Антропометрические показатели физического развития ребенка
Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) — это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.
Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.
Средняя масса тела новорожденных составляет 3400—3500 г для мальчиков и 3200—3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых условий жизни трудящихся.
На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.
На 3—5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150—200 г, но не более чем на 300 г (см. раздел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10— 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.
За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — по 800 г, а за каждый последующий месяц—на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..
Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году жизни
| Месячная | Прибавка | | Месячная | Прибавка |
Возраст, мес | прибавка массы тела, | массы тела за истекший | Возраст, мес | прибавка массы тела, | массы тела за истекший |
| г | период, г | | г | период, г |
Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4—4’/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году—утраивается.
После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года—на 2,5—3,5 кг, на 3-м году—на 1,5—2 кг. В последующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмечается усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.
Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5—10 кг)+2-п, где n—число лет ребенка, 2—средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей формуле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка)+4 кг (п—10), где n— число лет ребенка.
Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48—52 см. В отдельных случаях первоначальная длина тела может достигать 50—56 см.
На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энергично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23—25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й— 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5—7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ребенка в среднем увеличивается на 4—5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибавки до 7—8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4—5 годам и утраивается к 14— 15 годам.
Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см—8 см (4—n), где n—число лет ребенка, 8 см—средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет:
100 см+6 см (n—4), где n—число лет ребенка, G см—средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ребенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5—6 лет, второе—в 11— 14 лет (период полового созревания), когда ежегодный прирост составляет ?0—12 см.
Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34—35 см, а окружность груди на 1—2 см меньше (32—34 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди
сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2—4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13—15 см. Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3—5 см. Завесь
2-й год прирост окружности груди составляет 2,5—3 см и за
3-й— 1,5—2 см.
Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10— 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й—на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5—6 см.
Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.
После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. К заболеваниям, которые оказывают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.
В последнее время считается установленным, что современные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов;
3) увеличении средних показателей массы тела и роста у детей’всех возрастных периодов; 4) увеличении других параметров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более раннем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появлении ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения может рассматриваться как внешнее выражение благоприятно
Рис. 11. Взвешивание ребенка на горизонтальных весах,
Рис, 12. Взвешивание ребенка на медицинских весах.
изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.
Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка.
Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.
Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормления. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и правильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возраста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).
Рис. 13. Ростомер горизонтальный.
Рис, 14. Ростомер вертикальный,
При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посередине площадки весов.
Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года применяется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка укладывают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из персонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам передвижную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по прикрепленной сантиметровой ленте).
Рост у детей старшего возраста (начиная с Г/2 лет) измеряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза были на одной горизонтальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра.
Для измерения окружности груди ленту накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.
Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.
При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.
Источник
Физическое развитие ребенка обусловлено сложным комплексом наследственных и средовых факторов. Большинство нарушений в развитии дают о себе знать специфическими симптомами. Однако существуют заболевания, протекающие бессимптомно, и многие из них можно обнаружить лишь по нарушениям роста и пропорций тела. Для этой цели разработана унифицированная методика измерений – антропометрия. Антропометрия детей дает возможность на ранних стадиях выявить отклонения и предупредить серьезные нарушения в развитии.
Антропометрия – метод измерений физических пропорций и телосложения. Для оценки ребенка по этому методу используется комбинация показателей, которые можно условно разделить на основные и дополняющие.
Основные антропометрические показатели – это рост, вес, окружность головы и грудной клетки. Дополняющие – длина рук и ног, высота головы, пропорциональность телосложения. Антропометрия ребенка дает возможность оценивать как его актуальное развитие, так и динамику (при условии, что проводится регулярно), и сопоставлять полученные данные с нормой.
Ценность периодических измерений очевидна. Нарушение физического развития – важнейший признак неблагополучия ребенка и показатель для проведения углубленного обследования. Отклонения от нормы чаще всего связаны с другими аномалиями развития и влекут за собой не менее серьезные нарушения. Так, к примеру, недостаток массы тела негативно влияет на иммунитет ребенка в начале его жизни, поэтому у малорослых детей в первые 12 месяцев после рождения риск развития заболеваний вдвое выше, а риск смерти – выше вчетверо.
