Анкета для родителей значение конструирования в развитии ребенка

Анкета для родителей значение конструирования в развитии ребенка thumbnail

гелсине айнетдинова
Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

1. Информационно – аналитический блок

Анкетирование родителей

Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

2. Досуговый блок

Выставка-ярмарка родителей и детей «Дары природы» (поделки из природного материала)

Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала)

3. Познавательный блок

Консультации

2 младшая группа

1.«Виды детского конструирования в младшем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в младшем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

Средняя группа

1.«Виды детского конструирования в среднем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в среднем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

Старшая группа

1.«Виды детского конструирования в старшем дошкольном возрасте»

2.«Программные задачи по конструированию в старшем дошкольном возрасте»

3.«Методика обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

4.«Формы организации обучения детскому конструированию»

Подготовительная группа

1.«Роль конструирования в развитии познавательной активности детей» 2.«Программные задачи по конструированию в подготовительной группе

3.«Методика обучения конструированию в подготовительной группе»

Для многодетных семей

1.«Конструируем в дружной семье»

2.«Обучение детскому конструированию старшими детьми»

Для неполных семей

«Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Конструирование из бросового и природного материала»

Вечер вопросов и ответов по организации конструктивной деятельности детей

Семинар-практикум

1. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

2. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

3. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

4. «Руководство конструированием детей в игре»

5. «Значение игр и занятий со строительным материалом»

Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности

4. Наглядно – информационный блок

Папки – передвижки

«Совместная работа по конструктивной деятельности в детском саду и семье».

Для многодетных семей

«Методика организации конструктивной деятельности для детей разного возраста в домашних условиях»

Для неполных семей

«Организация конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Организация конструирования из бросового и природного материала»

День открытых дверей (посещение родителями занятий по конструктивной деятельности)

Устный журнал

1.«Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста».

2.«Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом»

3.«Обучение конструированию»

Источник

Светлана Клюшкина
Анкета для родителей «Строительные игры детей раннего возраста»

1. Какой строительный материал используете дома?

2. Чем вы руководствуетесь, приобретая конструктор, кубики? Ваша покупка педагогически оправдана?

3. Как часто вы покупаете конструктор, кубики, как преподносите их малышу?

4. Где и как приучаете их хранить?

5. В какой конструктор дома ребенок не играет? Почему?

6. Как вы играете с ребенком (в какие строительные игры, даете ли советы в ходе игры, как обогащаете игры малыша, что при этом вызывает затруднения?

7. Что побуждает вас играть, строить вместе с ребенком (если не играете, то почему, что дает в совместной постройке общение с ребенком вам как родителям, что оно, по вашему мнению, дает малышу?

8. Помогает ли вам совместное творчество в воспитании ребенка (если помогает, то как, если нет – почему).

9. Какую помощь в организации строительной деятельности детей в семье вы хотели бы получить от педагогов группы?

10. Можете ли присутствовать в детском саду при организации строительных игр воспитателем?

11. Какую помощь можете оказать в изготовлении игрового материала для обыгрывания детских построек?

Публикации по теме:

Анкета для родителей леворуких детей школьного возраста
Предлагаю Вашему вниманию анкету для родителей, которую мы разработали для своего проекта. Может кто захочет написать подобный проект, кому-нибудь.

Анкета для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Пожалуйста,.

Анкета для родителей «Проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста»
Предлагаемая анкета для родителей ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1 года до 2—2,5 лет в ситуациях,.

Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста» Фамилия, имя ребенка: ___ (заполняется.

Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей Уважаемые родители! Сегодня одной из актуальных.

День открытых дверей в группе раннего возраста — совместные игры детей и родителей «Матрёшки»
Здравствуйте, ребята, родители! Сегодня к вам в гости придет, а кто придет отгадайте: «Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке,.

Конструирование и строительные игры для развития творчества у детей (фотоотчёт)Конструирование и строительные игры для развития творчества у детей (фотоотчёт)
Дети проявляют интерес к этому виду деятельности ещё с раннего возраста. Начинали с простых построек :”Башенка”, “Заборчик”, “Мостик” и.

Консультация для родителей «Игры для детей раннего дошкольного возраста»
Цель: – Расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка; – Формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего дошкольного возраста»
.

Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)»
Материал для тематического родительского собрания Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» (3-4 года) Уважаемые.

Источник

Значение конструирования в развитии и

формировании личности ребенка.

    Формирование мышления в истории человека и в его раннем детстве не является, строго говоря, только психологической или педагогической проблемой. В раннем детстве формируются необходимые предпосылки мышления и его важнейшая форма – нагядно-действенное мышление, в недрах которого, при условии включения ребёнка в систему содержательного общения и деловых отношений с окружающими, возникают знаковые формы мышления.

     Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей?

Решение конструктивных задач – это одна из форм наглядно-действенного мышления. Поэтому проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.

Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений?

     Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам.

Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

     На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

        В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

       Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе. 

Виды конструирования:

1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж);

2) конструирование по замыслу;

3) конструирование по условиям – требования, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для зайки, а зайка  имеет определённые размеры).

Особую трудность представляют для детей самостоятельное построение схемы, чертежа будущего предмета, выбор необходимого для него строительного материала.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений . В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в указании направления (над – под, вправо – влево, вниз -вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность .

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. 

           Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами. Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором – как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом – из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить.  При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления.

Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их  и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Источник

                   Консультация для родителей                       

               “Конструирование в жизни ребенка”

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.  Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку – его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала. Так что же такое конструирование – пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка.  В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

  1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,  ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
  2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,  должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
  3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки,  описание пространственного расположения  отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета  о проделанных действиях –  развивается  также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
  4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
  5. 5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
  6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для  фантазии, воображения  и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.  Самым первым конструктором в жизни ребенка являются  простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.  Позже  количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 – 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором,  после начните сооружать что-нибудь сами.  В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого  и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных  построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 – 5  годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми  поэтому,   дополнительно к набору строительных деталей, подберите  игрушки  соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.  

 Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям.  Например, кукла “подросла”, и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире  река “разлилась”, и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.  

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого  на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Ребенку  старшего дошкольного возраста  стоит приобрести    деревянный строительный  набор,  состоящий из множества  деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора  до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.

Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять  их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские»  названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.

Источник