Антропометрические показатели физического развития ребенка

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (диффе­ренцирование различных органов и систем) — это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребен­ка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания рос­та или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показа­телями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400—3500 г для мальчиков и 3200—3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых ус­ловий жизни трудящихся.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беремен­ности.

На 3—5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150—200 г, но не более чем на 300 г (см. раз­дел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10— 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — по 800 г, а за каждый последующий ме­сяц—на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году жизни

 
 
Месячная Прибавка  
 
Месячная Прибавка
Возраст, мес прибавка массы тела, массы тела за истекший Возраст, мес прибавка массы тела, массы тела за истекший
 
 
г период, г  
 
г период, г

Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4—4’/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году—утраивается.

После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года—на 2,5—3,5 кг, на 3-м году—на 1,5—2 кг. В после­дующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохра­няются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмеча­ется усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5—10 кг)+2-п, где n—число лет ре­бенка, 2—средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей форму­ле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка)+4 кг (п—10), где n— число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48—52 см. В отдельных случаях первоначальная дли­на тела может достигать 50—56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энер­гично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23—25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й— 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5—7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ре­бенка в среднем увеличивается на 4—5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибав­ки до 7—8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4—5 годам и утраивается к 14— 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следую­щим формулам. У детей до 4 лет: 100 см—8 см (4—n), где n—число лет ребенка, 8 см—средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n—4), где n—число лет ребенка, G см—сред­няя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ре­бенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5—6 лет, второе—в 11— 14 лет (период полового созревания), когда ежегодный при­рост составляет ?0—12 см.

Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окруж­ность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). У хорошо упитан­ных новорожденных эти размеры равны и окружность груди

сравнительно редко превышает окружность головы. В возра­сте 2—4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13—15 см. Особенно энергичные темпы прироста от­мечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полуго­дии окружность груди увеличивается всего на 3—5 см. Завесь

2-й год прирост окружности груди составляет 2,5—3 см и за

3-й— 1,5—2 см.

Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10— 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й—на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличива­ется всего на 5—6 см.

Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружно­сти груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели физического разви­тия большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а так­же различные заболевания. К заболеваниям, которые оказы­вают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобре­тенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.

Читайте также:  Ано центр развития ребенка семицветик

В последнее время считается установленным, что современ­ные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов;

3) увеличении средних показателей массы тела и роста у де­тей’всех возрастных периодов; 4) увеличении других парамет­ров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более ран­нем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появле­нии ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения мо­жет рассматриваться как внешнее выражение благоприятно

Рис. 11. Взвешивание ребенка на гори­зонтальных весах,

Рис, 12. Взвешивание ребенка на меди­цинских весах.

изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного медицинского обслу­живания детей и подростков является систематическое наблю­дение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребен­ка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе инди­видуального развития ребенка.

Для правильной оценки физического развития все измере­ния необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток ко­леблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных дет­ских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормле­ния. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и пра­вильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возра­ста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).

Рис. 13. Ростомер горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер вертикальный,

При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посере­дине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года при­меняется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка уклады­вают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из пер­сонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам пере­движную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по при­крепленной сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная с Г/2 лет) изме­ряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стой­ка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые де­ления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположен­ная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голо­ва находится в таком положении, чтобы верхний край наруж­ного слухового прохода и угол глаза были на одной горизон­тальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для опреде­ления окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и заты­лочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту накладывают спе­реди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопа­ток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, макси­мального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном со­стоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внима­ние на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физиче­ском развитии детей.



Источник

Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами. Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия. Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.

Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.

Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.

Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования. Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения. Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.

Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка

В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.

По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.

Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д. Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу. Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.

Читайте также:  Развитие ребенка после дня зачатия

На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.

Антропометрия в детском саду

Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.

Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.

Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:

  • фамилия и имя ребенка,
  • возраст,
  • группа,
  • рост,
  • вес,
  • окружность головы,
  • окружность груди,
  • длина рук,
  • длина ног,
  • дата проведения измерений.

Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике. Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.

Попробовать программу бесплатно можно здесь.

Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ

Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.

1. Рост

Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.

2. Вес

Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.

3. Гармоничность развития

Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.

Формула выглядит следующим образом:

ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))

Стандартные показатели у детей:

ВозрастМальчикиДевочки
3 года25,727,1
4 года31,131,0
5 лет34,234,7
6 лет36,137,0

Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.

Как правильно провести антропометрию ребенка?

Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:

  • применение унифицированной методики в работе со всеми детьми,
  • использование одних и тех же технических средств при обследовании каждого ребенка,
  • выполнение процедуры обследования в одно и то же время (желательно утром натощак).

Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими. Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка. Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Похожие статьи:

  • Мониторинг развития ребенка в ДОУ по ФГОС
  • Охрана здоровья детей в ДОУ (методы оздоровления)
  • Кварцевание в детском саду по СанПиН
  • Вакцинация и прививки в детском саду

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник

Библиографическое описание:


Некоторые антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста / З. А. Кахаров, И. И. Саттибоев, Д. Ш. Туланов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48044/ (дата обращения: 20.10.2020).



