Анкета для ребенка на эмоциональное развитие
АНКЕТА-ОПРОСНИК
1. Ф.И.О., возраст ребенка__________________________________________________
2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)___________________________
За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)____
3б. Почему?______________________________________________________________
4. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обиду ___________________________________________________________________
стыд (вину)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
5. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:
радость__________________________________________________________________
печаль __________________________________________________________________
гнев (злость) _____________________________________________________________
страх____________________________________________________________________
обида ___________________________________________________________________
стыд (вина)______________________________________________________________
зависть __________________________________________________________________
отвращение______________________________________________________________
презрение________________________________________________________________
(Отметить каждую эмоцию)
6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?______________________________________________________________________
В чем выражается наказание? ______________________________________________
8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый_____________________; эмоционально заторможенный?_______________ (Да, нет, не могу сказать)___________________________________________________
8б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)_____________
9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)? (Да, нет, не могу сказать)_________________________________________________________________
(Указать возраст)
9б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): ________________________________________________________________________
10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?______________________________________________
10б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?_______________________________________________
11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___________________________________________________
12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________________
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)______
14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)_________
14б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)____________________________________________________________
15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)_________________________________________________________________
16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)_________________________
16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?___________________________________________
17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется) _________________________________
Источник
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Программа анкетирования
по изучению мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста 4-6 лет
Исполнители:
Гостюхина М.А.,
Боровкова Е.Н.,
студентки 3ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель ОППД
Камышлов,2016
Пояснительная записка
Актуальность разработки анкеты: Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и адекватно реагировать на неё. Поэтому актуальность исследования и развития эмоциональной сферы ребенка является одной из приоритетных в дошкольной педагогике и психологии.
Цель: определить особенности эмоционального развития дошкольника (4-6лет).
Задачи:
выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём;
определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с различными субъектами общения;
выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Объект: эмоциональное развитие дошкольника
Предмет: проявление эмоционального развития у детей, представление родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка.
Концептуальные основы: эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний (Сергеева Елена Михайловна).
Адресат: родители.
Вид анкеты: комбинированная.
Количество вопросов: 14
Время для заполнения и условия: дома
Типы вопросов в анкете:
Тип вопроса
Номер вопроса
Закрытые
1,2,3,4,5,6,7,11,12,13
Открытые
8,9,10,14
Специфика (техника) постановки вопросов: от частного к общему
Общая композиция анкеты: название, обращение, актуальность, инструкция, вопросы анкеты, благодарность за работу.
Обработка результатов: предполагается качественная обработка по вопросам.
Анкета для родителей по вопросам эмоционального развития ребенка
Уважаемые родители!
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон, те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они активно формируются в дошкольном возрасте.
Цель: изучить мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы, выберите или напишите правильный на ваш взгляд ответ.
Заранее благодарим за работу!
Ф.И. ребенка________________________________________________
1. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным?
А) Да
Б) Нет
В) Не могу сказать
Объясните свою точку зрения
2. Как часто ваш ребенок испытывает: (укажите вариант ответа по каждой эмоции, поставьте «+»)
3. Какие эмоции чаще всего испытывает ваш ребенок при общении со сверстниками? (Подчеркните варианты ответов)
Радость
Удовольствие
Интерес
Обиду
Гнев
Стыд
Страх
Вину
Грусть
4. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми в семье?
благополучно;
иногда бывают конфликты;
обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
неблагополучно.
Другой вариант ответа______________________________________________
5. Как часто вы обсуждаете со своим ребенком причины возникновения ваших различных эмоциональных состояний?
Часто
От случая к случаю
Редко
Никогда
6. Часто ли ваш ребенок плачет?
Часто
Редко
Никогда
Если ответ А, то укажите причины плача________________________________
7. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?
настаиваю на своей точке зрения;
ищу компромисс;
«иду на поводу у ребенка»;
обращаюсь за помощью к другим членам семьи.
