Арттерапия для развитие личности ребенка

Арттерапия для развитие личности ребенка thumbnail

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

творческое развитие

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Читайте также:  Тренажер для развития моторики ребенка

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Борьба со страхами

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Гармоничное развитие личности

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Читайте также:  Как определить что у ребенка задержка речевого развития

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Источник

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Определение понятия

детская арт-терапия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

цели арт-терапии для детей

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

агрессия ребенка

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Читайте также:  Центр развития ребенка басманного района

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

организация занятий арт-терапии

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

конверт

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, – это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

Источник