Анатомо физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
План лекции
Период преддошкольного возраста
Лекция №7
1. Физическое развитие
2. АФО преддошкольного возраста
3. Нервно-психическое развитие
4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста
5. Диспансерное наблюдение
Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.
Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.
Анатомо-физиологические особенности.Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.
Подкожная клетчатка хорошо выражена. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.
Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.
Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация и перестройка структуры костной ткани. скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.
К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют.
Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.
Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.
Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.
Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.
Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.
Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).
Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).
Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.
Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.
Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.
Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.
Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.
В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условно-рефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12622; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
охватывает возраст от 1 года до 3 лет и характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка.
Процессы роста и развития замедляются, хотя и остаются еще интенсивными. Наиболее бурно идет рост нервной, пищеварительной, костной, мышечной, иммунной систем.
Функциональное созревание нервной системы идет очень интенсивно. Повышается ее работоспособность, выносливость, устойчивость нервных процессов, идет активное становление психической деятельности, развитие речи. Запас слов у 2- летного ребенка увеличивается медленно, понимание речи взрослого идет быстрее, чем становление собственной речи. К концу второго года ребенок строит речевые цепи из 2-4 и более слов ( запас слов 200-400). С 2 лет ребенок может воспринимать сказки. В 3 года дети могут сообщить свой возраст и пол, запас слов увеличивается до 1000, говорят длинными фразами, с хорошими грамматическим управлением, с 3 лет ребенок говорит «Я», до этого он говорил о себе в третьем лице, начинает запоминать простейшие стихи. В 3-5 лет появляется чувство страха. Идет развитие органов чувств, полное цветоощущение появляется у ребенка в 3 года. Развиваются двигательные навыки, умения, идет приобщение к активному труду, приобретение первых навыков поведения в коллективе. С 2 лет ребенок начинает рисовать штрихами.
Наблюдается дальнейшее развитие мышечной ткани, наименее развитыми в этом возрасте остаются мышцы, формирующие свод стопы, длинные мышцы спины, передней брюшной стенки. В 3 года ребенок начинает хорошо бегать.
Костная ткань еще бедна минеральными солями, богата водой, поэтому кости легко поддаются искривлению при неправильном сидении, стоянии, ношении несоответствующей обуви.
Суставные хрящи сохраняют высокую чувствительность к инфекционным и химическим воздействиям, легко растяжим связочный аппарат.
Сохраняется высокая пластичность и легкая ранимость всех систем организма ребенка при неблагоприятных воздействиях внешней среды.
Дети наиболее восприимчивы к ОРВИ, кори, ветряной оспе, коклюшу, скарлатине, ОКИ На втором году жизни выделено 6 линий нервно-психического развития:
§ понимание речи
§ активная речь
§ сенсорное развитие
§ игра
§ движения
§ навыки.
С полуторагодовалого возраста ребенка приучают кушать самостоятельно. К 2 годам аппетит несколько уменьшается. С 2 лет ребенка учат чистить зубы.
На третьем году жизни контроль ведется по 5 линиям развития:
§ активная речь
§ сенсорное развитие
§ игра
§ движения
§ навыки.
Дошкольный период.
В этом возрасте все размеры тела увеличиваются равномерно, изменяются пропорции. В 4 года наблюдается значительная прибавка в массе- первое «округление», в 5-7 лет-в росте- первое вытягивание.
Совершенствуются функциональные возможности ребенка: возрастает сила и выносливость мышц, повышается опорная и защитная функции костной системы, становятся более устойчивыми моторная и секреторная функции желудочно-кишечного тракта, повышается активность ферментов. С 4 лет ребенок пользуется вилкой, в его меню можно включать поджаренное мясо.
Повышается работоспособность нервной системы: укрепляются связи между корой и подкорковыми образованиями, легче образуются условные рефлексы, растет любознательность, возрастает потребность в общении с детьми и взрослыми.
Развивается речь, координация движений, формируются навыки письма, усидчивость, чувство ответственности. С 4-5 лет начинают учить чтению.
Повышается иммунитет.