Другой вариант___________________
8. Назовите:
любимые игрушки и игры вашего ребенка:_____________________________________________
его любимые сказки и книги:_________________________________________________________
Любимые мультфильмы_______________
9.Какие кружки, секции посещает ребенок?
_____________________________________________________________________________
10. Назовите лучших друзей вашего ребенка _____________________________________________________________________________
11. Готов ли ваш ребёнок учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Да
Нет
Не могу сказать
12. Какие события своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?
Радостные
Печальные
Не могу сказать
13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?
Да
Нет
Не могу сказать
14. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка?
Причины плохого настроения: __________________________________________________________________
Причины хорошоего настроения: __________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
Источник
// Ребёнок в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 83—85.
Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета Нгуен Минь Ань продолжил своё исследование (на базе МДОУ № 138, г. Воронеж) с целью разработать методический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. В инструментарий были включены анкета для воспитателей и родителей и набор диагностических методик для детей. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.
Анкеты анализируются психологом, и поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения с другими педагогами составляется «эмоциональный портрет» ребёнка.Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека), а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.
Мы использовали методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» и «Что – почему – как». Структуры методик, оценочные шкалы и обработка результатов основывались на идеях зарубежных и российских исследователей (З. Фрейд, А. Пейн, Р. Р. Калининина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова).
Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л.С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг), согласно которым в детских рисунках прослеживаются определённые закономерности:
- ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле;
- ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете;
- детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словестных методик и тестов;
- во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.
Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Обработка результатов.
• 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;
• 1 балл – изображено человеческое лицо;
• 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 0 баллов;
• Средний: 1 – 2 балла;
• Высокий: 3 – 6 баллов
Проективная методика «Три желания».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».
Обработка результатов.
• 0 баллов – рисунок отсутствует;
• 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;
• 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».
Уровень развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 0 – 3 балла
• Средний: 4 балла
• Высокий: 5 – 6 баллов
По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возраста характерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т.д.). Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта:
– Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег.
– Почему? Ей не хватает денег?
– Да, и потому что она много работает.
– А второе желание?
– Чтобы у папы был мешок денег.
– Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает?
– Да.
– И третье желание?
– Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег.
– А зачем тебе деньги?
– Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату.
– Для чего им нужны сотовые телефоны?
– Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов.
– Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя?
– Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.
Методика «Что – почему – как».
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек:
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов.
Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
• 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
• 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
• 2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения:
– старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
– старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
– старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»
• 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
• 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
• 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?
• 0 баллов – ответ отсутствует.
• 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
• 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
• Низкий: 0 – 2 балла;
• Средний: 3 – 4 балла;
• Высокий: 5 – 6 баллов.
(Все представленные методики проверены на надёжность и валидность
в диссертации Нгуен Минь Ань (2008)
Источник
Анкета для родителей
«Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»
(фамилия, имя, возраст__________________________________________)
- Как ваш ребенок засыпает?
- Быстро;
- Медленно;
- Требует, чтобы с ним сидели;
- Требует, чтобы не гасили свет.
- Как спит?
- Крепко, спокойно;
- Неспокойно;
- Вскрикивает;
- Плачет;
- Разговаривает во сне.
- Как просыпается?
- Сразу;
- Не сразу.
- В каком настроении просыпается?
- Веселый, спокойный;
- Раздражительный;
- Грустный;
- В слезах.
- Как ребенок ест?
- Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;
- Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.
- Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?
- Да;
- Иногда;
- Нет.
- Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
- В темной комнате;
- При наказании, окриках;
- При недовольстве взрослых его поведением;
- Когда слушает страшную сказку;
- Когда видит собаку, змею;
- Без видимой причины.
- Как проявляется страх у ребенка?
- Плачет;
- Убегает;
- Впадает в ярость;
- Зовет взрослых;
- Справляется сам.
