Арт терапия как развитие речи ребенка

Арт терапия как развитие речи ребенка thumbnail

Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников – это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.

Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].

Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно – перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].

Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области – психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.

Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитиевоспитанников являются:

1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.

2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.

4. Развитие уверенности в себе, креативности.

5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

7. Обучение новым приемам рисования.

8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .

К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие,можно отнести:

– цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);

– песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);

– игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);

– музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);

– сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);

– терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).

Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].

В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:

– марания;

– штриховка;

– рисование с помощью пальцев;

– рисование предметами окружающего пространства;

– рисование под музыку;

– каракули;

– монотипия;

– рисование на мокрой бумаге.

Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.

Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.

Источник

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

В эти инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, вовлечены и педагоги нашего дошкольного учреждения. В ДОУ функционируют две логопедические группы и логопедический пункт. Анализ результатов педагогической диагностики позволил обнаружить общие для всей вертикали недостатки по развитию речи. Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на наш взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме мы уже на протяжении двух лет используем элементы разновидностей арт-терапии в работе с дошкольниками.

Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт – терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами, которые мы ставим перед собой, работая с детьми, являются:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.

Новизна и актуальность работы коллектива в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста. Использование средств арт-терапевтических в работе с детьми в доступной привлекательной форме.

Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.           

Педагоги ДОУ в своей работе активно используют элементы:

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности.Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В заключении хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Поработав с использованием арт-терапии, мы поняли, что есть огромная отдача: повысилась качество обучения детей, а также творческая активность педагогического коллектива. Были конечно и трудности, возникали они по мере того как специалисты начали использовать арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности. Главная проблема, с которой мы столкнулись – отсутствие методического обеспечения. Хочется отметить, что была проведена огромная работа, большой вклад в разработку занятий внесли педагоги ДОУ. Пришлось самостоятельно изучать методическую литературу. В настоящее время продолжается разработка цикла занятий, специалисты используют методическую литературу:

  1. Клезович О.В. «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей»
  2. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем»
  3. Шорохова О.А. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников»;
  4. Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»
  5. Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников, рекомендации, занятия, дидактические игры»
  6. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников»
  7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
  8. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие»

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Источник

Елена Антонцева
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций.

В процессе работы в детском доме мною было подмечено, что в поведении детейдошкольного возраста отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения, снижение темпа психической активности (медленно включаются в задания, долго обдумывают заданный вопрос). У большинства малышей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей – дошкольников отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов. В наибольшей степени страдает связная речь.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно –этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нетяжелые нарушения развития, не могут работать по существующим программам, и требуются специальные методические разработки, определяющие организацию и содержание коррекционно – педагогического процесса.

С целью преодоления негативных последствий мною была пересмотрена система педагогического воздействия. Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи – это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.

Мною разработаны интегрированные занятия, где речевые задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна,так как:

– интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

– помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства

– воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Воспитательное воздействие отдельно – взятого вида искусства велико (литература, рисование, музыка, театрализованная деятельность, но синтез нескольких видов искусств многократно увеличивает ее воздействие на ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Разучивая стихи, игры с движениями, обыгрывая и ритмически их оформляя, у детей развивается не только память, но и чувства ритма и темпа.

Привить любовь и интерес к литературе можно,применяя несколько несложных советов:

-ежедневно читать детям литературу, соответствующую возрасту и подготовки детей

-стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменение тембра голоса,

-рассматривать иллюстрации к произведению во время чтения

-систематически оформлять книжные уголки по тематике

-прививать привычку бережного обращения с книгой.

Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок,испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к.используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.

Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях – все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерской игры. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

На время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, и тревожности или от внутрисемейных отношений. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

Работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапиив воспитательно – образовательном процессе наиболее целесообразной.

Источник