Анатомо физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка

Анатомо физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка thumbnail

ЛОГОПЕДИЯ
– это наука о нарушениях речи, методах
их выявления, устранения и предупреждения
средствами специального обучения и
воспитания.

Логопедия
исторически складывалась как интегративная
об­ласть знаний о психической и,
конкретнее, речевой деятельности
человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих фор­мирование речевой
коммуникации в норме и патологии. В
связи с этим логопедия базируется на
неврологии, нейропсихологии и
нейролингвистике, психологии, педагогике
и ряде других наук. Эти научные дисциплины
позволяют логопедии научно обосно­вывать
механизмы и структуру нарушения речи,
разрабатывать и использовать научно
обоснованные методы развития, исправле­ния
и восстановления речи.

Краткие
исторические сведения
.

Изучение
речевой патологии и ее коррекция начались
относительно недавно, а именно с тех
пор как стали известны основные
анатомо-физиологические механизмы
обеспечения речевой деятельности, т.е.
примерно с середины XIX в.

С
конца прошлого века особый интерес
начинает вызывать детская речь,
особенности ее развития и причины
нарушения, формируются научные
представления о некоторых клинических
формах речевых расстройств (А.Куссмауль,
И.А.Сикорский и др.). Современный этап
развития логопедии связан с разработкой
научных представлений о различных
формах речевых нарушений, а также с
созданием эффективных методик их
преодоления.

Ста­новление
логопедии в нашей стране связано с
именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В.
Правдиной, Р.Е.Левиной и др.

Для
нормальной речевой деятельности
необходима целостность и сохранность
всех структур мозга. Особое значение
для речи имеют слуховая, зрительная и
моторная системы. Устная речь
осу­ществляется посредством
координированной работы мышц трех
отделов периферического речевого
аппарата:
дыхательного,
голо­сового и артикуляционного.

Речевой
выдох вызывает колебания голосовых
складок, что обеспечивает голос в
процессе речи. Про­изнесение речевых
звуков (артикуляция) происходит благодаря
работе артикуляционного отдела. Вся
работа периферического речевого
аппарата, которая связана с точнейшими
и тончайшими координациями в сокращении
его мышц, регулируется центральной
нервной системой (ЦНС).
Качественные характеристики речи
за­висят от совместной синхронной
работы многих зон коры правого и левого
полушарий, что возможно только при
условии нормаль­ного функционирования
низлежащих структур мозга. Особую роль
в речевой деятельности играют речеслуховая
и речедвигательная зоны, которые
расположены в доминантном (левом для
правшей) полушарии мозга.

Речь
формируется в процессе общего
психофизического разви­тия ребенка.
В период от одного года до пяти лет у
здорового ре­бенка постепенно
формируются фонематическое восприятие,
лексико-грамматическая сторона речи,
развивается нормативное звукопроизношение.
На самом раннем этапе развития речи
ребенок овладевает голосовыми реакциями
в виде вокализации, гуления, лепета. В
процессе развития лепета произносимые
ребенком звуки постепенно приближаются
к звукам родного языка. К одному го­ду
ребенок понимает значения многих слов
и начинает произно­сить первые слова.
После полутора лет у ребенка появляется
про­стая фраза (из двух-трех слов),
которая постепенно усложняется.
Собственная речь ребенка становится
все более правильной фо­нологически,
морфологически и синтаксически. К трем
годам обычно сформированы основные
лексико-грамматические конст­рукции
обиходной речи. В это время ребенок
переходит к овладе­нию развернутой
фразовой речью. К пяти годам развиваются
меха­низмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает
достаточную плавность речевого
высказывания. К пяти-шести годам у
ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и
синтезу. Нормальное развитие речи
позволяет ребенку перейти к новому
этапу – овладению письмом и письменной
речью. К условиям формирования нор­мальной
речи относятся сохранная ЦНС, наличие
нормального слуха и зрения и достаточный
уровень активного речевого обще­ния
взрослых с ребенком.

Причины речевых нарушений

Среди
причин, вызывающих нарушения речи,
различают био­логические и социальные
факторы риска.

Биологические
причи­ны
развития
речевых нарушений представляют собой
патогенные факторы, воздействующие
главным образом в период внутриут­робного
развития и родов (гипоксия плода, родовые
травмы и т. п.), а также в первые месяцы
жизни после рождения (мозговые инфекции,
травмы и т. п.) Особую роль в развитии
речевых нару­шений играют такие
факторы, как семейная отягощенность
рече­выми нарушениями, леворукость
и правшество. Социально-психо­логические
факторы
риска связаны главным образом с
психиче­ской депривацией детей. Особое
значение имеет недостаточность
эмоционального и речевого общения
ребенка со взрослыми. От­рицательное
воздействие на речевое развитие также
могут оказы­вать необходимость
усвоения ребенком младшего дошкольного
возраста одновременно двух языковых
систем, излишняя стиму­ляция речевого
развития ребенка, неадекватный тип
воспитания ребенка, педагогическая
запущенность, т.е. отсутствие должного
внимания к развитию речи ребенка, дефекты
речи окружающих. В результате действия
этих причин у ребенка могут наблюдаться
нарушения развития различных сторон
речи.

Читайте также:  Обучающие книги по развитию ребенка

Нарушения
речи рассматриваются в логопедии в
рамках клинико-педагогического
и
психолого-педагогического
подходов.

Механизмы
и симптоматика речевой патологии
рассматрива­ются с позиций
клинико-педагогического подхода. При
этом выде­ляются следующие расстройства:
дислалия,
нарушения голоса, ринолалия, дизартрия,
заикание, алалия, афазия, дисграфия и
дислексия.

Соседние файлы в папке ПСИХОЛОГИЯ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Вопрос 47. Логопедия как наука

1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) – педагогическая наука о нарушениях развития речи,)

преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) – развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.

2. Основные задачи логопедии:

• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;

• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.

Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.

В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.

Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.

особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;

необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;

качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;

важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;

координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;

речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;

произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.

2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенка

Условия формирования нормальной речи:

сохранная центральная нервная система;

наличие нормального слуха и зрения;

активное речевое общение (прежде всего на уровне: “взрослый! ребенок”, “ребенок — взрослый”).

У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:

• формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;

• развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:

• самая ранняя стадия – вокализация, гуление, лепет;

• постепенное приближение лепета к звукам родного языка;

• вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;

• к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;

• после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;

• фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;

• к 3 годам – сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;

• переход к овладению развернутой фразовой речью;

• к 5 годам – развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;

• к 5~6 годам – начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;

Читайте также:  План работы по самообразованию воспитателя на тему развитие мелкой моторики ребенка в доу

• следующий этап (в условиях обучения) – овладение письменной формой речи.

4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;

• неумение говорить;

• общая психическая отсталость, компенсация которой в ‘дальнейшем требует значительных усилий специалистов,

Источник

Анатомо-физиологические механизмы речи

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

Анатомо физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка
Рис. 1. Строение речевого аппарата

1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

  1. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
  2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
  3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
  4. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
  5. Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Читайте также:  Развитие ребенка в картинках в утробе матери в картинках

Анатомо физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка

Рис. 2. Профиль органов артикуляции

1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

Источник