Анкета для родителей о психическом развитии ребенка
Данная анкета применима с родителями детей, которым необходима коррекционно-развивающая помощь психолога. Это дети с ЗПР, трудностями поведения и коммуникации, сниженным уровнем познавательного развития. Анкетирование проводится одновременно с диагностикой ребенка, либо накануне консультации с родителями. Во время консультации у психолога появляется хорошая возможность прояснить некоторые моменты развития и воспитания ребенка, которые могут быть причиной его трудностей.
РОДИТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА
Уважаемые родители, постарайтесь отвечать как можно точнее и искренне. Это поможет подобрать наиболее эффективный индивидуальный подход к Вашему ребенку.
1. Имя и фамилия ребенка____________________________________________________
2. Дата рождения __________________
3. Имя, отчество родителей (законных представителей)
· Мать____________________________________
· Отец ___________________________________
· Другой взрослый _______________________________
4 . Впишите имена других членов семьи, а также домашних животных, которые участвуют в жизни ребенка или живут вместе с ребенком
· бабушки _______________________________
· дедушки_______________________________
· Братья (возраст) ________________________
· Сестры (возраст) _______________________
· Домашние животные ____________________
· Другие близкие _________________________
5. Как относится ребенок к детскому саду?
· Идет с удовольствием
· Нейтрально
· Идет по принуждению
6. Преобладающее настроение у ребенка дома (в будни вечером, выходные дни)
· слишком бодрое
· приподнятое
· спокойное
· пониженное
· отрицательное
7. Что, как правило, вызывает обиды у ребенка. ___________________________
8. С кем чаще (охотнее) общается ребенок в семье?
· Папа
· Мама
· Бабушка
· Дедушка
· Брат
· Сестра
· Друзья
9. Кто чаще воздействует на ребенка, наказывает его?
· Папа
· Мама
· Бабушка
· Дедушка
· Брат
· Сестра
· Друзья
10. Кому чаще жалуется ребенок
· Папа
· Мама
· Бабушка
· Дедушка
· Брат
· Сестра
· Друзья
11. Как часто бывают срывы, истерики, капризы?
· Часто
· Иногда
· Редко
Долго ли они длятся?
· Меньше часа
· Около часа
· Больше часа
Как вы на это реагируете?
· успокаиваете,уговариваете
· наказываете,ругаете
· выполняете его требования
· игнорируете
· обещаете что-то другое взамен
12. Чем ребенок любит заниматься; какая деятельность для него наиболее интересна?
· Компьютер
· Конструктор
· Кубики
· Настольные игры
· Куклы
· Машинки
· Лепка
· Рисование
· Танцы, пение
· ТВ, видео
· Чтение сказок
· Другое__________
13.Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, молодец, красавец, талант и т.п.? ______
· Если да, то как он на это реагирует? ____________________________
14. Как вы наказываете ребенка? ____________________________________
· Его реакция на наказание_____________________________________
· Быстро ли он отходит? ________________________________________
15. Есть ли противоречия в семье по поводу воспитания (разрешений и запретов ребенку)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
16. Кто в основном был около ребенка в младенчестве (до 1 года)? _________________
___________________________________________________________________________
17. Случались ли в раннем детстве (до 3 лет) какие-то потрясения?
· Разлука с матерью
· Развод родителей
· Скандалы, конфликты в семье
· Смерть близких
· Пожар
· ДТП,разбойное нападение
· Госпитализация,операция
· Испуг животных,люде
· Другое__________________
18. Какие тяжкие заболевания перенес ребенок в раннем детстве (в каком возрасте)
· Хронические заболевания
· Аллергия
· Операции
· Черепно – мозговые травмы
· Тяжелые инфекции
· Другое______________________
19. Замечали ли вы какие-нибудь особенности, странности в играх вашего ребенка?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
20. Есть ли у ребенка страхи? Какие?___________________________________________
21. Что Вас беспокоит в поведении ребенка
· Агрессивность
· Застенчивость
· Лживость
· Гиперактивность
· Тревожность
· Демонстративность
· Рассеянность
· Замкнутость
· Болтливость
· Другое______________
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ
Источник
АНКЕТА-ОПРОСНИК
1. Ф.И.О., возраст ребенка__________________________________________________
2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)___________________________
За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)____
3б. Почему?______________________________________________________________
4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обиду ___________________________________________________________________
стыд (вину)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обида ___________________________________________________________________
стыд (вина)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?______________________________________________________________________
В чем выражается наказание? ______________________________________________
8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый_____________________; эмоционально заторможенный?_______________ (Да, нет, не могу сказать)___________________________________________________
8б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)_____________
9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)? (Да, нет, не могу сказать)_________________________________________________________________
(Указать возраст)
9б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): ________________________________________________________________________
10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?______________________________________________
10б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?_______________________________________________
11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________________
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)______
14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)_________
14б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________
15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)_________________________________________________________________
16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)_________________________
16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?___________________________________________
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________________________
Источник
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Программа анкетирования
по изучению мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста 4-6 лет
Исполнители:
Гостюхина М.А.,
Боровкова Е.Н.,
студентки 3ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель ОППД
Камышлов,2016
Пояснительная записка
Актуальность разработки анкеты: Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё. Поэтому актуальность исследования и развития эмоциональной сферы ребенка является одной из приоритетных в дошкольной педагогике и психологии.
