Анкеты о психическом развитии ребенка

АНКЕТА

 Эта анкета поможет выявить уровни психического развития ребенка перед поступлением в школу и в период адаптации первого класса. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. При заполнении анкеты необходимо подчеркнуть утверждение, которое наиболее соответствует особенностям ребенка или дополнить утверждениями.

Ф.И.ребенка_____________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________

Группа(класс)___________________________________________________________

Дата заполнения анкеты__________________________________________________

Состав семьи(полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер)__________

Кто занимается воспитанием ребенка(мать, отец, бабушка, другие)______________

Уделяется ли достаточно внимания воспитанию и обучению ребенка?____________

Особенности внешнего вида ребенка(осанка, походка(моторно неловок, неуклюж), жесты, мимика и др.)_____________________________________________________

Соматическое здоровье(болеет редко, часто болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)____

Свое имя, фамилию, пол и возраст ребенок(называть затрудняется, называет с помощью взрослого, называет самостоятельно)

Имя, отчество, фамилию и профессию родителей (называть затрудняется, называет с помощью взрослого, называет самостоятельно)

Восприятие цвета(представление о цвете отсутствует, называет основные цвета, различает цвета и оттенки)

Восприятие величины(представления о величине отсутствует, знаком с понятиями длинный- короткий, самый; соотносит предметы по величине)

Память(медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, легко запоминает и долго удерживает в памяти)

Преобладающий вид памяти(зрительная, слуховая, двигательная, смешанная)

Преобладание вербально-логической или механической памяти

Звуковая сторона речи(невнятная, дефекты произношения, четкая)

Фонематический слух ((не) умеет выделить на слух гласный в начале слова, последний звук в слове, первый согласный в слове,(не) может составить слово из предложенных звуков (к, о, т), (не) определяет место заданного звука в слове)

Словарь ( резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений)

Связная речь (употребляет предложения простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные)

Ребенок с готовностью включается в речевое общение со взрослыми(рассказывает о произошедших событиях, пересказывает и др.) (редко, иногда, почти всегда)

Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками(распределяет роли, задает вопросы и др.) (редко, иногда, почти всегда)

Ребенок в речи (допускает нарушения в роде, числе, падеже; иногда допускает ошибки в согласовании; правильно согласует слова в предложениях)

В представлениях об окружающем мире ребенок(мало осведомлен, частично осведомлен, практически всегда проявляет осведомленность)

В сезонных изменениях в живой и неживой природе ребенок ориентируется(плохо, частично, свободно)

Названия диких и домашних животных, места их обитания, поведение ребенок (знает плохо, вспоминает с помощью взрослого, свободно называет)

Во временных отношениях( временах года, частях суток, месяцах, днях недели) ребенок ориентируется (плохо, с помощью взрослого, свободно)

Причинно-следственные связи и зависимости в живой и неживой природе, в области логических и математических отношений ребенок (затрудняется устанавливать, устанавливает с помощью педагога, устанавливает самостоятельно)

Начало и конец истории или действия ребенок (затрудняется выделить, выделяет с помощью педагога, выделяет самостоятельно)

Различные символы для обозначения ролей ( злой как Бармалей, хитрый лис и др.) в игре или в обычной жизни ребенок( не использует или затрудняется, иногда использует, часто использует)

В конфликтной ситуации ребенок( стремится найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников; понимает причину конфликта, обращается за помощью ко взрослому; испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу- агрессивно требует, плачет)

При общении со взрослыми и детьми ребенок( редко проявляет сочувствие, проявляет сочувствие некоторым из них, проявляет сочувствие ко всем)

Ребенок предпочитает играть(один, в малой группе, в большой группе)

Свободное время в группе и на прогулке ребенок чаще всего( малоподвижен, участвует в играх, организует игры)

При выполнении коллективных заданий ребенок( отстает от сверстников, соответствует заданному темпу, опережает сверстников)

Ребенок переключается с одного вида деятельности на другую( затрудняется даже после многократного обращения педагога; с помощью педагога, самостоятельно)

На занятиях ребенок (быстро утомляется и отвлекается, утомляется ближе к концу занятия, утомляется незначительно)

Ребенок при выполнении действий с несколькими предметами( бытовые действия, одевание, конструирование, лепка) (действует практически одной рукой, использует вторую руки как вспомогательную, умело действует двумя руками)

Ведущая рука(правая, левая, обе)

Биологическая готовность ребенка к обучению в школе по Филиппинскому тесту(низкая, в норме, высокая)

