Антропометрические показатели развития ребенка это

Антропометрические показатели развития ребенка это thumbnail

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (диффе­ренцирование различных органов и систем) — это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребен­ка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания рос­та или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показа­телями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400—3500 г для мальчиков и 3200—3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых ус­ловий жизни трудящихся.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беремен­ности.

На 3—5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150—200 г, но не более чем на 300 г (см. раз­дел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10— 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — по 800 г, а за каждый последующий ме­сяц—на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году жизни

 
 
Месячная Прибавка  
 
Месячная Прибавка
Возраст, мес прибавка массы тела, массы тела за истекший Возраст, мес прибавка массы тела, массы тела за истекший
 
 
г период, г  
 
г период, г

Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4—4’/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году—утраивается.

После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года—на 2,5—3,5 кг, на 3-м году—на 1,5—2 кг. В после­дующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохра­няются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмеча­ется усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5—10 кг)+2-п, где n—число лет ре­бенка, 2—средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей форму­ле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка)+4 кг (п—10), где n— число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48—52 см. В отдельных случаях первоначальная дли­на тела может достигать 50—56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энер­гично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23—25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й— 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5—7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ре­бенка в среднем увеличивается на 4—5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибав­ки до 7—8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4—5 годам и утраивается к 14— 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следую­щим формулам. У детей до 4 лет: 100 см—8 см (4—n), где n—число лет ребенка, 8 см—средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n—4), где n—число лет ребенка, G см—сред­няя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ре­бенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5—6 лет, второе—в 11— 14 лет (период полового созревания), когда ежегодный при­рост составляет ?0—12 см.

Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окруж­ность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). У хорошо упитан­ных новорожденных эти размеры равны и окружность груди

сравнительно редко превышает окружность головы. В возра­сте 2—4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13—15 см. Особенно энергичные темпы прироста от­мечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полуго­дии окружность груди увеличивается всего на 3—5 см. Завесь

2-й год прирост окружности груди составляет 2,5—3 см и за

3-й— 1,5—2 см.

Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10— 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й—на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличива­ется всего на 5—6 см.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка 1 месяца

Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружно­сти груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели физического разви­тия большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а так­же различные заболевания. К заболеваниям, которые оказы­вают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобре­тенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.

В последнее время считается установленным, что современ­ные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов;

3) увеличении средних показателей массы тела и роста у де­тей’всех возрастных периодов; 4) увеличении других парамет­ров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более ран­нем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появле­нии ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения мо­жет рассматриваться как внешнее выражение благоприятно

Рис. 11. Взвешивание ребенка на гори­зонтальных весах,

Рис, 12. Взвешивание ребенка на меди­цинских весах.

изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного медицинского обслу­живания детей и подростков является систематическое наблю­дение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребен­ка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе инди­видуального развития ребенка.

Для правильной оценки физического развития все измере­ния необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток ко­леблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных дет­ских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормле­ния. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и пра­вильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возра­ста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).

Рис. 13. Ростомер горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер вертикальный,

При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посере­дине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года при­меняется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка уклады­вают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из пер­сонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам пере­движную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по при­крепленной сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная с Г/2 лет) изме­ряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стой­ка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые де­ления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположен­ная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голо­ва находится в таком положении, чтобы верхний край наруж­ного слухового прохода и угол глаза были на одной горизон­тальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для опреде­ления окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и заты­лочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту накладывают спе­реди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопа­ток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, макси­мального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном со­стоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внима­ние на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физиче­ском развитии детей.



Источник

 

содержание   .. 




..

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Основной отличительной
особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и
развитие (диффе­ренцирование различных органов и систем) — это два основных
процесса, которые постоянно совершаются в организме ребен­ка, но не всегда
протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а
в другие — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания рос­та
или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Читайте также:  Развитие памяти для 6 летнего ребенка

Для оценки физического
развития детей основными показа­телями являются масса тела, рост, окружность
грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела
новорожденных составляет 3400—3500 г для мальчиков и 3200—3400 г для девочек. В
последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что
объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых ус­ловий жизни
трудящихся.

На массу тела и рост
новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких
рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком
юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое
влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы,
питание и состояние здоровья женщины во время беремен­ности.

На 3—5-й день после рождения
масса тела новорожденного уменьшается на 150—200 г, но не более чем на 300 г
(см. раз­дел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10— 12-му дню у
здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное
ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок
прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — по 800 г, а за каждый
последующий ме­сяц—на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы
тела на 1-м году жизни

Месячная

Прибавка

Месячная

Прибавка

Возраст,
мес

прибавка
массы тела,

массы
тела за истекший

Возраст,
мес

прибавка
массы тела,

массы
тела за истекший

г

период,
г

г

период,
г

1

600

600

7

600

4900

2

800

1400

8

550

5450

3

800

2200

9

500

5950

4

750

2950

10

450

6400

5

700

3650

11

400

6800

6

650

4300

12

350

7150

59


 Из табл. 2 видно, что чем
моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к
4—4’/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году—утраивается.

После года масса тела
увеличивается медленнее: в течение 2-го года—на 2,5—3,5 кг, на 3-м году—на
1,5—2 кг. В после­дующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохра­няются
почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в
период полового созревания отмеча­ется усиленная прибавка массы тела, которая
заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела
ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле:
масса тела годовалого ребенка (9,5—10 кг)+2-п, где
n—число лет ре­бенка,
2—средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы
тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по
следующей форму­ле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка)+4 кг (п—10), где n— число
лет ребенка.