Изучение физического развития детей имеет большое теоретическое и практическое значение.

Целью данной работы явилась изучить физического развития детей дошкольного возраста проживающих в условиях города Андижан Республики Узбекистан.

Задачей данной работы была проведение антропометрических исследований среди детей дошкольного возраста.

При этом объектом исследования явились практические здоровые дети узбекской национальности от периода новорождённости до 7 лет жизни проживающие в условиях города Андижана Республики Узбекистан.

Работа была выполнена с применением адекватных антропометрических и вариационно- статистических методов.

Проведенная нам работа показала, что масса ребенка после рождения в течение первых шести месяцев увеличивается почти в 2,2 раза (у новорожденного 3,3±0,4 до 7,2± 0,1 кг у детей 4–6 месяцев), затем постепенно увеличивается к концу второго года достигает 12,9 ± 0,1 кг и на 3 году резко увеличивается до 15,0 ±0,1 кг, а в последующих возрастах почти равномерно увеличивается.

При этом масса ребенка от рождения до конца 7 лет увеличивается почти 6,5 раза, при этом наиболее интенсивно увеличивается в течение первых шести месяцев, на 3 году и в 5 летнем возрасте. Следует отметить, что масса от 7 до 12 месяцев почти не изменяется.

Данные показали, что длина тела (рост) ребенка в течение первого года жизни увеличивается почти в 1,5 раза (от 51,8± 0,2 до 72,7 ± 0,7 см), затем в течение первых трех лет рост резко увеличивается и достигает 99,1 ± 0,4 см, а в последующие годы постепенно увеличивается. Нами отмечено, что рост ребенка наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев и от 1 до 3 лет. При этом рост бенка от рождения до 7 лет жизни увеличивается в 2,3 раза. Выявлено, что рост ребенка от 4 до 7 лет несколько замедляется.

Возраст

Антропометрические показатели

Масса

(кг)

Рост

Длина

корпуса

Расстояние между точками супрастернале исимфизион

Ширина

Плеч

Новорожденный

3.3±0.04

51.8±0.24

32.4.±0.2

20.56±0.15

14.17±0.1

1–3 месяца

5.56±0.08

60.02±0.33

40.48.±0.2

25.44±0.21

18.01±0.5

4–6месяцев

7.2±0.08

64.5±0.32

43.15.±0.2

26.65±0.20

19.76±0.2

7–9 месяцев

8.33±0.14

69.7±0.32

4576.±0.2

27.26±0.19

20.71±0.2

10–12 месяцев

8.94±0.12

72.7±0.69

46.81±0.3

28.06±0.19

21.50±0.1

1 год

10.21±0.14

79.2±0.52

49.56±0.3

29.05±0.20

22.79±0.2

2 года

12.92±0.17

89.4±0.52

54.54±0.3

32.78±0.24

24.72±0.1

3 года

15.01±0.17

99.1±0.42

58.44±0.2

35.76±0.26

27.55±0.1

4 года

16.29±0.18

104.6±0.49

60.04±0.3

36.92±0.19

27.72±0.1

5 лет

18.54±0.22

111.39±0.59

63.28±0.3

38.49±0.22

28.79±0.1

6 лет

20.01±0.18

116.6±0.53

65.03±0.2

39.34±0.19

29.18±0.1

7 лет

21.36±0.29

119.5±0.52

66.16±0.3

40.76±0.24

30.26±0.2

Читайте также:  Вакансии центр развития ребенка москва

Результаты показали, что длина корпуса (рост минус длина нижней конечности) в течение первого года жизни увеличивается в 1,5 раза) от 32,4 ± 0,2 до 46,8 ± 0,2 см, затем увеличивается постепенно. Длина корпуса от периода новорожденности до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза. При этом наиболее интенсивное увеличение наблюдается в течение первых трех месяцев жизни.

По полученным результатам, расстояние от супрастернальной точки до симфиза (длина тела) в течение первого года жизни увеличивается в 1,4 раза (от 20,5±0,1 см до 28,0±0,2 см), а последующих возрастах увеличивается постепенно. Нами установлено, что это расстояние в течение первых семи лет жизни увеличивается в 2 раза, при этом этот показатель наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев жизни и на 2 и 3 году жизни, затем рост длины тела замедляется.

По полученным результатам, ширина плеч от рождения до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза (от 14,1±0,1 до 30,2±0,1 см). При этом наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни (до 18,0± 0,5 см) и на 3 году жизни.

Изучение длины верхней конечности показало, что длина свободной верхней конечности от рождения до конца7 лет увеличивается от 21,5±0,1 до 50,9±0,2 см. При этом указанная длина наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни, от 1 года до конца 3 года, а в остальные периоды жизни несколько замедляется. Длина верхней конечности после рождения в первые семь лет жизни увеличивается в 2,4 раза.

Данные показали, что длина плеча после рождения в течение первых трех месяцев жизни увеличивается в 1,1 раза (от 9,1±0,06 до 10,4±0,08 см, затем рост длины продолжается. Длина плеча на протяжении первых семи лет жизни увеличивается более чем в 2 раза и при этом наиболее интенсивный рост отмечается в течение первых трех месяцев, на втором году и на четвертом году жизни.