Дети в большинстве случаев в этом возрасте худеют. Лордоз и выступающий живот, отмечаемые в первые 2 года, к 4 годам исчезают. Движения неточные , малокоординированные. Интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. Мышцы передней брюшной стенки в 4-5 лет еще неразвиты. Подъем непосильной тяжести может привести к расхождению мышц брюшного пресса.
АФО детей младшего школьного возраста.
Замедляется интенсивность роста, все размеры тела увеличиваются равномерно. Среднее увеличение массы тела составляет 3-3,5 кг в год, увеличение окружности головы идет медленно с 51 до 53-54 см за период от 5 до 12 лет.
Костная система:
позвоночник выпрямляется, но еще очень податлив и гибок, что может при неправильном положении ребенка привести к нарушению осанки.
Продолжается развитие придаточных пазух, лобная обычно формируется к 7 годам.
В 6-7 лет идет смена молочных зубов на постоянные.
Возрастает мышечная масса, развивается быстрота, сила, выносливость. Особенно интенсивно растут мышцы, обеспечивающие прямостояние, ходьбу, движения в кистях рук.
Завершается гистологическое созревание легочной ткани, желудка, кишечника. К 9-10 годам заканчивается увеличение массы мозга. Из функциональных особенностей ЦНС сохраняется быстрое снижение работоспособности при умственной и физической нагрузке, процессы иррадиации и торможения все еще преобладают над процессами концентрации, из-за чего внимание детей неустойчиво.
Наростает острота зрения и слуха.
Продолжается рост и дифференцировка сердца. Характерно отставание роста сосудов от роста сердца.
Старший школьный период
(или подростковый) с 12 до 17-18 лет. Он совпадает с половым созреванием. За короткий промежуток времени у подростков созревает репродуктивная система, ее морфологическое и функциональное развитие достигает максимума к 17-18 годам.
в пубертатном периоде происходит интенсивное половое развитие, связанное с деятельностью желез внутренней секреции. Идет быстрое увеличение размеров тела. Средний возраст наступления менархе 12-13 лет. В 16-18 лет больщинство девушек имеет правильный ментруально-овариальный цикл. В 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков в физическом развитии. Во время «ростового скачка» в возрасте около 12 лет, девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой скачок бывает более поздним – около 14 лет, когда они в среднем вырастают на 10 см в год. Значительно повышаются мышечная сила и работоспособность. Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы и длинны тела требуют напряженной работы эндокринной системы, нервной и высокой интенсивности обменных процессов, что диктует необходимость дополнительного введения питательных веществ. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием, физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше.
В подростковом возрасте нередко выбирают профессию, это время для самоопределения и развития личности, время утверждения половой принадлежности и развития чувства полового соответствия. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.
особое внимание должно быть обращено на сердце с многообразием морфологических вариантов его развития, лабильностью сердечного ритма, несовершенством нейровегетативного контроля. В этом возрасте часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы ( «юношеское сердце, юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства).
Широко распространены расстройства питания ( тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). с началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.). Могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез. Могут появиться гипотиреоз, гипертиреоз. Несбалансированность гормональных влияний, временное снижение иммунных свойств кожи, усиленная функция сальных желез как у юношей, так и у девушек сопровождается гнойничковыми заболеваниями кожи, особенно на лице.
Это трудный период психологического развития, стремления к самоутверждению, нередко с драматическим пересмотром всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям, сверстникам.
Источник
Центральная нервная система. Впреддошкольном возрасте продолжает интенсивно возрастать масса головного мозга, и к концу периода она утраивается по сравнению с массой головного мозга новорожденного, достигая в среднем 1050 г. Происходит дальнейшее активное деление глиальных клеток, которое завершается к 2-летнему возрасту, к 3-летнему Возрасту практически завершается дифференцировка нервных клеток, интенсивно происходит миелинизация нервных путей, причем наиболее интенсивным этот процесс является в конце 1-го — начале 2-го года жизни ребенка, когда он начинает ходить. В целом завершение процесса миелинизации приходится на дошкольный возраст (3—5 лет).
