Аристотель природа ребенка и его развитие
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.
Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.
Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.
Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.
В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: “Не следует думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом . В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.
Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.
Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.
Источник
Аристотель, называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир — 322 до н.э., Халкида на Эвбее) — древнегреческий философ и учёный. аристотель педагогический воспитание дошкольный
Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году — в Афины, где прожил целые 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.
В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.
После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.
Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).
Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.
Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.
Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.
Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,– говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье.
По мнению Аристотеля, такая периодизация соответствует природе человека. Ведь до семи лет ребенок воспитывается в семье, где родители обязаны ее закалять, воспитывать с помощью игры , музыки, сказки, бесед на моральные темы. От семи до четырнадцати лет дети должны посещать государственные школы, где бы они занимались физическими упражнениями, музыкой, учились читать и считать. От 14 до 21 года подростки и юноши должны получить среднее образование, в которые входили знания по литературе, истории, философии, математики, астрономии, музыке. Стоит отметить, что для девочек такая система обучения была ограниченной.
Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.
В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: “Не следует… думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом . В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.
Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.
Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.
Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.
Список использованной литературы
- 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000 – 345с.
- 2. Вересов М.Р. История педагогики. М.: Инфра – М, 2002- 456с.
- 3. Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 – 288с.
- 4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999 – 321с.
Источник
Êðàòêàÿ áèîãðàôèÿ Àðèñòîòåëÿ äðåâíåãðå÷åñêîãî ôèëîñîôà è ó÷åíîãî. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ Àðèñòîòåëÿ: îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Íðàâñòâåííîå âîñïèòàíèå äåòåé. Ïðèíöèï ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè è îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ
Ëèïåöêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ïåäàãîãè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò
èìåíè Ï.Ï. Ñåìåíîâà-Òÿí-Øàíñêîãî
Êàôåäðà Òåõíîëîãèè è Ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà
Äîêëàä
íà òåìó: «Àðèñòîòåëü è åãî ïåäàãîãè÷åñêèå âçãëÿäû»
Âûïîëíèë: ñòóäåíò ãðóïïû
ÒÁ-2 Ìóõîðòûõ Äìèòðèé
Ïðîâåðèë(à):
Åãîðîâà Åëåíà Àíàòîëüåâíà
Ëèïåöê 2016ã
Àðèñòîòåëü, íàçûâàåìûé òàêæå Ñòàãèðèò ïî ìåñòó ðîæäåíèÿ (384, Ñòàãèð — 322 äî í.ý., Õàëêèäà íà Ýâáåå) — äðåâíåãðå÷åñêèé ôèëîñîô è ó÷¸íûé. àðèñòîòåëü ïåäàãîãè÷åñêèé âîñïèòàíèå äîøêîëüíûé
Îòåö åãî Íèêîìàõ è ìàòü Ôåñòèäà áûëè áëàãîðîäíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ.
Ðàíî ïîòåðÿâ ðîäèòåëåé, Àðèñòîòåëü îòïðàâèëñÿ ñíà÷àëà â Àòàðíåé, â Ìàëîé Àçèè, à çàòåì, íà 18 ãîäó — â Àôèíû, ãäå ïðîæèë öåëûå 20 ëåò. Òàì, ïîä âëèÿíèåì Ïëàòîíà, ëåêöèè êîòîðîãî Àðèñòîòåëü òàê æå óñåðäíî ñëóøàë, êàê èçó÷àë åãî ñî÷èíåíèÿ, äóõ ó÷åíèêà ðàçâèëñÿ òàê áûñòðî è ìîùíî, ÷òî îí ñêîðî çàíÿë ñàìîñòîÿòåëüíîå ïîëîæåíèå îòíîñèòåëüíî ñâîåãî ó÷èòåëÿ.
 367 ãîäó, â âîçðàñòå ñåìíàäöàòè ëåò, Àðèñòîòåëü îòïðàâèëñÿ â Àôèíû, ãäå ñòàë ó÷åíèêîì Àêàäåìèè Ïëàòîíà. ×åðåç íåñêîëüêî ëåò Àðèñòîòåëü ñàì íà÷àë ïðåïîäàâàòü â Àêàäåìèè, ñòàë ïîëíîïðàâíûì ÷ëåíîì ñîäðóæåñòâà ôèëîñîôîâ-ïëàòîíèêîâ.  òå÷åíèå äâàäöàòè ëåò Àðèñòîòåëü ðàáîòàë âìåñòå ñ Ïëàòîíîì, íî áûë ñàìîñòîÿòåëüíûì è íåçàâèñèìî ìûñëÿùèì ó÷åíûì, êðèòè÷åñêè îòíîñèëñÿ ê âîççðåíèÿì ñâîåãî ó÷èòåëÿ.
