Анатомо физиологические рост и развитие ребенка грудного возраста
Лекция № 2
Тема: Период грудного возраста
План лекции
1. Анатомо-физиологические особенности.
2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.
3. Закономерности и правила оценки физического развития.
4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.
5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.
6. Организация безопасной окружающей среды.
7. Соблюдение гигиенических норм и правил.
Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.
Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.
Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.
Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.
Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.
Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.
Череп – швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.
Формируются изгибы позвоночника:
– к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);
– к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);
– к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.
Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:
– медиальные резцы – 6-9 месяцев;
– латеральные резцы – 9-12 месяцев;
К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.
Количество зубов = возраст в месяцах – 4
Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам
Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.
Мышечная система. К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.
Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими
Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.
Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.
Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной
Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.
Частота дыхательных движений составляет:
к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.
Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.
Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.
Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.
Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.
Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.
Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.
Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:
до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;
после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;
АДmin = от ½ до 2/3 АДmax.
Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:
– анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;
– полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;
– нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;
– гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;
– цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;
– СОЭ – от 3 до 5 мм/час.
Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.
Пищеварительная система.
До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.
С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.
До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.
Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.
Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.
С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.
Источник
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.
Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.
Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии — водянке головного мозга.
Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38°С) “сбивать” не следует — она естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).
Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.
Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.
Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.
Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.
Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.
Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.
Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.
Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.
В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.
5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса и мимику, с которыми к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.
6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.
Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.
7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.
Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.
8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.
9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.
10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.
11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.
Занятия:
От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).
От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.
Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.
От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.
Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легко открывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.
Источник
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
План
- АФО и особенности пищеварения
- Естественное вскармливание
- Смешанное вскармливание
- Искусственное вскармливание
- Коррекция питания
- Гипогалактия
- АФО и особенности пищеварения
Пища-источник веществ, обеспечивающих восполнение энергетических затрат, основной обмен и достаточное количество материала для построения тканей и органов. Учитывая постоянный рост и развитие ребенка, пища для него приобретает первостепенное значение. Фактически рациональное вскармливание – один из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребёнка в будущем.
Организация вскармливания складывается из усилий родителей ребенка,
участкового педиатра, участковой медсестры.
Система пищеварения детей первого года жизни имеет ряд возрастных
особенностей:
- недостаточная секреторная способность пищеварительных желез;
- низкая активность ферментов в желудочном и кишечном соке;
- анатомическая незавершённость пищеварительного тракта;
– желудок у детей 1-го года жизни расположен горизонтально;
– объём желудка новорожденного – 30 – 35 мл;
– объём желудка у ребенка 1года – 250 – 300 мл;
– кардиальный сфинктер желудка развит слабо, что приводит к срыгиванию;
– брыжейка кишечника более длинная, чем у взрослых;
– при естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают бифидумбактерии;
– при искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладает кишечная палочка;
– несовершенство защитных механизмов во всех отделах ЖКТ;
– основным преимуществом грудного молока перед коровьим является оптимальное соотношение пищевых веществ;
– контрольное кормление проводится с целью определения количества высосанного молока;
– источником жирорастворимых витаминов является яичный желток;
– источником водорастворимых витаминов являются фруктовые и овощные соки и пюре.
Единственно правильным, адекватным и оптимальным для грудного вскармливания являетсяестественное вскармливание.
Основные принципы рационального питания:
– получение достаточного количества пищи;
– удовлетворение потребностей ребёнка в основных ингредиентах (белках,жирах, углеводах), а также – в витаминах и микроэлементах;
– соблюдение режима питания с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка.
Основные правила организации вскармливания:
-раннее первое прикладывание к груди в первые 30 минут после рождения;
– впервый месяц жизни – кормление по требованию ребенка с последующим установлением режима питания; _
-вскармливание только грудным молоком в течение первых 4-5 месяцев;
– исключение воды из рациона детей, находящихся на естественном
вскармливании;
– отнятие ребёнка от груди не ранее 1года – 1,5 лет при условии, что ребёнок здоров, оптимально – в осенне-зимний период.