Продолжает развиваться и спинной мозг: после 3 лет жизни начинают контурироваться его шейное и поясничное утолщения. Нарастание массы и увеличение размеров спинного мозга происходят более низкими темпами, чем рост головного мозга. Утроение массы спинного мозга наблюдается к 3—5 годам, когда она составляет 13—15 г, длина к концу дошкольного периода удваивается.
Кожа и подкожная жировая клетчатка.Кожа ребенка в преддошкольном возрасте очень нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами и по-прежнему выполняет ряд важных функций, которые постепенно совершенствуются.
Защитная функция остается недостаточной, слабой, что может приводить к развитию повреждений, инфицированию, мацерации; легко доступна воздействию химических веществ.
Поэтому по-прежнему очень важно соблюдать правила асептики и антисептики, ухаживая за ребенком.
Несовершенна и функция терморегуляции, в формировании которой принимают участие и потовые железы. Формирование выводящих протоков потовых желез полностью незавершено, оно заканчивается лишь к концу дошкольного периода, к 7 годам, что вместе с созреванием вегетативной нервной системы к этому возрасту приводит к более адекватному потоотделению и улучшению терморегуляции. Выделительная функция развита достаточно хорошо, что связано с обильным кровоснабжением кожи. В связи с обильным кровоснабжением повышена и резорбтивная функция.
Дыхательная функция по-прежнему имеет более существенное значение, чем у взрослых, но с возрастом она несколько утрачивается. Лишь к 6 годам гистологическое строение кожи приближается к гистологическому строению дермы у взрослых, но коллагеновые волокна еще тонкие, а эластические волокна слабо развиты, хотя к этому возрасту они увеличиваются.
Скопления жировой клетчатки в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве, почти отсутствующие в более ранних возрастных периодах, появляются только к концу дошкольного — началу младшего школьного возраста (к 5—7 годам), а в основном они формируются в период полового созревания.
Костно-мышечная система.Костная ткань детей, отличающаяся по своему химическому составу от костной ткани взрослых большим содержанием воды и органических веществ и меньшим — минеральных веществ, имеет в раннем периоде волокнистое строение, а к 2 годам приобретает выраженное пластинчатое строение, как у взрослых, и становится более плотной, однако трубчатые кости имеют в своем составе большее количество хрящевой ткани. Все это определяет большую мягкость, эластичность, упругость костей в детском возрасте, поэтому они имеют меньшую ломкость, чем у взрослых. Надкостница у детей более плотная, толстая, легко отслаивается от кости. Эти особенности обусловливают возможность поднадкостничных переломов костей, по типу ≪зеленой веточки≫. Надкостница у детей более функционально активна, за счет чего идут процессы новообразования костей. Скорость роста, обновления и трансформации костной ткани существенно снижается после 2 лет, в связи с этим значительно уменьшается и число кровеносных сосудов кости.
Единая система внутрикостного кровообращения развивается к двухлетнему возрасту.
В начале предцошкольного периода (1 — 1,5 года, а иногда и ранее) закрывается большой родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов. Кости же черепа полностью сращиваются к 3—4 годам.
Продолжают формироваться изгибы позвоночника: после 9—12 мес становится заметным поясничный лордоз, таким образом, типичная конфигурация позвоночника устанавливается к концу преддошкольного — началу дошкольного возраста (к 3—4 годам), однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6—7 годам.
Продолжается рост грудной клетки в длину, передние концы ребер опускаются, интенсивно растет поперечный диаметр, грудная клетка приобретает конусообразную форму, ее размеры увеличиваются, особенно к концу 2-го года жизни (21—24 мес). С 3-летнего возраста становится эффективным грудное дыхание.
Кости таза относительно интенсивно растут до 6 лет, после чего наблюдается стабилизация размеров таза, которая сменяется интенсивным ростом в пубертатном возрасте.
Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным прорезыванием молочных зубов, а период дошкольного возраста — появлением постоянных. В конце преддошкольного — начале дошкольного возраста (в 3—3,5 года) завершается первая стадия молочного прикуса, характеризующаяся тем, что зубы стоят плотно друг к другу, без промежутков между ними, стертость зубов незаметна. Прикус носит название ортогнатического, т.е. нижняя челюсть выступает несколько вперед. Второй период молочного прикуса, продолжающийся с 3,5 до 6 лет, характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или тремы), стертостью зубных поверхностей. Прикус переходит из ортогнатического в прямой.
Прорезывание молочных зубов продолжается в определенной последовательности. Так, к году у ребенка обычно имеется 6—8 зубов, в 12—15 мес появляются передние малые коренные зубы (премоляры), в 16—20 мес — клыки, в 20—30 мес — задние малые коренные зубы.
Таким образом, на 3-м году жизни ребенок имеет полный комплект молочных зубов — 20. В последующем появляются только постоянные зубы, которые начинают прорезываться в конце дошкольного — начале младшего школьного периода. В 5—7 лет появляются большие коренные зубы (моляры), затем молочные зубы меняются в той же последовательности, в какой прорезывались.
Период, в течение которого еще сохраняются молочные зубы и уже появляются постоянные, называется периодом сменного прикуса. При смене молочных зубов на постоянные между выпадением молочного зуба и прорезыванием постоянного обычно проходит 3—4 мес. Необходимо отметить, что прорезывание зубов является физиологическим процессом.
Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно, сила их увеличивается с ростом ребенка и соответственно с ростом мышечной ткани, причем их рост, особенно в возрасте 1—2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются. К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 % массы тела.
Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.
Дыхательная система.Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые. Нижний носовой ход не развит, он формируется лишь к 4 годам. Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, т.е. удовлетворение потребности в дыхании становится проблематичным. К особенностям анатомического строения можно отнести и наличие широкого слезно-носового протока, что способствует проникновению инфекции в конъюнктивальный мешок и развитию конъюнктивита.
Придаточные полости носа, отсутствующие у детей грудного возраста, начинают оформляться только после 2 лет, причем их развитие происходит неравномерно: в течение преддошкольного и дошкольного возраста наиболее быстро развивается гайморова пазуха; лобный и сфеноидальный синусы в этом периоде развиваются медленно, полное их развитие происходит в более старшем возрасте.
Широкая и короткая евстахиева труба у детей раннего возраста расположена более горизонтально, чем у старших детей, ее отверстие располагается ближе к хоанам — эти особенности являются предрасполагающим фактором к возникновению инфекции барабанной полости при насморке.
Гортань у детей раннего возраста расположена выше, чем у взрослых, подвижна, положение гортани непостоянно даже у одного человека. Только анатомическими особенностями строения гортани объясняется более высокая заболеваемость ларингитами у детей, при этом возможно развитие стеноза (сужения) гортани, которое сопровождается нарушением дыхания, лающим кашлем.
Бронхи у детей раннего возраста отходят от трахеи под одинаковым углом, поэтому инородные тела могут попадать и в левый, и в правый бронх одинаково часто. Лишь с возрастом, когда меняется форма грудной клетки, меняется и угол отхождения бронхов, и инородные тела чаще попадают в правый бронх, который отходит более вертикально.
Легочная ткань в преддошкольном и дошкольном периодах окончательно не сформирована, процесс ее формирования продолжается на протяжении обоих возрастных периодов. Именно на этот возрастной этап приходятся основные периоды в развитии легких.
В этом возрасте завершается первый период развития легких, который длится от рождения до 2 лет, — период особенно интенсивного развития альвеол. К этому же возрасту размеры отдельных долей легкого соответствуют друг другу, как у взрослых. До этого верхняя доля левого легкого развита хуже, а верхняя и средняя доли правого легкого имеют почти одни и те же размеры.
Второй период в развитии легких, продолжающийся с 2 до 5 лет, характеризуется интенсивным развитием эластической ткани, лимфатической ткани, включенной в мышечные бронхи, что, возможно, объясняет возрастание числа случаев затяжных пневмоний и начало формирования хронических пневмоний в преддошкольном возрасте.