Цель: определить особенности эмоционального развития дошкольника (4-6лет).
Задачи:
выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём;
определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с различными субъектами общения;
выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Объект: эмоциональное развитие дошкольника
Предмет: проявление эмоционального развития у детей, представление родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Концептуальные основы: эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний (Сергеева Елена Михайловна).
Адресат: родители.
Вид анкеты: комбинированная.
Количество вопросов: 14
Время для заполнения и условия: дома
Типы вопросов в анкете:
Тип вопроса
Номер вопроса
Закрытые
1,2,3,4,5,6,7,11,12,13
Открытые
8,9,10,14
Специфика (техника) постановки вопросов: от частного к общему
Общая композиция анкеты: название, обращение, актуальность, инструкция, вопросы анкеты, благодарность за работу.
Обработка результатов: предполагается качественная обработка по вопросам.
Анкета для родителей по вопросам эмоционального развития ребенка
Уважаемые родители!
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон, те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они активно формируются в дошкольном возрасте.
Цель: изучить мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, выберите или напишите правильный на ваш взгляд ответ.
Заранее благодарим за работу!
Ф.И. ребенка________________________________________________
1. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным?
А) Да
Б) Нет
В) Не могу сказать
Объясните свою точку зрения
2. Как часто ваш ребенок испытывает: (укажите вариант ответа по каждой эмоции, поставьте «+»)
3. Какие эмоции чаще всего испытывает ваш ребенок при общении со сверстниками? (Подчеркните варианты ответов)
Радость
Удовольствие
Интерес
Обиду
Гнев
Стыд
Страх
Вину
Грусть
4. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми в семье?
благополучно;
иногда бывают конфликты;
обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
неблагополучно.
Другой вариант ответа______________________________________________
5. Как часто вы обсуждаете со своим ребенком причины возникновения ваших различных эмоциональных состояний?
Часто
От случая к случаю
Редко
Никогда
6. Часто ли ваш ребенок плачет?
Часто
Редко
Никогда
Если ответ А, то укажите причины плача________________________________
7. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?
настаиваю на своей точке зрения;
ищу компромисс;
«иду на поводу у ребенка»;
обращаюсь за помощью к другим членам семьи.
Другой вариант___________________
8. Назовите:
любимые игрушки и игры вашего ребенка:_____________________________________________
его любимые сказки и книги:_________________________________________________________
Любимые мультфильмы_______________
9.Какие кружки, секции посещает ребенок?
_____________________________________________________________________________
10. Назовите лучших друзей вашего ребенка _____________________________________________________________________________
11. Готов ли ваш ребёнок учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Да
Нет
Не могу сказать
12. Какие события своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?
Радостные
Печальные
Не могу сказать
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?
Да
Нет
Не могу сказать
14. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка?
Причины плохого настроения: __________________________________________________________________
Причины хорошоего настроения: __________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
Источник
Уважаемые родители!
Вашему вниманию представлена Анкета для раннего выявления уровня психологического развития детей раннего возраста (16-24 месяца) и риска возникновения расстройств аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся:
— Качественными нарушениями в межличностном социальном взаимодействии и характере общения.
— Ограниченным, стереотипно повторяющимся репертуаром интересов и действий.
— Устойчивым характером этих нарушений, проявляющимся во всех ситуациях.
— Началом в первые пять лет жизни.
— Присутствием некоторой степени когнитивных и поведенческих нарушений.
— Нередким наличием фобий, возбуждения, избирательным пищевым поведением и другими неспецифическими симптомами.
Разработчиком Анкеты является известный специалист международного уровня доктор медицинских наук, зав. Клиникой детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Главный внештатный детский специалист ЦФО РФ, член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Минздраве России Симашкова Наталья Валентиновна.
Пользуясь ключом к Анкете Вы имеете возможность самостоятельно оценить свои ответы.
При совпадении 4 и более ответов с ключом методики, а так же в случае Вашего затруднения ответить на треть вопросов анкеты, ребенок может быть отнесен к группе риска возникновения РАС, но правильно оценить ответы и результаты может только врач! Для этого Вы можете обратиться в медицинскую организацию (обслуживающую ребенка) – к врачу педиатру/фельдшеру, неврологу или психотерапевту – для получения направления на консультацию к врачу-психиатру по месту жительства. Вы имеете право написать отказ от посещения врача-психиатра.