Личностные особенности((не)адекватность эмоциональных реакций, активен или пассивен в различных видах деятельности, активен или пассивен в процессе общения с детьми и  взрослыми, наличие или отсутствие инициативы, наличие застенчивости, капризности, плаксивости, уступчивости, раздражительности, апатии, навязчивости, робости)

Преобладающее настроение  (раздраженное, грустное, веселое)

Поведение(беспокойное, адекватное ситуации, спокойное)

Нравственные качества((не)адекватен в отношениях к родным, другим людям, сверстникам; наличие чувства привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость, умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)

Обучаемость (обучаемость отсутствует, помощь не использует; обучаемость низкая, помощь использует недостаточно; ребенок обучаем, использует помощь взрослого)

Отношение к неудаче (негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку; отсутствует оценка неудачи; неудачу оценивает – исправляет ошибки)

Читайте также:  Особенности развития ребенка до года видео

Источник

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена Анкета для раннего выявления уровня психологического развития детей раннего возраста (16-24 месяца) и риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся:

 — Качественными нарушениями в межличностном социальном взаимодействии и характере общения.

— Ограниченным, стереотипно повторяющимся репертуаром интересов и действий.

— Устойчивым характером этих нарушений, проявляющимся во всех ситуациях.

— Началом в первые пять лет жизни.

— Присутствием некоторой степени когнитивных и поведенческих нарушений.

— Нередким наличием фобий, возбуждения, избирательным пищевым поведением и другими неспецифическими симптомами.

Разработчиком Анкеты является известный специалист международного уровня доктор медицинских наук, зав. Клиникой детской психиатрии ФГБНУ  «Научный центр психического здоровья», Главный внештатный детский специалист ЦФО РФ, член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Минздраве России Симашкова Наталья Валентиновна.

Пользуясь ключом к Анкете Вы имеете возможность самостоятельно оценить свои ответы.

При совпадении 4 и более ответов с ключом методики, а так же в случае Вашего затруднения ответить на треть вопросов анкеты, ребенок может быть отнесен к группе риска возникновения РАС, но правильно оценить ответы и результаты может только врач! Для этого Вы можете обратиться в медицинскую организацию (обслуживающую ребенка) – к врачу педиатру/фельдшеру, неврологу или психотерапевту – для получения направления на консультацию к врачу-психиатру по месту жительства. Вы имеете право написать отказ от посещения врача-психиатра.

Если Вы заполнили анкету и оценили результаты как группу риска возникновения РАС и не хотите (по какой-либо причине) обращаться в Вашу медицинскую организацию,  то Вы можете самостоятельно привести ребенка к врачу-психиатру (по месту жительства) с заполненной анкетой. Врач специалист проконсультирует Вашего ребенка и сделает заключение о состоянии его здоровья, при необходимости даст направление в Областной консультативный Кабинет для коррекции  РАС Центра психического здоровья детей и подростков ГБУЗ «ОКСПНБ№1» — г. Челябинск, ул. Кузнецова 2А, 6 корпус, 9 кабинет.

Если для Вас не приемлем первый и второй вариант, то существует возможность обратиться непосредственно к врачу-психиатру-психотерапевту Кабинета — Юркиной Натальи Викторовне – по предварительной записи тел.: 8(351)262-67-59, 8922-018-0026 в рабочие дни с 9-00 до 16-00 – медсестра Грязнова Ольга Васильевна, e-mail aytism_centrchel@mail.ru

Главный внештатный специалист

детский психиатр Министерства

здравоохранения Челябинской области

Т. А. Смирнова.

Анкета для родителей

Ф.И.О. родителя ________________________________________________

Ф.И.О.  ребенка _________________________________________________

Дата рождения _________________ дата заполнения ___________________

Инструкция: Если Вы наблюдаете у своего ребенка нижеописанное поведение, то выберите соответствующий ответ «да», «нет», «затрудняюсь»

 

Вопрос

ДаНетЗатрудняюсь
1Фиксирует ли Ваш ребенок взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого?
2Смотрит ли ребенок Вам в глаза в течении 1-2 сек.? Улыбается ли ребенок матери?
3Реагирует ли Ваш ребенок на обращенную к нему речь, выполняет ли команды? («подойди ко мне», «дай мне» и пр.)
4Кормили ли Вы ребенка грудью? Если да, то, получал ли ребенок от этого удовольствие, ел с охотой?
5Был ли Ваш ребенок «удобным» на первом году жизни (лежал один в кроватке, не реагировал на уход матери; сам себя занимал предметами (игрушками), собственными пальцами и т.д.)?
6Были ли у Вашего ребенка проявления сложных эмоций (интерес, любопытство, удивление, негодование, недовольство, гнев и т.д.)?
7Обращали ли Вы внимание, что ребенок плачет во сне, боится игрушек, животных или определенных предметов?
8Соответствует ли нормативным показателям сроки моторного развития Вашего ребенка?

