Арт терапия как развитие речи ребенка
Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей
Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников – это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.
Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.
Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].
Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно – перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].
Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области – психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.
Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:
1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.
2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.
4. Развитие уверенности в себе, креативности.
5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
7. Обучение новым приемам рисования.
8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .
К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:
– цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);
– песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);
– игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);
– музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);
– сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);
– терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).
Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].
В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:
– марания;
– штриховка;
– рисование с помощью пальцев;
– рисование предметами окружающего пространства;
– рисование под музыку;
– каракули;
– монотипия;
– рисование на мокрой бумаге.
Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.
Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.
Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.
Источник
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.
В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, вовлечены и педагоги нашего дошкольного учреждения. В ДОУ функционируют две логопедические группы и логопедический пункт. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме мы уже на протяжении двух лет используем элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками.
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:
- Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
- Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
- В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт – терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:
- Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
- Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
- Развивать уверенность в себе.
- Гармонизировать эмоциональное состояние.
- Способствовать развитию детского коллектива.
Новизна и актуальность работы коллектива в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми в доступной привлекательной форме.
Виды арт-терапии для дошкольников:
- Изотерапия
- Цветотерапия
- Песочная терапия
- Фототерапия
- Игротерапия
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Сказкотерапия
- Танцевально-двигательная терапия
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
Педагоги ДОУ в своей работе активно используют элементы:
Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.
Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Поработав с использованием арт-терапии, мы поняли, что есть огромная отдача: повысилась качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. Были конечно и трудности, возникали они по мере того как специалисты начали использовать арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности. Главная проблема, с которой мы столкнулись – отсутствие методического обеспечения. Хочется отметить, что была проведена огромная работа, большой вклад в разработку занятий внесли педагоги ДОУ. Пришлось самостоятельно изучать методическую литературу. В настоящее время продолжается разработка цикла занятий, специалисты используют методическую литературу:
- Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей»
- Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
- Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников»;
- Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
- Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников, рекомендации, занятия, дидактические игры»
- Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»
- Нищева Н.В. «Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
- Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие»
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Источник
Елена Антонцева
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей
Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций.
В процессе работы в детском доме мною было подмечено, что в поведении детейдошкольного возраста отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения, снижение темпа психической активности (медленно включаются в задания, долго обдумывают заданный вопрос). У большинства малышей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей – дошкольников отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память.
Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов. В наибольшей степени страдает связная речь.
Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно –этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нетяжелые нарушения развития, не могут работать по существующим программам, и требуются специальные методические разработки, определяющие организацию и содержание коррекционно – педагогического процесса.
С целью преодоления негативных последствий мною была пересмотрена система педагогического воздействия. Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи – это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.
Мною разработаны интегрированные занятия, где речевые задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна,так как:
– интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
– помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
– развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства
– воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
Воспитательное воздействие отдельно – взятого вида искусства велико (литература, рисование, музыка, театрализованная деятельность, но синтез нескольких видов искусств многократно увеличивает ее воздействие на ребенка.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Разучивая стихи, игры с движениями, обыгрывая и ритмически их оформляя, у детей развивается не только память, но и чувства ритма и темпа.
Привить любовь и интерес к литературе можно,применяя несколько несложных советов:
-ежедневно читать детям литературу, соответствующую возрасту и подготовки детей
-стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменение тембра голоса,
-рассматривать иллюстрации к произведению во время чтения
-систематически оформлять книжные уголки по тематике
-прививать привычку бережного обращения с книгой.
Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок,испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к.используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.
Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях – все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерской игры. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.
На время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, и тревожности или от внутрисемейных отношений. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.
Работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапиив воспитательно – образовательном процессе наиболее целесообразной.
Источник