В случае, если у матери развивается гипогалактия (уменьшение количества молока) или агалактия (полное отсутствие молока), ребёнка необходимо перевести на смешанное или искусственное вскармливание. Наука и жизнь рассматривают такое вскармливание как экологическую катастрофу дляребёнка.
- Естественное вскармливание
Естественное вскармливание – это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 5 месяцев получает только материнское молоко, а с 5 месяцев ещеи прикормы.
Различают три вида женского молока.
А) Молозиво – клейкая густая жидкость желто-серого цвета. Появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4-5 дня его жизни. Содержит в 5-10 раз больше иммуноглобулинов, чем плазма крови, в 2 раза больше белка, витамина А, каротина, витаминов В, С, Е; липазы; имеет пониженное содержание жиров.
Значение молозива:
- значительно снижает физиологическую убыль массы тела и течение других пограничных состояний;
- защищает новорожденного от инфекций;
- способствует раннему, более тесному физическому и психоэмоциональному контакту матери и ребёнка (импринтинг).
Б) Переходное молоко вырабатывается с 4-5дня жизни до 2-3 недель. Имеет промежуточный состав между молозивом и зрелым молоком.
В) Зрелое молоко -вырабатывается со 2-3 недели жизни ребёнка и имеет полное биологическое сродство с организмом ребёнка.
Состав грудного молока
- В грудном молоке Б : Ж : У находятся в оптимальном соотношении
2 : 3 : 6.
2) Белки сразу всасываются в кровь без дополнительной переработки.
3) Содержится ряд аминокислот, которые не вырабатываются в организме. Самая важная из них – таурин(37 мг/л), влияет на дифференцировку тканей, участвует в формировании сетчатки, стимулирует функции печени, участвует в сократительной функции миокарда, обладает
антитоксическим действием.
4) Жиры грудного молока – легкоусвояемые ненасыщенные жирные кислоты, участвуют в развитии ЦНС, миелиновых оболочек и др.
5) Углеводы — молочный сахар — лактоза, способствуют развитию
кисломолочной микрофлоры кишечника, предупреждают развитие
дисбактериоза и острых кишечных инфекций.
6) Минеральные соли – это в основном соли кальция и фосфора, предупреждают развитие рахита,
7) Противоинфекционные факторы – обеспечивают иммунную защиту ребёнка и представлены специфическими антителами, лизоцимом,
макрофагами и др. компонентами.
8) Ферменты и гормоны – делают женское молоко биологически активным продуктом, который управляет процессами роста и развития, тканевой дифференцировкой.
9)Витамины и микроэлементы являются коферментами обменных процессов в тканях ребёнка.
Преимущества грудного вскармливания
1)Грудное молоко поступает к ребёнку в тёплом и стерильном виде.
2) Оно экономически выгоднее, чем смеси.
3)Вскармливание грудью физически легче и менее хлопотно.
4) Молока вырабатывается столько, сколько нужно, поэтому редко бывает недокорм или перекорм.
5)Благотворно влияет на нервную систему матери и ребёнка, оказывает успокаивающее воздействие, улучшает контакт между ними.
6) Ускоряет сокращения матки в послеродовом периоде и её заживление.
7) Является одним из факторов,предупреждающих онкологические заболевания внутренних половых органов и молочных желёз у матери.
8) Создаёт психологический комфорт женщине, т. к. даёт ощущение полной жизненной реализованности.
Первое прикладывание к груди
Первое прикладывание к груди осуществляется через 30 минут после рождения с помощью и подконтролем акушерки.Необходимо, чтобы ребёнок правильно взял грудь: не только сосок, но и ареолу – околососковый кружок, при этом щеки его останутся выпуклыми. При неправильном прикладывании щёки втянуты, ребёнок беспокоен ипериодически бросает грудь.
Абсолютными противопоказаниями к раннему первому прикладыванию являются:
А) со стороны ребёнка:
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- тяжёлые нарушения мозгового кровообращения;
- внутричерепные кровоизлияния;
- глубокая недоношенность;
- тяжёлые формы дыхательных расстройств.