Периодичность проведения антропометрии для контроля за состоянием ребенка
В течение первого месяца жизни педиатр осматривает малыша каждую неделю, так как на этом этапе особенно важно выявлять все нарушения в развитии. Далее, если отклонений не обнаружено, антропометрия ребенка до года выполняется ежемесячно.
По достижении 12-месячного возраста организм стремительно идет в рост. В норме, на втором году жизни прибавка в весе составляет до 4 кг, в росте – до 15 см. Затем ежегодно малыш прибавляет по 2-3 кг. Конечно, эти показатели у разных детей будут отличаться – многое зависит от наследственности, от качества питания, от средовых факторов.
Алгоритм проведения антропометрии у детей нацелен, в первую очередь, на выявление грубых отклонений от нормы – сильного отставания в росте или весе, непропорциональности конечностей, чрезмерном наборе массы и т.д. Такие случаи требуют тщательного рассмотрения и консультаций специалистов: педиатра, эндокринолога, генетика. Особое внимание необходимо уделять весу. Слишком худые дети сильнее подвержены простудам, а чересчур полные – раннему развитию патологий сердца и сосудов.
На втором году жизни проведение антропометрии у детей выполняется раз в три месяца. Начиная с третьего года – раз в 6 месяцев, с четвертого и дальше – ежегодно.
Антропометрия в детском саду
Дети, посещающие дошкольные учреждения, могут проходить антропометрию в ДОУ. Антропометрия детей в детском саду выполняется медработником, используются ростомеры, весы и измерительные ленты.
Процедура проводится в первой половине дня, до еды. На детях должен быть минимум одежды, в идеале – легкая маечка и трусы. На весы и под ростомер они встают босиком. Полученные результаты заносятся в таблицу.
Примерный шаблон антропометрии в детском саду – это табличка, содержащая следующие колонки:
- фамилия и имя ребенка,
- возраст,
- группа,
- рост,
- вес,
- окружность головы,
- окружность груди,
- длина рук,
- длина ног,
- дата проведения измерений.
Конкретные показатели, вносимые в таблицу, могут отличаться в разных детских садах. Полученные результаты сравниваются со средней нормой и заносятся в журнал антропометрии. Для ведения журнала удобно использовать программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет отслеживать данные физического развития детей в динамике. Кроме того, в программе разработано более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений.
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Алгоритм проведения анторопометрии в ДОУ
Рассмотрим более подробно измерение конкретных показателей.
1. Рост
Измеряется в положении стоя. Ребенок встает на площадку ростомера и выпрямляется, прислоняясь спиной к измерительной стойке. Медицинский работник ДОУ опускает на голову малыша горизонтальную подвижную планку, избегая сильного нажатия. Рост обязательно измерять в первой половине дня, поскольку ближе к вечеру тонус мышц снижается, дети устают, и их рост может незначительно уменьшаться.
2. Вес
Алгоритм антропометрии детей предполагает использование напольных весов, имеющих погрешность не более 50 г. Показатель массы тела не настолько стабилен, как рост, поскольку даже в течение суток может меняться в пределах нескольких сотен граммов. Измерение веса обязательно выполняется натощак, чтобы отразить реальное состояние массы тела ребенка.
3. Гармоничность развития
Технология антропометрии ребенка в детском саду помогает, помимо прочего, определить пропорциональность тела. Для этой цели используется специальный индекс Пинье, отражающий соответствие пропорций роста, веса и окружности груди принятым нормам.
Формула выглядит следующим образом:
ИП = рост (см) – (вес (кг) + окружность груди (см))
Стандартные показатели у детей:
Возраст | Мальчики | Девочки |
3 года | 25,7 | 27,1 |
4 года | 31,1 | 31,0 |
5 лет | 34,2 | 34,7 |
6 лет | 36,1 | 37,0 |
Чем индекс Пинье меньше, тем крепче телосложение.
Как правильно провести антропометрию ребенка?
