Аппликация для развития мелкой моторики для ребенка 7 лет

Миляуша Гильманова
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации

Введение

«Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Актуальность:

Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому.Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Виды аппликации:

• предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

• сюжетная, отображающая те или иные события;

• декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Опыт решения данной проблемы

Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.

При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

В основе занятий положены принципы Брофмана В. В.: принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.

Проблемы:

– недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;

– нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.

Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.

Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности

Задачи:

1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками

2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами

3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру

Из опыта работы:

Аппликация из салфеток:

Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими,комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Пластилинография:

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Обрывная аппликация:

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.

Также в ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

Симметричная аппликация

Объемная аппликация из бумажных салфеток

Аппликация из природного материала

Аппликация из ватных дисков

Система работы:

1. За столом

2. Подгрупповая

3. Индивидуальная

Факторы способствующие или препятствующие

реализации инновационной работы.

В применении нетрадиционной изодеятельности при реализации моего проекта никаких негативных факторов не наблюдалось, так как данный проект положительно влияет на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие детей.

Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

2) Дети получат радость от сотворчества.

3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.

6)Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Вывод:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково.

Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих трёх лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Источник

Тренировка и развитие мелкой моторики очень важно для малыша. Сегодня поделюсь с вами простыми поделками и играми с бумагой, которые тренируют разные навыки. Это только примеры, вы можете делать все, что подскажет вам ваша фантазия (или картинки в Интернете 🙂

Мы с Катей сделали для вас фотографии почти всех игр, листайте галереи.

1. Мнем бумагу

Разорвите или разрежьте бумагу на кусоки: можете сделать это сами или доверить ребенку. Теперь пусть малыш каждый кусочек хорошенько сомнет и попробует сформировать некое подобие шара. У нас это были яблочки, которые мы потом приклеили к дереву.

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

2. Оригами

Оригами – это складывание бумаги так, чтобы получались забавные фигурки. Конечно, вряд ли ребенок четырех лет сделает сам журавлика, но в сети полно примеров пошаговых простых оригами.

Мы сделали собачку. Ту, что на фото сделала я, дочка пока не может ровно складывать и хорошо проглаживать бумагу, но мы тренируемся.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово – в галерее.

3. Квиллинг

Развлечение для детей постарше и взрослых. Техника такова: берете тонкую полоску бумаги и скручиваете. В зависимости от того, как крутить, получаются разные причудливые узоры. Потом эти полосы наклеивают на основу (можно лист картона) – получается красиво.

Конечно, существует целая индустрия этого занятия: специальные инструменты и бумага, сразу порезанная на полоски. Но для занятий с ребенком вы вполне можете разрезать двустороннюю цветную бумагу (или обычную белую), а завитки крутить на карандаш.

Такие поделки можно делать в техники квиллинг – нашла в сети:)

4. Рвем бумагу

Еще одна отличная тренировка пальчиков для малышей. Кстати, пока мы снимали с дочкой фото для этой статьи, я поняла, что она совсем разучилась рвать бумагу (давно этим не занимались).

Просто дайте ребенку лист и попросите разорвать на множество частей. Мы делали снег, поэтому, потом приклеили его на наш “пейзаж”.

Такая картина выходит 🙂 Фото мое

Такая картина выходит 🙂 Фото мое

5. Папье маше

В моем детстве делать поделки в технике папье маше было очень модно. Особенно круто было самим варить клестер, потом делать очень много слоев и красиво украшать поделку.

С ребенком младшего школьно возраста (может и раньше, смотрите по вашему малышу) можно уже делать такие поделки. Вам понадобится газета (любая подобная бумага), клей ПВА, кисточка и предмет, который вы будете обклеивать. Можно взять сначала тарелку. Облепите тарелку мокрыми кусочками газеты, потом нанесите клей и снова мокрые кусочки газеты. Сделайте так 5-8 слоев (пока не надоест). И оставьте высыхать. Уберите тарелку и любуйтесь своей поделкой – красиво будет раскрасить ее или украсить наклейками, стразами и лентами.

Папье маше мы пока не делали, так что коллаж из интернетных фото 🙂

6. Объемная аппликация

То, что можно вырезать детали из бумаги, а потом приклеить их на другой лист – ясно всем. Но для разнообразия попробуйте сотворить объемную аппликацию. Мы сделали простой воздушный шар.

Нарисуйте 4 одинаковых детали на цветной бумаге разного цвета (или одного), пусть ребенок их вырежет. Главное, чтобы детали были симметричные. Склейте половинки четырех деталей друг с другом по кругу – получился купол шара. Сделайте “корзину”, просто склеив полосу бумаги колечком. Теперь соедините корзину и шар лентами или веревочками, если хотите (у меня под рукой ничего не было, так что пока не соединяли).

Вуа-ля! Такие воздушные шары можно подвесить, если приклеить к ним веревочку.

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

7. Режем на полоски

Чтобы ребенок потренировался ровно резать ножницами, отлично подойдут поделки из полосок. Сначала нарисуйте параллельные полосы на листе бумаги (у нас была травка, поэтому я взяла зеленую). Пусть ребенок режет по этим линиям. Если малыш пока недостаточно хорошо владеет ножницами, делайте линии толще (по 2-3 см).

