Архитектура как фактор развития личности ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального 
образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей педагогики

Аттестационная 
работа

по дисциплине   «Дошкольная 
педагогика»

На тему « Изобразительная
деятельность как фактор развития личности 
ребёнка дошкольного возраста»

                  
Выполнила:

                     
Гуськова Л.В.

                                           
студентка 1 курса 2 группы

                                        
заочной формы обучения

                                    
факультета педагогики

                     
и психологии

                                                          
направление подготовки 050100.62

                                               
Педагогическое образование

                                                                  
профиль «Дошкольное образование»

                
Проверил:

        
Преп.

Шуя,2012 г.

Содержание

  1. Значение изобразительной деятельности ребенка на

формирование творческой
личности………………………….3

  1. Изобразительная деятельность как фактор развития 

     личности ребенка 
дошкольного возраста……………………7

Список использованной литературы…………………………..……12

  1. Значение изобразительной деятельности ребенка на формирование творческой личности

           
Изобразительная деятельность – это репродуктивная
деятельность, это отражение реальной
действительности в зрительно воспринимаемом
возрасте. Изобразительная деятельность
детей как прообраз взрослой деятельности
заключает в себе общественно-исторический
опыт поколений. Усвоить этот опыт без
помощи взрослого ребенок не может. Именно
взрослый – носитель этого опыта и его
передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок
развивается.

            
В процессе рисования, лепки, аппликации
ребенок испытывает разнообразные чувства:
радуется красивому изображению, которое
он создал сам, огорчается, если что-то
не получается. Но самое главное: создавая
изображение, ребенок приобретает различные
знания; уточняются и углубляются его
представления об окружающем; в процессе
работы он начинает осмысливать качества
предметов, запоминать их характерные
особенности и детали, овладевать изобразительными
навыками и умениями, учится осознанно
их использовать.

           
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием
способствует разностороннему развитию
ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги
прошлого – Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци,
Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи.
Их работы свидетельствуют: занятия рисованием
и другими видами художественной деятельности
создают основу для полноценного содержательного
общения детей между собой и с взрослыми;
выполняют терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий,
снимают нервное напряжение, страхи, вызывают
радостное, приподнятое настроение, обеспечивают
положительное эмоциональное состояние.
Поэтому так важны занятия с детьми художественной,
творческой деятельностью. Здесь каждый
ребенок может наиболее полно проявить
себя, без какого бы то ни было давления
со стороны взрослого. 
         Дошкольный
возраст – это тот период, когда изобразительная
деятельность может стать и чаще всего
является устойчивым увлечением не только
особо одаренных, но и почти всех детей,
т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства,
мы незаметно для него развиваем у него
воображение и способности.

        
Л.С. Выготский считает, что деятельность
человека может быть разделена на два
вида:

– воспроизводящую (репродуктивную);

– комбинирующую (творческую).

        
Репродуктивная деятельность связана
с нашей памятью, она воспроизводит, а
творческая – эта такая деятельность,
когда человек представляет. Творческая
деятельность называется воображением
или фантазией.

         
Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя
творчество детей, писал, что одна из важных
особенностей и больших трудностей педагогической
работы по художественному воспитанию
связана с тем, что творческая деятельность
ребенка не может мотивироваться как деятельность
учебная, необходимо чтобы какая – то
часть художественной деятельности ребенка
была направлена на создание продукта
деятельности, который на кого-то должен
оказать воздействие.

     Без этого развитие
творчества ребенка неизбежно подменится
развитием некоторого формального умения.
А.В. Запорожец утверждает, что «детское
творчество существует», и обращает внимание
на то, что необходимо научиться управлять
особенностями его проявления, разрабатывать
методы, побуждающие и развивающие детское
творчество. Он отводил большую роль занятиям
художественной деятельностью, а также
всей воспитательной работе с детьми по
развитию у них восприятия красоты в окружающей
жизни и в произведениях искусства, которое
играет большую роль в общем и творческом
развитии ребенка.

Интерес к изобразительной 
деятельности детей обуславливается 
его важностью для развития личности
ребенка. Одно из условий проявления
творчества в художественной деятельности
– организация интересной содержательной
жизни ребенка.

         
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка –
отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого
предмета, а изображение того, что он знает
о нем. Детское искусство, считают психологи
Лейпцигской школы комплексных переживаний,
носит экспрессивный характер – ребенок
изображает не то, что он видит, а то, что
он чувствует. Поэтому рисунок ребенка
субъективен и часто непонятен постороннему
человеку.