Основными условиями технически корректной антропометрии являются следующие:
- применение унифицированной методики в работе со всеми детьми,
- использование одних и тех же технических средств при обследовании каждого ребенка,
- выполнение процедуры обследования в одно и то же время (желательно утром натощак).
Выполняя антропометрию, важно помнить, что критерии нормы, приводимые в пособиях, ни в коем случае не являются жесткими. Значения параметров тела индивидуальны, и диагностическое значение имеют только резкие расхождения – с учетом региона, среды, климата, а также известных сотруднику ДОУ генетических факторов развития того или иного ребенка. Поэтому при выявлении незначительных отклонений не стоит торопиться с выводами и принимать меры – лучше понаблюдать. А вот наличие значительных расхождений является поводом к углубленному обследованию малыша.
Автор статьи: Лидия Ситникова
Похожие статьи:
- Мониторинг развития ребенка в ДОУ по ФГОС
- Охрана здоровья детей в ДОУ (методы оздоровления)
- Кварцевание в детском саду по СанПиН
- Вакцинация и прививки в детском саду
P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.
Источник
Библиографическое описание:
Некоторые антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста / З. А. Кахаров, И. И. Саттибоев, Д. Ш. Туланов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48044/ (дата обращения: 20.10.2020).
Изучение физического развития детей имеет большое теоретическое и практическое значение.
Целью данной работы явилась изучить физического развития детей дошкольного возраста проживающих в условиях города Андижан Республики Узбекистан.
Задачей данной работы была проведение антропометрических исследований среди детей дошкольного возраста.
При этом объектом исследования явились практические здоровые дети узбекской национальности от периода новорождённости до 7 лет жизни проживающие в условиях города Андижана Республики Узбекистан.
Работа была выполнена с применением адекватных антропометрических и вариационно- статистических методов.
Проведенная нам работа показала, что масса ребенка после рождения в течение первых шести месяцев увеличивается почти в 2,2 раза (у новорожденного 3,3±0,4 до 7,2± 0,1 кг у детей 4–6 месяцев), затем постепенно увеличивается к концу второго года достигает 12,9 ± 0,1 кг и на 3 году резко увеличивается до 15,0 ±0,1 кг, а в последующих возрастах почти равномерно увеличивается.
При этом масса ребенка от рождения до конца 7 лет увеличивается почти 6,5 раза, при этом наиболее интенсивно увеличивается в течение первых шести месяцев, на 3 году и в 5 летнем возрасте. Следует отметить, что масса от 7 до 12 месяцев почти не изменяется.
Данные показали, что длина тела (рост) ребенка в течение первого года жизни увеличивается почти в 1,5 раза (от 51,8± 0,2 до 72,7 ± 0,7 см), затем в течение первых трех лет рост резко увеличивается и достигает 99,1 ± 0,4 см, а в последующие годы постепенно увеличивается. Нами отмечено, что рост ребенка наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев и от 1 до 3 лет. При этом рост бенка от рождения до 7 лет жизни увеличивается в 2,3 раза. Выявлено, что рост ребенка от 4 до 7 лет несколько замедляется.