Если Вы заполнили анкету и оценили результаты как группу риска возникновения РАС и не хотите (по какой-либо причине) обращаться в Вашу медицинскую организацию, то Вы можете самостоятельно привести ребенка к врачу-психиатру (по месту жительства) с заполненной анкетой. Врач специалист проконсультирует Вашего ребенка и сделает заключение о состоянии его здоровья, при необходимости даст направление в Областной консультативный Кабинет для коррекции РАС Центра психического здоровья детей и подростков ГБУЗ «ОКСПНБ№1» — г. Челябинск, ул. Кузнецова 2А, 6 корпус, 9 кабинет.
Если для Вас не приемлем первый и второй вариант, то существует возможность обратиться непосредственно к врачу-психиатру-психотерапевту Кабинета — Юркиной Натальи Викторовне – по предварительной записи тел.: 8(351)262-67-59, 8922-018-0026 в рабочие дни с 9-00 до 16-00 – медсестра Грязнова Ольга Васильевна, e-mail aytism_centrchel@mail.ru
Главный внештатный специалист
детский психиатр Министерства
здравоохранения Челябинской области
Т. А. Смирнова.
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя ________________________________________________
Ф.И.О. ребенка _________________________________________________
Дата рождения _________________ дата заполнения ___________________
Инструкция: Если Вы наблюдаете у своего ребенка нижеописанное поведение, то выберите соответствующий ответ «да», «нет», «затрудняюсь»
№ | Вопрос | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Фиксирует ли Ваш ребенок взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого? | |||
2 | Смотрит ли ребенок Вам в глаза в течении 1-2 сек.? Улыбается ли ребенок матери? | |||
3 | Реагирует ли Ваш ребенок на обращенную к нему речь, выполняет ли команды? («подойди ко мне», «дай мне» и пр.) | |||
4 | Кормили ли Вы ребенка грудью? Если да, то, получал ли ребенок от этого удовольствие, ел с охотой? | |||
5 | Был ли Ваш ребенок «удобным» на первом году жизни (лежал один в кроватке, не реагировал на уход матери; сам себя занимал предметами (игрушками), собственными пальцами и т.д.)? | |||
6 | Были ли у Вашего ребенка проявления сложных эмоций (интерес, любопытство, удивление, негодование, недовольство, гнев и т.д.)? | |||
7 | Обращали ли Вы внимание, что ребенок плачет во сне, боится игрушек, животных или определенных предметов? | |||
8 | Соответствует ли нормативным показателям сроки моторного развития Вашего ребенка? -удерживает головку – (2 мес.) — сидит – (6 мес.) — ползает – (7-8 мес.) — ходит без поддержки –(12 мес.) | |||
9 | Ходит ли ребенок с опорой на носки? | |||
10 | Использует ли ребенок указательный жест? | |||
11 | Умеет ли ребенок пользоваться ложкой? | |||
12 | Соответствует ли нормативным показателям сроки речевого развития Вашего ребенка? — гуление (а,у,ы,гу,га) – 2-5 мес. — лепет (ба, ма-ма, па-па, бо-бо, та-та-та) – 6-10 мес. — первые слова (адресность) – 10-12 мес. — первые фразы («мама дай») – 18-24 мес. | |||
13 | Задает ли Ваш ребенок вопросы? | |||
14 | Отмечаете ли Вы у ребенка множественные повторы, «эхо слов, фраз», речевые штампы? | |||
15 | Отмечаете ли Вы у ребенка повышенную чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, животных, повышение тона голоса и т.д.)? | |||
16 | Возникали ли у Вас мысли о том, что ребенок «глухой», «плохо видит» или снижена чувствительность (нюхает, облизывает предметы и т.д.)? | |||
17 | Перебирает ли ребенок свои пальцы перед грудью, подносит близко к лицу, глазам? | |||
18 | Играет ли ребенок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли и т.д.)? | |||
19 | Есть ли предметы (вещи) с которыми ребенок не расстается в быту, берет в постель (в качестве «защиты», «помощи»)? | |||
20 | Выбирает ли ребенок для игр ниточки, шнурки, пакетики, палочки? | |||
21 | Выстраивает ли ребенок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/вертикальные), однообразно возит, катает предметы (игрушки)? | |||
22 | Проявляет ли ребенок интерес к новым игрушкам? | |||
23 | Сторонится ли ребенок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один? | |||
24 | Может ли ребенок испытывать страх или тревогу в новой ситуации, смене ситуации (в гостях, в магазине, в поликлинике, среди незнакомых детей, взрослых и пр.)? | |||
25 | Может ли ребенок собирать предметы (пирамидку, матрешку) с учетом величины, формы и цвета к концу 2 года? |
Подсчет результатов (ключ методики):
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
1 | Нет | 6 | Нет | 11 | Нет | 16 | Да | 21 | Да |
2 | Нет | 7 | Да | 12 | Нет | 17 | Да | 22 | Нет |
3 | Нет | 8 | Нет | 13 | Нет | 18 | Да | 23 | Да |
4 | Нет | 9 | Да | 14 | Да | 19 | Да | 24 | Да |
5 | Да | 10 | Нет | 15 | Да | 20 | Да | 25 | Нет |
Источник