         
Для понимания детского рисунка очень
важно исследовать не только продукт,
результат рисования, но и сам процесс
создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал,
что для ребенка продукт изобразительной
деятельности играет второстепенную роль.
На первый план для него выступает сам
процесс создания рисунка. Поэтому дети
рисуют с большим увлечением. Маленькие
дети изображают на бумаге мало, но при
этом говорят, жестикулируют. Только к
концу дошкольного возраста ребенок начинает
обращать внимание на рисунок как на продукт
изобразительной деятельности.

Н.П. Саккулина считает, что 
к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков:
предпочитающие рисовать отдельные 
предметы (у них преимущественно 
развивается способность изображения)
и склонные к развертыванию сюжета,
повествование (у них изображение 
дополняется речью и приобретает 
игровой характер). Г.Гарднер называет
их «коммуникаторами» и «визуализаторами».
Для первых процесс рисования всегда включен
в игру, драматическое действие, общение;
вторые сосредотачиваются на самом рисунке,
рисуют самозабвенно, не обращая внимание
на окружающее. Это противопоставление
можно проследить на конкретных детях,
занимающихся в изостудии. Дети, склонные
к сюжетно – игровому типу рисования,
отличаются живым воображением, активностью
речевых проявлений. Их творческое выражение
в речи настолько велико, что рисунок становится
лишь опорой для развертывания рассказа.
Изобразительная сторона развивается
у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные
на изображении, активно воспринимают
предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся
об их качестве.

          
По мнению А.В.Запорожца, изобразительная
деятельность, подобно игре, позволяет
более глубоко осмыслить интересующие
ребенка сюжеты. Однако еще более важно
то, что по мере овладения изобразительной
деятельностью у него создается внутренний
идеальный план, который в раннем детстве
отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний
план деятельности еще не полностью сформирован,
он нуждается в материальных опорах, и
рисунок – одна из таких опор.

         
Американские авторы В.Ловенфельд и В.
Ломберт Бриттен считают, что художественное
воспитание оказывает огромное влияние
на развитие ребенка. Ребенок может найти
себя в рисовании, и при этом растормозится
его развитие. У ребенка может произойти
самоидентификация, возможно, впервые.
При этом его творческая работа сама по
себе может не иметь эстетического значения.
Гораздо важнее изменение в его развитии.
По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать
рисунок с психологической точки зрения,
как своеобразную детскую речь и предварительную
стадию письменной речи.

  1. Изобразительная деятельность как фактор развития  личности ребенка  дошкольного возраста

        
В формировании личности ребенка неоценимое
значение имеют разнообразные виды художественно-творческой
деятельности: рисование, лепка, вырезание
из бумаги фигурок и наклеивание их, создание
различных конструкций из природных материалов
и т.д.

        
Такие занятия дарят детям радость познания,
творчества. Испытав это чувство однажды,
малыш будет стремиться в своих рисунках,
аппликациях, поделках рассказать о том,
что узнал, увидел, пережил.

        
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого.

  Но чтобы развить у каждого
воспитанника творческие способности,
заложенные природой, педагог должен сам
разбираться в изобразительном искусстве,
в детском творчестве, владеть необходимыми
способами художественной деятельности.

      Изобразительная
деятельность дошкольников как вид художественной
деятельности должна носить эмоциональный,
творческий характер. Педагог должен создавать
для этого все условия: он прежде всего
должен обеспечить эмоциональное, образное
восприятие действительности, формировать
эстетические чувства и представления,
развивать образное мышление и воображение,
учить детей способам создания изображений,
средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть
направлен на развитие детского изобразительного
творчества, на творческое отражение 
впечатлений от окружающего мира,
произведений литературы и искусства.

         
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной
деятельности, основное назначение которой
– образное отражение действительности.                          
Изобразительная деятельность – одна
из самых интересных для детей дошкольного
возраста.

      Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей.

       Овладение
умением изображать невозможно без целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо
предмет, надо предварительно хорошо с
ним ознакомиться, запомнить его форму,
величину, цвет, конструкцию расположение
частей.

        Для
умственного развития детей имеет большое
значение постепенное расширение запаса
знаний на основе представлений о разнообразии
форм пространственного расположения
предметов окружающего мира, различных
величинах, многообразии оттенков цветов.

       При организации
восприятия при организации восприятия
предметов и явлений важно обращать внимание
детей на изменчивость форм, величин (ребенок
и взрослый), цветов (растения в разные
времена года), разное пространственное
расположение предметов и частей (птица
сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает
в разных направлениях и т.д.); детали конструкций
также могут быть расположены по-разному.

        
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией
дети знакомятся с материалами (бумага,
краски, глина, мел и др.), с их свойствами,
выразительными возможностями, приобретают
навыки работы.

      Обучение изобразительной
деятельности без формирования таких
мыслительных операций, как анализ, сравнение,
синтез, обобщение.