Потом мы приклеили травку на лист. Также можно сделать корзиночку из отдельных полосок или цепочку (помните, такие все в школах делали на Новый Год класс украшать?). Но это для детей постарше – требуется некоторая сноровка и усидчивость.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет – справятся.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет – справятся.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет – справятся.

А вы делаете с детьми поделки из бумаги? Если у вас есть интересные идеи – пишите, пожалуйста, в комментариях, будет очень полезно!:)

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья 🙂

Лучший и худший производитель детских пазлов

Развиваем мелкую моторику: 5 нестандартных техник рисования

Источник

Елена Яковлева
Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации. (Из опыта работы)

На что влияет мелкая моторика, как, и зачем ее развивать? И что это такое «мелкая моторика» вообще? Пожалуй, эти вопросы сегодня волнуют каждую мамочку. Хотя, ответ на них довольно прост! Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью, просто не может, не отразится на учебе ребенка. Ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держит ручку, карандаш. Буквы пишет вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки ребенка к школе.

Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей к развитию столь ценной вещи во всех смыслах.

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе, были заняты в различных кружках, то сейчас это – поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д.И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития.

У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление, они перестают фантазировать, выдумывать. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

А что на это говорят практики? Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна, и помогать ее развитию нужно с пеленок.

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Я обратила внимание, что детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации.

Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что сделать, а на чём и чем. Поэтому я остановилась на нетрадиционных техниках аппликации как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника.

Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия, способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. И на своей образовательной деятельности с детьми я могу это увидеть!

Во время первых знакомств с новой техникой, ребенку необходимо дать понятия о ее особенностях, а лишь потом — создавать какие-либо образы или сюжеты. В этом мне неоценимую помощь оказывает использование интерактивной доски, где с помощью презентаций я могу показать детям особенности данной техники, этапы изготовления, образцы готовых работ, выполненные все в той же технике. Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности. При хорошей организации занятий по аппликации у ребенка мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные техники при работе с аппликацией.

В работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные нетрадиционные техники, это и квиллинг, и обрывная аппликация, оригами, аппликация из салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток, из всевозможных круп и многие другие. Остановимся на тех техниках, которые, на мой взгляд, более интересны детям и максимально эффективны для развития мелкой моторики рук ребенка.

Первая, любимая мною техника, которую я очень часто использую в работе с детьми, называется «торцевание из бумаги». Ребятам моей группы она очень нравится, так как работы, которые у них получаются, выглядят как настоящие, – говорят они. Это, достаточно новый вид техники изготовления поделок, который уже достаточно много имеет поклонников. Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие. Так как сейчас я работаю с детьми подготовительной группы, то на практике пользуюсь этой техникой последние два года, и очень ею довольна, как и мои дети. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Следующая, не менее интересная техника – объемная аппликация из салфеток. На мой взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук, чем предыдущая. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией. В самом начале знакомства с данной техникой, я использовала кусочки салфеток размером 5на5 см. Затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки – более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая выполнена собственными руками, да еще и украшающею группу, то нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Еще одна техника, которой я охотно пользуюсь это оригами. Не могу сказать, что эта техника является полностью нетрадиционной, но я не часто встречаю педагогов, которые отдают ей предпочтение. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

А какие красочные и веселые поделки получаются у ребят моей группы при изготовлении поделок и аппликации с использованием гофрированной бумаги. Но прежде чем приступить к работе с данной бумагой, я рекомендую ознакомить детей с основные приемы работы с гофрированной бумагой. Для ознакомительного занятия подготовьте разноцветные квадратики, полоски гофрированной бумаги, и пусть дети немного с ней поэкспериментируют. Размеры бумаги могут быть произвольными. Они увидят, что данную бумагу можно растягивать по ширине, что бумага «мнется», «рвется», «скручивается в жгутик», «складывается», и еще она очень легко режется ножницами. И уже после этого знакомства, можно приступать к работе. Цветная гофрированная бумага является поистине неиссякаемым источником для всевозможных детских поделок. Работа с этой бумагой очень интересна и увлекательна.

Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами.Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Сначала, не буду скрывать было трудно и мне и детям, так как работа очень кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от меня… Далее со временем стало всё получаться. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить. Дети создавали необычные для них картины, дарили их близким, сверстникам, малышам

Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными техниками, таковых существует много. Практически, все работы моих детей имеют применимость в детской игре. Например, созданные поделки в техники «оригами», ребята охотно используют в играх, инсценировках, в оформлении уголков группы. Салфетки (рисование по ткани) используются для сюжетно-ролевых игр, подносы, украшенные пластилинографией – для игры в кукольном уголке, поделки, слепленные из соленого теста – в игре «Магазин», открытки в стиле квиллинг были подарены мамам на 8 Марта и т. д. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Для размещения своих работ ребята эффективно используют раздевалки,групповые комнаты: в них размещаются выставки детских рисунков, поделок, выполненные в детском саду или дома.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы. Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник аппликации является их участие в вечернее время на различных мастер-классах, организованных мною, где они могут познакомиться с техникой и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. На мой взгляд, если систематически их использовать в работе с детьми, то можно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Предлагаемые мною нетрадиционные техники могут быть использованы в работе с дошкольниками с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. Это мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления.

В заключение хочу отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста черезпродуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Литература:

1. Г. Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва. 1997 год.

2. Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” – Москва. 1985 год.

3. М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

4. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000.

Источник