Б) со стороны матери:
- заболевания почек с почечной недостаточностью;
- тяжёлые формы болезни крови;
- тяжёлая эндокринная патология;
- острые психические заболевания;
- онкологические заболевания.
Правила кормления грудью
- Создание тихой уединенной обстановки.
- Перед кормлением мать должна вымыть руки и грудь теплой водой.
- Принять удобное положение – сидя или лежа.
Во время кормления мать должна смотреть на малыша, контролировать
- процесс кормления.
- Первые 5-10 мл молока необходимо сцедить.
6.Дать ребенку грудь так, чтобы он захватил
сосокиоколососковый кружок.
- Свободной рукой придерживать грудь, чтобы носик у малыша оставался открытым, иначе наступит нехватка воздуха и ребенок бросит грудь.
- Держать у груди 15-20 минут.
- Отнять ребенка от груди, осторожно зажав ему носик. Ни в коем случае не тянуть сосок, т.к. это приведет к его травмированию.
- После кормления подержать ребенка вертикально 3 – 5 минут дляотхождения воздуха, заглоченного во время кормления.
- Уложить малыша в кроватку на бочок.
- Сцедить остатки молока (только в течение первых 1,5 месяцев).
- Каждое кормление необходимо чередовать грудь, при необходимости докормить из 2-ой груди.
- Помыть грудь теплой водой, осушитьстерильной марлевой салфеткой, накрыть соски сухими стерильными ватными дисками и надеть бюстгальтер из натуральной ткани, не сдавливающий грудь.
Затруднения при вскармливании
А) со стороны ребёнка:
- врождённые аномалии лица;
- заболевания слизистой оболочки полости рта;
-насморк с нарушением носового дыхания;
- индивидуальная непереносимость материнского молока.
Б) со стороны матери:
- неправильная форма сосков;
- трещины сосков;
- галакторея (непроизвольное истечение молока);
- гипогалактия.
- Смешанное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при котором в первом полугодии жизни ребенок получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочной смеси.
Эффективность смешанного вскармливания зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка:
- если количество материнского молока составляет больше половины суточного рациона, то эффективность приближается к естественному;
- если составляет меньше половины, то – к искусственному.
Причина введения докорма – гипогалактия у матери, приводящая к
недоеданию ребенка.
Признаки голодания:
- уплощение, а затем снижение весовой кривой;
- беспокойство, тревожный прерывистый сон;
- уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий;
- нарушение стула (запор, понос).
При наличии этих признаков необходимо провести контрольное кормление. Цель – определение фактического разового объема молока, получаемого младенцем.
Тактика после проведения контрольного кормления:
- если молока достаточно – продолжать естественное вскармливание;
2. если молоко есть, но его нехватает:
а) рассчитать суточный объем молока, исходя из возраста ребенка и его массы;
б)
рассчитать разовый объем молока, исходя из частоты кормлений ребенка;
в) рассчитать разницу между должным и фактическим разовым объёмом молока;
г) назначить ребенку смеси в количестве, равном дефициту разового объема молока;
д) параллельно назначить матери лечение гипогалактии.
Основы правильного смешанного вскармливания:
- докорм дается после кормления грудью, с ложечки;
- продолжать прикладывать ребенка к груди не менее 3-х раз в сутки;
- расчет суточного объёма и количества кормлений зависит от массы тела и возраста ребенка;
- при введении прикормов и добавок сроки введения новых блюд зависят от эффективности смешанного вскармливания;
- в качестве докорма используются молочные смеси;
- во избежание недокорма и перекорма необходимо периодически проводить расчет питания.
4. Искусственное вскармливание
Это такой вид вскармливания, при которомребенок в первом полугодии не получает материнского молока, питание осуществляется молочными смесями.