Возраст | Антропометрические показатели | ||||
Масса (кг) | Рост | Длина корпуса | Расстояние между точками супрастернале исимфизион | Ширина Плеч | |
Новорожденный | 3.3±0.04 | 51.8±0.24 | 32.4.±0.2 | 20.56±0.15 | 14.17±0.1 |
1–3 месяца | 5.56±0.08 | 60.02±0.33 | 40.48.±0.2 | 25.44±0.21 | 18.01±0.5 |
4–6месяцев | 7.2±0.08 | 64.5±0.32 | 43.15.±0.2 | 26.65±0.20 | 19.76±0.2 |
7–9 месяцев | 8.33±0.14 | 69.7±0.32 | 4576.±0.2 | 27.26±0.19 | 20.71±0.2 |
10–12 месяцев | 8.94±0.12 | 72.7±0.69 | 46.81±0.3 | 28.06±0.19 | 21.50±0.1 |
1 год | 10.21±0.14 | 79.2±0.52 | 49.56±0.3 | 29.05±0.20 | 22.79±0.2 |
2 года | 12.92±0.17 | 89.4±0.52 | 54.54±0.3 | 32.78±0.24 | 24.72±0.1 |
3 года | 15.01±0.17 | 99.1±0.42 | 58.44±0.2 | 35.76±0.26 | 27.55±0.1 |
4 года | 16.29±0.18 | 104.6±0.49 | 60.04±0.3 | 36.92±0.19 | 27.72±0.1 |
5 лет | 18.54±0.22 | 111.39±0.59 | 63.28±0.3 | 38.49±0.22 | 28.79±0.1 |
6 лет | 20.01±0.18 | 116.6±0.53 | 65.03±0.2 | 39.34±0.19 | 29.18±0.1 |
7 лет | 21.36±0.29 | 119.5±0.52 | 66.16±0.3 | 40.76±0.24 | 30.26±0.2 |
Результаты показали, что длина корпуса (рост минус длина нижней конечности) в течение первого года жизни увеличивается в 1,5 раза) от 32,4 ± 0,2 до 46,8 ± 0,2 см, затем увеличивается постепенно. Длина корпуса от периода новорожденности до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза. При этом наиболее интенсивное увеличение наблюдается в течение первых трех месяцев жизни.
По полученным результатам, расстояние от супрастернальной точки до симфиза (длина тела) в течение первого года жизни увеличивается в 1,4 раза (от 20,5±0,1 см до 28,0±0,2 см), а последующих возрастах увеличивается постепенно. Нами установлено, что это расстояние в течение первых семи лет жизни увеличивается в 2 раза, при этом этот показатель наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев жизни и на 2 и 3 году жизни, затем рост длины тела замедляется.
По полученным результатам, ширина плеч от рождения до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза (от 14,1±0,1 до 30,2±0,1 см). При этом наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни (до 18,0± 0,5 см) и на 3 году жизни.
Изучение длины верхней конечности показало, что длина свободной верхней конечности от рождения до конца7 лет увеличивается от 21,5±0,1 до 50,9±0,2 см. При этом указанная длина наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни, от 1 года до конца 3 года, а в остальные периоды жизни несколько замедляется. Длина верхней конечности после рождения в первые семь лет жизни увеличивается в 2,4 раза.
Данные показали, что длина плеча после рождения в течение первых трех месяцев жизни увеличивается в 1,1 раза (от 9,1±0,06 до 10,4±0,08 см, затем рост длины продолжается. Длина плеча на протяжении первых семи лет жизни увеличивается более чем в 2 раза и при этом наиболее интенсивный рост отмечается в течение первых трех месяцев, на втором году и на четвертом году жизни.
Возраст | Антропометрические показатели | |||||||
Длинасводной верхней конечности | Длина плече | Длина пред-плечья | Длина кисти | Длинасводной нижней конечности | Длина бедра | Длина голени | Длина стопы | |
Новорожденный | 21.5±0.1 | 9.17± 0.06 | 7.03± 0.05 | 6.63± 0.07 | 20.5±0.1 | 9.05± 0.1 | 7.86± 0.05 | 9.17± 0.08 |
1–3 месяца | 24.51±0.1 | 10.41± 0.08 | 8.21± 0.07 | 7.40± 0.05 | 25.06±0.1 | 12.74± 0.1 | 9.73± 0.07 | 9.06± 0.07 |
4–6 месяцев | 26.75±0.2 | 11.30± 0.11 | 8.90± 0.07 | 8.08± 0.08 | 27.96±0.2 | 14.50± 0.1 | 11.11± 0.1 | 9.98± 0.10 |