        На основе
сходства предметов по форме возникает
общность способов изображения в рисунке,
лепке. Например, чтобы слепить ягоду,
орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка
(предметы имеющие круглую форму или части
круглой формы), необходимо раскатать
кусочки пластилина или глины кругообразными
движениями.

        Способность
анализа развивается от более общего и
грубого различения до более тонкого.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое
действенным путем, закрепляется в сознании.

       На занятиях
по изобразительной деятельности развивается
речь детей: усвоение и название форм,
цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

        Как
указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного
развития детей большое значение имеют
те качества, навыки, умения, которые они
приобретают в процессе рисования, аппликации
и конструирования.

        Изобразительная
деятельность тесно связана с сенсорным
воспитанием.

Формирование представлений 
о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах,
форме, цвете, величине, положении в 
пространстве. Дети определяют и называют
эти свойства, сравнивают предметы,
находят сходства и различия, то
есть производят умственные действия.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Актуальность. В работе рассматриваются вопросы формирования архитектурной среды с учетом психологических факторов и возможностей самих детей, находящихся в развивающих детских центрах. Само формирование архитектурной среды рассматривается в аспекте архитектурно – художественных характеристик интерьера.

Проблема. На сегодняшний день весьма очевидно, что существует связь архитектуры специализированных детских развивающих центров с формированием процесса обучения, воспитания и, вообще, становления личности ребенка с ограниченными возможностями. Но эта связь остается мало изученной. Цветовое и предметное окружение ребенка, что связано с существующей архитектурной средой, и принимает участие в развитии форм восприятия пространства, наглядно-образного мышления, творческого воображения. В этом и состоит как раз процесс всестороннего развития индивидуума.

Цель. Провести анализ и обозначить ряд психологических факторов архитектурной среды специализированных детских развивающих центров, влияющих на формирование сознания и на сам процесс развития.

Объект исследования. Факторыархитектурной среды специализированных детских развивающих центров

Предмет исследования. Свойстваархитектурной среды специализированных детских развивающих центров, влияющие на формирование процесса развития и самого обучение детей.

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о факторах архитектурной среды специализированных детских развивающих центров, оказывающих (или влияющих непосредственно), влияющие на создание атмосферы, благоприятной для максимально качественного процесса формирования развитой личности.

Основная часть. Психология архитектуры (architectural psychology) – область, занимающаяся психологическими аспектами проектирования и использования архитектурных сооружений. В практическом приложении – это создание удобной для пользователей здания архитектурно-планировочной структуры, правильно воздействующей на их чувства, удовлетворяющей их целям, намерениям и психофизиологическим особенностям [5]. Психология архитектуры – одно из первых и основных направлений средовой психологии – зародилась в Америке в 1950 году. Исторически так сложилось, что в задачи архитекторов и проектировщиков входили интерпретации и учет потребностей, желаний и физических возможностей пользователей их зданий. Интересным с этой точки зрения является исследование, посвященное разработке модели такого физического окружения для человека, который в максимальной степени соответствовало бы его “полнейшему и наилучшему развитию” [1].

Важное значение имеют работы по изучению влияния эстетических качеств среды на поведение и эмоциональное состояние субъектов. Так, в некоторых исследованиях испытуемым предлагалось представить настроения или эмоциональные состояния, которые они бы испытывали, находясь, длительное время в показанных на слайдах различных по своим эстетическим качествам пространствах. Ученые предположили, что основным связующим звеном между поведением и средой является эмоциональная реакция [2].

Таким образом, рассмотренные работы, реализуют эколого- психологический подход к проблеме взаимодействия человека и среды. Тем самым, они, бесспорно, оказали основное, истинно формирующее влияние, на возникновение на рубеже 80-х гг. нового направления в психологической науке, которое получило название психология окружающей среды.

Вследствие этого со времени указанного периода при рассмотрении архитектурных проектов рассматриваемых объектов учитывалось профессиональное мнение (заключение) специалистов психоэкологии в буквальном смысле этого понятия. При этом учитывались следующие так называемые группы «человеческих факторов»:

  • Психологические;

  • Физиологические;

  • Эргономические;

  • социально-психологические параметры основных групп пользователей пространства.

Ни кто не сомневается в том, что архитектурная среда, предметное и цветовое окружение ребенка в помещениях участвуют в формировании и развитии форм восприятия пространства, образа мышления, творческого воображения, и прочих факторов, по которым мы можем оценить качество и результативность воспитательного процесса. Уже в дошкольном возрасте ребенок обучается оперировать представлениями об окружающем его пространстве. Его восприятие окружающего пространства становится осознанно важным для творческого процесса познания мира. Из каких же составляющих состоит архитектурная среда? Это начальный вопрос в нашем исследовании. Но главное направление наших действий – это анализ условий и факторов архитектурной среды, которые необходимо должным образом соблюсти, чтобы эти составляющие оказывали благоприятное влияние на развитие здорового или аномального ребенка дошкольного возраста. Чтобы сфокусироваться на достижении данной цели нашего исследования постараемся обратиться к психологическим аспектам архитектурной среды. Для этого важно выявить и исследовать факторы, влияющие на развитие ребенка. В трудах В.В.Давыдова и Л.Б. Переверзева [3] рассматриваются проблемы создания среды, обеспечивающей всестороннее физическое и психическое развитие детей. По их утверждению – это вопросы, которые и стоят перед дизайнерами, участвующими в процессе проектирования рассматриваемых объектов.

