Анамнез раннее речевое развитие ребенка

Ф.И.ребенка:_Костя Т. 8 лет.

возраст: 8 лет  Школа: __________Класс: . Обучается с 1 сентября 2017г.

Краткий анамнез раннего речевого развития: со слов мамы имело место более позднее начало речи. Речевое развитие протекало неравномерно, волнообразно, на фоне недостаточной речевой активности с преобладающим отставанием экспрессивной речи от импрессивной.

Речевая среда и социальные условия: В дошкольном периоде ребенок эпизодически посещал индивидуальные логопедические занятия в частном порядке, с минимальной положительной динамикой.

Общая и мелкая моторика: навыки работы с карандашом, ручкой, ножницами недостаточно развиты; объем движений ограничен, переключаемость крайне затрудненная, отмечается застревание на одном движении; движения нескоординированные, слабые, неточные. Имеется общая моторная неловкость.

Анатомическое строение органов артикуляции: нарушение зубного ряда, зубы вне челюстной дуги. Готическое клиновидное нёбо, боковые края утолщены. Подъязычная связка – без особенностей.

Артикуляционный моторика: сниженный тонус в покое, сглаженность носогубных складок, при произвольных движениях и речевой нагрузке отмечается повышение тонуса мышц.

Устная речь:

Общее звучание речи: речь замедленная, неразборчивая, малопонятная, интонационно неоформленная. Голос слабый, маломодулированный.

Понимание речи: сформировано на бытовом уровне, имеет место недостаточное понимание обращённой речи. Не всегда понимает инструкции учителя.

Звукопроизношение: нарушено полиморфно, имеются искажения, замены и смешения (замена [Ц] на [С];  [Ш] на[С]; [Ж] на [З]; [Щ] на [СЬ]; [Ч] на [C]; [j] на [Л]; [Р] на [Л]; [РЬ] на [Ль]– горловые, тотальное оглушение звонких согласных). Следует отметить выраженные трудности в формировании речевых навыков, автоматизации, дифференциации звуков в спонтанной речи.

Фонематическое восприятие: нарушено.

Звуковой анализ: недостаточно сформирован, особенно его сложные формы, затрудняется при определении места и последовательности звуков в слове на материале слов из 4-х и более звуков, выполняет задания с опорой на наглядность. Фонематический синтез недостаточен. Фонематические представления недостаточно сформированы, с трудом подбирает слова с заданным звуком на определенном месте.

Слоговая структура речи: ритмический рисунок простого по составу слова может воспроизвести правильно. При усложнении речевого материала допускает ошибки. Воспроизводит 3-4-хсложные слова с ошибками, сокращает количество слогов, упрощает структуру, пропускает, заменяет, переставляет звуки, слоги в словах как при изолированном произнесении, так и в составе предложений.

Активный словарь: ограничен бытовой лексикой, с преобладанием существительных и глаголов, незначительный объем прилагательных, наречий, категорий состояния. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов и применения способов словообразования. Слов-обобщений также недостаточно, их количество ограничено бытовыми обобщающими понятиями.

Грамматический строй языка: предложение односоставное, простое нераспространенное. Аграмматизм грубый, проявляется как на уровне словоизменения, так на уровне словообразования, синтаксиса.

Связная речь: при составлении рассказа по серии картинок использует простую нераспространенную фразу или одно слово, причинно-следственные связи  не устанавливает, пересказывает фрагментарно, упуская существенные детали.

Письменная речь:

Письмо: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. При списывании механически копирует материал. Нарушена ориентация в тетради. В строке также не ориентируется.

Чтение: формируется очень медленно, с многочисленными ошибками. Буквы забывает, путает их, звуко-буквенная соотнесенность не сформирована. Смысл прочитанного  не понимает , скрытый смысл текста не выделяет.

Логопедическое заключение: Дисграфия и дислексия на фоне ОНР II –III уровня.

Рекомендации: консультация врача-оториноларинголога, консультация врача стоматолога-ортодонта с целью коррекции зубно-челюстной системы; консультация  дефектолога. Организация единого речевого режима в школе и дома для закрепления полученных речевых навыков вне логопедического кабинета, продолжить систематические индивидуальные и групповые логопедические с целью коррекции имеющихся речевых нарушений.

