Аномалии речевого развития ребенка аномалии речевого развития ребенка

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

        Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей речевые расстройства различается по силе выражения и области развития – от полной потери речи до проблем с пониманием отдельных звуков и слов. Речевые нарушения не имеют физиологической причины. За это ответственны повреждения в головном мозге, точнее в тех его участках, которые отвечают за речевую зону.

        Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

        Нарушения речи во многих случаях нельзя назвать необратимым отклонением. В решении этого вопроса могут помочь специальная терапия и занятия с логопедом. Родителям бывает трудно понять, насколько серьезна проблема у их малыша и что следует делать. Как правило, они надеются, что все пройдет само, и упускают главное — драгоценное время.

         Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Виды нарушений устной речи:

  •   афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
  •   брадилалия – патологически замедленный темп речи;
  •  тахилалия – патологически убыстренный темп речи; 
  •  заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
  •  дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;
  •  ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
  •  афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

  • отстает  психическое  развитие  ребенка;
  • замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
  • появляются  нарушения  эмоционально-волевой  сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
  • возникают  трудности  в  усвоении  письма  и  чтения, что  снижает    успеваемость ребенка.

     В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

Как проявляется нарушение речевого развития

 Для детей раннего возраста существуют условные этапы формирования речи.

         Например, первый год жизни ребенка считается предречевым этапом, в течение которого малыш осваивает основные речевые инструменты – гуление, лепет и формирование лепетных слов.         Пользуясь этими навыками, примерно к 9-12 месяцу жизни ребенок произнесет свои первые полноценные слова, состоящие из открытых повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба и т.д.).         Нарушение развития речи у детей проявляется ближе к 2-3 годам. Однако если проблема связана с неправильным функционированием слухового аппарата, первые настораживающие признаки можно заметить уже и в один год. В этом возрасте происходит формирование пассивного словаря ребенка. Это значит, что ребенок понимает значение многих слов, хоть и не может их произнести. Определить, насколько полноценно протекает развитие данного этапа очень просто. Если малыш по просьбе взрослых показывает, где находятся его игрушки, приносит вещь из соседней комнаты и т.д., значит, его пассивный словарь уже включает в себя необходимое количество слов. Если же ребенок не может выполнить данные задания, скорее всего, проблема связана с тугоухостью, из-за которой малыш просто не слышит вашу речь.        

         Возрастной период от 1,7 до 2 лет педагоги называют «лексическим взрывом». В этом возрасте пассивный словарь малыша становится активным, и ребенок начинает говорить.

         Умением строить предложения ребенок овладевает примерно к 2,5-3 годам, а грамматическая правильность и смысловая связность появляется в его речи ближе к 3,5-4 годам.

Распределения детей на группы согласно речевым нарушениям

Соответственно речевым нарушениям детей распределяют на три группы:

1 группа – дети с фонетическими нарушениями речи. Они, как правило, не произносят отдельные звуки. Других отклонений не наблюдается.

2 группа – дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок в этом случае не только не произносит звуки,  но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учится читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.

Читайте также:  Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка

3 группа – это дети с общим недоразвитием речи. Такой ребенок не различает звуков, не  сливает их в слоги, бедный лексический запас, связная речь отсутствует. Если малышу не оказать вовремя специальную логопедическую помощь, то в дальнейшем возможны серьёзные проблемы в коммуникационной сфере.

        Соответственно нарушениям речи у детей выделяют три уровня общего недоразвития речи , если сохранен физический слух:

  • Первый уровень: ребенок в возрасте 5-6 лет не разговаривает, издает только непонятные звуки, которые сопровождаются жестами.
  • Второй уровень: ребенок употребляет только общие слова, некоторые грамматические формы, но речевые возможности существенно отстают от нормы.
  • Третий уровень: фразовая речь у ребенка развернутая, но  присущи некоторые фонетико-фонематические и  лексико-грамматические дефекты. В общение вступает только в присутствии взрослых.

        Речевые нарушения существенно влияют и на остальные психические функции ребенка. Как правило, такие дети имеют неустойчивое внимание, которое тяжело распределяют. Мышление тоже отличается, особенно словесно-логическое. Им тяжело дается анализ и синтез, сравнение и обобщение. У таких детишек могут наблюдаться плохие локомоторные функции:  нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость. Очень тяжело ими воспринимаются словесные инструкции. Особого внимания требует мелкая моторика рук.

        Ребенок с нарушениями речи, особенно тяжелыми, отличается резким негативизмом, обидчивостью, нежеланием общаться и устанавливать контакты, неуверенностью в себе. Такому ребенка нужна помощь. Мы подошли к пониманию того, что речевые нарушения бывают разные и могут появиться у любого в ребенка на любом этапе его развития.