-удерживает головку – (2 мес.)

— сидит – (6 мес.)

— ползает – (7-8 мес.)

— ходит без поддержки –(12 мес.)

9Ходит ли ребенок с опорой на носки?
10Использует ли ребенок указательный жест?
11Умеет ли ребенок пользоваться ложкой?
12Соответствует ли нормативным показателям сроки речевого развития Вашего ребенка?

— гуление (а,у,ы,гу,га) – 2-5 мес.

— лепет (ба, ма-ма, па-па, бо-бо, та-та-та) – 6-10 мес.

— первые слова (адресность) – 10-12 мес.

— первые фразы («мама дай») – 18-24 мес.

13Задает ли Ваш ребенок вопросы?
14Отмечаете ли Вы у ребенка множественные повторы, «эхо слов, фраз», речевые штампы?
15Отмечаете ли Вы у ребенка повышенную чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, животных, повышение тона голоса и т.д.)?
16Возникали ли у Вас мысли о том, что ребенок «глухой», «плохо видит» или снижена чувствительность (нюхает, облизывает предметы и т.д.)?
17Перебирает ли ребенок свои пальцы перед грудью, подносит близко к лицу, глазам?
18Играет ли ребенок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли и т.д.)?
19Есть ли предметы (вещи) с которыми ребенок не расстается в быту, берет в постель (в качестве «защиты», «помощи»)?
20Выбирает ли ребенок для игр ниточки, шнурки, пакетики, палочки?
21Выстраивает ли ребенок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/вертикальные), однообразно возит, катает предметы (игрушки)?
22Проявляет ли ребенок интерес к новым игрушкам?
23Сторонится ли ребенок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один?
24Может ли ребенок испытывать страх или тревогу в новой ситуации, смене ситуации (в гостях, в магазине, в поликлинике, среди незнакомых детей, взрослых и пр.)?
25Может ли ребенок собирать предметы (пирамидку, матрешку) с учетом величины, формы и цвета к концу 2 года?
Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад 107

Подсчет результатов (ключ методики):

ответответответответответ
1Нет6Нет11Нет16Да21Да
2Нет7Да12Нет17Да22Нет
3Нет8Нет13Нет18Да23Да
4Нет9Да14Да19Да24Да
5Да10Нет15Да20Да25Нет

Источник

1. Дата обследования  ………………………………………………………………………………….
2. Фамилия, имя ребенка ………………………………………………………………………………
3. Дата рождения: год…………. месяц …………………………число………………………….
4. Бытовые условия: общая площадь, занимаемая семьей …………..кв. м.,
число комнат ……… Отдельная квартира – общая малонаселенная квартира –
многонаселенная квартира ( сколько семей………., сколько всего человек………. ).
Ребенок имеет отдельную комнату – вместе с ребенком в комнате       (количество
человек)…………………………………………………………………………………………………………
5. Материальные условия: низкий    средний   высокий

Сведения о родителях:
6. Год рождения: мать………………….. отец…………………….
7. Образование родителей:
мать…………………………………………………………………………………………………………….
отец……………………………………………………………………………………………………………..

8. Профессия в момент обследования:

мать……………………………………………………………………………………………………………..
отец……………………………………………………………………………………………………………..
9. Состав семьи (проживающих вместе)……………………………………………………………..
10. Имел ли место распад семьи (да, нет), когда (ребенку было…………….лет),
причина……………………………………………………………………………………………………….,
когда появился отчим (мачеха)………………………………………………………………………
11. Взаимоотношения в семье: хорошие – холодные – напряженные – частые
конфликты, ссоры.

12. Употребление алкоголя членами семьи: иногда – несколько раз в месяц –

несколько раз в неделю, без опьянения, с опьянением, с резкими изменениями
поведения (отец, мать)………………………………………………………………………………….
13. Состояние здоровья родителей: мать (здорова), отец (здоров).
Наличие хронических заболеваний: туберкулез (о, м), ревматизм(о, м), язва (о, м),
холецистит (о, м), гипертония (о, м), астма (о, м), аллергия (о, м), повышенная
функция щитовидной железы (о, м), нервные заболевания (о, м), психические
заболевания (о, м),  опухоль (о, м), просто “нервный человек” (о, м), имеются  ярко
выраженные особенности характера ( например, очень впечатлителен, вспыльчив         
и т.д.), какие ………………………………………………………………………………………. (о, м)
14. Наличие нервно-психических заболеваний или тяжелых характеров, а также лиц,
которым очень трудно давалась учеба в школе, среди родственников
со стороны матери…………………………………………………………………………………………….
со стороны отца………………………………………………………………………………………………..

