Анна фрейд о развитии ребенка

Анна фрейд о развитии ребенка thumbnail

Анна Фрейд: линия развития ребёнка от смеси любви и сосания к рациональному питанию

Анна Фрейд разработала концепцию развития ребенка, одним из основных понятий которой было понятие о линии развития (Freud, 1965).

Основная линия развития — это последова­тельность фаз, которая ведет от выраженной зависимости от мате­ринской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям.

Анна Фрейд описала следующие линии развития:

  • «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрос­лым объектным отношениям».
  • Линии, приводящие к телесной независимости, например: «от сосания к рацио­нальному питанию».
  •  «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
  •  «От тела к игрушке, и от игры к работе».

Приведем пример развития по линии «От сосания к рациональному питанию».

Фазы этого пути выглядят следующим образом.

1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки (по часам или по тре­бованию) с обычными трудностями кормления, вызванными пере­падами аппетита и пищеварительными расстройствами, а также тре­вогой матери относительно кормления.

Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужная отсрочка пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые нарушения в позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.

В случае, если отлучение инициировано матерью, особенно если это начинается в раннем возрасте ребёнка и протекает в сжатые сроки, протест малыша против лишения груди искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать также с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.

3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов или без них, «пища» и «мама» все еще ассоциируется друг с другом.

При­ём пищи может становиться полем битвы, на котором могут происходить сражения, связан­ные с трудностями материнско-детских отношений.

4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с ма­терью о количестве съедаемого сменяются вопросами манер поведения за столом.

Также в этой фазе может возникать тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю  удо­вольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) и вновь приобретенное отвращения.

5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдипо­вой фазе (3-5 лет).

Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь могут быть обуслов­лены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности че­рез рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных ро­дов (страх приема пищи и ее выхода).

6. Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с со­хранением или даже увеличением удовольствия от еды.

Увеличение рацио­нальных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в форми­ровании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, пред­почтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.

Из этой линии вытекают следующие следствия:

1. Реакции ребенка на изменения второй фазы (отлучение от еды и вве­дение новых вкусов и консистенций) впервые отражает либо его стремление к продвижению вперед и склонность к приключениям (в случае если с удовольствием принимается новый опыт), либо цепляние к уже существующим удовольствиям (когда каждое изменение переживается как уг­роза и лишение). В зависимости от преобладания той или иной установки в процессе принятия пищи это распространится и на другие области развития.

Осторожный в пище ребёнок чаще всего будет большим консерватором ив остальных вопросах. Надо помнить в то же время, что все дети консерваторы (больше, чем взрослые привыкли думать)

2. Равенство еда=мать, которое сохраняется в восприятии ребенка в течение первых четырёх фаз, представляет собой рациональную основу для уверенности матери, что каждый отказ ребенка от пищи наце­лен лично на нее, то есть выражает отвержение ребенком ее материнской за­боты.

Эта уверенность лежит в основе сражений по поводу пищи со стороны матери.

Это также объясняет, почему в этих фазах с отказом от еды или стойкими капри­зами может легче справиться временно замещающий мать чужой человек.

Это также объясняет, почему травматическое отделение от матери часто сопровож­дается отказом от пищи (отвержение материнской замены), либо же жадно­стью и перееданием (еда воспринимается как заместитель материнской любви).

После 6-й фазы процесс принятия пищи становится собственной забо­той зрелой личности. Прежнее сражение с матерью по поводу еды иногда заменяется внутренним рассогласованием — между сознательным желанием есть и бессознательно принятой установкой о невыносимости какой-либо пищи, то есть различными пищевыми неврозами и нарушениями пищеварения.

Вообще, трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, напрямую связываются психоаналитиками с ранними отношениями с матерью. Однако в более позднем возрасте эти проблемы становятся внутренним конфликтом (например, булимия или анорексия).

В статье использован материал из книги Э.Г. Эйдемиллера «Детская психиатрия»

Поделитесь знанием с друзьями!

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

3 декабря 1895 года родилась Анна Фрейд — младшая дочь Зигмунда Фрейда, ставшая основоположницей детского психоанализа.

Доктор Фрейд хотел мальчика

Об отце психоанализа Зигмунде Фрейде наслышаны даже те, кто весьма смутно представляет себе реальную суть его учения. Имя его дочери Анны Фрейд известно гораздо меньше, хотя вклад её в психологию и психоанализ весьма велик.

В большой семье Зигмунда Фрейда Анна была младшим, шестым ребёнком.

Доктор Фрейд надеялся, что родится мальчик, и даже решил назвать его Вильгельмом в честь своего друга Вильгельма Флисса, предложившего теорию бисексуальной природы человека. Но родилась девочка, которой суждено было стать верной помощницей и продолжательницей дела отца.

В детстве общение Анны с отцом было весьма ограниченно — знаменитый учёный, чтобы прокормить семью, работал по 18 часов в сутки. Ближайшим другом маленькой Анны была её няня. Собственные детские переживания Анны Фрейд стали причиной того, что в зрелом возрасте она заинтересовалась вопросами детской психологии и стала основателем такого научного направления, как детский психоанализ.

Фотография семьи Зигмунда Фрейда. Передний ряд: Софи, Анна и Эрнст Фрейд. Средний ряд: Оливер и Марта Фрейд, Минна Бернейс. Задний ряд: Мартин и Зигмунд Фрейд

Фотография семьи Зигмунда Фрейда. Передний ряд: Софи, Анна и Эрнст Фрейд. Средний ряд: Оливер и Марта Фрейд, Минна Бернейс. Задний ряд: Мартин и Зигмунд Фрейд. Фото: Commons.wikimedia.org

Спицы судьбы

Продолжательницей дела отца в юности Анна становиться не собиралась. После окончания школы она получила педагогическое образование и в течение пяти лет работала учительницей.

Тем не менее, работы отца Анну интересовали — первый разговор о психоанализе между отцом и дочерью состоялся, когда девочке было 13 лет. Уже будучи учительницей, Анна посещает публичные лекции отца. Вскоре Зигмунд Фрейд фактически становится преподавателем дочери, лично обучая её основам психоанализа.

Сближению отца и дочери способствовало то, что личная жизнь самой Анны, в отличие от её братьев и сестёр, не сложилась. Зигмунд Фрейд сетовал на её чрезмерное увлечение вязанием — с точки зрения психоанализа это трактовалось как замещение сексуальной жизни.

Начиная с 1918 года Анна Фрейд принимает участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1922 году Анна Фрейд провела своё первое психоаналитическое исследование 15-летней девочки и сделала первый собственный доклад «Фантазия избиения и сновидение наяву». Это было условием для приёма в Венское психоаналитическое общество.

Зигмунд Фрейд и его семья. 1876 г

Зигмунд Фрейд и его семья. 1876 г. Фото: www.globallookpress.com

За себя и за отца

В 1923 году Анна Фрейд открывает собственную психоаналитическую практику, специализируясь на маленьких пациентах.

В том же году стало известно, что Зигмунд Фрейд болен раком. Анна становится для отца всем — сиделкой, секретарём, помощником, медицинской сестрой. Когда сам доктор Фрейд оказывается не в состоянии, она выступает на конгрессах с его докладами, принимает за отца его награды. Благодаря дочери доктор Фрейд прожил ещё 16 лет.

В 1927 году Анна Фрейд становится Генеральным секретарём Международного психоаналитического общества.

Зигмунд Фрейд.

Добиваться признания среди коллег Анне было нелегко. Воспринимать её как самостоятельную личность, учёного с собственными работами, а не дочь Зигмунда Фрейда, были готовы далеко не все.

Непросто приходилось и с маленькими пациентами, с которыми до Анны Фрейд никто не работал. Здесь ей очень помог опыт педагогической работы, позволявший расположить детей к себе.

Детский психоанализ рождался в острой полемике между Анной Фрейд и другой известной исследовательницей детского развития Мелани Кляйн. Анна Фрейд была категорической противницей прямого перевода проявлений детской психической жизни на язык взрослого психоанализа, полагая, что психическая жизнь ребёнка подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых.

«Я могу всем рекомендовать гестапо»

Самым страшным годом для семьи Фрейдов стал 1938-й, когда в результате аншлюса Австрия была присоединена к Третьему Рейху. Гитлеровцы не просто отрицали психоанализ, а жестоко преследовали его адептов. Накануне аншлюса Вену покинули почти все психоаналитики. Доктор Фрейд, пожилой и больной, уезжать не хотел. В итоге и он, и его дочь были вызваны в гестапо.

Анна, отправляясь на допрос, спрятала ампулу с ядом на тот случай, если её начнут подвергать пыткам. Спасло Фрейда и его дочь от гибели только вмешательство международного сообщества. Гитлер не хотел в тот момент портить отношения с Францией и Великобританией, и психоаналитикам позволили уехать в обмен на то, что они заявят о хорошем обращении с ними в гестапо.

Зигмунд Фрейд даже после этого не лишился чувства юмора, заметив: «Я даже могу всем очень рекомендовать гестапо». Анна перенесла происшедшее тяжелее. Ни в Австрию, ни в Германию она не приезжала в течение более чем трёх десятков лет. Будучи в эмиграции, в присутствии англичан она до самой смерти говорила только по-английски, даже со знакомыми, с которыми она обычно говорила на немецком языке.

«Я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин». 10 цитат доктора Фрейда

«Я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин». 10 цитат доктора Фрейда

Дети и Мэрилин

Семья Фрейдов поселилась в Англии. После смерти отца в 1939 году Анна начала работу над изданием собрания его сочинений.

В годы войны она открыла детский военный приют-ясли, находила средства для помощи детям, пострадавшим от войны, а по ночам дежурила на крыше и тушила немецкие зажигательные бомбы.

В 1945 году Анне Фрейд исполнилось 50 лет. Она активно работала не только в области детского психоанализа, но и со взрослыми пациентами. Среди них была и Мэрилин Монро, которой Анна Фрейд поставила диагноз истерического и депрессивного склада личности.

Но всё-таки главным направлением её деятельности была работа с детьми. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику для лечения детей методом психоанализа.

Главным трудом своей жизни Анна Фрейд считала опубликованную к 70-летию работу «Норма и патология в детстве», обобщившую её личный опыт деятельности за несколько десятилетий.

Анна Фрейд (третья слева)

Анна Фрейд (третья слева). Фото: Commons.wikimedia.org/ Jan Arkesteijn

Вторая мама

В последние годы жизни она занялась вопросами семейного права, связанными с детьми. В Йельском университете доктор Фрейд разрабатывала принципы усыновления, опеки над детьми и процедуры развода, основанные на психоаналитических исследованиях и клинической практике.

Всемирно признанный учёный, почётный профессор многих университетов мира, Анна Фрейд умерла 9 октября 1982 года в Лондоне в возрасте 86 лет.

Она так никогда и не вышла замуж, у неё не было своих детей. Второй мамой её считали дети подруг, а также маленькие пациенты доктора Анны.

Однажды Анна Фрейд сказала о себе: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!».

Источник

Анна Фрейд — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Биографический очерк

В детстве получила хорошее домашнее образование.

Анне было всего 13 лет, когда состоялся ее первый разговор с отцом о психоанализе, который оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую судьбу. Чуть позже Зигмунд Фрейд разрешил Анне присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества. Анна сама проходила курс психоанализа у отца, присутствовала на приемах пациентов, была единственным близким для Зигмунда Фрейда человеком, который переносил с ним все тяготы, поддерживал его в самые тяжелые минуты и оставался рядом с ним до последних его дней.

На протяжении всей жизни Анна Фрейд вела огромную психоаналитическую деятельность.

После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. Начиная с 1918 года, она принимала участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 году Анну Фрейд приняли в члены “Психоаналитического издательства”, а в 1923 году она открыла свою собственную психоаналитическую практику.

С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.

В 1922 г. Анна Фрейд была принята в Венское психоаналитическое общество, и с 1923 г. она начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Анна Фрейд разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. она работала в Венском институте психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.

В 1927 г. опубликовала работу «Введение в детский анализ». В нее вошли 4 лекции, прочитанные ею в Венском психоаналитическом институте и знакомящие со спецификой техники детского психоанализа. В этой книге Анна Фрейд исходила из того, что психоаналитическая жизнь детей подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. И поэтому при проведении психоанализа нельзя механически переносить на детей те методы анализа, которые используются при анализе психики взрослых. А. Фрейд Подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность «игровой терапии».

В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» развила психоаналитические идеи о «механизмах защиты» и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В этой книге Анна опровергла мнение о том, что психоанализ занимается исключительно областью бессознательного, и ввела в качестве объекта психоанализа “Я”, как центр сознательного.

В 1938 г., после оккупации Австрии нацистами, Анна Фрейд подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3игмундом Фрейдом, Анна особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения.

В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, Анна Фрейд организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой детей она осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника «Психоаналитическое исследование ребенка».

В 1947 г. дочь основателя психоанализа открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. Анна Фрейд организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии она руководила их работой до 1982 г.

Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка.

В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации, что явилось кульминационным пунктом признания ее заслуг в психоаналитической деятельности.

Более шестидесяти лет своей жизни Анна Фрейд посвятила психоаналитической практике и научной деятельности. За это время она подготовила огромное количество докладов, лекций и статей, которые вошли в 10-томное собрание ее сочинений.

Интересные факты:
1. Анна Фрейд – самая младшая из шести детей Зигмунда Фрейда.
2. Отправившись учится в Англию , она познакомилась с молодым психоаналитиком Эрнестом Джонсом, который быстро предложил ей руку и сердце. Но Фрейд был против этого брака и, как оказалось позднее, любого брака своей дочери. В итоге Анна так никогда и не вышла замуж.
3. Заняла лидирующее положение в таком психоаналитическом направлении как “детская психология” и открыла психотерапевтический детский центр в Лондоне, который существует до сих пор.

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека — механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением — я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми — семейное право, им она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Библиография).

Источник