Анализаторов для психического развития ребенка

Анализаторов для психического развития ребенка thumbnail

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов 	Автор...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов 	Автор

Описание слайда:

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов Автор разработки воспитатель группы раннего возраста «Березка» МДОУ №38 «Улыбка» Головина Т. А.

2 слайд

Актуальность  Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза

Описание слайда:

Актуальность  Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса,

3 слайд

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокуп

Описание слайда:

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

4 слайд

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений

Описание слайда:

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений и восприятий при помощи анализаторов у детей составляет основу сенсорного развития. Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.

5 слайд

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств

Описание слайда:

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве) Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю­щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре­чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му­зыкального слуха.

6 слайд

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствите

Описание слайда:

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо­лодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений

7 слайд

Развитие обоняния 	Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами и

Описание слайда:

Развитие обоняния Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, лимона, кофе, цветов и др. На занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах: запах лука —сильный, горьковатый; запах кофе — ароматный, приятный; запах лимона — свежий, резкий.

8 слайд

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам

Описание слайда:

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

9 слайд

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что

Описание слайда:

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игры: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» ((детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений), «Коробочки с запахами».

10 слайд

Развитие вкуса 	Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус

Описание слайда:

Развитие вкуса Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

11 слайд

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. 	Все

Описание слайда:

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов — обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Работа по развитию вкуса аналогична работе по различению запахов.

12 слайд

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений.  «О

Описание слайда:

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений.  «Определи на вкус» (ребенок кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения) «Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус

13 слайд

Развитие тактильно-двигательного восприятия 	Разные предметы обладают рядом с

Описание слайда:

Развитие тактильно-двигательного восприятия Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории и др. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы.

14 слайд

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жи

Описание слайда:

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Тактильные ощущения выражаются в осязании пальцами разных кусочков материй, различных по толщине и поверхности, разных листов кустарников и деревьев и других материалов. Чувство давления развивается при упражнениях в лепке из глины, пластилина, воска и тому подобного, а также путём игры в мяч, конструктивных игр.

Читайте также:  Ребенок с задержкой развития в школе

15 слайд

Адекватное восприятие температуры  является жизненно важным качеством. Первые

Описание слайда:

Адекватное восприятие температуры  является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими. Это вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

16 слайд

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполаг

Описание слайда:

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие. В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

17 слайд

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку ,

Описание слайда:

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку , а ребенок должен угадать, какой предмет изображен: холодный, теплый или горячий) «Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей «Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным

18 слайд

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восп

Описание слайда:

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве. Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

19 слайд

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз.

Описание слайда:

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз. В гигиеническом отношении важно нормировать во времени работу детей, связанную с длительным напряжением глаз. Необходимо так строить детскую деятельность, чтобы упражнения, связанные с напряжением глаз не занимали бы полностью всего времени, а чередовались с другими видами упражнений .

20 слайд

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т.

Описание слайда:

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т. д., представляется им возможность зрительных упражнений по восприятию отдельных форм предметов и различий между ними. Обычно эти зрительные восприятия сочетаются с осязательными. Наряду со зрительными упражнениями, знакомящими детей с формой предметов, целесообразно применять упражнения, развивающие цветоые ощущения. Этим целям могут служить окрашенные в разные цвета игрушки, мячи, садовые и полевые цветы и т. д.

21 слайд

Развитие слухового восприятия 	При помощи органа слуха (слухового анализатора

Описание слайда:

Развитие слухового восприятия При помощи органа слуха (слухового анализатора) воспринимаются различные звуки. Важно знакомить детей с бережным отношением к ушам, с правилами гигиены. Необходимо объяснять детям, что вредными для ушей являются чрезмерно сильные звуки, так как они могут вызвать расстройство слуха. Поэтому следует беречь ребёнка от всякого сильного шума и крика.

22 слайд

Большое значение для развития органов слуха у детей имеют слуховые упражнения

Описание слайда:

Большое значение для развития органов слуха у детей имеют слуховые упражнения. В раннем детстве таким упражнением служит слушание простых ритмичных мелодий. Позже наряду со слушанием музыки, целям слуховых упражнений служит пение различных песен самими детьми. Обучение пению и музыке также весьма развивает слух детей раннего возраста.

23 слайд

Очень важно развивать у детей способность распознавать более тонкие оттенки

Описание слайда:

Очень важно развивать у детей способность распознавать более тонкие оттенки звуков (свист, звон т т.п.). Этому содействуют некоторые детские игры, например, игра в «жмурки». Весьма развивает тонкость слуха различение звуков в природе, например, прислушивание к шелесту листьев, шуму дождя, пению птиц и т. д. Этим путём можно в значительной мере усовершенствовать слух и достигнуть большой его остроты, что имеет немаловажное практическое значение.

24 слайд

Заключение Пять систем чувственного восприятия - зрение, слух, осязание, обон

Описание слайда:

Заключение Пять систем чувственного восприятия – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать – начинается период сенсорного (от лат. “sensus” – чувство или ощущение) развития. Ранний возраст = это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, звуках а также запахе и вкусе.

25 слайд

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его се

Описание слайда:

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.

26 слайд

Используемые ресурсы: https://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png ht

Описание слайда:

Используемые ресурсы: https://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png https://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png https://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig vscolu.ru BlackPantera.ru nsportal.ru

Анализаторов для психического развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Анализаторов для психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Анализаторов для психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-292851

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

Читайте также:  Методы обследования речевого развития ребенка

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих – в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие сон

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать  такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

                       Заболевание

                  Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи – он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Фото: Рexels, Depositphotos

Источник