В третьем периоде развития легких (от 5 до 7 лет) завершается формирование альвеол, происходит окончательное созревание структур ацинуса, поэтому течение пневмоний становится более благоприятным.
Масса легких к началу преддошкольного возраста примерно в 3 раза превышает массу легких при рождении, возрастает в 5 раз к возрасту 4-5 лет, а к концу дошкольного возраста – в 7-8 раз.
Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:
• уменьшение количества дыхательных движений до 30— 35 в минуту в возрасте 1—2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5—6 лет;
• в возрасте 1—3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3—5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.
Сердечно-сосудистая система.Рост сердца происходит неравномерно: на период преддошкольного возраста приходится интенсивный рост сердца, и уже к 3 годам масса сердца достигает 0,4—0,5 % от массы тела, т.е. его относительная масса начинает соответствовать относительной массе сердца взрослого. Причем в первые 2 года энергичнее растут предсердия, интенсивный рост желудочков наблюдается значительно позже. К 3 годам масса сердца утраивается, к 4 годам увеличивается в 4 раза, к концу дошкольного возраста — примерно в 6 раз, затем темпы роста сердца значительно замедляются. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной взрослым.
Частота сердечных сокращений с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105—115 в минуту, в дошкольном — около 100.
В первые 2—3 года происходит интенсивный рост артериального давления, преимущественно за счет систолического(максимального), диастолическое (минимальное) давлениеимеет лишь тенденцию к повышению. В 5 лет АД – 100 мм. рт. ст., до 5 лет – 80+2 n , после 5 лет 100+ n, ( n – число лет ребенку).
Пищеварительная системав раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз, увеличивается и поверхность слизистой оболочки желудка. Но функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).
Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отличается большей относительной длиной, чем у взрослых, но темпы его роста отстают от темпов роста тела. Нервная регуляция моторики кишечника несовершенна, слизистая оболочка тонкая, слабо зафиксированная: все это способствует возникновению различных патологических процессов — инвагинации кишечника, забросу содержимого толстого кишечника в тонкий, выпадению толстой кишки.
Поджелудочная железа также растет, причем наиболее интенсивный ее рост наблюдается именно в преддошкольном, т.е. в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту, при этом выполняются и внешнесекреторная, и внутрисекреторная функции.
Масса печени также нарастает параллельно массе тела, но скорость ее увеличения отстает от темпов увеличения массы тела, поэтому нижний край печени в эти возрастные периоды всегда выступает из-под правого подреберья и легко прощупывается.
Мочевая система.К периодам преддошкольного и дошкольного возраста формирование мочевыделительной системы еще не завершено, хотя продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, а также почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов. Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.
У детей этих возрастов почки более подвижны, что связано со слабым развитием околопочечной клетчатки и фасций, окружающих почки. Только к концу дошкольного — началу младшего школьного периода завершается формирование фиксационных механизмов, что уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.
Система анализаторовв преддошкольном и дошкольном периодах продолжает интенсивно развиваться, что связано в том числе и с развитием мозга. Это касается прежде всего органа зрения: наиболее интенсивное увеличение размера и массы глазного яблока происходит именно в первые 3—5 лет жизни, масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два раза больше массы глаза новорожденного. После этого периода процесс роста глаза замедляется. Интенсивно растет роговая оболочка, горизонтальный размер которой к 5 годам достигает величины роговицы взрослых, увеличивается и диаметр радужной оболочки глаза. Улучшается острота зрения, достигающая максимума к 3— 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка становится такой же, как у взрослых. Еще раньше, в возрасте 2,5—3 лет, формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.
В преддошкольном и дошкольном периодах мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.
Физическое развитие.В преддошкольном периоде интенсивность нарастания длины тела ребенка снижается и составляет в среднем за второй год 12—13 см, за третий — 7—8 см и к концу предцошкольного периода длина тела равна в среднем 95 см. На период дошкольного возраста приходится первое ускорение роста у мальчиков (от 4 до 5,5 лет) и начало ускорения роста у девочек (после 6 лет).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник