Анатомо физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка
ЛОГОПЕДИЯ
– это наука о нарушениях речи, методах
их выявления, устранения и предупреждения
средствами специального обучения и
воспитания.
Логопедия
исторически складывалась как интегративная
область знаний о психической и,
конкретнее, речевой деятельности
человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих формирование речевой
коммуникации в норме и патологии. В
связи с этим логопедия базируется на
неврологии, нейропсихологии и
нейролингвистике, психологии, педагогике
и ряде других наук. Эти научные дисциплины
позволяют логопедии научно обосновывать
механизмы и структуру нарушения речи,
разрабатывать и использовать научно
обоснованные методы развития, исправления
и восстановления речи.
Краткие
исторические сведения.
Изучение
речевой патологии и ее коррекция начались
относительно недавно, а именно с тех
пор как стали известны основные
анатомо-физиологические механизмы
обеспечения речевой деятельности, т.е.
примерно с середины XIX в.
С
конца прошлого века особый интерес
начинает вызывать детская речь,
особенности ее развития и причины
нарушения, формируются научные
представления о некоторых клинических
формах речевых расстройств (А.Куссмауль,
И.А.Сикорский и др.). Современный этап
развития логопедии связан с разработкой
научных представлений о различных
формах речевых нарушений, а также с
созданием эффективных методик их
преодоления.
Становление
логопедии в нашей стране связано с
именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В.
Правдиной, Р.Е.Левиной и др.
Для
нормальной речевой деятельности
необходима целостность и сохранность
всех структур мозга. Особое значение
для речи имеют слуховая, зрительная и
моторная системы. Устная речь
осуществляется посредством
координированной работы мышц трех
отделов периферического речевого
аппарата: дыхательного,
голосового и артикуляционного.
Речевой
выдох вызывает колебания голосовых
складок, что обеспечивает голос в
процессе речи. Произнесение речевых
звуков (артикуляция) происходит благодаря
работе артикуляционного отдела. Вся
работа периферического речевого
аппарата, которая связана с точнейшими
и тончайшими координациями в сокращении
его мышц, регулируется центральной
нервной системой (ЦНС).
Качественные характеристики речи
зависят от совместной синхронной
работы многих зон коры правого и левого
полушарий, что возможно только при
условии нормального функционирования
низлежащих структур мозга. Особую роль
в речевой деятельности играют речеслуховая
и речедвигательная зоны, которые
расположены в доминантном (левом для
правшей) полушарии мозга.
Речь
формируется в процессе общего
психофизического развития ребенка.
В период от одного года до пяти лет у
здорового ребенка постепенно
формируются фонематическое восприятие,
лексико-грамматическая сторона речи,
развивается нормативное звукопроизношение.
На самом раннем этапе развития речи
ребенок овладевает голосовыми реакциями
в виде вокализации, гуления, лепета. В
процессе развития лепета произносимые
ребенком звуки постепенно приближаются
к звукам родного языка. К одному году
ребенок понимает значения многих слов
и начинает произносить первые слова.
После полутора лет у ребенка появляется
простая фраза (из двух-трех слов),
которая постепенно усложняется.
Собственная речь ребенка становится
все более правильной фонологически,
морфологически и синтаксически. К трем
годам обычно сформированы основные
лексико-грамматические конструкции
обиходной речи. В это время ребенок
переходит к овладению развернутой
фразовой речью. К пяти годам развиваются
механизмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает
достаточную плавность речевого
высказывания. К пяти-шести годам у
ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и
синтезу. Нормальное развитие речи
позволяет ребенку перейти к новому
этапу – овладению письмом и письменной
речью. К условиям формирования нормальной
речи относятся сохранная ЦНС, наличие
нормального слуха и зрения и достаточный
уровень активного речевого общения
взрослых с ребенком.
Причины речевых нарушений
Среди
причин, вызывающих нарушения речи,
различают биологические и социальные
факторы риска.
Биологические
причины
развития
речевых нарушений представляют собой
патогенные факторы, воздействующие
главным образом в период внутриутробного
развития и родов (гипоксия плода, родовые
травмы и т. п.), а также в первые месяцы
жизни после рождения (мозговые инфекции,
травмы и т. п.) Особую роль в развитии
речевых нарушений играют такие
факторы, как семейная отягощенность
речевыми нарушениями, леворукость
и правшество. Социально-психологические
факторы
риска связаны главным образом с
психической депривацией детей. Особое
значение имеет недостаточность
эмоционального и речевого общения
ребенка со взрослыми. Отрицательное
воздействие на речевое развитие также
могут оказывать необходимость
усвоения ребенком младшего дошкольного
возраста одновременно двух языковых
систем, излишняя стимуляция речевого
развития ребенка, неадекватный тип
воспитания ребенка, педагогическая
запущенность, т.е. отсутствие должного
внимания к развитию речи ребенка, дефекты
речи окружающих. В результате действия
этих причин у ребенка могут наблюдаться
нарушения развития различных сторон
речи.
Нарушения
речи рассматриваются в логопедии в
рамках клинико-педагогического
и
психолого-педагогического
подходов.
Механизмы
и симптоматика речевой патологии
рассматриваются с позиций
клинико-педагогического подхода. При
этом выделяются следующие расстройства:
дислалия,
нарушения голоса, ринолалия, дизартрия,
заикание, алалия, афазия, дисграфия и
дислексия.
Соседние файлы в папке ПСИХОЛОГИЯ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Вопрос 47. Логопедия как наука
1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) – педагогическая наука о нарушениях развития речи,)
преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) – развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.
2. Основные задачи логопедии:
• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;
• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.
3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.
Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.
В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.
Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.
особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;
необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;
качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;
важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;
координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;
речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;
произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.
2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенка
Условия формирования нормальной речи:
сохранная центральная нервная система;
наличие нормального слуха и зрения;
активное речевое общение (прежде всего на уровне: “взрослый! ребенок”, “ребенок — взрослый”).
У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:
• формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;
• развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:
• самая ранняя стадия – вокализация, гуление, лепет;
• постепенное приближение лепета к звукам родного языка;
• вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;
• к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;
• после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;
• фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;
• к 3 годам – сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;
• переход к овладению развернутой фразовой речью;
• к 5 годам – развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;
• к 5~6 годам – начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;
• следующий этап (в условиях обучения) – овладение письменной формой речи.
4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;
• неумение говорить;
• общая психическая отсталость, компенсация которой в ‘дальнейшем требует значительных усилий специалистов,
Источник
Анатомо-физиологические механизмы речи
Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.
Рис. 1. Строение речевого аппарата
1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.
К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:
- Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
- Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
- Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
- Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
- Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.
Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.
Рис. 2. Профиль органов артикуляции
1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.
Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.
Источник