Теоретически в архитектурном аспекте выделяются следующие принципы, на которые должны опираться архитекторы при проектировании развивающих детских специализированных центров: функциональные, морфологические, эстетические и психологические, а также понятие информативности. Это можно закрепить и подтвердить словами Л. Н. Толстого; «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами, переживают их» [4].

В результате проведенных исследований по психологическим факторам, необходимых для учета проектировщиками в разработке проектов формирования архитектурной среды с целью активизации возможностей самих детей, находящихся в развивающих детских центрах, нами были выделены следующие факторы, влияющие на развитие детей:

1) Эстетические параметры архитектурной среды выбираются в зависимости от характеристики восприятия аномального ребенка. Например, для детей с повышенной активностью необходимы успокаивающие цвета, которые применимы для подавления активности, а для спокойных детей – цвета, стимулирующие к действиям.

2) Эргономические параметры жилища. В зависимости от удобства пространства развивающего центра создается комфорт пребывания здесь и стимуляция к развивающим действиям ребенка. Сюда входит и функциональное зонирование здания, и эргономические параметры каждой из функциональных зон.

3) Факторы социально – ролевого аспекта. Суть группы состоит в необходимости учета наличия отдельных функциональных групп: т.е. различных групп особых и здоровых детей. Учету подлежат и формы взаимоотношений между такими отдельными группами. Например, в системе инклюзивного образования все дети воспитываются вместе в единой структуре, и воспитателю необходимо найти подход к каждому члену этой «семьи».

4) Факторы, несущие информационный аспект. Суть этих факторов в том, что качество информационной архитектурной среды – это и есть то, что она должна формироваться с учетом ее тематических и семантических аспектов.

При проектировании специализированных детских развивающих центров архитектор должен комплексно учесть все особенностей детей. Так как в упомянутых заведениях происходит полная реабилитация ребенка, организуется его развитие до нормативного уровня, окружающая архитектурная среда выступает главным движущим компонентом в данном процессе.

Возможности познания у детей с различными аномальными признаками так же различны. Одни дети могут усвоить или овладеть лишь самыми простыми элементами познания, другие могут воспринять средние (усредненные по степени сложности) познавательные приемы и задания. Некоторые дети имеют неограниченные возможности для усвоения обучающей информации. Поэтому необходимо выяснить структуру дефекта, определить компенсаторные возможности и пути развития особого ребенка, вскрыть объективные закономерности физического и умственного развития. Известны высказывания видных философов, которые способствовали улучшению общественного положения аномальных детей и созданию специально организованной системы их обучения. Так, Джероламо Кардано в «Рага – Инротепа», Дидро в «Письмах о слепых в назидание зрячим» и в «Письмах о глухонемых», Э.Б. Кандильяк в «Трактате об ощущениях», Радищев в трактате «О человеке, и его смертности и бессмертии» и ряд других философов и публицистов в своих трудах давали, естественно, философскую трактовку возможностей детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, к обучению и философски относились к возможностям и целям самого обучения.

В дальнейшем, необходимо провести исследование с разработкой методик, тем и направлений для самого процесса тестирования детей в центрах развития. Одним из направлений тестирования может быть тестирование на психологическое влияние архитектурной среды на самого ребенка и на результаты его тестирования.

Выводы. Выделены следующие группы психологических факторов архитектурной среды, которые непосредственно оказывают положительное влияние на процесс развития детей в специализированных развивающих центрах:

  • эстетические факторы архитектурной среды,

  • факторы эргономики;

  • социально- ролевые аспекты архитектурной среды, способствующие оптимизации процессу развития;

  • факторы информационного формирования окружающего пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саймондс Д.Ландшафт и архитектура.–М.: Строиздат, 1965. – 195 с.

2. Rotter J. Social dearning and clinical psychology. Englewood, 1954.

3. Давыдов В.В., Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей. // Техническая эстетика. – 1976. – №№ 3, 4.

4. Что такое искусство? (Толстой)/V электронный ресурс [режим доступа

https://ru.wikisource.org/wiki 12-30 12.12.2017].

5. Б. Минервин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. – М.: Строиздат, 1985. – 208 с.

Источник