Основные правила искусственного вскармливания: –
- систематически проводится расчет питания и энергетической ценности пищи;
- суточный объем пищи рассчитывается, как при естественном вскармливании;
- при введении прикорма и корригирующих добавок сроки введения новых блюдрациональнее сдвинуть на 2-4 недели раньше;
- промежутки между кормлениями должны бытьбольше, а количество кормлений меньше (до 3 мес. – 6 раз в сутки; с 3 до 12 мес. – 5 раз в сутки);
- смеси должны быть стерильными и согретыми до 40 градусов;
- отверстие соски должно быть небольшого размера, чтобы пища вытекала частыми каплями;
- горлышко бутылочки во время кормления должно быть всегда заполнено смесью;
- кормить можно только бодрствующего ребенка;
9. после кормления ребенка необходимо подержать в вертикальном положении 5-10 минут и уложить в кроватку на бочок;
- смеси необходимо периодически, но не слишком часто, менять.
Молочные смеси
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Различают смеси:
- по физическому состоянию – сухие и жидкие;
- по основному продукту -сладкие (на молоке) и кисломолочные (на кефире);
- по составу – простые и адаптированные.
- По физическому состоянию:
а) сухие – в виде порошка, который перед употреблением разводится горячей водой. Они лучше хранятся, их легче готовить, и это в основном – адаптированные смеси;
б) жидкие – в виде раствора на молоке или кефире. В них могут сохраняться важные биологические вещества, но, это преимущественно – простые смеси.
2. По основному продукту:
а) сладкие – на основе кипяченого молока;
б) кисломолочные – на основе кефира или творога.
Преимущества кисломолочных смесей:
-легчеусваиваются, т. к. белок в них находится уже в створоженном состоянии;
-молочная кислота повышает секреторные функции пищеварительного тракта;
-эвакуация смеси из желудка более медленная и равномерная;
-содержат много витаминов группы В;
-создают неблагоприятную среду для болезнетворных микробов, вызывая их гибель;
-содержат умеренное количество сахаров.
Недостатки кисломолочных смесей:
- усиливают выделение солей;
- содержат много кислых радикалов, нейтрализация которых у детей затруднена;
- содержат недостаточно жиров;
- содержат много белка с неадаптированнымаминокислотным составом.
В связи с этим кислые смеси принято давать один раз в сутки.
3. По составу:
а) простые – это смеси, изготовленные из коровьего молока (или кефира) и отвара круп (чаще всего в домашних условиях), которые существенно отличаются по составу от женского молока.
Разведение отваром круп (а не водой) имеет ряд преимуществ:
- повышается энергетическая ценность смеси;
- получается сочетание трех углеводов (лактозы, сахарозы и крахмала), что существенно снижает процессы брожения в кишечнике;
- улучшается аминокислотный состав смеси;
- образуется более мелкий створоженный белок.
б)адаптированные смеси, максимально приближенные по составу к женскому молоку, обычно изготавливаются фабричным способом, могут быть сладкими и кисломолочными.
5. Коррекция питания
Производится с помощью корригирующих добавок и прикормов всем детям грудного возраста, независимо от вида вскармливания.
Добавки -это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, а также белков, жиров, углеводов, необходимых растущему организму.
Прикормы -это блюда, которыми полностью постепенно заменяют материнское молоко или смеси.
Правила введения прикормов и добавок:
а) новое блюдо дают перед кормлением грудью с ложечки;
б) после каждого прикорма рекомендуется прикладывать ребенка к груди;
в) вводить новые блюда необходимо постепенно, начиная с малых доз, увеличивая дозу только после того, как ребенок хорошо перенесет предыдущую;
г) срок введения нового блюда – 1 неделя, и еще 1 неделя – для адаптации, т.о., интервал между двумя новыми блюдами должен быть 2 недели;
д) вводить одновременно только одно блюдо, переходить к следующему только после полного привыкания к предыдущему;
е) блюда должны быть однородными, без комочков, легко проглатываться.
Расчет питания
Суточный объем пищи рассчитывают:
– первые 2 недели – по формуле Финкельштейна;
– с 2-х недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела;
- с 2 до 4 месяцев – 1/6 от массы тела;
- с 4 до 6 месяцев – 1/7 от массы тела;
- с 6 до 9 месяцев -1/8 от массы тела;
- с 9 до 12 месяцев – 1000 мл;
- с 12 месяцев- 1200 мл.
Разовый объем пищи зависит от количества кормлений:
Vp = Vc :KK
Количество кормлений (КК):
- до 1 месяца – 6-7 раз в сутки (через 3-3,5 часа с ночным перерывом 6-6,5 часов);
- c l до 5 месяцев – 6 раз в сутки (через 3,5 часа с ночным перерывом 6,5 часов);
- 5 до 12 месяцев – 5 раз в сутки (через 4 часа с ночным перерывом 8 часов).
Сроки введения прикормов и добавок – см. таблицу.
6. Гипогалактия – снижение секреторной деятельности молочных желез.
Первичная или ранняя: возникает в первые 10 дней после родов, встречается редко (4-10%). Обычно связана с эндокринной патологией (расстройствогипоталамо-гипофизарно-яичниковой регуляции).
В развитии первичной гипогалактии в некоторых случаях имеет место перенесенная операция кесарево сечение. Причиной гипогалактии в этих случаях являются отсутствие родовой деятельности (по причине того же расстройства регуляции), невозможность приложить ребенка к груди в ближайшие часы после родов,отсутствие психологического стимула к лактации в послеродовом периоде, послеоперационное состояние.
Вторичная (или поздняя): возникает через 10 дней после родов. Встречается чаще.
Причины:
- отсутствие у женщины и ее семьи настроя на кормление грудью;
- позднее прикладывание к груди (раннее прикладывание к груди способствует созреванию молочных желез). Важно, чтобы при кормлении новорожденный высасывал все молозиво, имеющееся к этому моменту в груди матери. Это способствует стимуляции лактации. Сам процесс сосания тоже стимулирует лактацию;
- неправильное прикладывание без охвата ареолы соска (это приводит к неэффективному извлечению молока из груди, а если грудь не опорожняется, секреция молока прекращается);
- редкое прикладывание ребенка к груди (частое кормление стимулирует лактацию при условии интенсивного сосания);
- применение сосок-пустышек;
- снижение сосательной активности ребенка при заболеваниях. Чем сильнее и упорнее новорожденный сосет грудь, тем больше молока приходит «на его зов» даже у женщин с оченьмаленькими молочными железами;
- психологическая неуверенность матери в достаточности молока;
- заболевания матери, осложнения беременности, родов, послеродового периода: маститы, трещины сосков;
– нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая нагрузка, нарушение сна и т.д.);
- неудовлетворительное питание кормящей женщины, т.к. стимуляция лактации и питание матери неразрывно связаны между собой;
- отсутствие поддержки успешности грудного вскармливания со стороны семьи, друзей, медработников.
Неспособность к грудному вскармливанию у матерей встречается крайне редко!
Банк контрольных вопросов
- АФО пищеварительной системы у новорожденных и детей грудного возраста.
- Особенности пищеварения детей первого года жизни.
- Основные принципы грудного вскармливания.
- Основные правила организации успешного вскармливания?
- Виды вскармливания.
- Что такое естественное вскармливание?
- Виды женского молока, значение молозива.
- Состав грудного молока.
- Преимущества грудного вскармливания.
- Когда и как проводится первое прикладывание груди?
- Абсолютные противопоказания к первому прикладыванию к груди.
- Затруднения при вскармливании.
- Правила кормления грудью.
- Сцеживание грудного молока, его роль.
- Мероприятия по подготовке новорожденного к каждому кормлению.
- Мероприятия по подготовке молочной железы к каждому кормлению.
- Подготовка сосков к кормлению грудью.
- Гипогалактия.
- Рекомендуемый режим кормлений грудью для новорожденного ребенка.
- Особенности кормления новорожденного при временной невозможности кормления грудью.
- Цель проведения контрольного кормления ребенку первых месяцев жизни.
- Что такое добавки?
- Что такое прикормы?
- Правила введения прикормов и добавок.
- Режим кормления грудного ребенка.
- Блюда прикорма.
- Смешанное вскармливание.
- Основные правила смешанного вскармливания.
- Искусственное вскармливание.
- Молочные смеси.
Источник