Анатомия и физиология развития ребенка сапин

Анатомия и физиология развития ребенка сапин thumbnail

Анатомия и физиология человека, Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., 2002.

   В пособии изложены основные сведения по анатомии и физиологии человека с позиций современной медицинской науки. Особо выделены возрастные изменения, происходящие в организме ребенка. Книга написана в доступной форме. Тексты снабжены рисунками, схемами, таблицами, способствующими легкому усвоению материала. Учебным пособием могут пользоваться и студенты педВУЗов.

Анатомия и физиология человека, Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., 2002

Эпителиальная ткань.
Эпителий эпителиальной ткани образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутренних органов, поверхности серозных оболочек, а также образует железы. В связи с этим выделяют покровный эпителий и железистый эпителий.

Покровный эпителий занимает в организме пограничное положение, отделяя внутреннюю среду от внешней, защищает организм от внешних воздействий, выполняет функции обмена веществ между организмом и внешней средой.
Железистый эпителий образует железы, различные по форме, расположению и функциям. Эпителиальные клетки (гландулоциты) желез синтезируют и выделяют вещества – секреты, участвующие в различных функциях организма. Поэтому железистый эпителий называют также секреторным эпителием.

Покровный эпителий образует сплошной пласт, состоящий из плотно расположенных клеток, соединенных друг с другом с помощью различных видов контактов. Эпителиоциты всегда лежат на базальной мембране, богатой углеводно-белково-липидными комплексами, от которых зависит ее избирательная проницаемость. Базальная мембрана отделяет эпителиальные клетки от подлежащей соединительной ткани. Эпителии обильно снабжены нервными волокнами и рецепторными окончаниями, передающими в центральную нервную систему сигналы о различных внешних воздействиях. Питание клеток покровного эпителия осуществляется путем диффузии тканевой жидкости из подлежащей соединительной ткани.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основные этапы развития человека 6
Строение тела человека 17
Клетки 17
Деление клеток (клеточный цикл) 24
Ткани   27
Эпителиальная ткань 27
Соединительные ткани 30
Собственно соединительная ткань 30
Скелетные ткани 33
Кровь и ее функции 37
Мышечные ткани 43
Нервная ткань 47
Органы, системы и аппараты органов 50
Опорно-двигательный аппарат 52
Учение о костях и их соединениях (остеоартрология) 52
Общая анатомия скелета 52
Общая анатомия соединения костей. 60
Строение скелета 65
Позвоночный столб 66
Грудная клетка 74
Череп 76
Скелет конечностей 94
Мышечная система 110
Строение и функции скелетных мышц 110
Мышцы и фасции частей тела 117
Мышцы туловища 118
Мышцы и фасции головы 129
Мышцы и фасции шеи 133
Мышцы и фасции конечностей 135
Учение о внутренностях (спланхнология) 149
Пищеварительная система 151
Полость рта 152
Глотка и пищевод 158
Желудок 162
Тонкая кишка 165
Толстая кишка 168
Печень. 172
Желчный пузырь 174
Поджелудочная железа 175
Брюшинная полость. Брюшина 177
Пищеварение. Питательные вещества 179
Пищеварение в полости рта 182
Пищеварение в желудке 184
Пищеварение в тонкой кишке 186
Пищеварение в толстой кишке 189
Всасывание 189
Система органов дыхания 191
Воздухоносные пути 191
Полость носа 191
Гортань 194
Трахея и бронхи 199
Легкие 200
Плевра 203
Средостение 205
Дыхание 205
Механизм вдоха и выдоха 207
Газообмен в легких 208
Транспорт газов кровью 210
Мочевыделительная система 212
Мочевые органы 212
Почки 212
Почечные чашки. Лоханка. Мочеточники 217
Мочевой пузырь 218
Механизмы образования и выведения мочи 220
Половая система 224
Мужские половые органы 224
Внутренние мужские половые органы 224
Наружные мужские половые органы 228
Женские половые органы 232
Внутренние женские половые органы 235
Наружные женские половые органы 239
Половые клетки. Сперматогенез и овогенез 242
Железы, не имеющие протоков (эндокринные железы) 249
Классификация и строение желез внутренней секреции 253
Гипофиз 253
Щитовидная железа 258
Паращитовидные железы 260
Надпочечники 261
Эндокринная часть половых желез 264
Эндокринная часть поджелудочной железы 265
Шишковидное тело 266
Одиночные гормонообразующие клетки 267
Учение о сосудах (ангиология) 268
Сердце и кровеносные сосуды 268
Сердце 277
Перикард 281
Работа сердца 285
Кровеносные сосуды 290
Сосуды малого круга кровообращения 290
Артерии большого круга кровообращения 291
Вены большого круга кровообращения 306
Нижняя полая вена и ее притоки 309
Воротная вена и ее притоки 310
Органы кроветворения и иммунной системы 316
Центральные органы иммунной системы 324
Периферические органы иммунной системы 325
Лимфатическая система 331
Нервная система 336
Центральная нервная система 340
Спинной мозг 340
Головной мозг 346
Оболочки спинного и головного мозга 371
Проводящие пути головного и спинного мозга 375
Локализация функций в коре полушарий
большого мозга 381
Высшая нервная деятельность. 387
Периферическая нервная система 391
Черепные нервы 391
Спинномозговые нервы 397
Автономная (вегетативная) нервная система 402
Органы чувств 407
Орган зрения 407
Оптическая система и аккомодационный аппарат глаза 413
Проводящий путь зрительного анализатора 414
Орган слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган) 416
Орган равновесия (вестибулярный аппарат
внутреннего уха) 420
Орган слуха (звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха) 422
Органы вкуса и обоняния 426
Орган вкуса 426
Орган обоняния 427
Кожа и ее производные 428.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Анатомия и физиология человека, Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., 2002 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Анатомия и физиология человека, Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., 2002 – pdf – depositfiles.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с нарушениями речи

Скачать книгу Анатомия и физиология человека, Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., 2002
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 08.07.2013 10:36 UTC

Теги:

учебник по анатомии :: анатомия :: Сапин :: Сивоглазов

Следующие учебники и книги:

  • Карманный анатомический альбом, Пупышев Л.В., 2000
  • Атлас по физиологии, Том 1, Камкин А.Г., Киселева И.С., 2010
  • Атлас анатомии человека, Неттер Ф., 2003
  • Анатомия человека, Системы и органы, Бехин П., 2007

Предыдущие статьи:

  • Анатомия и физиология человека, Гайворонский И.В., 2011
  • Физиология, Основы и функциональные системы, Судаков К.В., 2000
  • Физиология человека, Общая, Спортивная, Возрастная, Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005
  • Атлас анатомии человека, Севастьянова И., 2008

Источник

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»

Контрольная работа

по предмету:

«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»

 Тема: «Физиологические основы утомления. Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».

студентка группы 144 з5

по специальности 050144 Дошкольное образование

Абрамова Мария Алексеевна

                                                                                 Проверила:

                                                                                                             Швайкина.О.А.

г. Нижний Новгород 2014 г.

Введение

Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы – это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей.

        Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности.

        Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.

Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.

        Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.

Основная часть

  1. Физиологические основы утомления

Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости.

Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др.

Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других – в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.

На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.

        Утомление может возникать в связи с различными факторами:

  • нарушения режима,
  • несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,
  • предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,
  • недостаточная продолжительность сна,
  • длительные отрицательные эмоции и др.

В трудах выдающихся отечественных физиологов – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой – утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки.

Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости

Усталость – это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы.

Читайте также:  Лучшие секции для развития ребенка

Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия.

Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье.

Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении.

Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.

        Начальными  признаками  переутомления  считаются:

  • изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);
  • снижение успеваемости;
  • потеря аппетита;
  • появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).

      Выраженными  признаками  переутомления  являются:

  • резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо-собности;
  • нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
  • стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
  • снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
  1. Профилактика переутомления детей дошкольного возраста

В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • продолжительность и кратность сна;
  • время пребывания на воздухе в течение дня;

При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов – стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект – торможение роста.

Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет – 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч.

Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5-3 ч, в старшем – 2-2,5 ч.

Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Читайте также:  Педсовет в доу по познавательно речевому развитию ребенка

Заключение

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям. – В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.  

Список литературы

1. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Чертог «Ради здоровья детей», М., «Просвещение», 1985

2. Е.В. Рябышева «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», Челябинск, 2002, стр. 77.

3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» М., «Просвещение», 1987.

4. В.А. Иванченко «Как победить усталость?»

5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999

Приложение

Советы психолога

по предупреждению развития переутомления

Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний.

Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни.

При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать.

При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.

Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами.

Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников.

В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон.

Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов.

Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации.

Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы.

Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.

Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12-14 часов.

Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.

Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза.

Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых.

Использовать в работе с детьми:

  • релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,
  • лечение музыкой,
  • точечный, обычный массаж,
  • дыхательную гимнастику,
  • упражнения для рук

Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.

Источник