Возраст

Антропометрические показатели

Длинасводной

верхней конечности

Длина плече

Длина пред-плечья

Длина кисти

Длинасводной

нижней конечности

Длина бедра

Длина голени

Длина стопы

Новорожденный

21.5±0.1

9.17±

0.06

7.03±

0.05

6.63±

0.07

20.5±0.1

9.05±

0.1

7.86±

0.05

9.17±

0.08

1–3 месяца

24.51±0.1

10.41±

0.08

8.21±

0.07

7.40±

0.05

25.06±0.1

12.74±

0.1

9.73±

0.07

9.06±

0.07

4–6 месяцев

26.75±0.2

11.30±

0.11

8.90±

0.07

8.08±

0.08

27.96±0.2

14.50±

0.1

11.11±

0.1

9.98±

0.10

7–9 месяцев

28.66±0.1

11.72±

0.10

9.46±

0.08

8.50±

0.07

30.01±0.1

15.30±

0.2

11.9±

0.1

10.40±

0.09

10–12 месяцев

29.66±0.2

12.18±

0.09

10.70±

0.09

8.99±

0.08

32.46±0.2

15.98±

0.1

12.42±

0.12

11.03±

0.08

1 год

32.21±0.1

13.18±

0.08

10.70±

0.09

9.07±

0.07

34.54±0.2

16.62±

0.1

13.91±

0.13

12.39±

0.08

2 года

36.70±0.2

14.60±

0.10

12.32±

0.09

10.83±

0.08

41.81±0.3

18.41±

0.1

16.99±

0.14

14.18±

0.05

3 года

41.18±0.2

16.25±

0.10

13.43±

0.09

11.57±

0.07

46.86±0.2

20.57±

0.1

19.22±

0.17

15.42±

0.09

4 года

43.34±0.2

16.82±

0.12

14.54±

0.09

12.14±

0.06

50.98±0.3

22.63±

0.1

21.09±

0.09

16.26±

0.09

5 лет

46.54±0.2

17.98±

0.12

15.59±

0.11

12.85±

0.07

55.80±0.3

24.82±

0.1

22.82±

0.16

17.39±

0.10

6 лет

48.88±0.2

18.73±

0.12

16.31±

0.08

13.33±

0.06

58.39±0.3

26.14±

0.1

23.75±

0.15

17.51±

0.09

7 лет

50.92±0.2

19.27±

0.12

16.99±

0.10

13.62±

0.07

60.08±0.3

27.16±

0.1

24.94±

0.18

18.58±

0.10

Результаты исследования показали, что длина предплечья после рождения от периода новорожденности до конца 7 лет происходит постепенно. При этом длина предплечья в изученных возрастных периодах увеличивается в 2,4 раза и наиболее интенсивный рост происходит в течение первых трех месяцев и на втором году жизни.

Антропометрические измерения кисти показали, что его длина после рождения до конца 7 лет постепенно увеличивается. При этом она увеличивается более чем в 2 раза. Отмечено незначительное интенсивное увеличение длины кисти на втором году жизни.

Длина свободной нижней конечности в течение первого года жизни увеличивается в 1,6 раза (от 20,4±0,1 до 32,4±0,2 см) и на 2 году жизни резко увеличивается (до 41,8±0,3 см). а в последующих изучаемых возрастах в увеличении наблюдается равномерность.

По результатам наших исследований, длина бедра от рождения до конца шести месяцев жизни увеличивается в 1,6 раза (от 9,0±0,06 до 14,5±0,1 см), а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно. При этом длина бедра от рождения до конца 7 лет жизни увеличивается в три раза и при этом наибольший рост отмечается в течение первых шести месяцев жизни ребенка.

Длина голени в течение первых шести месяцев увеличивается в 1,5 раза (от 7,8±0,05 до 11,1 ± 0,1 см), затем до конца первого года рост замедляется и на 2–3 годах жизни рост вновь увеличивается, а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно (до 24,9±0,1 см).

У детей от рождения до 7 лет жизни длина стопы увеличивается постепенно и увеличивается равномерно в 5 раза (от 7,5± 0,06 до 18,5 ±0,1 см). При этом рост длины стопы от периода новорожденности до конца 7 лет происходит почти равномерно.

Основываясь на полученные данные можно сделать предварительные выводы, что различные составляющие тела детей от рождения до 7 лет жизни увеличиваются различной интенсивностью.

Литература:

  1. Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия. — М.: Медицина, 1990. — 384
  2. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика — 1974 год — 384 с
  3. Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
  4. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: Высшая школа, 1978. — 527 с.
  5. Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
  6. Павлова С. В., Раднатаров В. Ц. Методы измерений тела человека. — Улан-Удэ: ВСГТУ. — 2001. — 22.

Основные термины (генерируются автоматически): течение первых, жизнь, месяц жизни, раз, месяц, рождение, течение первого, верхняя конечность, длина, длина бедра.

Источник