Сведения о ребенке
15. Каким по счету родился…………………………………………………………………………………..
16. Течение беременности: нормальное, тошнота, рвота ( до какого месяца………….,
сколько раз в день…………..), белок в моче, отеки, повышенное давление, судороги,
обмороки ( на каком месяце………………), лежала на сохранении ( сколько
времени…………………………………………..), травмы физические ( когда, что …………..
…………………………………………………………………………..), нервные потрясения,
переживания ( какие……………………………………………………………………………………….)
Инфекции: простудные заболевания с высокой температурой, без температуры,
отравления, краснуха, корь, скарлатина, другие инфекционные заболевания.
Протекали легко – тяжело – с осложнениями.
Резус крови у матери ( + – ), отца (+ – ), ребенка ( + – ), меры по поводу резус-
конфликта………………………………………………………………………………………………………..
17. Роды: нормальные – преждевременные – переношенные – быстрые – “штурмовые”
( 1-2 часа от начала болей) – затяжные ( больше суток от начала болей)
Какого рода помощь оказывалась во время родов ( уколы, кислород, стимуляция,
наркоз, наложение щипцов, вакуум, ручное выведение, ручное отделение после-  
да, другие виды)………………………………………………………………………………………………..
18. Вес и рост при рождении…………………………………………………………………………………
19. Период новорожденности:
Ребенок родился с кожными покровами нормального цвета – красным – синим –
белым;
Закричал сразу – не дышал некоторое время – его хлопали – опускали в ванночку –
ему делали уколы, отсасывали слизь из носа – на коже лица и головы была
опухоль или кровоподтек;
Врачи говорили о родовой травме, асфаксии, слабости ребенка.
Положен к груди на…………день. Сосал хорошо – слабо.
Была желтуха новорожденного – не было желтухи.
Был в первые недели и месяцы нормальным – очень вялым – беспокойным.
20. Врожденные пороки: вывих бедра – порок сердца – кривошея – косолапость –
шестилапость – косоглазие – парез ( слабость ручки, ножки).
21. Особенности развития в раннем детстве:
1) моторное развитие: голову держал с ……месяцев, ………..лет
2) речь – отдельные слова до одного года – после года; фразы до полутора
лет – до двух лет – после двух с половиной лет.
Особенности речи в детстве: нормальная – заикание – нарушение в
произношении звуков ( до какого возраста)…………………………………………………
22. Заболевания до одного года ( сколько раз):
грипп…….., простудные (ОРЗ, катар)……, ангина………, воспаление среднего
уха (отит)……., воспаление легких ……., диспепсия….., ложный круп……, травмы
головы…….., судороги……..
23. Заболевания после года; в каком возрасте, как – легко, тяжело, с осложнениями  
рахит……, диатез….., частые простудные заболевания……, воспаление легких…….,
воспаление среднего уха(отит)…., язва……., воспаление желчного пузыря…………,
желтуха…….., воспаление мочевого пузыря (цистит)……, воспаление почек………..
Инфекционные заболевания: корь……, краснуха……, скарлатина……, свинка….,
ветряная оспа…., дизентерия……, хронический тонзиллит……..,туберкулезная
интоксикация……,
Операции: по поводу аппендицита….., хр. тонзиллита……., другие (в каком
возрасте, как протекли)……………………………………………………………………………………..
Общий наркоз ( в связи с чем)…………………………………………………………………………..
24. Состоял на учете у врача: инфекциониста- туберкулезника- окулиста- отоларинголога-        
ревматолога- психоневролога-логопеда.
25. Где воспитывался обследуемый ребенок:
А) до трех лет: в семье- в  однодневных яслях- в круглосуточных яслях- в доме ребенка;
Б) до школы : в семье- в однодневном саду- в круглосуточном детском саду.
В школе посещал группу продленного дня ( не посещал)
Занимался в специальной школе ( в какой)…………………………………………………….
Дома дополнительно занимался с педагогом ………………………………………………….
26. Физическое состояние ребенка: неудовлетворительное, удовлетворительное,
хорошее.
Половое развитие ( для подростков)
У девочек: в каком возрасте начали формироваться грудные железы……..,
в каком возрасте появилось оволосение подмышечной области……., в каком воз-
расте появилась первая менструация……, были ли перерывы в менструальном
цикле более одного месяца ( да, нет), как часто……., до какого возраста……,