Рост здорового доношенного
новорожденного колеблется в пределах 48—52 см. В отдельных случаях
первоначальная дли­на тела может достигать 50—56 см.

На 1-м году жизни увеличение
роста идет особенно энер­гично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23—25см.
За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й— 8 см. В период с 4 до
7 лет прибавка в росте составляет по 5—7 см в год. В младшем шкочьном возрасте
длина тела ре­бенка в среднем увеличивается на 4—5 см в год, а в период
полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибав­ки до 7—8 см. Рост
ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4—5 годам и
утраивается к 14— 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка
можно определить по следую­щим формулам. У детей до 4 лет: 100 см—8 см (4—n),
где n—число лет ребенка, 8 см—средняя ежегодная прибавка роста в течение первых
4 лет жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n—4), где n—число лет ребенка,
G см—сред­няя
ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ре­бенка происходит как бы
волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно
превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения».
Первое «вытяжение» происходит в 5—6 лет, второе—в 11— 14 лет (период полового
созревания), когда ежегодный при­рост составляет ?0—12 см.

Для правильной оценки
физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной
клетки. При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окруж­ность груди
на 1—2 см меньше (32—34 см). У хорошо упитан­ных новорожденных эти размеры
равны и окружность груди

60

сравнительно редко превышает
окружность головы. В возра­сте 2—4 мес окружность груди равна окружности
головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы
приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у
детей увеличивается за 1-й год жизни на 13—15 см. Особенно энергичные темпы
прироста от­мечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди
достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полуго­дии окружность груди
увеличивается всего на 3—5 см. Завесь

2-й год прирост окружности
груди составляет 2,5—3 см и за

3-й— 1,5—2 см.

Окружность головы за 1-й год
жизни увеличивается на 10— 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у
детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й
год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й—на 1 см. В дальнейшем
прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она
увеличива­ется всего на 5—6 см.

Читайте также:  Психолого педагогическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста

Рост, масса тела и окружность
грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько
больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружно­сти
груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют
мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает
рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по
окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на
показатели физического разви­тия большое влияние оказываюг факторы окружающей
среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а так­же различные
заболевания. К заболеваниям, которые оказы­вают особенно сильное влияние на
физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и
приобре­тенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства
и др.

В последнее время считается
установленным, что современ­ные дети подвержены процессу акселерации, т. е.
ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации
сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в
следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем
прорезывании первых зубов;

3) увеличении средних показателей массы тела и роста у
де­тей’всех возрастных периодов; 4) увеличении других парамет­ров тела
(окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых
менструаций у девочек и более ран­нем половом созревании мальчиков; 6) более
раннем появле­нии ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с
биологической, так и с социальной точки зрения мо­жет рассматриваться как
внешнее выражение благоприятно

61


Рис. 11. Взвешивание ребенка
на гори­зонтальных весах,

Антропометрические показатели развития ребенка это

Рис, 12. Взвешивание ребенка
на меди­цинских весах.

изменившихся условий жизни.
Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием
правильного медицинского обслу­живания детей и подростков является
систематическое наблю­дение за их физическим развитием и состоянием здоровья.
Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития
соответствуют данному возрасту ребен­ка, каковы ежегодные прибавки роста, массы
тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе инди­видуального
развития ребенка.

Для правильной оценки
физического развития все измере­ния необходимо производить на обнаженном
ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток ко­леблется.
Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста
взвешивают на специальных дет­ских весах (рис. 11), желательно в утренние часы
до кормле­ния. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании
ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за
состоянием весов и пра­вильностью их показаний. Массу тела у детей старшего
возра­ста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).

62

Антропометрические показатели развития ребенка это

Рис. 13. Ростомер
горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер
вертикальный,

Антропометрические показатели развития ребенка это

При взвешивании ребенок
должен стоять неподвижно посере­дине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с
помощью ростомера. До года при­меняется горизонтальный ростомер (рис. 13).
Ребенка уклады­вают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному
концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из пер­сонала. Медицинская
сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго
время к стопам пере­движную подставку. Расстояние между ней и головным концом
ростомера и показывает рост ребенка (определяется по при­крепленной
сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего
возраста (начиная с Г/2 лет) изме­ряют вертикальным ростомером (рис. 14).
Вертикальная стой­ка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые де­ления,
вдоль стойки передвигается горизонтально расположен­ная планшетка. При
измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами,
лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь,
голо­ва находится в таком положении, чтобы верхний край наруж­ного слухового
прохода и угол глаза были на одной горизон­тальной линии; планшетку опускают на
голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность
головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для опреде­ления окружности
головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне
надбровных дуг и заты­лочного бугра.

63


 Для измерения окружности
груди ленту накладывают спе­реди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних
углов лопа­ток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV
ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего
возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального
вдоха, макси­мального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего
возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном со­стоянии
ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует
известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие
неточности.

При оценке физического развития
следует обращать внима­ние на правильность телосложения, подкожный жировой
слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех
признаков можно сделать правильный вывод о физиче­ском развитии детей.

содержание   .. 




..

Источник