        Начиная с первых дней жизни с целью профилактики нарушений речи у ребенка  необходимо:

  • как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы. Придавать разговору, по возможности,  разных эмоций (улыбаться, хмуриться, удивляться, бояться, радоваться, восторгаться и т.д.). При этом слова нужно произносить четко.
  • также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.
  • проводить обязательно для малыша пальчиковую гимнастику. Как не вспомнить всем известное стихотворение «Сорока — ворона кашку варила». Ученые уже давно доказали, что на кончиках пальцев находятся нервные центры, которые тесно связаны с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому для малыша очень полезны массажи пальчиков. Их нужно проводить в виде игры. Для этого используются стихотворения, в которых ребенка просят повторить определенные движения пальчиками рук. В этом случае развивается не только речь, но и память, создаются определенные образы, за которыми потом закрепятся конкретные понятия.

Когда ребенок подрастет, то незаменимыми занятиями должны стать игры с мозаикой и конструктором, а также рисование, лепка, шнуровка, закручивание крышечек и т.д.

Все это поможет избежать многих речевых нарушений у детей.

Источник

Одной из основных характеристик общего развития ребенка является становление речи. При нормальном развитии ребенок имеет хорошие способности для овладения языком и речью. Речь является высшей психической функцией. Между речью и головным мозгом существует тесная связь, именно поэтому нормальное развитие речи напрямую зависит от работы головного мозга. Важными факторами для нормального развития речи являются: зрелое состояние коры головного мозга, сохранный слух и сформированный артикулярный аппарат. Кроме того, в формировании речи ребенка с самого его рождения немаловажную роль играет речевое окружение малыша.

Нарушение речи у детей является одним из наиболее частых явлений в медицинской практике. Подобные нарушения нередко встречаются и у взрослых. Причины, вызывающие речевые нарушения могут быть самыми разнообразными. Сложные аномалии развития речи могут сопровождаться нарушением артикуляции, дикции, нарушением темпа речи, маленьким активным и пассивным словарем, неправильным построением фраз и предложений, различными дефектами в произношении звуков. Кроме того, ребенок может плохо различать звуки на слух.

Причинами нарушений развития речи могут стать:

  • аномалии течения беременности или родов;
  • поражения органов слуха;
  • нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
  • отставание в психическом развитии;
  • неблагоприятное воздействие наследственных факторов;
  • неблагоприятные воздействия факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общение и воспитание ребёнка;

Процесс становления речи с большими затруднениями происходит у детей, отстающих в физическом развитии, ослабленных, не получающих полноценное питание или перенесших заболевания в раннем возрасте. Причиной задержки развития речи также может являться снижение слуха. При этом у ребенка может отмечаться либо полное отсутствие самостоятельной речи, либо нечеткая речь, лишь отдалено напоминающая нормальную. 

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев видео мама лара видео

На сегодняшний день не существует единой классификации нарушений развития речи. Основные нарушения развития речи у детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нарушения речи, связанные с органическими нарушениями ЦНС (афазия, алалия, дизартрия). В большинстве случаев эти заболевания вызывают либо полное отсутствие речи, либо недоразвитие речи. Ко второй группе заболеваний относятся дефекты речи, которые были вызваны функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм, сурдомутизм). Эти дефекты вызывают нарушение нормального темпа речи. При некоторых из них ребенок отказывается от общения при полном отсутствии каких-либо дефектов речевого аппарата. К третьей группе относятся речевые дефекты, которые возникают вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). Эти заболевания вызывают нарушения дикции у детей.

Работать над речевыми нарушениями необходимо в детском возрасте, пока речь ребенка развивается интенсивно. Одной из основных форм работы над исправлением дефектов речи являются логопедические занятия. Для каждого ребенка на занятиях подбирается определенный комплекс артикуляционных упражнений. Выбор комплекса зависит от расстройства, наблюдаемого у ребенка. С помощью комплекса упражнений логопед постепенно устранит нарушения звукопроизношения у ребёнка.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/n/narusheniya-rechi-u-detej.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Источник

В норме у ребенка к пяти годам полностью должны быть сформированы все речевые навыки. Если этого не произошло, то необходимо выяснить, почему возникло нарушение речи и при необходимости предоставить комплексную логопедическую, психотерапевтическую, медицинскую помощь.

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

  • в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
  • в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
  • в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
  • в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
  • в девять месяцев малыш не говорит слова с одинаковыми звуками;
  • в десять месяцев не машет на прощание рукой;
  • в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
  • в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой».

Часто встречается нарушение речи у детей, родившихся ранее положенного срока

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение 

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.
Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка психолог

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Нарушения речи у детей кроются в недостатке общения с родителями

Какие бывают виды нарушений 

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Своевременная коррекция развития речи позволит впоследствии избежать проблем с письмом

Какие бывают группы нарушений 

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений  

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Читайте также: симптомы и лечение эхолалии у детей

Источник