7–9 месяцев | 28.66±0.1 | 11.72± 0.10 | 9.46± 0.08 | 8.50± 0.07 | 30.01±0.1 | 15.30± 0.2 | 11.9± 0.1 | 10.40± 0.09 |
10–12 месяцев | 29.66±0.2 | 12.18± 0.09 | 10.70± 0.09 | 8.99± 0.08 | 32.46±0.2 | 15.98± 0.1 | 12.42± 0.12 | 11.03± 0.08 |
1 год | 32.21±0.1 | 13.18± 0.08 | 10.70± 0.09 | 9.07± 0.07 | 34.54±0.2 | 16.62± 0.1 | 13.91± 0.13 | 12.39± 0.08 |
2 года | 36.70±0.2 | 14.60± 0.10 | 12.32± 0.09 | 10.83± 0.08 | 41.81±0.3 | 18.41± 0.1 | 16.99± 0.14 | 14.18± 0.05 |
3 года | 41.18±0.2 | 16.25± 0.10 | 13.43± 0.09 | 11.57± 0.07 | 46.86±0.2 | 20.57± 0.1 | 19.22± 0.17 | 15.42± 0.09 |
4 года | 43.34±0.2 | 16.82± 0.12 | 14.54± 0.09 | 12.14± 0.06 | 50.98±0.3 | 22.63± 0.1 | 21.09± 0.09 | 16.26± 0.09 |
5 лет | 46.54±0.2 | 17.98± 0.12 | 15.59± 0.11 | 12.85± 0.07 | 55.80±0.3 | 24.82± 0.1 | 22.82± 0.16 | 17.39± 0.10 |
6 лет | 48.88±0.2 | 18.73± 0.12 | 16.31± 0.08 | 13.33± 0.06 | 58.39±0.3 | 26.14± 0.1 | 23.75± 0.15 | 17.51± 0.09 |
7 лет | 50.92±0.2 | 19.27± 0.12 | 16.99± 0.10 | 13.62± 0.07 | 60.08±0.3 | 27.16± 0.1 | 24.94± 0.18 | 18.58± 0.10 |
Результаты исследования показали, что длина предплечья после рождения от периода новорожденности до конца 7 лет происходит постепенно. При этом длина предплечья в изученных возрастных периодах увеличивается в 2,4 раза и наиболее интенсивный рост происходит в течение первых трех месяцев и на втором году жизни.
Антропометрические измерения кисти показали, что его длина после рождения до конца 7 лет постепенно увеличивается. При этом она увеличивается более чем в 2 раза. Отмечено незначительное интенсивное увеличение длины кисти на втором году жизни.
Длина свободной нижней конечности в течение первого года жизни увеличивается в 1,6 раза (от 20,4±0,1 до 32,4±0,2 см) и на 2 году жизни резко увеличивается (до 41,8±0,3 см). а в последующих изучаемых возрастах в увеличении наблюдается равномерность.
По результатам наших исследований, длина бедра от рождения до конца шести месяцев жизни увеличивается в 1,6 раза (от 9,0±0,06 до 14,5±0,1 см), а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно. При этом длина бедра от рождения до конца 7 лет жизни увеличивается в три раза и при этом наибольший рост отмечается в течение первых шести месяцев жизни ребенка.
Длина голени в течение первых шести месяцев увеличивается в 1,5 раза (от 7,8±0,05 до 11,1 ± 0,1 см), затем до конца первого года рост замедляется и на 2–3 годах жизни рост вновь увеличивается, а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно (до 24,9±0,1 см).
У детей от рождения до 7 лет жизни длина стопы увеличивается постепенно и увеличивается равномерно в 5 раза (от 7,5± 0,06 до 18,5 ±0,1 см). При этом рост длины стопы от периода новорожденности до конца 7 лет происходит почти равномерно.
Основываясь на полученные данные можно сделать предварительные выводы, что различные составляющие тела детей от рождения до 7 лет жизни увеличиваются различной интенсивностью.
Литература:
- Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия. — М.: Медицина, 1990. — 384
- Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика — 1974 год — 384 с
- Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
- Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: Высшая школа, 1978. — 527 с.
- Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
- Павлова С. В., Раднатаров В. Ц. Методы измерений тела человека. — Улан-Удэ: ВСГТУ. — 2001. — 22.
Основные термины (генерируются автоматически): течение первых, жизнь, месяц жизни, раз, месяц, рождение, течение первого, верхняя конечность, длина, длина бедра.
Источник