться? На этот вопрос пытались ответить люди многих профессий.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями коррекционный педагог идет к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным
образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. Как отметил Выготский Л.С. особое значение в формировании субкультуры личности ребенка представляется средствам искусства. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание и оздоровление детей художественной культурой. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, являются актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптационных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

Арттерапия – использование художественного творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью.

Техники арттерапии показали свою высокую эффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.

Цель данной работы: определить понятие и сущность арттерапии, охарактеризовать направления арттерапии в целях коррекционной педагогики, а также ознакомить с некоторыми методами и приемами оздоровления детей посредством искусства.

II. Основная часть
1. Арттерапия- из истории, понятие и сущность

Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность  (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно- игровую и др.), включающую в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.

Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом – очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее – значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность.

Можно вы-говорить, вы-петь, вы-рисовать, вы-играть, вы-танцевать переживания. Что мы сплошь и рядом все делаем. Можно освободиться, вынеся переживание из себя и перенеся его на что-то вовне- музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение… и вынести из себя, перенеся на что-то – разглядеть, расслышать, понять.

Искусство и творчество в психотерапии используется осознанно и направленно в качестве метода, инструмента. Важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя – открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром.

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья в работе с тяжелобольными пациентами. В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов.

Понятие «арттерапия» имеет несколько значений:

1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

2) как комплекс арттерапевтических методик;

3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики;

4) как метод арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами.

Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологий психокоррекционного лечебного применения.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ОВЗ посредством искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления.

Целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.


2.
Основные функции артпедагогики, значения и функции арттерапии.

Основные функции артпедагогики:

  • культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);

  • образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);

  • воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);

  • коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Тесно связанная с артпедагогикой арттерапия имеет несколько значений:

  • рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

  • как комплекс арттерапевтических методик;

  • как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

  • как метод.

Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть представлена в 3-х видах:

рецептивная – пассивная,

активная – активное участие ребенка,

интегративная – сочетание рецептивной и активной.

Основываясь на связи с артпедагогикой можно дать следующее определение арттерапии:

Арттерапия применительно к коррекционному специальному образованию- есть синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике- совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

3. Методы арттерапии.

В настоящее время арттерапия включает в себя такие методы как:

  • Музыкотерапия – это метод арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. hello_html_376b6446.jpg

  • Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.

Занятия театрализованной деятельностью детей с ЗПР дают
положительную динамику в качественном развитии воображения,
формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания,
коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют
развитию многих компонентов личности.

hello_html_25eab179.jpg

Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.

hello_html_m5770ca60.jpg
hello_html_m23be24e.jpg

Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
hello_html_15a14c0f.jpg
hello_html_40b2fb3.jpg

Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
hello_html_m7a857b3d.jpg
hello_html_38638ce3.jpg

Либропсихотерапия и библиотерапия, сказкотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок).

hello_html_449735f8.jpg

hello_html_40ef62ce.jpg

  • Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).

.hello_html_3d3711b4.jpghello_html_m403e5520.jpg

Работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.
hello_html_m6c64da18.jpg

hello_html_m4592a5c0.jpg

Кроме упомянутых методов арттерапии представленных выше


Существуют и другие методы арттерапии такие как – воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и др.) Систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.

В медицине и психологии они дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека.
hello_html_110e9c2e.jpg
hello_html_m7e6e0fab.jpg hello_html_25797444.jpghello_html_18b700c6.jpg

hello_html_28e8c02b.jpghello_html_m10c3e62.jpg
III. Заключение

Работа по методу арттерапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.
IV. Список литературы

  1. Аллан Д. Ландшафт детской души.  СПб, 1998

  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974

  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.

  4. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85-90.

  5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002

  6. Бондс Л. Магия цвета. СПб, 1997

  7. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением, Екатеринбург, 1999

  8. Грегг М.Ф. Тайный мир рисунка. СПб, 2003

  9. Зайцева И.А., Кукушкин В.С, Ларин Г.Г., Румега Н.А, Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)

  10. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб, 2005

  11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М., 1997

  12. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.

  13. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002

  14. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция, М., 1990

  15. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003

  16. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов, М., 1990

  17. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий/ Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993, №2

Источник

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.

Понятие арт-терапия ввел в употребление художник А. Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (рисунок, скульптура) выражает его неосознаваемые психические процессы. Обращение к психоаналитической теории позволило зарубежным арт-терапевтам обосновать механизмы терапевтической экспрессии, а также роль отношений клиента со специалистом. М. Эссекс,      К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что терапия искусством является наиболее подходящим методом коррекции для работы с несовершеннолетними. Основы

для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд и Е. Кейн. Эти авторы рассматривают творческую деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики.

Отечественный опыт применения арт-терапии отражен в работах      М.Ю. Алексеевой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной. М.Ю. Алексеева рассматривает различные варианты использования арт-терапии педагогами. Она приводит включение элементов арт-терапии в конкретный урок в качестве развивающего средства обучения. Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. А.В. Гришина предложила программу развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается в работах            Е. А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской. Они попытались обобщить опыт применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии

Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.

Основные цели арт-терапии:

  • выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
  • повышение адаптивности и гибкости в постоянно меняющемся мире.

Рассмотрим существующие формы арт-терапии:

– активнаяклиент сам создает продукт творчества: рисунки, скульптуры, сказки и т.д.;

– пассивная клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения;

– смешаннаяклиент использует имеющиеся произведения искусств для создания своих продуктов творчества.

Арт-терапия применяется:

  • при психологических травмах, потерях, посттравматическом стрессовом расстройстве, что является актуальным в послевоенное время;
  • кризисных состояниях;
  • внутри – и межличностных конфликтах;
  • при развитии целостности личности;
  • в работе с детьми и взрослыми с ОВЗ.

Спектр возможностей арт-терапии очень широк:

–                направлена на решение психологических проблем;

–                может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего пола, возраста, социального статуса;

–                помогает устанавливать отношения между людьми, т.к. с помощью искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других;

–                позволяет познавать себя и окружающий мир в творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового;

–                развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты, реализовать свой внутренний потенциал;

–                является хорошим способом социальной адаптации: наибольшее значение это имеет для лиц с ОВЗ, т.к. чаще всего они дезадаптированы;

–                в арт-терапии, в основном, используются средства невербального общения, это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Существует два основных подхода в арт-терапии:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. Психолог стимулирует клиентов доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью других.

2. На первом месте терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт-терапия служит дополнением к другим терапевтическим методам. Выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию. Психологом поощряются свободные ассоциации клиентов и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.

Рассмотрим самые распространеннее виды арт-терапии:

  • Музыкотерапия
  • Библиотерапия
  • Драмотерапия
  • Игротерапия
  • Изотерапия
  • Маскотерапия
  • Коллаж
  • Песочная терапия
  • Цветотерапия
  • Сказкотерапия
  • Фототерапия
  • Глинотерапия

Разберем каждый вид подробнее.

Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки.

Библиотерапия специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Драмотерапия театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Изотерапиятерапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможностьвыходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всегоизотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

В изотерапии могут применяться такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь.

Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в работе со студентами на практических занятиях по специальной психокоррекции и способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Песочная терапия это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.

Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие; темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Сказкотерапия это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты — любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д. )

Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно “выговориться”, кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь “вылепливание” снижает или убирает сопротивление и дает возможность “увидеть” решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств  при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги, отметим, что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей и взрослых. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций