Анализ уровня развития ребенка 7 лет

Анализ уровня развития ребенка 7 лет thumbnail

Успешность воспитания, обучения, социальной
адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его
возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная
психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в
системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение,
коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика
нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития, определить
оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его
психофизическим особенностям.

Проведение психодиагностического обследования
всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных
задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями
развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для
определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Если коррекционно-педагогическое воздействие
строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни
ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитываются важные для
развития особенности окружающей микросреды, то это воздействие обеспечивает
успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в
школьной среде. Способствует формированию положительного отношения к учению, к
школе. Влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой
для специальных коррекционных мероприятий.

И наоборот. Если в процессе обучения уровень
развития ребенка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не
учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются,
возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется
почти невозможно.

Целью данной диагностики является обследование
уровня развития детей, качественный анализ уровня психического развития для
определения индивидуальных особенностей каждого ребенка, характеристики
нарушений психики и на этой основе создания идеальных условий для развития,
обучения и коррекции отклонений.

Результаты диагностики служат основой
прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора оптимального
содержания обучения и коррекционного воздействия.

Данную диагностику проводит учитель-дефектолог. По
ее результатам строится групповая и индивидуальная работа.

Ниже приводится примерный список методик
исследования сенсомоторной сферы детей. Предлагается таблица факторов риска
развития ребенка, которая заполняется по результатам обследования. Для более
точной диагностики представлен анализ показателей развития.

Приложение 1

Задания для диагностики.

I. Беседа на выявление запаса сведений и знаний.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда
    вырастешь: женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть сестра, брат? А кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год?
    Сколько было год назад?
  6. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  7. Как называется город, страна, в которой ты
    живешь?
  8. Покажи свой правый глаз. Для чего человеку
    нужны: глаза, рот, уши…?
  9. Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Что
    бывает раньше, обед или ужин?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш,
    ленточка, кофта?
  11. Каких животных, птиц ты знаешь?
  12. Кто больше, корова или собака? Кто меньше,
    птица или бабочка? У кого больше ног, у собаки или птички?
  13. Когда можно кататься на санях – зимой или
    летом? Почему?
  14. Какое сейчас время года? Почему ты так
    считаешь?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Зачем в школе нужна парта, портфель, звонок?
  18. Что нужно сделать, если сломаешь нечаянно чужую
    вещь?

Оценка результатов:

  • 6 и менее правильных ответов – низкий уровень,
    выраженный фактор риска;
  • 7 – 13 правильных ответов – средний уровень,
    наличие фактора риска;
  • 14 – 18 правильных ответов – высокий уровень,
    отсутствие фактора риска.

II. Крупная
моторика.

1. «Изобрази» – ребенка просят изобразить животных,
птиц.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики, умение передавать образы в движении, мимике, пантомимике.

2. Комплекс упражнений:

  • ходьба: на носках с разными положениями рук; на
    пятках; на наружных и внутренних сторонах стоп;
  • бег: на месте; на носках; сильно сгибая ноги
    назад; выбрасывая прямые ноги вперед;
  • прыжки: на двух ногах; на одной ноге; меняя
    ноги; в длину с места.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики.

III. Тонкая
моторика.

1. Задания: мозаика, шнуровка, завязывание и
развязывание узелков, плетение косичек.

Цель: выявление особенностей тонкой
моторики.

2. Графические задания: продолжи ряд.

Приложение 2

Цель: выявление особенностей тонкой моторики,
графических навыков.

3. Упражнения:

  • ладонь положить на стол, поочередно поднимать
    пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца;
  • зажать карандаш средним и указательным пальцами,
    затем сгибать и разгибать эти пальцы;
  • выпрями кисть, затем медленно сжимать пальцы в
    кулак.

Цель: выявление особенностей тонкой моторики.

IV.
Зрительно-моторная координация.

Задание: срисуй фигуры.

Приложение 3

Цель: определение четкости и ровности
штриха, точности соотношения элементов, величина штрихов.

V. Сенсомоторная
интеграция.

«Узнай фигуру на ладони» – ребенку показывают
геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник,
квадрат), дают пощупать и рассмотреть, пощупать с закрытыми глазами, а затем
предлагают, ребенку заложить ведущую руку с открытой ладошкой за спину. На
ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат.
Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя цифры
или буквы.

Цель: выявить уровень развития сенсомоторной
интеграции.

VI. Слухомоторная
интеграция.

«Постучи как я» – ребенок сидит за столом спиной к
дефектологу, руки на столе. Дефектолог отстукивает различные ритмы. Ребенок
должен их повторить.

Цель: выявить уровень развития слухомоторной
интеграции.

VII. Восприятие.

1. Ребенка просят показать, где у него правая рука,
левое ухо, правый глаз. То же просят показать на картинке или у игрушки.

Цель: исследовать умение различать правую –
левую стороны у себя, в изображении на картине, игрушке.

2. Вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой был
вчера? Какой будет завтра? Как называются выходные дни?»

«Назови времена года. Какое время года наступит
после зимы? На деревьях желтые листья, часто идут дожди, становится холодно,
птицы улетают в теплые страны – какое это время года?»

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность временных
отношений.

3. Вопросы: «Назови, что находится справа от тебя,
слева от стола, на столе, под стулом, позади тебя».

Цель: выявить сформированность
пространственных представлений, умение ориентироваться в ближайшем окружении.

4. Ребенку предлагается набор геометрических фигур
(круги, треугольники, квадраты) разного размера и цвета, альбомный лист.

Задание: «В центр листа положи большой красный
треугольник, справа от него положи маленький синий квадрат, слева от
треугольника положи маленький желтый круг, под круг положи большой зеленый
квадрат» и т.д.

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность представлений
о форме, величине, цвете, способность различать понятия «большой», «маленький»,
ориентироваться на плоскости.

5. «Узнай и дорисуй» – ребенку предлагаются
карточки с недорисованными предметами. Он должен узнать, что нарисовано, и
дорисовать вторую половину.

Цель: выявить умение детей видеть объем
целого предмета, точно передавать вторую половину предмета, целостность
восприятия.

VIII. Внимание.

1. «Найди отличия» – ребенку предъявляют две
картинки и предлагают найти отличия.

Цель: выявить способность концентрировать
внимание на предъявляемых объектах, наблюдательность.

2. «Найди и вычеркни» (для детей, знающих буквы) –
ребенку дают лист с буквами (10 рядов по 15 букв) и предлагают просматривать все
ряды от начала до конца и подчеркивать все буквы О, все буквы А зачеркивать.

Если ребенок не знает буквы, их можно заменить
геометрическими фигурами и предложить подчеркивать все круги, а все треугольники
зачеркивать.

Цель: определить уровень продуктивности,
устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

IX. Память.

1. Ребенку называют 10 слов (собака, цветок, ручка,
дверь, стол, огурец, мальчик, книга, стакан, ложка). Затем просят их повторить в
произвольной последовательности.

Цель: выявить уровень сформированности
слуховой памяти.

2. Ребенку показывают 10 картинок, на которых
изображены знакомые предметы (карандаш, топор, шкаф и т.д.). Затем просят
повторить в произвольной последовательности все, что он запомнил.

Цель: выявить уровень сформированности
зрительной памяти.

3. «Пары слов» – ребенку зачитывают 5 пар слов:

  • Тарелка – суп.
  • Собака – будка.
  • Корова – молоко.
  • Школа – учитель.
  • Книга – буквы.

Затем зачитывают первое слово, а ребенок должен
воспроизвести второе.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

4. «Истории» – ребенку зачитывают небольшой текст.
Затем просят его пересказать.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

X. Мышление.

1. «Четвертый лишний».

Цель: выявление способности исключать и
обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.

2. «Нелепицы».

Цель: выявить уровень понимания логических
связей и закономерностей окружающего.

3. «Сравни предметы».

Цель: выявить умение выделять признаки
сходства и различия предметов.

4. «Разложи по группам».

Цель: выявить уровень сформированности
процессов классификации и группировки на основе выделения существенных признаков
и способности к обобщению.

5. «Аналогии» – ребенку предлагают карточку с
аналогиями:

  • Тарелка – суп.
  • Стакан – обед, еда, компот, стол.
  • Школа – учитель.
  • Магазин – продукты, хлеб, молоко, продавец.
  • Птица – гнездо.
  • Человек – люди, дом, рабочий, зверь.

Цель: выявить умение выделять существенные
признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями; запас и
точность представлений об окружающем мире.

6. «Какой фигуры не хватает?» – детям предлагается
назвать геометрические фигуры, сосчитать их в столбике, сравнить и определить,
какой фигуры не хватает в последнем столбике.

Приложение 4

Цель: выявить умение детей сравнивать,
анализировать, устанавливать закономерность.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для
    педагогов и родителей. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический
    материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.:
    ВЛАДОС, 2002.
  3. Коррекционная педагогика в начальном
    образовании: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина,
    М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия»,
    2001.
  4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная,
    Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.:
    «Академия», 2003.

Источник

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Диагностика педагогического процесса

 в подготовительной к школе группе «Веселый ребята» МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»

 (с 6 до 7 лет)

на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатели: 1. Хадралиева Э.М.

                          2. Алимова Э.Д.

Муз. руководитель: Чалапко Л.В.

Инструктор по физ. культуре: Антонюк Д.В.

Дата заполнения: Октябрь 2016 г.

                                                               Май 2017 г.

                         с. Ермаково

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)

Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

      Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

 – наблюдение;

– проблемная (диагностическая) ситуация;

– беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

– индивидуальная;

– подгрупповая;

– групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».

Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).

Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».

2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: картина с изображением ссоры детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.

Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».

Образовательная область «Речевое развитие» 

1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 

1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.

Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».

2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.

Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.

Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие» 

1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».

2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть?». Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Возрастная группа _________________________________________          Дата проведения ________________________   ___________________________

<

Разделы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Формирование основ безопасности

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)

Умеет самост оятельно объеди няться для совместной игры и труда, занима ться самост оятельно выбран ным делом, догова риваться, помогать друг другу

Может дать нравств енную оценку своим и чужим поступкам Знает и соблюдает правила поведен ия в обществ енных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослы ми и сверстниками

Сфор мирован интерес к учебной деятел ьност и и желание учиться в школе развит а иници ативн ость, ответс твенность

Умеет самостоя тельно и своеврем енно готовить материалы и пособия к занятию, без напомина ния убирать свое рабочее место, выполнят ь обязанно сти по столовой, занятиям, уголку природы

Сформи рованы трудовые навыки, желание участво вать в коллект ивном труде

Умеет пользов аться столовыми прибора ми, правильно вести за столом, следит за своим внешним видом, замечает и устраняет непорядок

Имеет предст авления о семье и ее истории, об их профе ссиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родит елей

Имеет гендерные представ лени я о себе, о перспективе развития личности

Имеет предст авления о родной стране , о родно м крае, госуда рственных праздниках

Имеет предст авления об окруж ающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятел ьности

Знает правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге

Знает правила обращения с бытовым и предмета ми, правила безопасн ости безопасн ого поведения во время игр в разное время года

Знаком с правилам и поведения на природе, с Красной книгой, явлениям и неживой природы

Ф.И. ребенка

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г