- Чему радуется ваш ребенок?__________________________________
- Что вызывает у него огорчение?_____________________________
- На что он обижается?_______________________________________
- Как быстро перестает переживать?___________________________
- Быстро;
- Не очень быстро;
- Через длительное время.
- Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?
- Да;
- Редко;
- Нет.
- Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?
- Доброжелательный интерес;
- Агрессивность;
- Индифферентность.
- Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
- Доброжелательный интерес;
- Агрессивность;
- Индифферентность.
- Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
- Да;
- Не всегда;
- Нет.
- Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
- Да;
- Не всегда;
- Нет.
- Каким образом он отстаивает свои интересы?
- Находит аргументы;
- Упрашивает;
- Вежливо требует;
- Агрессивно требует;
- Плачет.
Анкета для родителей
«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»
1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?
а)Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность, гибкость, деловитость, общительность, собранность.
б)Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, мало эмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.
в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.
г)Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.
2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?
а)В основном положительные эмоции.
б)Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям.
в)В основном – гнев, страх; эмоции проявляет бурно.
г)Основная – страх.
3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?
а)Средний.
б)Низкий.
в)Средний, низкий.
г)Высокий.
4. Как переносит ваш ребёнок наказание?
а)Спокойно.
б) Без эмоций.
в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.
5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?
а)Любопытен.
б)Мало эмоционален.
в) Пытается сопротивляться.
г)Пытается избежать этого события.
6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?
а)Любые, но чтобы « жизнь била ключом».
б)Спокойные, тихие, уединённые.
в)Шумные, азартные, с шалостями и баловством.
г)Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем то из близких.
7. Общителен ли ваш ребёнок?
а)Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.
б)Предпочитает одиночество.
в)Всегда нужны сподвижники и зрители.
г)Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?
а)Душа компании (по выбору детей).
б)Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.
в)Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.
г)Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.
9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?
а)В зависимости от ситуации.
б)Практически ни когда.
в)Всё время, постоянно.
г)Очень редко.
10. Как ваш ребёнок усваивает новое?
а)Легко и просто.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает.
г)В зависимости от благоприятных / неблагоприятных обстоятельств.
11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?
а)Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
б)Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.
в)Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.
г)По – разному, вникает во все мелочи.
12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?
а)Средняя (устаёт соответственно деятельности).
б)Низкая (практически не устаёт).
в)Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от выплеска эмоций).
г)Высокая (устаёт от малейшей деятельности).
13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?
а)Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.
б)С трудом (возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).
в)Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).
г)Быстро, но неустойчиво.
14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?
а)Движения уверенные, точные ритмичные.
б)Движения неторопливые, «солидные», например, на стул садиться основательно.
в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте).
г)Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек.
15. Какая речь у вашего ребёнка?
а)Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.
б)Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.
в)Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.
г)Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».
16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?
а)Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.
б)Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.
в)Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости какие ждут его дела.
г)Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.
17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?
а)Адаптировался легко и быстро.
б)Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.
в)Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.
г)Адаптировался с трудом.
Итоги анкетирования:
Если большинство ответов:
а) Ваш ребёнок – сангвиник,
б) Ваш ребёнок – флегматик,
в) Ваш ребёнок – холерик,
г) Ваш ребёнок – меланхолик.
Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:
САНГВИНИК:
- стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
- учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
- как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
- искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
- учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.
ФЛЕГМАТИК:
- попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
- учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
- не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
- учите полнее выражать эмоции и чувства;
- постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
- пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
- следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его, иначе вялость может переродиться в леность.
ХОЛЕРИК:
- замедляйте темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
- направляйте энергию вашего ребенка, на какие – ни будь нужные дела;
- учите ребёнка обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
- воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
- гасите любую агрессивность;
- подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
- учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.
МЕЛАНХОЛИК:
- не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
- старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
- нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
- учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
- воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;
- помогите избавить от постоянного чувства страха;
- старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!!!
Источник