как протекает менструации ( боли, нарушения настроения, обильно, длительно)
У мальчиков: в каком возрасте стал ломаться голос….., выступил кадык…., появилось        
оволосение подмышечной области….., лица….., возраст появления поллюций…..,
27. Аппетит: нормальный- повышенный- пониженный- избирательный.
28.Сон: засыпает быстро- засыпает не сразу; спит спокойно- спит чутко, беспокойно, бывают  
ночные страхи, страшные сны, ходит во сне; просыпается легко- просыпается с трудом;  
бывает сонливость днем, нуждается в дневном сне – не нуждается в дневном сне.
29. Настроение:
Преобладает хорошее – преобладает пониженное – ровное,  преобладания не
отмечается;  
настроение устойчивое-неустойчивое, легко меняется от незначительных причин
30. Поведение ровное, спокойное, уравновешен – неровное, бывает вспыльчивым,
капризным, при раздражении теряет самоконтроль – кричит, топает ногами, 
дерется, повышает голос, может нагрубить, ударить; после обиды успокаивается
быстро, долго не может успокоиться.
31. Утомляется часто – утомляется редко. Утомляется от физических нагрузок- от общения- 
при умственных нагрузках.
при утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, снижается аппетит,
нарушается сон, появляется раздражительность, физическая слабость, вялость.
32. Частые жалобы: головные боли……., головокружения…….., повышенная потливость…….,
плохо переносит жару, плохо переносит езду в транспорте….., повышенная обидчивость, 
плаксивость……, капризность………, заикание……., лишние навязчивые движения…..,
склонность к страхам……., кусает ногти……., мочится….( днем ночью), тошноты……., боли
в суставах……, боли в животе……., обмороки…..,
другие жалобы( кроме перечисленных)………………………………………………………………
33. Индивидуальные особенности поведения:
1. Общителен со всеми и активен в общении, сам выбирает друзей – в дружбе
пассивен, общается с теми, кто к нему обращается – мало общителен – избегает
общения.
2. Застенчив и робок – не смущается со знакомыми – раскован и смел в любой
обстановке.
3. Задирист, драчлив – первый не задирается, но может за себя постоять –
избегает ссор – труслив.
4. Ласков – не любит выражать свои чувства – холодный, неласковый, сухой.
5. Болтливый – охотно разговаривает, рассказывает – молчаливый.
6. Чрезмерно подвижен, быстр – двигательная активность умеренная – мало
подвижен;  движения ловкие – движения неловкие.
7. Спокойный – легко волнуется – быстро раздражается – теряет контроль над
поведением – “нервный”.
8. Собранный, внимательный – рассеяный, невнимательный – внимателен только
при интересном занятии.
9. Самолюбив, склонен к борьбе за первенство – самолюбие не выражено.
10. Имеет любимое занятие (какое именно)……………………………………………………….
– всем любит заниматься понемногу – самостоятельно не может найти занятие.
11. Находчив, догадлив – с трудом находит нужный ответ.
12. Легко принимает решение сам, может его отстоять – склонен к сомнениям,
охотно принимает советы окружающих.
13. Обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности – ответственен,
добросовестен – недостаточно ответственен.
14. Доброжелателен, справедлив – завистлив, мстителен.
15. Память хорошая – память плохая, забывчив.
16. Легко переходит от одного дела к другому, любит изменения обстановки –
с трудом переключается на новое дело, плохо привыкает к новой обстановке.
17. Учится отлично – хорошо – удовлетворительно – с трудом;  самостоятельно –
нуждается в помощи;   охотно – неохотно.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие личности ребенка

34. Воспитание в семье:
1. Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка……………………………….
2. С чьим мнением считается ребенок………………………………………………………………
3. Как занимаются с ребенком………………………………………………………………………….
4. Ваши принципы воспитания: строгое воспитание, требование безусловного
выполнения просьб, решений старших – мягкое воспитание, уговоры, исполнение
желаний ребенка.
5. Наказывался ли ребенок, как, часто ли……………………………………………………………
6. Как ребенок проводит свободное время: один – с товарищами – с родителями.
7. Дополнительные нагрузки у ребенка………………………………………………………………

Источник