Дата

Учитель-логопед  

Вас может заинтересовать:

1.Конспекты логопедических занятий.

2.Приёмы постановки звуков.

3.Артикуляционная гимнастика.                

Источник

Источник: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.

1. Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия:

–  генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, острые, хронические, бытовые и производственные интоксикации, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавление, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков;

 – отсутствие или слабая выраженность родовых схваток, стимуляция родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большая или малая масса тела новорожденного, преждевременное рождение;

–     нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания.

  1. Отметить характер грудного вскармливания:

–    как ребенок взял грудь, как удерживал сосок;

–    было ли подтекание молока по уголку губ;

–    был ли пот над верхней губой при сосании;

–    были ли засыпания во время кормления, частые и обильные срыгивания.

  1. Отметить особенности сна и бодрствования:

–    чрезмерное двигательное возбуждение;

–    сильный приступообразный, т.н. мозговой, крик.

  1. Отметить особенности раннего развития ребенка:

–     когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких;

–    когда появились первые зубы, сколько зубов было к году.

  1. Сделать заключение о соматическом состоянии ребенка:

–     по медицинской карте выяснить, у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом.

  1. Отметить характер раннего речевого развития:

–    появление гуления, лепета, первых слов и первых фраз;

–    отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине;

–    использовались ли жесты в качестве замены или дополнения речи;

–    отношение окружающих к состоянию речи ребенка;

Читайте также:  Ребенок до года психомоторное развитие

–     занимался ли с логопедом, каковы результаты.

 Методы (низкоформализованные)

–    Изучение медицинской документации.

–    Индивидуальные беседы с родителями.

–     Анкетирование.

 Критерии оценивания

3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме или опережает ее.

2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие. Психофизическое и речевое развитие в пределах возрастной нормы.

1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.), а также неврологические и психопатологические синдромы (перинатальная энцефалопатия, ММД, задержка моторного развития и др.). Отмечены хронические соматические заболевания сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматиты и др. Отмечается задержка психофизического и речевого развития.

0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней – кликните на третью ссылку.

Источник

Логопедическое обследование

детей раннего возраста

(от 0 до 3 лет) 

                                                                                                                                                       Составитель: В.В. Самойленко

                                                                                                                                                учитель – логопед МБДОУ д/с № 64

                                                                                                                                              г. Таганрог

Логопедическое обследование детей раннего возраста

      Процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода:

– младенчество (от рождения до 12 месяцев) – «доречевая стадия развития ребенка»;

– преддошкольный период(от 12 до 36 месяцев) – «начальный этап речевой стадии развития коммуникации».

   Цель логопедического обследования детей раннего возраста: – раннее распознавание отклонений речевого развития.  

       Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

   Задачи:  – снизить социальную депривацию безречевого ребенка;

                  –  эффективно корригировать темп психо-речевого развития ребенка;

                  –  предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и др.) в данном возрасте.

Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.

Возраст ребенка

Особенности доречевого и преддошкольного  периода

Логопедическое обследование

Период новорожденности

(0 – 1 месяц)

   В норме ребенок кричит громко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные гласноподобные звуки («а», «э»). 

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • метод наблюдения; 

отмечается: характер крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий), слуховое сосредоточение на человеческом голосе (перестает плакать, отвечает специфическими реакциями – сосательные движения).

1 – 3 месяца

   На эмоционально-положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа», «мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.

С помощью крика, который становится интонационно-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.

К 3 месяцам ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «отвечать » на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживлением, вокализацией, генерализованной двигательной активностью «комплекс оживления»; по-разному реагирует на интонацию говорящего (сердитый и ласковый голос), улыбается или плачет.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • наблюдение за ребенком в естественных условиях;

отмечаются первые доречевые реакции младенца: гуление; наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого,   первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, «комплекса оживления », мимических гримас.

3 – 6 месяцев

Если в начале периода ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, то постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»), а к 6 месяцам у него появляются звукосочетания гласных с губными согласными типа ба-ба-ба, ма-ма-ма, относящиеся к аутолалическому этапу лепета.

Изменение характера голосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать с типичной для его языкового окружения мелодикой.

Коммуникативная деятельность

Малыш стремится к общению со взрослым. Развивается общение с помощью жестов: ребенок протягивает руки к взрослому — он хочет, чтобы его взяли на руки или дали игрушку.

Когнитивное развитие

У ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересом тянется к новой игрушке, легко отвлекается на новый раздражитель).

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • динамическое наблюдение за ребенком;

  отметить особенности доречевого развития ребенка: характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него; особенности интонационной окрашенности голосовых реакций; изменение поведения в ответ на слуховые раздражители; наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре;  специально отмечаются патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);  особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда; неполноценность «комплекса оживления».

6 – 9 месяцев

   Постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые Эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, а также имитирование кашля и щелканья языком. Механизмы аутоэхолалии и эхолалии играют общестимулирующую роль в развитии ребенка. 

Коммуникативная деятельность

Здоровый ребенок понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет». Лепет и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и протестующие жесты).

Наблюдается начальное ситуационное восприятие обращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека).

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • беседа с родителями;
  • динамическое наблюдение за ребенком (методика «Выполнение простейших действий»);    

отметить: особенности формирования лепета; особенности формирования понимания речи (реагирует когда к нему обращаются по имени; поворачивает голову в сторону называемого человека); развитие паралингвистических форм коммуникации; развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи; характер взаимодействия матери и ребенка.

9 – 12 месяцев

   В начале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность, звучания голоса.

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения

Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы использует указательный жест. В этом возрасте активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). У нормально развивающегося ребенка формируется понимание обращенной речи: малыш отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия». К 12 месяцам появляется речевое общение при помощи первых слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие.

Особую форму деятельности здорового младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • анкетирование родителей; приложение №1
  • метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка (методика «Выполнение простейших действий»);

 отметить: усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (соблюдает очередность высказываний, смотрит в глаза собеседнику, кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.); понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию); переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам; появление лепетных слов и переход к первой стадии речевой коммуникации (при помощи первых слов):  сформированность базовых навыков глотания и жевания: пьет из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не допуская «вытекания» жидкости через уголки рта, разжевывает сушки, детское печенье, ест в супе вареные овощи, предварительно размятые ложкой.

12 – 36 месяцев

2-ой год:

1год – первые слова, появление односложных предложений;

1год 3мес. – запас слов до 30;

1год 5мес. – запас  слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова;

1год 5мес. – 2года – появление  фраз, двухсловных предложений; первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?»;

2 года – запас  слов до 200–300.

3-й год:

2года – начинает  пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами; появление трехсловных предложений;

2года 5мес. – появление  многословных предложений;

3года – сохраняются трудности звукопроизношения; запас слов до 800–1000.

  • сбор и анализ анамнестических данных;
  • анкетирование родителей; приложение №1
  • ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
  • метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка;
  • собственно логопедическое обследование ребенка:
  • строение и функционирование основных органов артикуляции;
  • состояние произвольного артикуляционного праксиса (после 1 года 6мес.);
  • дифференцированность слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, методики: «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто как говорит?»;
  • сформированность понимания речи (простых и сложных речевых инструкций), методики: «Оценка состояния по цвету», «Оценка состояния по величине», «Выполнение простейших действий», «Слушаем рассказ»;
  • методика изучения понимания и употребления простых предлогов, методика «Прячем игрушку»;
  • объем активного и пассивного словарного запаса, методики: «Что это такое?» «Что делает?»;
  • методика обследования звукопроизношения (сформированность звуков раннего онтогенеза).
Читайте также:  Мультики для развития речи ребенка от 3 лет торрент

  Приложение №1

Анкета для родителей

(анамнез развития ребенка)

Ф. И. О. ребенка________________________________________________________ 

Дата рождения ребенка _________________________________________________

Возраст матери на момент рождения ребенка________________________________

Возраст отца на момент рождения ребенка __________________________________

Какой по счету этот ребенок в семье ________________________________________

Ребенок  от ___ беременности,  от___ родов, родился на ____ недели беременности

Из двойни, тройни (родился I, II, III)________________________________________

Масса тела при рождении ______, рост при рождении _____

Протекание беременности:

несовместимость по резус-фактору_________________________________________

токсикоз: 1-я половина, 2-я половина: ______________________________________

травмы, хронические или инфекционные заболевания у матери  ________________

_______________________________________________________________________

гипертония/гипотония во время беременности _______________________________

Протекание родов:

продолжительность __________ часов

безводный период ___________  часов

стимуляция родов _______________________________________________________

стремительные, срочные, преждевременные, затяжные роды ___________________

кесарево сечение ________________________________________________________

обвитие пуповиной ______________________________________________________

асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________

родовспоможение (указать какое) __________________________________________

Характер первого крика новорожденного (нужное подчеркнуть):

громкий, пронзительный, хриплый, слабый, не кричал

Ребенок закричал (нужное подчеркнуть):

сразу, после шлепка, после реанимационных мероприятий

Кормление ребенка (нужное подчеркнуть):

принесли кормить на _____ день

сосал активно, быстро уставал и засыпал, отказывался брать грудь, кормили сцеженным молоком или др. ______________________________________________

При кормлении наблюдалось (нужное подчеркнуть):

частые срыгивания, поперхивания, срыгивания, вытекание молока через нос, рвоты

Особенности развития навыков глотания и жевания (нужное подчеркнуть):

выталкивает твердую пищу изо рта, вяло жует твердую пищу, пьет только из бутылочки, пьет из чашки только густые жидкости, плохо пьет из чашки, захлебывается;

Ребенок жует печенье с _____; ест отварное непротертое мясо с _____, непротертые овощи в супе с _____.

Раннее речевое развитие ребенка:

– гуление с ______________________________________________________________

– лепет с ________________________________________________________________

– первые слова с _________________________________________________________

– первые фразы с ________________________________________________________

Читайте также:  Развитие эстетической культуры ребенка в детском саду

Раннее двигательное развитие ребенка:

Ребенок стал держать голову с _____, сидеть самостоятельно с _____, ползать с _____, начал стоять с опорой с _____, ходить без поддержки с _____ .

Особенности развития неречевых форм коммуникации (нужное подчеркнуть):

просит только жестами и плачем; не смотрит в глаза своему «собеседнику», не кивает головой – «да/нет», не машет ручкой – «до свидания».

Особенности формирования понимания обращенной речи (укажите с какого возраста):

– знает свое имя (реакция на имя) с _________________________________________

– различает имена близких людей (поворачивает голову в их сторону, реагирует на вопросы: «Где мама? Где папа?» с __________________________________________

– понимает некоторые простые вопросы («Где ляля? Где киса?») с  ______________

– следует словесным запретам («нет, нельзя») с _______________________________

– выполняет простую инструкцию («Дай это маме») с _________________________

– пытается выполнять словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («Накорми куклу и уложи спать») с ________________________________________

Приведите пример такой инструкции, выполняемой Вашим ребенком без затруднения ____________________________________________________________

Наращивал словарный запас (нужное подчеркнуть):

хорошо, очень медленно, накопление словаря прерывалось, количество слов практически неизменно.

Сейчас (нужное подчеркнуть):

говорит отдельные слова, говорит короткие фразы, стал меньше говорить, сильно искажает даже простые слова.

Особенности игровой деятельности:

Проявляет ли Ваш ребенок интерес к игрушкам? Перечислите любимые игрушки и занятия с ними:

до 1 года – ______________________________________________________________

в 1,5 года –  _____________________________________________________________

в 2 года – _______________________________________________________________

в настоящее время – _____________________________________________________

Сколько времени ребенок самостоятельно играет с игрушками? ________________

Что произносит ребенок во время игры  (нужное подчеркнуть):

редкие возгласы, активно лепечет, молчит.

Согласны ли Вы дать разрешение на проведение логопедического обследования Вашего ребенка?______ дата ___________________(подпись)__________________

Литература:

1. Психолого – педагогическая диагностика / Под редакцией Стребелевой Е. А. – М.:1991.

2. Волкова Г. А. Методика психолого – педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005.

Источник