Ïîñëå ñìåðòè Ïëàòîíà â 347 Àðèñòîòåëü âûõîäèò èç Àêàäåìèè è ïåðåñåëÿåòñÿ â ãîðîä Àòàðíåé (Ìàëàÿ Àçèÿ), êîòîðûì ïðàâèë ó÷åíèê Ïëàòîíà Ãåðìèé. Ïîñëå ñìåðòè Ãåðìèÿ â 344, Àðèñòîòåëü æèë â Ìèòèëåíå íà îñòðîâå Ëåñáîñ, à â 343 ìàêåäîíñêèé öàðü Ôèëèïï II ïðèãëàñèë ó÷åíîãî ñòàòü ó÷èòåëåì ñâîåãî ñûíà Àëåêñàíäðà. Ïîñëå òîãî êàê Àëåêñàíäð âçîøåë íà ïðåñòîë, Àðèñòîòåëü â 335 âåðíóëñÿ â Àôèíû, ãäå îñíîâàë ñîáñòâåííóþ ôèëîñîôñêóþ øêîëó.
Ìåñòîì øêîëû ñòàë ãèìíàñèé íåïîäàëåêó îò õðàìà Àïïîëîíà Ëèêåéñêîãî, ïîýòîìó øêîëà Àðèñòîòåëÿ ïîëó÷èëà íàçâàíèå Ëèêåé. ×èòàòü ëåêöèè Àðèñòîòåëü ëþáèë, ïðîãóëèâàÿñü ñ ó÷åíèêàìè ïî äîðîæêàì ñàäà. Òàê ïîÿâèëîñü åùå îäíî íàçâàíèå Ëèêåÿ — ïåðèïàòåòè÷åñêàÿ øêîëà (îò ïåðèïàòî — ïðîãóëêà). Ïðåäñòàâèòåëè ïåðèïàòåòè÷åñêîé øêîëû ïîìèìî ôèëîñîôèè çàíèìàëèñü è êîíêðåòíûìè íàóêàìè (èñòîðèåé, ôèçèêîé, àñòðîíîìèåé, ãåîãðàôèåé).
Ïåäàãîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ Àðèñòîòåëÿ
Áóäó÷è ó÷åíèêîì Ïëàòîíà, Àðèñòîòåëü ðàíî, îäíàêî, ðàçîøåëñÿ âî âçãëÿäàõ ñî ñâîèì ó÷èòåëåì, íå ïðèíÿë åãî ó÷åíèÿ î ðàçäåëåíèè ìèðà íà ìèð èäåé è ìèð âåùåé. Îñòàâøèñü íà ïîçèöèÿõ îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà, îí ðàçðàáîòàë ðÿä ìàòåðèàëèñòè÷åñêèõ ïîëîæåíèé.
Àðèñòîòåëü ïðèçíàâàë åäèíñòâî ìèðà, íåîòäåëèìîñòü èäåé âåùåé îò ñàìèõ âåùåé, åäèíñòâî âåùè è ôîðìû. Èäåþ, ïî ìíåíèþ Àðèñòîòåëÿ, ìîæíî óïîäîáèòü ôîðìå. Âñÿêàÿ âåùü åñòü åäèíñòâî ìàòåðèè (âåùåñòâà) è ôîðìû: òàê, ìåäü — âåùåñòâî, à ìåäíûé øàð — ïðåäìåò îïðåäåëåííîé ôîðìû (âåùü). Òî÷íî òàê æå äóøà è òåëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó, êàê ìàòåðèÿ è ôîðìà. Àðèñòîòåëü ñ÷èòàë ìèð ïîñòîÿííî ðàçâèâàþùèìñÿ, êà÷åñòâåííî èçìåíÿþùèìñÿ, ïðè÷åì ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ñîâåðøàåòñÿ íå ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ ñèë, à êàê âíóòðåííåå ðàçâèòèå. Èñõîäÿ èç ñâîåé òåîðèè ðàçâèòèÿ Àðèñòîòåëü ãîâîðèë î òðåõ ñòîðîíàõ äóøè: ðàñòèòåëüíîé, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ïèòàíèè è ðàçìíîæåíèè; æèâîòíîé, ïðîÿâëÿþùåéñÿ â îùóùåíèÿõ è æåëàíèÿõ; ðàçóìíîé, êîòîðîé ñâîéñòâåííî ìûøëåíèå è ïîçíàíèå, à òàêæå ñïîñîáíîñòü ïîä÷èíÿòü ñåáå ðàñòèòåëüíîå è æèâîòíîå íà÷àëà.
Ñîîòâåòñòâåííî òðåì ñòîðîíàì äóøè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ òðåáóåò îñîáîãî âîçäåéñòâèÿ, Àðèñòîòåëü âûäåëèë òðè ñòîðîíû âîñïèòàíèÿ — ôèçè÷åñêîå, íðàâñòâåííîå è óìñòâåííîå, ñîñòàâëÿþùèé îäíî öåëîå.
Àðèñòîòåëü âèäåë öåëü âîñïèòàíèÿ â ãàðìîíè÷åñêîì ðàçâèòèè âñåõ ñòîðîí äóøè, òåñíî ñâÿçàííûõ ïðèðîäîé, íî îñîáåííî âàæíûì ñ÷èòàë ðàçâèòèå âûñøèõ ñòîðîí — ðàçóìíîé è âîëåâîé. Ïðè ýòîì îí ïîëàãàë íåîáõîäèìûì ñëåäîâàòü çà ïðèðîäîé è ñî÷åòàòü ôèçè÷åñêîå, íðàâñòâåííîå è óìñòâåííîå âîñïèòàíèå, à òàêæå ó÷èòûâàòü âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè äåòåé. Îïèðàþñü íà ïðèíÿòîå . â íàðîäå äåëåíèå âðåìåíè ñîîòâåòñòâåííî, ëóííîìó êàëåíäàðþ ïî ñåäìèöàì, îí ðàçäåëèë âðåìÿ âîñïèòàíèÿ, îïðåäåëèâ åãî, â 21 ãîä, íà òðè ïåðèîäà: îò ðîæäåíèÿ äî 7 ëåò, ñ 7 äî 14 è ñ 14 äî 21 ãîäà, óêàçàë íà îñîáåííîñòè êàæäîãî âîçðàñòà, îïðåäåëèë öåëè, ñîäåðæàíèå è ìåòîäû âîñïèòàíèÿ â êàæäûé ïåðèîä. Ýòî áûëà ïåðâàÿ â èñòîðèè ïåäàãîãè÷åñêîé ìûñëè âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ.
Áîëüøîå âíèìàíèå Àðèñòîòåëü óäåëÿë âîñïèòàíèþ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Êî âñåìó, ê ÷åìó ìîæíî ïðèó÷èòü ðåáåíêà, ëó÷øå ïðèó÷èòü åãî íåïîñðåäñòâåííî ñ ïåëåíîê,– ãîâîðèë îí, ïðè÷åì óòâåðæäàë, ÷òî äî 7 ëåò äåòè äîëæíû âîñïèòûâàòüñÿ â ñåìüå.
Ïî ìíåíèþ Àðèñòîòåëÿ, òàêàÿ ïåðèîäèçàöèÿ ñîîòâåòñòâóåò ïðèðîäå ÷åëîâåêà. Âåäü äî ñåìè ëåò ðåáåíîê âîñïèòûâàåòñÿ â ñåìüå, ãäå ðîäèòåëè îáÿçàíû åå çàêàëÿòü, âîñïèòûâàòü ñ ïîìîùüþ èãðû , ìóçûêè, ñêàçêè, áåñåä íà ìîðàëüíûå òåìû. Îò ñåìè äî ÷åòûðíàäöàòè ëåò äåòè äîëæíû ïîñåùàòü ãîñóäàðñòâåííûå øêîëû, ãäå áû îíè çàíèìàëèñü ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, ìóçûêîé, ó÷èëèñü ÷èòàòü è ñ÷èòàòü. Îò 14 äî 21 ãîäà ïîäðîñòêè è þíîøè äîëæíû ïîëó÷èòü ñðåäíåå îáðàçîâàíèå, â êîòîðûå âõîäèëè çíàíèÿ ïî ëèòåðàòóðå, èñòîðèè, ôèëîñîôèè, ìàòåìàòèêè, àñòðîíîìèè, ìóçûêå. Ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî äëÿ äåâî÷åê òàêàÿ ñèñòåìà îáó÷åíèÿ áûëà îãðàíè÷åííîé.
Ñëåäóÿ ñâîåìó ïðèíöèïó ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè, Àðèñòîòåëü äàë îáùóþ õàðàêòåðèñòèêó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Äî 7 ëåò, ñ÷èòàë îí, â äåòÿõ ïðåîáëàäàåò ðàñòèòåëüíàÿ æèçíü, ïîýòîìó íàäî â ïåðâóþ î÷åðåäü ðàçâèâàòü èõ îðãàíèçì. Ãëàâíîå äëÿ ìàëåíüêèõ — ïèòàíèå, äâèæåíèå, çàêàëèâàíèå. Äåòè äîëæíû çàíèìàòüñÿ ïîäõîäÿùèìè èõ âîçðàñòó èãðàìè, èì ïîëåçíî ñëóøàòü ðàññêàçû è ñêàçêè (íåïðåìåííî îäîáðåííûå âëàñòÿìè), äåòåé ñëåäóåò îáó÷àòü ðå÷è. Ñ 5 ëåò ðîäèòåëè äîëæíû ãîòîâèòü èõ ê øêîëå.
 7 ëåò ìàëü÷èêè ïåðåõîäÿò â ãîñóäàðñòâåííûå øêîëû (æåíùèíàì, ñ÷èòàë ôèëîñîô, íå íóæíî äàâàòü òàêîãî îáðàçîâàíèÿ, êàê ìóæ÷èíàì). Àðèñòîòåëü ïîä÷åðêèâàë, ÷òî øêîëû äîëæíû áûòü èìåííî ãîñóäàðñòâåííûå, à íå ÷àñòíûå, ïîòîìó ÷òî âîñïèòàíèå ãðàæäàí — çàáîòà ãîñóäàðñòâåííàÿ: Íå ñëåäóåò… äóìàòü, áóäòî êàæäûé ãðàæäàíèí — ñàì ïî ñåáå; íåò, âñå ãðàæäàíå ïðèíàäëåæàò ãîñóäàðñòâó, ïîòîìó ÷òî êàæäûé èç íèõ ÿâëÿåòñÿ ÷àñòèöåé ãîñóäàðñòâà. À çàáîòà î êàæäîé ÷àñòèöå, åñòåñòâåííî, äîëæíà èìåòü â âèäó ïîïå÷åíèå î âñåì öåëîì, âìåñòå âçÿòîì .  øêîëàõ äåòè ïðåæäå âñåãî ïîïàäàþò ê ó÷èòåëÿì ãèìíàñòèêè, êîòîðûå çàáîòÿòñÿ îá èõ ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè. Êðîìå òîãî, â øêîëå äåòè îáó÷àþòñÿ ÷òåíèþ, ïèñüìó, ñ÷åòó, ðèñîâàíèþ è ìóçûêå..  áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå þíîøè èçó÷àþò ëèòåðàòóðó, èñòîðèþ, ôèëîñîôèþ, ìàòåìàòèêó, àñòðîíîìèþ. Ìóçûêå Àðèñòîòåëü ïðèäàâàë î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå êàê ñðåäñòâó âîñïèòàíèÿ è ýñòåòè÷åñêîãî è íðàâñòâåííîãî.
Íðàâñòâåííîå âîñïèòàíèå äåòåé, ïî Àðèñòîòåëþ, îñíîâûâàåòñÿ íà óïðàæíåíèè â íðàâñòâåííûõ ïîñòóïêàõ — ÷àñòîì ïîâòîðåíèè æåëàòåëüíûõ äåéñòâèé, â êîòîðûõ íå äîëæíî áûòü êðàéíîñòåé, à íàîáîðîò, êîòîðûå äîëæíû áûòü ïðîäóìàííûìè è óìåðåííûìè. Òàêîå óðàâíîâåøåííîå ïîâåäåíèå ìîæíî ñ÷èòàòü äîáðîäåòåëüíûì. Çàíèìàòüñÿ íðàâñòâåííûì âîñïèòàíèåì äåòåé äîëæíû ãëàâíûì îáðàçîì ðîäèòåëè.
Õàðàêòåðíî, ÷òî, ðàçâèâàÿ ñâîþ ïåäàãîãè÷åñêóþ òåîðèþ, Àðèñòîòåëü êàê ïðåäñòàâèòåëü ðàáîâëàäåëü÷åñêîé àðèñòîêðàòèè çàáîòèëñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü î âîñïèòàíèè ñâîáîäíîðîæäåííûõ ãðàæäàí, î ïðîöâåòàíèè ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà.
Âçãëÿäû Àðèñòîòåëÿ îêàçàëè áîëüøîå âëèÿíèå íà àíòè÷íóþ ïåäàãîãèêó è ïîñëåäóþùåå ðàçâèòèå ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêè.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Áîðäîâñêàÿ Í.Â., Ðåàí À.À. Ïåäàãîãèêà. Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ. «Ïèòåð», 2000 – 345ñ.
2. Âåðåñîâ Ì.Ð. Èñòîðèÿ ïåäàãîãèêè. Ì.: Èíôðà – Ì, 2002- 456ñ.
3. Äæóðèíñêèé À.Í. Èñòîðèÿ ïåäàãîãèêè. Ó÷åá. ïîñîáèå. – Ì.: Ãóìàíèò. Èçä. Öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 1999 – 288ñ.
4. Õàðëàìîâ è. Ô. Ïåäàãîãèêà: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ óí-òîâ è ïåä. èí-òîâ. – 3-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ì.: Âûñø. øê., 1999 – 321ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник